Открытая группа
13708 участников
Администратор Микола-Админ



←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
olua***@m*****.ru пишет:

О Сократе

 

«Софокл мудр, Еврипид мудрее, Сократ же –

Мудрейший из всех людей!»

Таким был ответ Оракула храма Аполлона в Дельфах, на вопрос одно из друга Сократа,

Херефонта, к Богам Олимпа , — «Есть ли на Свете кто-нибудь мудрее Сократа?»

Сократ, кто он? Почему так сильно отличался от жителей Афин, был ими любим, и ими же казнен? Если верить словам Оракула, то тогда,  его жизнь, и его смерть, должны отражать его слова и  поступки, или служить образцом духовного пути, ибо мудрость и духовность понятия,  абсолютно взаимосвязаны и неразделимы. Попробуем разобраться в глубине  души и характера Сократа, его жизненном пути, поступках и целях.

 

С 469 года до нашей эры, даты рождения Сократа, и до его двадцати пятилетия, он ничем не отличался от обычного гражданина Афин. Помогал своему отцу, в работе каменщика, немного увлекался ваянием скульптур, но это увлечение никакого дальнейшего развития не получило. В то время, в Афинах, да в и Греции в целом, было популярно учение софистов. Они учили искусству спора ради самого спора, не взирая на истину. Имея огромное желание к постижению мудрости,  Сократ не имел  выбора в реализации стремления, и он отправляется набираться премудрости к Продику Косскому, своему ровеснику, софисту, который придавал большое значение моральным принципам жизни, занимался риторикой и философией языка, изучая многообразие смысловых значений слов. На мой взгляд, именно эти знания, значительно позднее, нашли своё отражение в формулировке одного из многих афоризмов Сократа, передаваемых своим ученикам: «Все подвергай сомнению, и врагов, и обычаи, и законы, и даже смысл слов!» Мы ещё вернемся к этому высказыванию, раскрыв значение. А пока, продолжим наблюдение за духовным развитием и становлением молодого Сократа.

Приблизительно в это же время, на почве увлечения красноречием, Сократ познакомился с Аспасией, супругой Перикла, известной в Афинах своей красотой и любовью к философии. Спустя многие годы, Сократ рассказывал своим ученикам, как он учился у Аспасии, и за свою невнимательность, чуть ли, не получал оплеухи. Но все эти рассказы звучали с нотками глубокой благодарности и понимания такой реакции, когда он сам, из ученика превратился в учителя.  Но это позже, а пока продолжая, скажу, что Сократ не ограничивал себя уроками философии и риторики, а занимался музыкой, у наставника Дамона, учителя Перикла и Коннона. А уроки музыки привели его к математике и астрономии. Сократ брал уроки у Феодора из Кирены, ученого геометра, астронома и музыканта. Окончательные познания мудрости Сократ получил от удивительной женщины Диотимы, жрицы и пророчицы Афин. У неё он постиг премудрости диалектики, как метода беседы, основанного на вопросах и ответах. Этот метод так и остался основополагающим в его общении с людьми.

Сам Сократ никогда и ничего не писал, а лишь беседовал, и был очень популярным человеком Афин, завсегдатаем улиц, рынков и разного рода собраний. Ходил всегда босым, и в старом хитоне. Народ Афин настолько привык видеть его в таком виде, что однажды, по воспоминаниям одного из его восторженных слушателей, увидев его однажды в сандалиях, был весьма удивлен. Выяснилось, что Сократ «вырядился» на пир к поэту Агафону, по случаю победы в Афинском театре поэтов. Почему Сократ выбрал такое  отношение  к одежде, да и к вещам в целом? А ответ очень простой, он считал это совершенно лишним, не нужным и отвлекающим от истинного, ценного и важного, — от духовного совершенства. Ибо, выбирая подобный образ жизни, он не только себя, но и других оберегал от не нужных пороков, говоря: «Бедности не завидуют, за неё не ссорятся, её не надо хранить, все равно она цела. Это свобода от страха потери!» Или, говоря другими словами, он делал акцент на то, что внутреннее содержание человека намного важнее, чем внешнее, ибо внешнее поверхностное и не долго временное. И эта мысль нашла своё отражение в другой его цитате: «Все стремятся добыть цветную тунику, украсить дом красивыми амфорами. Но, почему-то мало кто хочет узнать, как стать добрым и справедливым. Не осознавая добра и справедливости, душа человека слепа. И целые государства погибали и будут погибать, если не будут отличать хороших людей, от  плохих».И эта мысль приводит к тому, что великие ошибки берут своё начало с малых, не правильные акценты и приоритеты, ложные ценности приводят к гибели целых государств и народов. К примеру, ради власти или жадности гибли миллионы. И в возрасте сорока лет он твердо убедился, что ему надлежит учить сограждан истинному знанию, так как считал, что есть «одно благо – знание, и одно только зло – невежество». От которого проистекает все остальное зло. Сократ стал разъяснять предназначение человека в обществе, его обязанности, его взаимоотношения с законами, необходимость почитания богов, образования, воздержание от грубых страстей – то есть давал практическую ориентацию в жизни для человека, руководствующегося совестью, справедливостью и гражданским долгом.

Учение Сократа очень быстро превзошло  софистов, и к Сократу потянулись со всей Греции те, кто искренне пытался докопаться до истины, но шли и любопытные, привлеченные его славой. Среди них были люди разного возраста и толка.  Сократ не отказывал во встречи никому. Он дружил с философами-пифагорейцами, своими ровесниками Симмием и Кебетом, имел друзей в разных концах Греции, в Фессалии, Фивах. Евклид из Мегары, во время войны между Грецией и Спартой пробирался в Афины, по ночам, под страхом смерти, чтобы послушать Сократа. Федон из Элиды, попавший в плен и обращенный в рабство, был выкуплен при участии Сократа, и стал его учеником. И многие, такие как Херефонт, Аполлодор, Антисфен, Аристодем или Гермоген, были восторженными поклонниками Сократа, готовыми ради него бросить все блага жизни. Все основное время Сократ проводил то в гимнасии, то в палестре (частная школа для мальчиков), то на агоре (рыночная площадь), или за пиршественным столом. И везде он беседовал, обучал, давал советы, выслушивал. Если в Афинах появлялась какая-нибудь заезжая знаменитость, то Сократ был тут как тут. Спешил побеседовать, подискутировать. В 432 году до н.э. в Афины приехал Протагор, самый убежденный из софистов, позже, книги которого сожгут в Афинах, а он сам, обвиненный в вольнодумстве, будет вынужден бежать на Сицилию, и погибнет во время бури. Платон (ученик Сократа), в одном из своих диалогов («Протагор») расскажет, как в доме Каллия, где остановился Пратогор, собрались все известные афиняне и софисты. Сократ храбро и иронично дискуссировал с Протагором, окруженный враждебными софистами и любознательной молодежью. Там были Критий (ученик Сократа и будущий правитель Афин, старший из тридцати правящих олигархов), сыновья Перикла (правителя Афин), Агафон (поэт).

Оставалось не многим более года до начала Пелопоннеской войны, и великой Афинской чумы, унесшей очень многие жизни. И с этого тяжелого для Афин времени, жизнь и судьба Сократа начала претерпевать изменения, и отнюдь не в лучшую сторону.

Мы скоро перейдем к основным событиям в жизни Сократа, а пока, мы не можем ничего не сказать об отношениях Сократа с женщинами. С первой женой ему не повезло, но он никогда не делал из этого трагедии, а наоборот, извлекал, как знания из урока, только пользу. Его первой женой была Ксентиппа. «Самая сварливая женщина Афин», —  так о ней отзывался сам Сократ. Имя Ксантиппы стало нарицательным у афинян, для обозначения сварливой, вечно чем-то недовольной жены. В их семье было три сына – старший Лампрок и двое младших – Софроникс и Менексен. Однажды Ксантиппа сперва отругала Сократа, и тут же окатила водой, на что Сократ промолвил: «Так я и говорил, у Ксантиппы сначала гром, а потом дождь».Алкивиад, его давний приятель твердил ему, что ругань Ксантиппы невыносима. Сократ спокойно ответил: «А я к ней привык, как вечному скрипу колеса. Переносишь ведь ты гусиный гогот?» — «Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу», — сказал Алкивиад. «А Ксентиппа рожает мне детей», —ответил Сократ. И это отголоски, можно сказать, приватных бесед Сократа, а для наследия, как бы официально, он оставил своё заключение: «Живя с этой женщиной, я научился сохранять самообладание, побеждать в диспуте, в симпозиуме, в бою!»Жизнь с ней, имела много негативных моментов, и он принимал их, как отработку  своего терпения, самообладания, выдержки, уравновешенности. То есть извлекал максимальную пользу для себя, и не только. Подобным поведением он не давал бури разгуляться, и буря, не найдя продолжения и поддержку, теряла свою силу. А представьте себе, если бы он уподобился бы ей, дал волю гневу, или ругани, истерики, что из этого бы получилось? Явно ничего хорошего. А так, Ксантиппа выпустив пар успокаивалась, а Сократ становился сильнее во владении собой. Разве это не мудрость? О второй жене Сократа, о Мирте практически не сохранилось ни каких сведений. А это может означать только одно, если она была незаметна, то была прекрасной женщиной, не оставившей ничего плохого в памяти и летописях Афин, учитывая, что Сократ был очень яркой фигурой.

Прошло время. Война с Пелопоннесами тлела и вспыхивала, тянулась продолжительное время, и перешла в разряд затянувшейся войны,  начиная вызывать неудовольствие народа Афин. Демократия теряла свои былые позиции. И мирные занятия философией Сократа не могли продолжаться в стороне от политической жизни. Власть Афин прекрасно знала, что жители Афин буквально носили на руках Сократа, и видели в нем инструмент воздействия на народ. Помимо своей воли Сократа все сильнее затягивали в политические интриги, что не могло не сказаться на самом Сократе. Первым, очень неприятным случаем, приведшим к трагическим последствиям, стала в 406 году до н.э. победа стратегов и Афинского флота  в сражении при Аргинузских островах. Афиняне, во главе с десятью стратегами одержали победу над Полопоннесцами. Но поднявшаяся буря не позволила им захоронить своих погибших воинов. Боясь расплаты, на родину вернулись только шесть, из десяти стратегов. Четверо бежали. Вернувшись в Афины, изначально они были награждены за победу, но затем их обвинили в нарушении Афинских обычаев погребения. Возможно, этого бы и не произошло, не случись смены власти, ибо могущество и процветание Афин кануло в прошлое. Демократия пала, и к власти пришли, не без помощи  царя Спарты Павсания, олигархи. Совет 30 олигархов, возглавляемый Критием, бывшим учеником Сократа. Человеком недалеким, корыстным и властолюбивым. И как раз Критий, столкнулся с волнениями Афинян в деле со стратегами. Боясь потерять власть,  Критий торопился расправиться со стратегами, желая устрашить и одновременно успокоить граждан, и потребовал от суда решить их судьбу в один день и голосовать сразу единым списком, не обсуждая дело каждого в отдельности. А от Сократа требовал участия в суде, и осуждения стратегов. На тот момент, Сократ был избран членом Афинского Совета Пятисот, из которого и состоял Афинский народный суд присяжных. Так уж выпало, что в самый день суда он  явился эпистатом, то есть главою всего Совета на данный день (все члены, по очереди, возглавляли Суд). Сократ резко воспротивился незаконному поспешному суду без всякого разбирательства. И Ксенофонт, современник тех событий, и Диодор, более поздний историк, подробно рассказали об этом суде. Олигархи, во главе с Критием, чтобы обойти упорство Сократа были вынуждены перенести постановление суда на следующий день, когда Совет, возглавил уже другой эпистат. Стратеги были признаны виновными и казнены. Сам же Сократ почувствовал на себе резкое преследование правящей партии олигархов. Но Сократ любимец толпы, его буквально носили на руках, и Критий понимал, что справиться с Сократом в прямом противостоянии, или в применив грубую силу для партии, и для него лично, может закончиться печально. Но судьба не подарила Критию свести личные счеты с Сократом. Следую своей вероломной тактике, Критий, преследуя цели прямого обогащения, обвинил Леона Соломинского, на тот момент очень богатого и влиятельного Афинского мужа в уклонении от уплаты налогов, арестовав его, с целью овладения имуществом. В кратчайшее время, не дожидаясь суда, Критий приказывает отравить Леона Соломинского в тюрьме, через надзирателя, о чем стало известно афинянам. И сын Леона Соломинского убивает Крития кинжалом. Ну что ж, каждый получает по своим заслугам. Сократ же продолжал обучать своих учеников, общаться с народом на рынках и площадях. Но впереди его ожидали ещё более суровые испытания. Помимо Сократа в Афинах были и другие ораторы, например Лекон. Не давала ему покоя слава и авторитет Сократа, уважения гражданами Афин. Не мог Лекон сравниться в искусности ораторского дела с Сократом. С его безупречной логикой и последовательностью изложения мыслей, за что часто, в диспутах и спорах Сократ откровенно критиковал Лекона за поверхностность в суждениях, за ошибочные или предвзятые выводы. Лекона это просто бесило. В одной из таких бесед, мало известный молодой Афинский поэт Мелет, после декларации своих стихов спросил у Сократа, понравились ли ему стихи. Сократ напомнил Мелету о его постоянных поражениях в театрах поэтов, и что для этого есть явная причина – плохие стихи. При этой беседе присутствовал и Лекон, и его единомышленник, богач-кожевник Анит, видевший в Сократе софиста и опасного критика старинных идеалов государственной, религиозной и семейной жизни. Уловив  смысл ситуации, Анит решил непременно ей воспользоваться, подговорив Лекона сыграть на молодости и низменных чувствах Мелета, и выдвинуть обвинение против Сократа. Лекону не составило труда уговорить Мелета,  подписать уже составленные бумаги. Итак, в 399 году до н.э. был подан донос, составленный поэтом Мелетом, кожевником Анитом, и оратором Ликоном, следующего содержания: «Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софроникса из дема Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание – смерть». Как отнеся, Сократ к этому обвинению, можно прочитать у Платона («Теэтет»). Платон пишет, что Сократ мирно беседовал с геометром Феодором Киренским и юным Теэтетом, будущим известным ученым и философом. И вдруг, Сократ, будто неожиданно вспоминает, что ему надо идти в суд, куда его вызывают по обвинению, подписанному Мелетом.

Чтобы понять систему правосудия Афин, или так называемого народного суда, прямого наследия демократии, надо пояснить следующее. Судебных тяжб разного толка было достаточно много, и для их разрешения существовало десять отделений суда присяжных (гелиеи), включавшие, в общей сложности 5000 граждан и тысячу запасных, которые ежегодно избирались по жребию от каждой из 10 фил (районов) Аттики. В основной массе, это были люди безграмотные и темные, но при этом, строго соблюдался принцип «народности» суда. В отделении, разбиравшем дело Сократа, соответственно, было пятьсот человек. И для принятия решения по голосованию, к этому количеству добавляли ещё одного, до нечетного количества, для достижения разности голосов. Сократ прибыл в суд, что бы выступить в свою защиту. По законам Афин, Сократ мог воспользоваться помощью судебного оратора, и таковой был выделен. Его звали Лисий. Но мудрец отказался от приготовленной Лисием речи, и принял решение, что он сам убедит суд в своей невиновности, как знающий и умеющий беседовать с людьми разного положения, достатка и образования. После обвинительной речи, слово предоставили Сократу, но его время было жестко лимитировано и ограничено, для чего была выставлена клепсидра (водяные часы). Ни одного конкретного, обоснованного обвинения не существовало. По словам Сократа, ему приходилось «сражаться с тенями и слухами». Ему удается во время речи задать свои колкие и саркастические вопросы Мелету, взывая к его совести, на что тот, отвечает невпопад или молчит. Сократ, который так хотел помочь всем, не уставал убеждать людей, что смысл жизни не в накоплении денег, а в добродетели. Что, - «Совесть – вот Бог способный преобразовать Мир!» Но могли ли, люди темные и бездуховные, обремененные тяготами жизни, мечтающие хотя бы о нескольких дополнительных драхмах, способных на время облегчить их жизнь и прокормить семью,  понять глубину мысли Сократа? Который, даже свой суд превратил в урок для всех окружающих. А ответ мы увидим  в итогах голосования суда. Присяжные, после обсуждения дела выносят обвинительный приговор. По трудам Платона, мы узнали что, за оправдание Сократа был подан 221 голос, а против – 280 голосов. То есть, разница от балланса составляла 30 голосов. Это и будет ответ на поставленный ранее вопрос. Не это ли имел в виду Сократ, называя свой суд борьбою с тенью (невежеством). Ведь он не уставал повторять: «Знание, есть только одно знание, делающее нас равными Богам!» А если взять это утверждение за  глубокую убежденность Сократа, то мы получим, что Сократ заранее спланировал такое поведение на суде. Для понимания ситуации, необходимо упомянуть, что афинский суд предполагал и избрание наказания самим обвиняемым. Сократ мог попросить заменить смертную казнь, требуемую Мелетом, на штраф, изгнание, временное тюремное заключение и т.д. Мог привести в суд троих детей, жену, и, уповая на свой аскетичный (бедный) образ жизни, попросить милосердия. Но Сократ идет совершенно иным путем, и со свойственной ему иронией предлагает для себя, как для старика, и учителя, отдавшего много сил на воспитание афинских граждан, пожизненный обед за общественный счет в пританее (специальное место, центр), который предназначался атлетам, победителям Олимпийских игр, заслуженным гражданам,  и обед там считался очень почетным. Или, что он готов заплатить штраф в 1 мину (смешная сумма), когда все его имущество было оценено в 5 мин. Это было откровенным издевательством над судом. И друзья Сократа, Критон, Критобул, Аполлодор и Платон, присутствующие здесь же, видя такое положение, просят Сократа  попросить назначить штраф в 30 мин, чтобы ублажить присяжных, и берут на себя поручительство, что деньги будут внесены во время. Но суд не удовольствовался штрафом, и присяжные, оскорбленные иронией Сократа, его отношением к суду, при повторном голосовании за смертный приговор, собрали на 80 голосов больше, чем при первом. В безысходности положения Аполлодор, плача, сказал Сократу, после вынесения смертного приговора: «Мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни не справедливо». На что Сократ ответил: «А тебе приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо?!» В этом был весь Сократ. Стоит отметить, что препровожденный в тюрьму, в ожидании смертной казни, а это ожидание длилось месяц, Сократу друзья предлагали совершить побег, и найти убежище вдали от Афин, хотя бы в Фессалии, где его уже ожидали. Пифагорийцы из Фив готовы были оказать помощь своему другу. Но Сократ оставался непоколебим. Совершили побег все, кроме Сократа. И даже в свой последний день жизни, когда его ученики пришли с ним прощаться, он продолжал их обучение, беседую о бессмертии души: «Душа бессмертна и заботиться о ней надо не только в нынешнее время, называемым жизнью, а во все времена. И тому, кто не думает о душе, о её вечности грозят серьезные опасности». На вопрос своего ученика: «Разве есть что-то выше богов?» — Сократ ответил: «Разум. Человек- часть Вселенной, имеет тело, душу, разум. А значит должна существовать Мировая душа – Вселенский разум (Творец Вселенной). И то, что разум человека не совершенен, а тело ограничено, подтверждает эту мысль. Только через познание мы двигаемся к истине.Время пришло, и пришел раб вместе с человеком, который держал в руках чашу с ядом. Сократ не спеша взял в руки чашу и выпил её до дна. Вокруг него рыдали друзья, голосил Аполлодор, всем надрывая душу. Последними словами Сократа была фраза, обращенная ко всем: «Кто хочет сдвинуть мир, должен сдвинуть себя!» Он недолго походил, затем лег. И вдруг сказал: «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте». – «Непременно, — отозвался Критон. — Не хочешь ли ещё что-нибудь сказать?» Но ответа уже не было. Критон закрыл ему рот и глаза. Так закончился яркий жизненный путь Сократа.

И возникает один вопрос, почему Сократ так повел себя на суде? Почему не предпринял попытки продолжения жизни? Да потому, что это пошло бы в разрез с тем, чему он учил афинян долгие годы, жить по совести, а не корысти ради. Не боятся смотреть страху в лицо. Потому что сам был убежден, и пытался донести  до других, что: «Если бы смерть была концом всему, она бы была счастливой находкой для дурных людей». Поэтому и не боялся её. Что этот мир устроен гораздо сложнее, или: «Мир устроен разумно, в нем правит закон, управляющий жизнью людей!»Что по их делам и поступкам будут результаты. И что только знания помогают разобраться в истине этого мира. Поэтому призывал не торопиться с выводами, а искать первопричины, сомневаясь во всем, предлагаемом тебе на веру и лежащем на поверхности, ибо доверившись этому, ты можешь допустить ошибку, которая приведет к тяжелым последствиям. Именно так, принося себя в жертву знаниям, на собственном примере всей жизни и суде, показал, к чему приводит невежество и низменные качества человека, высмеивая их на собственном судилище. Все это горожане поняли позже, когда на себе ощутили отсутствие Сократа, как невосполнимую утрату, и осознание ошибки допущенной в суде. Афиняне позже разрубили тело Мелета и бросили на свалку. Лекона забили камнями и вырвали ему язык. Алит бежал, и дальнейшая его судьба не известна. Виден явный вывод и урок Сократа для всех, что нельзя быть «легкоуправляемой толпой», подверженной повиновению своих негативных эмоций. За этим всем следуют тяжелые последствия. Что бы уберечься от этого, необходимо постоянно над собой работать, учиться терпеть, находиться в равновесии, не терять головы, докапываться до сути всех вещей.

И в заключении, не могу не оставить без внимания просьбу Сократа о приношении петуха, в виде жертвы, богу врачевания Асклепию. От чего возникло именно такое желание? На мой взгляд, Сократ сравнил свою жизнь с природным назначением петуха, — по утрам будить спящих, обозначая начало следующего дня, или наступление Светлого времени суток. Так и Сократ будил спящие души граждан Афин, от спячки, открывая им глаза, леча их души, показывая Свет. И думаю, что как наследие, последними словами Сократа были не те, что он произнес перед смертью, а эти: «Посланный Богом, даже в царстве теней я буду тревожить Вашу совесть!» Мудрость Сократа, его выбор не ограничивались гражданами Афин, а были направлены сквозь века, до сегодняшних дней. Уроки мудрости, построенные на примерах личной бескомпромиссной жизни, не имеющие ограничения по времени. Да и Оракулы не когда не ошибаются, ибо они глашатае неба.  Жизнь Сократа, это пример для всех. Через триста лет в Иудеи появиться Иисус из Назарета, и сделает то, что поистине можно считать наследием Сократа.

Лаоген.

Источник

Это интересно
+4

olua***@m*****.ru 07.07.2011
Пожаловаться Просмотров: 8082  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 5

Для того чтобы писать комментарии, необходимо
08.07.2011

спасибо большое! Узнала много нового. 

08.07.2011

спасибо огромное за познавательную информацию)

только сюда еще можно добавить   притчу  про "тройной фильтр" Сократа)она тоже показывает величие его ума)

Может в комменты и добавишь?

26.07.2011

окей)

Однажды знаменитый греческий философ Сократ встретил на улице знакомого, и тот ему говорит:
- Сократ, знаешь, что я только что услышал об одном из твоих учеников?
- Погоди, прежде, чем ты мне это расскажешь, я хочу провести небольшой экзамен, который называется "Испытание тройным фильтром".
- Тройным фильтром?
- Да, - продолжил Сократ. - Прежде, чем ты мне расскажешь что-либо омоем ученике, было бы неплохо, чтобы ты минутку подумал и профильтровал то, что ты собираешься мне рассказать.Первый фильтр - на Правдивость. Ты абсолютно уверен, что то, что ты собираешься мне рассказать, является абсолютной правдой?
- Нет, Сократ, я услышал об этом от одного знакомого и решил...
- Значит, - сказал Сократ, - ты точно не знаешь, правда это или нет. Тогда давай применим второй фильтр - на Добродетель. То, что ты собираешься мне сказать о моем ученике, - это что нибудь хорошее?
- Нет, как раз наоборот...
- Итак, - говорит Сократ, - ты хочешь мне сказать о нем что-то плохое,но ты не уверен, правда ли это. Однако, ты по прежнему можешь пройти испытание и сообщить мне эту информацию, если она пройдет через третий фильтр - на Полезность. Принесет ли мне то, что ты собираешься рассказать, какую-либо пользу?
- Скорее всего, нет..
- Таким образом, - подвел итог Сократ, - если ты собираешься рассказать мне что-то отрицательное, не правдивое и бесполезное о моем ученике, то зачем это рассказывать вообще?
- Да, Сократ, как всегда ты абсолютно прав.

Именно поэтому Сократа считали великим философом и премного за это уважали.

 Также это объясняет тот факт, что Сократ так и не узнал, что его ученик Платон переспал с его женой Ксантиппой.))

 

Спасибо за историю. А жуткая Ксантипа, которая Сократу помои на голову выливала, она хоть красивая была? Что в округе женщин других не оказалось, что Платон на этакого монстра позарился???