←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Вход Господень в Иерусалим (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ)

 

 

 

 

 

День празднования:


19  Марта  (по ст.стилю)

01  Апреля  (по нов.стилю)





 

Царю Превечный, кроткий, праведный и спасаяй Утешителю наш! Ты кротко пришел еси в день сей во Иерусалим на кротком жребяти осли сидя, да конское свирепство разрешиши на земли. Сего ради кротость Твоя разумна да будет всем человеком, и да ведают вси, яко Ты взираеши токмо на кроткаго, молчаливаго, трепещущаго словес Твоих. Сего ради «да раскуют мечи своя на орала и копия на серпы, и да не навыкнут ктому ратоватися». Мы же «кротцы сущи душею и смирении нравом, благодатию приимем кроткаго всех Владыку, грядущаго гордыню лукаваго сокрушити», да в кротости духа воспоем Ему сице:

Благословен еси, на гору Сион возшедый, да мир на Израиля благовестиши.

Благословен еси, Иерусалиму проповедуяй, да спасение языков возвестиши.

Благословен еси, пришедый благовестити нищим лето Господне приятно, да вся сокрушенныя сердцем исцелиши.

Благословен еси, восхотевый возвестити плененным отпущение, да вся уничиженныя во отраду свободиши.

Благословен еси, яко кокошь птенцы своя под крыле собираяй, да вся обремененныя грехми Крестом искупиши.

Благословен еси, яко зерно пшеничное в землю падшее, ко погребению грядый, да вся до глубины ада павшия Воскресением обновиши.

Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!


                                     
Казалось бы, что здесь необычного: Иисус входит в ворота города, в котором Он и до этого бывал много раз. Но жители Иерусалима встретили Его так, как никогда и никого не встречали: ликуя, они бросали Ему под ноги пальмовые ветви и восклицали: «Осанна!», что значит «Спаси!». И только Он один знал, зачем на самом деле Он пришел в Иерусалим. Ведь с этого события начался отсчет Его последних земных дней.

Почему жители Иерусалима так восторженно встречали Иисуса? Они были уверены, что пришел освободитель еврейского народа от римского владычества. В то время Иудея находилась в составе Римской империи, и евреи ожидали, что придет кто-то, кто выгонит римлян из их страны и станет царем независимого Израиля. То есть, грубо говоря, евреи просто ошиблись, они приняли Иисуса за другого. Они не знали, что Царство Его – «не от мира сего».

"Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов", писал митрополит Антоний Сурожский.

Ведь многие из тех людей, которые встречали Христа у ворот Иерусалима, через несколько дней будут кричать римскому прокуратору Понтию Пилату: «Распни Его!» – настаивая на том, чтобы Иисус был казнен.

Накануне Иисус совершил одно из самых известных чудес – воскресил Своего друга Лазаря на четвертый день после его смерти. Это произошло в селении Вифания, километрах в трех от Иерусалима, на одном из склонов Елеонской горы. Сейчас там арабская деревня, которая называется Эль-Азария, что, собственно, и означает по-арабски «Лазарь».

Услышав об этом чуде и убедившись в его реальности, многие последовали за Христом. К тому же иудеи ожидали, согласно пророчествам, что Мессия и Спаситель Израиля должен явиться именно на Пасху. Многие так Его и встречали – как Мессию и Спасителя.

В Вифании Иисус попросил учеников привести Ему ослика и на нем поехал в Иерусалим. Почему именно на ослике? Этому было несколько причин. Во-первых, таким образом исполнилось пророчество пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9,9). На это указывает и евангелист Матфей (Мф. 21,4-5). Кроме того, так Иисус показал Свое смирение, и, наконец, на Востоке въехать в город на осле, а не на коне – означало, что человек пришел с миром.

Поскольку происходило все накануне Пасхи и в Иерусалиме собралось много народа на ее празднование, иудейские первосвященники были крайне недовольны. Они и раньше не пылали любовью к Христу, но теперь твердо решили с Ним расправиться. Тем более что, придя в Иерусалим, Христос пошел в Иерусалимский Храм и выгнал оттуда торговцев и менял: они продавали голубей для принесения в жертву и меняли римские деньги на специальные монеты – только такими монетами можно было жертвовать в иудейском храме. Христос сказал им: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21,13). Первосвященники не смогли остановить Его, хотя все видели: они побоялись народного гнева.

Потом Иисус исцелил больных. Народ с восхищением слушал Его проповеди и наблюдал за Его поступками.

Иудейских первосвященников это привело в еще большее негодование. С этого дня и началась их открытая война с Христом: они делали все, чтобы Спаситель был отдан под суд римского прокуратора и распят на кресте.

Иисус же вместе со Своими учениками и последователями вернулся в Вифанию, к другу Лазарю. Он знал, что в этот день пошел отсчет Его последних дней на этой земле... В Вифании Христос переночевал, а на следующий день началось то, что мы называем Страстной неделей...

"Оставляется вам дом ваш пуст..." Народ искал земной свободы, земной победы, земной власти; его вожди хотели именно властвовать и побеждать. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Что вообще осталось от всех тех, которые имели в руках власть и думали, что никогда она не отнимется у них? - Ничто. Порой - могилы; чаще - чистое поле...

Приближался праздник святой Пасхи. Со всех концов Палестины богомольцы стекались в Иерусалим. В это время повсеместно распространился слух о воскрешении Лазаря. Сердца людей сжимались от радостной надежды: быть может, Иисус из Назарета — долгожданный Мессия, Царь Израилев?

Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифаниии направился в Святой Град. С Елеонской горы Господь устремил свой взор на Иерусалим, вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено было стать Чашей Его Страданий. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: “Осанна!”, что значит “спасение, радость, слава”. Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет, как Царь мира и Судия.

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21: 1–11; Мк. 11. 1–11; Лк. 19: 28–40; Ин. 12: 12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49: 10–11; Пс. 8: 2–3; Зах. 9: 9).

Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.

Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества». В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной.

Так как пальмы в наших краях не растут, вместо их ветвей на Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы.

 

 

Люди приносят в храмы и освящают веточки вербы. Она самой первой распускается в наших широтах, отчего праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий) носит также название Вербного воскресенья.

В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим существовал такой обряд: после праздничной службы в Покровском соборе (его еще называют храмом Василия Блаженного) Патриарх верхом на лошади, наряженной осликом (потому что ослы у нас тоже не водятся), следовал во главе процессии с Красной площади до Соборной площади Московского Кремля. Лошадь вел под уздцы идущий пешком царь.


 

 

Тропарь Входу Господню в Иерусалим

глас 1

Общее воскресение
прежде Твоея страсти уверяя
из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.
Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,
Тебе Победителю смерти вопием:
осанна в вышних,
благословен Грядый во имя Господне.



Кондак Входу Господню в Иерусалим

глас 4

На престоле на небеси,
на жребяти на земли носимый, Христе Боже,
Ангелов хваление и детей воспевание
приял еси зовущих Ти:
благословен еси, грядый Адама воззвати.



Величание Входу Господню в Иерусалим

Величаем Тя,
Живодавче Христе,
Осанна в вышних
и мы Тебе вопием
Благословен Грядый во Имя Господне.



Молитва Входу Господню в Иерусалим

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.


 

 

Мысли свт. Феофана Затворника


(Флп.4:4–9; Ин.12:1–18).

Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову!» (Мф.21:9). Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его!» (Лк.23:21). Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, забываем все, – и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по-прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа.

И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!



 

 

Проповедь протоиерея Родиона Путятина

В Неделю Ваий


Бог Господь и явися нам, составите праздник, и веселящеся придите возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен, грядый во имя Господа Спаса нашего (Песнь 9).

В нынешний день мы, по уставу нашей Церкви, имеем обыкновение держать в руках древесные ветви и горящие свечи.

С каким намерением наша Православная Церковь ввела такой обычай? Скажем об этом несколько слов в наше назидание.

Для чего мы в нынешний день имеем обыкновение держать в руках ветви? Этим мы воспоминаем торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим. Когда Господь входил в Иерусалим, народ вышел Ему навстречу; некоторые снимали с себя одежду и бросали на дорогу, по которой проходил Господь, а некоторые срезали с деревьев пальмовые ветви и бросали на дороге, оглашая воздух восклицаниями: Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Таким образом мы ныне, держа в руках ветви, как будто встречаем Иисуса Христа, как некогда встречал Его народ иерусалимский. Мы и сами, слушатели, некогда на самом деле будем встречать Иисуса Христа, только не таким, каким встречали Его иерусалимляне. Иерусалимляне видели в Нем кроткого царя, сидящего на ослике, а мы узрим Его грядущего на облаках силой и славою многою, узрим Судией, страшным для нечестивых. И потому-то, держа в руках древесные ветви, мы воспоминаем и будущее наше Воскресение, наше исшествие на сретение Судии, страшному для нечестивых.

Посмотрите на сии ветви: они зимой были как бы мертвы, без жизни, но вот с наступлением весны они опять ожили. И мы умрем, и для нас наступит смерть, эта суровая зима; но придет наша весна, и мы опять оживем, и наше тело, истлевшее в земле, опять соединится с душой. Смотря зимой на деревья, и вообразить, кажется, не вообразишь, чтобы они могли опять ожить, зазеленеть, и однако же так бывает. Смотря на мертвых, опуская тела их в могилу, так и думаешь, что ты уже с ними простился навеки, и представить себе не можешь, чтобы истлевшее их тело когда-либо ожило, восстало, и однако же так будет. Таков у Бога закон – Он тленное облечет в нетление и мертвое сделает бессмертным.

Итак, держа в руках древесные ветви, мы выражаем то, что встречаем Господа Иисуса Христа. Что же теперь значат горящие свечи? Для чего мы держим их в своих руках? Этим мы показываем наше усердие к Иисусу Христу, наше пламенное желание встретить Его. Как у нас в руках горит свеча, так в нас сердце горит любовью к Иисусу Христу и желанием встретить Его. О, когда бы это было так! О, когда бы наши сердца так горели любовью к Иисусу Христу, как горят свечи пред святыми иконами!

Но мы можем и теперь еще встретить Господа, и нам не нужно далеко выходить для сретения Его. Он непрестанно стоит при дверях сердца нашего. И потому стоит только отворить сии двери, то есть пожелать от всего сердца, и Он взойдет. И какая радость тогда водворится в нас! Если бы в мрачную, холодную зимнюю ночь вдруг воссияло майское солнце, как тогда бы все оживилось, все обрадовалось! Вот так бывает и с душой грешника, когда в ней воссияет Солнце правды, Христос Бог наш.

Но что я сказал – так! Нет, этого язык наш изречь не может; тогда в сердце бывает настоящий рай. Мы, справедливо называя себя грешниками, считаем себя недостойными того, чтобы обитал в нас Христос, и потому многие иногда не хотят и отверзать для Него дверей сердца своего. Ах, слушатели, потому-то и надобно отверзать двери сердец, что мы грешники: Иисус Христос сделает нас праведниками. Тогда-то и надобно спешить принимать в себя Иисуса Христа, когда грехов у нас много: Иисус Христос уничтожит в нас все наши грехи, ибо Он есть умилостивление за грехи наши (1Ин. 2:2).

Итак, надобно только отворить двери сердца, изъявить только желание встретить Иисуса Христа, и Он войдет. Но отворяем ли мы сии двери для Иисуса Христа, изъявляем ли желание встретить Его? Увы, двери нашего сердца все заперты, нас все дома нет для Иисуса Христа; наше сердце полно забот о мире, о богатстве, о почестях, об удовольствиях, а для Господа в нем нет и места. И подлинно. Чем мы доказываем, что рады встретить Господа, грядущего в сердца наши?

Когда Иисус Христос входил в Иерусалим, то некоторые из народа снимали с себя одежды и бросали на дорогу, по которой Господь проходил. Но мы, слушатели, что бросаем для Господа? Бросаем ли те свои удовольствия, которых Он не любит? Бросаем ли те свои дела, которые ему неприятны? Что же пользы, что мы составили праздник и пришли в храм сей? Что пользы, что величаем Христа, зовуще: "Благословен грядый"?

Нет, если мы действительно желаем встретить Господа и иметь Его всегда в душах наших, то непременно должны оставить те удовольствия, которые Он не любит, и бросить то, что Ему неприятно. А мы все очень хорошо знаем, чего он не любит и что Ему неприятно; это то, что нам слишком приятно и что мы слишком любим, любим до забвения Бога.

Христе Спасителю наш! Ты все стоишь при дверях сердца нашего; Ты все ждешь от нас раскаяния. О, не удаляйся, подожди еще и еще; может быть, наконец, мы одумаемся, раскаемся! Аминь.



 

 

Проповедь протоиерея Виктора Гурьева

Счастье детей – не в богатстве, которое им родители оставляют


Родителей чаще всего преследует мысль: "С чем останутся мои дети после меня?" Эта мысль, пожалуй, и благая, ибо кто же, в самом деле, как не родители, должен заботиться о счастье на будущее время своих детей? Но та же мысль становится греховною и вредною, когда она преступает границы. А границы у многих она переступает часто. Сколько видим людей, которые начинают сберегать деньги, сначала без особенной привязанности к ним, для обеспечения своих детей, а затем эта бережливость переходит в алчность, и человек, сам того не замечая, страстно привязывается к деньгам, становится скупым, и деньги, одни деньги наполняют всю его жизнь. И тут уже не до христианского воспитания: ни страх Божий не внушается детям, ни любовь к Богу. И чем же все это кончается? Дети, не воспитанные в законе Божием, большею частью в самом юном возрасте погружаются в одни мирские удовольствия, а умри отец или мать, и попади им с такою алчностью копленные для них деньги – с ними они и окончательно погибают.

В самом деле, мало ли за последнее время мы видим тому примеров? При отце, не обращающем внимания на религиозно-нравственное воспитание своего сына и заботящемся только оставить ему побольше земных благ, последний тайком от скупца-отца ведет беспорядочную жизнь, а после смерти отца, глядишь, сын имение все размотал, и все с таким трудом скопленное для него богатство прахом пошло. Что же отсюда? То, что родители прежде всего должны заботиться не о богатстве тленном для своих детей, а о богатстве духовном, т.е. чтобы воспитать их в вере и благочестии; затем стараться о том, чтобы оставить им в наследство не деньги, а пример собственных своих добрых дел, и, наконец, поручить судьбу детей на будущее время не деньгам, а Богу. Тогда подлинно дети будут счастливы, потому что они с Богом будут и Бог с ними.

Один из св. Отцов так учит о сем. "Чего ради, – спрашивает он скупого отца, – ты не даси требующим? Глаголеши: детей ми лик предстоит, и хощу их богаты оставити. Но аще тем все оставиши, то не тверды хранители приставиши. Аще ли Бога оставиши, их Печальника и Промысленника, сие больше сокровищ златых. Остави детей Промыслу Божию, Иже им тело создал и душу, и живот даровал и всем отверзе богатство. Аще хощеши богаты дети оставити, остави им Бога должника (раздавая бедным), и много им будет воздаяние" (Пролог 31 марта).

Итак, ясно, что не деньги могут составить счастье наших детей, а один Бог. А Бог, как видите, тогда только станет Хранителем и Печальником их, когда мы с глубокою верою поручим Ему их и будем стараться делами милосердия снискать Его милость чадам нашим. Оставим же на будущее время чрезмерные попечения о мирском счастье детей и возымеем особенные заботы о том, чтобы оставить им прежде всего богатство нетленное; а для сего будем стараться возращать и укреплять в них духовную жизнь, внушать им с раннего возраста любовь к Богу и ближним, здравые понятия о православной вере, приучать их к храму Божию, удалять от худых сообществ, сами служить для них добрым примером и вообще воспитывать их, по Апостолу, в наказании и учении Господнем (Еф. 6:4). Это и будет для наших детей богатство незыблемое, которое им в прок пойдет. Аминь.


 

 

Притча дня


О молитве перед едой и маленькой девочке


В доме одних богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол накрыли очень изысканно, достали самые лучшие яства и подали лучшее питье. Семья села за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал:

- Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье.

Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал:

- Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке — это пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год, поэтому мы больше не молимся.

Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала:

- Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить "доброе утро"?



 

 

Цитата дня


Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и зрит Бога умом своим.

прп. Антоний Великий





Возрождение


«Я есмь Лоза, а вы ветви»
(Ин.15:5)

Посмотрите весной на виноградник, где рядами тянутся черные, сухие ветки, на вид безжизненные, некрасивые, которые, однако, в будущем принесут плоды. Глядя со вниманием на них, мы найдем новое значение в словах Спасителя: «Я есмь Лоза, а вы ветви». В них выражается не только отношение каждой ветки к древесному стволу, не только живительное свойство виноградного плода, не только очищение ствола от сухих, негодных веток и сжигание их. Кроме всего этого, слова Спасителя указывают на кажущуюся смерть лозы, лишенной всякой красы, высохшей, обреченной на длинный зимний сон. После этого сна лоза возрождается вновь и внутренней, всепобеждающей жизненной силой рождает новые ветки, пускает новые ростки в бесконечном множестве по всему стволу. Здесь мы видим в пророческих словах Спасителя прообраз Церкви Его, возродившейся из воскресшего тела Господа, навеки давшего ей жизнь бесконечную.

Божественная Лоза поддерживает жизнь не только в крепких, более видных ветвях, но и в каждом отдельном маленьком ростке. Радуйся, Его Церковь, что тебе надлежит, крепко держась Его, принести много плода! Радуйтесь и отдельные ветви, одинокие души, отрезанные почему-нибудь от видимого общения с другими, что и вас держит, кормит и очищает эта же Лоза и что силою Христа, в вас пребывающего, вы можете возрастать в Нем и прославлять Его.




Вход Господень в Иерусалим

 

Вход Господень во Иерусалим (для детей)

 

 

Учимся петь: тропарь праздника Вход Господень в Иерусалим

 

Это интересно
0

31.03.2018
Пожаловаться Просмотров: 436  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 0

Для того чтобы писать комментарии, необходимо