Рудольф Моисеевич ЯХНИН, советский художник, график, мастер исторической гравюры. Член Союза художников СССР.
Рудольф Моисеевич Яхнин родился и жил в Ленинграде (Петербурге).
В 1968 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академию художеств), графический факультет, мастерскую книжной графики.
Большое место в творчестве Р. Яхнина занимает образ Петербурга XVIII века: строительство новой столицы на Балтике, создание русского парусного флота, первые победные баталии.
Особым достоинством художника было глубокое знание исторического материала в сочетании со свободой фантазии, живостью и убедительностью.
…Петербург стал для художника его вечной любовью, его студией, мечтой и реальностью. Город воспитал мастера, сформировал неповторимый стиль, отличающийся сдержанной манерой при внутренней экспрессии. Город определил и главную тему творчества.
Это история, петровская эпоха, рождение морской столицы России.
Из статьи В.Малкова «Лики Петербурга» // Рудольф Моисеевич Яхнин. Живопись. Графика. Санкт-Петербург, 1994)
Художник с увлечением работал в библиотеках, в запасниках музеев, знакомился со специальными научными трудами.
«Дом с атлантами» на Крюковом канале. 1975. Бумага, линогравюра
Таким образом он основательно изучил исторический костюм, быт минувших эпох, оружие, экипажи, оснастку старинных кораблей.
Потом эти знания воплощались в деталях книжных иллюстраций, что придавало особую убедительность изображаемому.
Стилистически гравюры Рудольфа Яхнина связаны со старинными гравюрами.
Но это не буквальная стилизация, а особый творческий прием, как будто художник побывал на месте событий, сделал рисунки с натуры, которые превратил потом в гравюры.
Открывая в себе новые возможности, мастер создал цикл станковых гравюр, посвященных петровскому Петербургу.
Он воссоздал характерные уголки города, где зрители узнают, хотя и не с первого раза, до сих пор существующие дворцы, набережные, у которых швартуются старинные корабли.
В совершенстве владея языком гравюры, художник изображает наполненные ветром паруса, деревянные корпуса судов, резные фигуры, медь пушек и блеск волн.
Таким образом «экзотика» истории обретает достоверность».
Из статьи В.Малкова «Лики Петербурга» // Рудольф Моисеевич Яхнин. Живопись. Графика. Санкт-Петербург, 1994)
«Рудольф Яхнин был моим другом, учителем», – вспоминает автор многих детских книг Ефим Ефимовский, – «он не жалел времени на изучение исторического материала и был настоящим знатоком России. Особенно хорошо он знал корабли, сам путешествовал по морям и океанам, был знаком с морскими офицерами и ветеранами флота…».
Превосходное знание конструкций судов дали художнику свободу и уверенность в выборе композиций и ракурсов.
У здания Двенадцати коллегий. 1991. Бумага, линогравюра
Именно большая любовь к парусному флоту и глубокое знание его истории позволили художнику создать такие убедительные иллюстрации, проникнутые духом высокой романтики.
Нева зимой. 1975. Бумага, линогравюра
С 1972 года он Член Союза художников СССР.
Работал в издательствах Ленинграда, Москвы и других городов. Оформил и проиллюстрировал более 50 книг, главным образом на исторические темы.
Книга «Ракета и травинка» в стихах о великих открытиях, об ученых древности, средневековья и наших дней написана замечательным детским поэтом Ефимом Ефимовским для детей младшего возраста (1984, Детгиз (Ленинград)).
Рудольф Яхнин в своих иллюстрациях создал яркие образы людей, увлеченных наукой и познанием мира.
Через элементы архитектуры, костюмы, предметы и обстановку художник мастерски передал быт и дух соответствующей эпохи, атмосферу, окружающую ученого.
Деликатно подкрашенные акварелью линогравюры переносят читателя в Древнюю Грецию,
Средневековье или Англию XVIII века.
Множество деталей заставляют подолгу рассматривать иллюстрации, вникая в подробности того или иного открытия, увлекая ребенка в мир науки.
В 2011 году книге исполнилось 25 лет.
В последнее время у меня появился сюжет, которого нет, или почти нет ни у кого: захотелось придумать свой мир. И вот этот прекрасный мир я, не мудрствуя лукаво, назвал утопией... Но хочу изобразить его так, как будто бы он где-то существует. Иногда меня спрашивают: "А где это?".
Здесь люди чувствуют себя безопасно и совершенно раскованно. Однако, природа как-то прорастает сквозь эти фантастические статуи и здания. Рудольф Яхнин
Двойной фонтан. 1996. Бумага, линогравюра В этих утопиях нету ничего общего с той жизнью, которой мы живем. Думаю, что одной из задач искусства является утешение людей, успокоение их. Рудольф Яхнин
Утопия I. Город солнца. 1988. Бумага, линогравюра цветная
Если в этой жизни я чувствую себя очень неуверенно, не занимаю никакого положения в обществе, то в своих работах я ощущаю себя творцом: я могу создать все, что мне подскажет фантазия. И хотя там все по определенным законам, но, с другой стороны, это как луч: начало у него есть, а в другую сторону он бесконечен. И мне кажется, так происходит и с фантазией художника. Рудольф Яхнин
Утопия II. Каменные головы. 1989, оттиск 1996. Бумага, линогравюра
Я хочу оставить хоть какой-то небольшой след в этом мире. Рудольф Яхнин
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч из рубрики "Личности Петербурга" "Яхнин Рудольф Моисеевич" и из статьи "История в гравюрах. Станковая и книжная графика Рудольфа Яхнина".
Автор подборки Сахарова Раиса.
Рудольф Моисеевич ЯХНИН (4 мая 1938 - 27 августа 1997).
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: