Индия. Истории и легенды гималайских долин
Часть 1
Долина Куллу (Кулу)
От авторов
Путешествуя по северу Индии, мы – члены Российско-Индийкого клуба проехали по горным дорогам в автобусах, джипах, на поездах, рикшах, яках, прошли пешком около 120 тысяч километров. Много ли это за семь лет? Это - почти трижды обогнуть земной шар по экватору. Дорога стала нашим домом, привычным и знакомым до мелочей. Будучи историками, журналистами по специальности, мы занимались своим делом: собирали этнографический материал, писали путевые заметки о путешествиях в Гималаях и по всей Индии, а объездили мы эту страну вдоль и поперек. Составили книгу "Истории и легенды гималайских долин" и провели более 40 фотовыставок и культурных программ, как в Индии, так и в России.
Долина Куллу (Кулу) находится в штате Химачал Прадеш, примерно в 15 часах езды на машине от столицы Индии – Дели. Именно на этой земле познавали божественную мудрость арийские риши (мудрецы), а горы, восходящие к небу, считались исконной обителью богов, отсюда пришло понятие ведизма, т.е. система знаний, составлены законы, которые создали уникальную нравственную структуру народов Индостана. В долине Куллу, в Наггаре (Нагар) более 20 лет жила и работала семья Н.К. Рериха – величайшего русского художника, философа, общественного деятеля. Здесь был создан институт Гималайских исследований, куда приезжали ученые со всех стран мира.
Чем больше узнаешь об этой земле, тем ближе становится народ, понятнее его характер, его поведение. Сохранив свои древние обычаи, жители Гималаев сохранили и любовь. Любовь открытую, от сердца. В их семьях тепло и уютно. Они искренне желают помочь и помогают, не требуя ничего взамен. Они не могут сделать больно – не умеют. Не умеют раздражаться, суетиться и спешить. Да, они земные, слишком привязаны к своим древним традициями, к многочисленным идолам – богам, к дому, к деньгам, к семье. Но именно здесь мы ощущаем заботу, именно здесь можно безопасно летать в открытом Любовью пространстве. Именно здесь возможно плодотворно работать, не ощущая раздражение, злобу, зависть, и бесконечное выяснение отношений – кто прав и кто главный. Для этих людей правы боги, права природа, правы люди образованные, владеющие Знанием.
Мы рады, что именно на сайте информационного центра «Кайлаш» начинаем публикацию статей из книги «Истории и легенды гималайских долин», которые были собраны в течение семи лет. С «Кайлашем» связана часть нашей жизни в Гималаях. Именно в 1996 году в именье Рерихов в Наггаре, в день рождения Н.К.Рериха наша семья познакомилась с теми, кто создавал «Кайлаш». Тогда туристическая фирма называлась «Кайлас» и это была единственная в то время компания, которая организовывала туры в эти сказочные по красоте и истории места. Путешественники, приезжающие из России были единственной ниточкой, связывающей нас с Родиной. Через них мы также черпали вдохновение на поиски и новые ощущения. Парадоксально, что руководители организованных позднее фирм, таких как «Индийский клуб», «Индия тур» в некотором смысле прошли школу «Кайлаша».
Итак, дорогие друзья, мы приглашаем вас в увлекательное путешествие. Вы познакомитесь с обычаями и традициями многочисленных народов, особенностями пребывания, кухней, интересными и знаменитыми иностранцами, которые выбрали местом своей жизни – одну из гималайских долин, загадками и мифами, легендами и парадоксами индийских Гималаев.
Русский взгляд на северную Индию
Северная Индия – территория уникальная для русского человека. Здесь часто возникает впечатление, что уже здесь был, что некоторые слова ты слышал и знаешь, их значение, подобные храмы и строения видел во многих частях России, а с некоторыми местными традициями встречался в раннем детстве, когда читал старинные русские сказки. Эти встречи и знакомые ощущения бывают и просто совпадением, и отголосками великого переселения народов, и влиянием многочисленных торговых путей, которые проходили как через Индию, так и через обширную Россию. Заходя в гости, слышишь традиционный вопрос от индусов: чай пина? И понимаешь, что тебя либо угощают чаем, либо говорят, что ты его уже выпил. Во многих ресторанах посетителям предлагают индийскую кофту. На улице жара и покупать, а тем более надевать что-то теплое совершенно не хочется. Но официант дает понять, что это – распространенное на севере Индии блюдо и очень вкусное. Как-то, в Гималаях, в маленьком городке, на улице нам предложили купить сарафан. Мы с улыбкой спросили, – не традиционная ли это еда? Нам пояснили, что сарафан – обычная одежда жителей северо-западных Гималаев и напоминает халат без рукавов с глубоким вырезом.
 В долине Куллу мы часто слышали от жителей, что к ним в дом пришел Баба ягью делать. Баба – святой человек, уважаемый старец, знающий человек, а ягья – священная служба, связанная с огнем. И мы вспоминали наши русские сказки о Бабе Яге, которая уносила наших деток в ступе к себе в избушку на курьих ножках, где стояла печь. Туда и кидались непослушные малые дети. Но у древних славян, образ Бабы Яги был совсем иной. Бабой Ягой в древности звали женщин, которые ведали, т.е. обладали Знанием и жили в лесах, вдали от мирской суеты. Она собирала травы, лечила людей, имела дар ясновидения и использовала для своих «практик» огонь и воду. К ней привозили на обучение малых деток. Образ Бабы Яги во времена принятия православия и борьбы с язычеством на Руси был изменен равно наоборот. Слово «ступа» пришло из санскрита и означает оно навершие, а иногда употребляется в значении храма. Часто употребляется для обозначения специального сооружения, где хранятся буддистские реликвии. Местное индийское население понимает русское слово «огонь», т.к. агни – древнее ведическое имя одного из богов имеющего значение горения и очищения. Да и само слово «веды» сродни нашему слову ведать, т. е. – знать.
В долине Куллу мы часто слышали от жителей, что к ним в дом пришел Баба ягью делать. Баба – святой человек, уважаемый старец, знающий человек, а ягья – священная служба, связанная с огнем. И мы вспоминали наши русские сказки о Бабе Яге, которая уносила наших деток в ступе к себе в избушку на курьих ножках, где стояла печь. Туда и кидались непослушные малые дети. Но у древних славян, образ Бабы Яги был совсем иной. Бабой Ягой в древности звали женщин, которые ведали, т.е. обладали Знанием и жили в лесах, вдали от мирской суеты. Она собирала травы, лечила людей, имела дар ясновидения и использовала для своих «практик» огонь и воду. К ней привозили на обучение малых деток. Образ Бабы Яги во времена принятия православия и борьбы с язычеством на Руси был изменен равно наоборот. Слово «ступа» пришло из санскрита и означает оно навершие, а иногда употребляется в значении храма. Часто употребляется для обозначения специального сооружения, где хранятся буддистские реликвии. Местное индийское население понимает русское слово «огонь», т.к. агни – древнее ведическое имя одного из богов имеющего значение горения и очищения. Да и само слово «веды» сродни нашему слову ведать, т. е. – знать.
О времени
(Сейчас идет 2004 год по христианскому календарю)
Если путешественник собирается в Индию, то ему будет интересно знать, что большинство жителей Индостана давно живут в двадцать первом веке. Здесь, «на индийском дворе» - 2061 год по календарю Викрама, что отмечено во всех официальных календарях. Если Вас этот факт расстраивает, и Вы не хотите торопить время, то на этой территории есть шанс окунуться в прошлое, не только соприкоснувшись с уникальными традициями, дошедшими из древности, но и в реальном временном пространстве. По календарю Шака (Сака) в Индии сейчас 1926 год, что тоже официально признано. Конечно, христианский 2004 год также принимается всеми индусами – как-то надо выживать в едином информационном пространстве, но если Вы решили посетить мусульманские регионы, то можете отметить 1426 год, а на буддистских территориях - 2132. Если Вы долго путешествуете по Индии и забыли, в каком же году вступили на эту священную землю, то не надо отчаиваться – купите газету. Там всегда указываются все года, которые сейчас действуют на территории Индостана. Ваше дело – только выбрать в зависимости от состояния души и тела.
Только для ведения бизнеса и государственных дел индусы пользуются общепринятыми названиями месяцев. Для путешественника и открывателя нужно оказаться от мысли понять в каком месяце Вы прилетели в Индию и когда будет проходить тот или иной праздник. В середине апреля, например, есть шанс отпраздновать Новый год, т.е. новое летоисчисление. В справочной литературе часто указываются названия месяцев на хинди. При желании можно выучить язык, но это не даст Вам исчерпывающей возможности разобраться во времени. В отдельных штатах есть свои названия месяцев, которые не всегда совпадают с общепринятыми. Если Вы увидели информацию, что какой-то священный праздник проводится 20 числа индийского месяца бхадона, то это значит, что он будет отмечаться где-то в начале сентября. Надо посмотреть в официальном календаре, когда начинается Бхадон в этом году и точно определить дату.
| Названия месяцев | Числа  | |
| Местное название долины Куллу | Хинди | 
 | 
| Бешак (Байсакх) | Бешак | 14 апреля-14 мая (новый год) | 
| Джет | Джешт | 14 мая – 14 июня | 
| Шар | Ашаар | 14июня – 14 июля | 
| Шаун | Шраван (Саван) | 14 июля – 14 августа | 
| Бхадр (Бхадон) | Бхадрпад | 14 августа - 14сентября | 
| Шодж (Ашвин) | Ашвин | 14 сентября – 14 октября | 
| Кати | Картик | 14 октября – 14 ноября | 
| Мокшер | Маркшиш | 14 ноября – 14 декабря | 
| Пош | Пош | 14 декабря – 14 января | 
| Маг | Маг | 14 января – 14 февраля | 
| Фагун | Фальгун | 14 февраля – 14 марта | 
| Четер | Четр | 14 марта – 14 апреля | 
|   
                                                                                                        Это интересно
                                                                                                     
                                                                                                        +2                                                    
                                                 | |||
 
                
             
                     
                                

 
    
Последние откомментированные темы:
- 
Мысли вслух известных людей . Часть 2
 (1) 
 
 
    
                фм++) 
    
 ,
  25.10.2021
- 
Секреты внутренней привлекательности
 (1) 
 
 
    
                Yurus 
    
 ,
  19.08.2021
- 
Страстная пятница
 (1) 
 
 
    
                фм++) 
    
 ,
  30.04.2021
- 
Положительное влияние специй на характер человека
 (1) 
 
 
    
                Суханова И. 
    
 ,
  09.07.2020
- 
Пагода тысячи лиц близ Нячанга: труднодоступная и необычная.
 (1) 
 
 
    
                Алан Сарматович 
    
 ,
  04.06.2020
20251031140812