Открытая группа
13710 участников
Администратор Микола-Админ



←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Двойники: Рихтер-Гульд

Рихтер и Гульд

Часть 1
Часть 2

Если подвести итог описания двух портретов выдающихся пианистов XX века, то можно сделать некоторые выводы.

Ни Рихтера, ни Гульда повторить невозможно. Ни тот ни другой не оставили после себя школы; ни тот, ни другой никогда не занимались преподавательской деятельностью. Их широта и гениальность определялись силой воздействия и влияния на современников и последующие поколения.

Но творили они совершено в разных условиях: один в свободной стране, второй – в тоталитарно-коммунистической, где любой художник был крепостным и полностью зависимым от государства. И, как показывает история этих двух гениев, свобода, при прочих равных условиях, дает гораздо большие возможности развития личности и формирует перспективу на много лет вперед.

Гленн Гульд в детствеГульд родился в сентябре 1932 года (в 2012 г. ему бы исполнилось 80 лет!). Мать Гульда Гленна была органисткой и играла на фортепиано, отец – играл на скрипке.

Учила мальчика музыке до 10 лет мама, у Гленна были хорошие музыкальные способности. В 10 лет он поступил в консерваторию.

Воспитывался же он, как сам говорил, на Бетховене в исполнении А.Шнабеля, для которого фортепиано, как инструмент, не имел значения.

Он был только средством постижения Бетховена, шире – того, что может быть выражено посредством инструмента, а не сам по себе инструмент. Он был музыкантом, прежде всего, а потом уже пианистом.

Идея, что инструмент лишь дает возможность выразить то, что выше его, стала одной из ключевых в творчестве Гленна. Гульд говорил, что он не был вундеркиндом в исполнении, он был вундеркиндом в смысле умонастроения, в том числе и того, которое было сформировано в детстве А.Шнабелем.

Потом он во многом формировал себя сам, осознав  свои психологические особенности и склонности характера, чувствуя их сначала на интуитивном уровне, позднее - переведя на ментальный. Но на выстраивание себя у него ушла почти вся жизнь. Он был эрудитом и мог быть гидом по всем музыкальным эпохам.

Ему хотелось заниматься многими вещами, не сковывая себя только исполнительским мастерством. Он написал 45 статей, не считая аннотаций к своим записям, участвовал в съемках фильмов, давал различные интервью, интересовался разными музыкальными направлениями и новинками: от «Битлзов» до Барбары Стрейзанд. Он хотел быть композитором,  и т.д.

Так Рихтер представлял Революционный этюд Шопена
Так Рихтер представлял Революционный этюд Шопена

 

Святослав Рихтер   тоже не учился в музыкальной школе и не получил систематического музыкального образования. Его учил отец.

Потом Святослав стал учиться игре на фортепиано самостоятельно, по произведениям великих композиторов, таких, как, например, Шопен. Поступил он в консерваторию в 22 года, когда и поступать-то было поздно, но поступил с первого раза.

И в этом смысле Рихтер был вундеркиндом, вундеркиндом-самоучкой. Его дважды отчисляли из консерватории за своенравность. Но его учитель, Г.Г.Нейгауз, возвращал Рихтера снова и снова, сразу поняв, кто перед ним.

Можно восхищаться стойкостью духа Святослава Рихтера, глубиной проникновения в произведение композитора, его темпераментом, страстью, честностью и детскостью.

Он был личностью! Личностью, которая смогла своим талантом пробить стену на много веков вперед, встать один на один с обществом, несвободным, подавляющим всякое отклонение от нормы и выйти победителем. Но насколько больше бы он мог сделать, не будь этого давления. Потенциал Рихтера был выше и мощнее.

Поэтому смею сказать, что влияние Гульда на пианистическое и музыкальное искусство в целом все-таки оказалось более сильным. И не в последнюю очередь, потому что он жил и творил в свободном обществе.

Он создал прецедент использования технических возможностей в музыкальной среде, он оставил теорию и метод, которыми могут воспользоваться его последователи; он сделал попытку направить формирование духовной и культурной среды в иное русло.

И потому его влияние оказалось огромным, кроме того, что он оставил совершенно оригинальные шедевры исполнительского мастерства произведений Баха, Шёнберга, Бетховена, Берга и других композиторов. Гленн Гульд сам стал эпохой. Интеллект, соединенный с духовностью, дали свои плоды.

Святослав Рихтер играет Революционный этюд Шопена

Glenn Gould playing Allegretto from Beethoven Piano Sonata n.17

Источник сайт  В поисках мира и душевного покоя  -  читать еще статьи

===========================================================

                              Рекомендую еще статьи с моего сайта:

Тысячелетие России | Мысли года | Новогоднее яблоко | Православный юмор | Корни истины

===========================================================

Это интересно
+5

14.09.2013 , обновлено  14.09.2013
Пожаловаться Просмотров: 1203  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 16

Для того чтобы писать комментарии, необходимо

да, нормально

ссылку на статью поправил - открывать в новом окне

и убрал перелинковки из статьи - это уже на сайт перейдут, там будут переходить

Николай. я не поняла. "В новом окне" я всегда вроде открываю, но наверное что-то пропустила.Линковки в тексте, который размещаю, надо убирать? Не поняла про перелинковку. Уточните, пжл.

да, пару ссылок пропустили, не страшно, я поправил

да, перелинковки из текста убирайте

Хорошо, Николай. С завтрашнего дня буду убирать. В сегодняшнем посте просто уже есть линковка, я ее по-моему не убрала. Спасибо за советы и подсказки. Если знаете, не могли бы Вы подсказать, как вставлять вот этот ютуб, который в сайте не размещается, код  какой-то короткий и я не знаю, в чем дело. Это с гугловского поиска так. С Оперы - все нормально, а с Гугла - не могу вставить ютуб. Вылезают маленькие какие-то квадратики. Вот такой код:

 <iframe width="560" height="315" src="http://www.youtube.com/embed/754Bb1x4Juo" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>.

нажимаете поделиться

вам выдается короткий код http://youtu.be/754Bb1x4Juo

- вы ешл вставляете в адресную строку

он преобразуется в длинный код

http://www.youtube.com/watch?v=754Bb1x4Juo&feature=youtu.be

а вот его уже стандартно вставляете здесь

попробуйте и там

Спасибо, Николай. Я уже нашла, в чем дело. Надо было нажимать "Выбрать старый код". Попробовала, все получилось. Спасибо!

Николай, откликнитесь на мою просьбу, пжл. Или для Вас это затруднительно?

А зачем Вы фрейм вставляете? Прстую ссылку нужно!

Андрей, а что такое фрейм? Нет, все, вопрос снят. Я нашла свою ошибку. Спасибо!

Типа:http://youtu.be/8vV_nHYujNA

15.09.2013

ТИНА, ВЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КАК Я ВАМ БЛАГОДАРНА ЗА ЭТИ ""мУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА.  все некогда, времени нет, а почитаешь Вас, чуть послушаешь и тянешься - еще, еще...  очень удачно Вы это придумали - разговор о музыкантах. спасибо.

Нуя, я очень рада слышать от Вас такой лестный комментарий. Значит потребность в таких статьях есть . Буду стараться и дальше писать и о  музыке, и о музыкантах. Спасибо!

16.09.2013

Замечательный блок статей, спасибо, Тина!

Спасибо, Лариса. Очень рада, что понравилось!

16.09.2013
Спасибо!

Вам спасибо, что прочитали и понравилось!