Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Повесть о настоящем инженере

Повесть о настоящем инженере

 

В далекие уже 80-е годы, закончив институт, я пошел устраиваться на работу. Как и всякому молодому специалисту, мне хотелось заниматься разработкой. И мне повезло. Меня взяли в один полувоенный НИИ в отдел, который занимался разработкой систем управления. Конечно, как инженер я сразу понял, что речь идет о системах наведения на цель. Но в подробности меня никто не посвящал. Просто каждый делал (и знал) маленький кусочек чего- то большого и сложного. В нашей группе коллектив собрался молодой, все выпускники разных технических вузов. Все энтузиасты и все горели желанием открыть что- то такое, о чем не подозревал ни Шредингер, ни Максвелл, ни даже старики Ом и Гальвани.

Эти годы пришлись на самое начало компьютерной эры. Сейчас даже трудно поверить, но тогда первые персональные компьютеры с памятью 640 Кбайт стоили как хороший автомобиль! И первый из закупленной партии компьютеров достался мне! А когда я сочинил первую в своей жизни программу- вокруг меня стояла толпа зевак, смотревшая на меня как на фокусника в цирке! На этой программе я в две минуты выполнил расчеты, на которые раньше уходила неделя. Правда, сейчас все то же самое сделает любой школьник в Экселе...

А потом я привез из Питера 4 дискетки с записанной программой для расчета систем управления на устойчивость. Весь отдел торчал вокруг моего стола, с восхищением глядя, как компьютер выдает колонки цифр...

И был у нас в отделе человек, который выбивался из общего коллектива. Это был старик предпенсионного возраста. Он с интересом наблюдал за нашей возней с компьютером, но сам в этом не участвовал. На его столе не было никаких компьютеров! У него была только аккуратная стопка книг по теории систем управления и несколько математических справочников. А еще в углу у него стоял рулон миллиметровой бумаги.

Нам, молодым, он казался стариком, а кроме того, еще и ретроградом, не признающим прогресс! Тогда мы еще не понимали, что сами оказались в компьютерном плену, передоверив свои знания тому неведомому человеку, который написал эту программу. И мы, сами того не подозревая, пошли на поводу у этой железки, слепо, бездумно поручив ей решение инженерных вопросов.... И мы сами не заметили, как разучились думать....

Однажды наш отдел получил задание: Надо было спроектировать схему, которая на входе получала угол поворота в цифровом коде, а на выходе должна была обеспечить плавное и точное управление электроприводом.

Я нарисовал схему, потом 3 месяца паял лабораторный макет. И вот, испытывая этот свой макет, я вдруг наткнулся на неприятный момент: Вместо того, чтобы плавно повернуть оружие на заданный угол, система приходила в колебательный режим и начинала дергаться из стороны в сторону! Коварство этого дефекта было в том, что проявлялся он не всегда, а только при определенном соотношении скорости цели, угла, высоты. Можно было, конечно, схалтурить- и отдать схему в производство. Но рано или поздно дефект все равно выплывет наружу! Только инженерная ошибка станет дороже.

И я пошел к нашему старику.

Он бегло посмотрел схему, потом отмотал кусок миллиметровки и принялся рисовать график.

-Вот смотри- объяснял он мне- На низких частотах, когда скорость цели мала, у тебя действует вот этот участок схемы. Постоянная времени у тебя вот такая. И он пару раз передернул движок древней логарифмической линейки, ровесницы египетских пирамид. Значит, наш график пойдет вот под этим углом.

И он прочертил прямую линию.

-Но на высоких частотах, то есть при большой угловой скорости смещения цели- продолжил он- в работу вступает вот эта часть схемы.

Здесь он ткнул пальцем в один из конденсаторов и спросил:

--Какая постоянная времени вот здесь?

Я ответил. Он снова пару раз передернул движок логарифмической линейки- и провел следующий участок графика, но эта часть графика шла уже под другим углом.

-А вот это граница устойчивости твоей системы- продолжил он, проведя на графике третью прямую.

-Смотри, вот в этом диапазоне система устойчива- продолжал он- а вот здесь график немного выскакивает за границу устойчивости, вот отсюда и колебания!

-Какая емкость вот у этого конденсатора?- спросил он, ткнув пальцем в мою схему.

Я ответил.

-Увеличь вдвое! Вот смотри: Тогда твой график пройдет вот под таким углом- и уже не будет заходить в область неустойчивости.

Я впаял другой конденсатор- и система заработала безукоризненно!

 

Второй урок я от нашего старика получил, когда мне дали следующее задание.

Надо было из входного цифрового сигнала от датчика поворота получить синусный выходной сигнал.

И я поступил так, как написано в учебнике математики. Разложил функцию в ряд. Потом построил схему вычисления этого ряда. Потом перевел все это в аналоговый выходной сигнал....

Потом я полгода паял лабораторный макет, на который у меня ушло что- то сотни 2 микросхем. Схема работала! Именно так, как и полагалось! Потом с гордым видом пошел к нашему старику похвастаться. Он с улыбкой посмотрел на мои каракули, задал несколько вопросов- и начал:

-Конечно, ты все сделал правильно. Схема эта работать будет. Собственно, она и работает. Но задачу можно решить проще! Ты шел стандартным путем, как написано в учебнике. Но для вычисления синуса разработаны приближенные методы. Нам подойдет вот этот:

С этими словами он раскрыл один из своих справочников и показал мне формулу.

-Конечно, формула эта приближенная. Но для нашей задачи она дает достаточную точность.

Учитывая, что схему строить мы будем на регистрах, то вот эти коэффициенты мы округлим до степени двойки. Тогда умножение заменится простым сдвигом. Конечно, этим мы еще больше огрубляем метод- но все же остаемся в пределах заданной точности.

А затем он нарисовал на куске миллиметровки простенькую схемку, которая делала то же самое, что и моя. Только его схемка оказалась в 4 раза меньше моей.

 

С тех пор прошло уже 40 лет. Сейчас мои разработки могут вызвать разве что снисходительную улыбку. Там, где в годы моей юности требовалось ведро всяких транзисторов- резисторов- там сейчас работает микрочип размером с ноготь. Мы и сами не заметили, как за эти почти полвека произошла техническая революция. Революция, которую можно сравнить разве что с революцией 19 века, когда на смену конной тяги и ручному труду пришла сила пара. Мы уже давно перестали чинить старые стиральные машины и телевизоры- потому, что купить новое сейчас дешевле! Но дело не просто в количестве. Мы перешли в новое качество!

Я никогда не вызывал телемастера- свой цветной Рубин я всегда чинил сам! Я знал схему, понимал принципы. Даже сейчас могу рассказать, чем кадровый синхроимпульс отличается от строчного. Но я понятия не имею, как по простой витой паре сейчас ухитряются передавать 200 цифровых программ высокой четкости! И уж конечно, никогда не полезу в свой новый плоский телевизор. Я помню курс антенно- фидерных устройств. Помню все эти узлы и пучности, резонансы токов и напряжений....

Но я понятия не имею, как работает антенна мобильного телефона! В первых моделях еще торчал шпенек антенны- но потом и его убрали. Сейчас она гораздо короче даже того несимметричного четвертьволнового вибратора из учебника- и все же она работает!

Почему- то мне кажется, что наш старик смог бы ответить на все эти вопросы. Потому, что он владел Знаниями, а мы- информацией. Мы брали формулу из учебника, подставляли в нее экспериментальные данные- и ставили точку на графике. Он- ВИДЕЛ процессы, протекающие в схеме! Он смотрел на чертежи- и в его мозгу чертеж оживал! Он видел, как сигналы от датчиков проходят схему, как они преобразуются в выходное воздействие.. Он чувствовал сопротивление рулевых механизмов, преодолевающих инерцию конструкции... Может быть, он даже видел электроны, бегущие по проводникам....

 

Глядя на то, что сотворили наши «эффективные менеджеры» с системой образования, когда- то самой лучшей, я понимаю: Не будет у нас больше таких инженеров! Этому обществу не нужны творцы. Ему нужны потребители. А раз так- то вместо экзаменов вполне сойдет и ЕГЭ, вместо знаний- умение ставить галочки. Вместо бесед с Учителем- интернет....

Нет, никогда и ничему не сможет научить интернет. В интернете получить знания нельзя! В интернете их можно только нахвататься. И никогда интернет не научит человека думать!

Приходит на ум и прочитанная в юношестве книга фантаста Брэдбери. Там описывалось общество будущего, в котором знания просто закачивали в голову- точно так, как сейчас мы закачиваем файлы на флэшку. Но выявился недостаток такой системы: Люди не умели думать! Они владели информацией, трудовыми навыками- но не умели информацию осмысливать. И они были уже неспособны придумать ничего нового. А как же прогресс? А для этого специальные люди отбирали талантливых детей- и учили их. По книгам! Это было трудно. И долго. Но только так можно получить настоящего специалиста- человека, способного к творчеству.

Мы идем по пути, который обозначил Рэй Брэдбери. И рано или поздно придем к тому же, о чем он нас и предупреждал в своих книгах....

 

 

 

Автор:Sergey_ivanov

апрель 2022

 

 

Это интересно
+3

21.04.2022 , обновлено  22.04.2022
Пожаловаться Просмотров: 236  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены