Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
45 участников
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Страница, вырванная из истории

Страница, вырванная из истории

 

Мой отец всю войну прослужил бортрадистом на перегоночной трассе Красноярск- Уэлькаль. По нему никто ни разу не выстрелил. Он так и не увидел ни одного немца.

Он летал на американских Дугласах и занимался обслуживанием трассы: они возили грузы, летчиков... А когда ленд-лиз закончился- трасса продолжала работать. Они еще 2 года возили геологические партии, картографов...

Но если кто- о думает, что это было легче, чем смотреть на атакующего тебя Мессера- тот сильно ошибается! Маршрут пролегал от чукотского Уэлькаля через Якутск, Киренск, Красноярск. Там самолеты разбирали и везли до Волги по железной дороге. Мой отец служил во 2 авиаперегоночном полку и летал между Уэлькалем и Сеймчаном. Дальше эстафету принимали другие летчики.

Внизу была неизведанная страна, которая в те годы и на картах- то не была нарисована! Сильнейшие сибирские морозы. Внезапные туманы, а на земле- безлюдная дикая, заснеженная тайга... Никаких ориентиров, ни одного огонька внизу! Каждый вылет был боевым! Потому, что любая неисправность гарантированно означала смерть. Брать с собой парашюты смысла не было. Потому, что пройти 200 км до ближайшего жилья по заснеженной тайге, в мороз было невозможно. Не было тогда ни спутниковой навигации, ни радиомаяков, ни запасных аэродромов. И помощи было ждать неоткуда.

До фронта добирались не все. Трасса была усыпана обломками. По всей трассе- в Анадыре, Киренске, Усть- Куте стоят памятники героям- летчикам, погибшим в боях за Родину- но так и не увидевших ни разу врага.

Командовал этим участком трассы генерал Мазурук.

Уже после войны, в начале 60-х, моему отцу вручили боевой орден Красной звезды. Боевой орден за службу в глубоком тылу!

Мазурук однажды выступил с инициативой устроить сбор летчиков- участников авиаперегонки. Но уже полные обороты набрала «холодная война», бывший наш союзник превратился во врага- и в ЦК сочли эту инициативу «несвоевременной».

Стараются не вспоминать об этом и сейчас. А между тем, помощь нам шла тремя потоками: Морем через Архангельск, через Иран и через Аляску- Чукотку. А между тем, авиационный бензин был почти целиком американский. А летчик Покрышкин свою первую звезду Героя получил, летая на американской «Аэрокобре».

С очень многим тогда наши летчики столкнулись впервые. Моего отца поражала техническая оснащенность американских самолетов. Все они были снабжены радиостанциями КВ и УКВ, радиокомпасами, авиагоризонтами. И этим они сильно отличались от наших самолетов, вырубленных топором в мебельной мастерской, наскоро переоборудованной в авиазавод и в которых в начальный период войны даже топливомер был редкостью и летчики определяли количество топлива, засекая время полета.

А еще его поражало отношение американцев к технике. Однажды американский летчик покинул самолет. Произошло это прямо над аэродромом, вскоре после взлета. Когда летчик приземлился- его спросили, что случилось. Ответ наших летчиков поразил.

Он сказал:

-Что- то давление масла было не в норме...

За такой ответ наш летчик отправился бы под трибунал и был бы разжалован за утрату боевой машины.

Потом многое из американских разработок перекочевало на наши самолеты. У нас появились копии американских автоматических радиостанций. Летчики, которые летали на старых самолетах Ту-104, Ил-18, помнят радиостанции РСБ-5, РСБ-70, приемники УС, РПС- все это было взято с американских самолетов. Появилась и копия американских Дугласов- самолет Ли-2.

Я очень мало знаю об этом периоде. Отец не любил об этом рассказывать. Он боялся, что мы, братья, начнем хвастаться в школе- и дело кончится вызовом отца на какой- нибудь партком, где ему начнут долго и нудно объяснять, как правильно воспитывать детей и что такое патриотизм...

Эти давние события старательно замалчивала власть коммунистическая. Не любит их вспоминать и власть нынешняя.

Но это было!

 

Февраль 2021

 

 

 

Это интересно
0

23.02.2021
Пожаловаться Просмотров: 104  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены