Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Роль оленя в мифологическом универсуме

Наиболее репрезентативным памятником древнего искусства Сибири являются оленные камни, широкая распространенность которых свидетельствует о том, что олень был едва ли ни самым мифологически значимым животным. В произведениях скифского звериного стиля роль оленя также одна из центральных. Однако интерпретация конкретной символики этих изображений затруднительна.

Иначе обстоит дело с хранящимися в Эрмитаже материалами раскопок знаменитых алтайских курганов. При захоронении коня на него надевали оленью маску с огромными рогами, изображение оленей было частью погребальной сбруи животного. Это свидетельствует о том, что именно олень, а не конь мыслился перевозчиком в потусторонний мир, и для успешного “путешествия” конь должен был быть символически превращен в оленя.

Перед нами отражение общеевразийского мифа об олене как посреднике между мирами. В европейской мифологии погоня за оленем (особенно белым) либо приводит охотника в сказочный мир, либо губит его. В азиатской мифологии самый яркий пример видим в “Рамаяне”, где погоня за золотым оленем является косвенной причиной переправы всех героев в потусторонний мир. Рассматривая эту мифологему не только в пространственном, но и в сущностном аспекте, мы видим ее отражение в зафиксированной иконографически легенде о Просветлении Будды, свидетелями которого были два оленя (так на уровне легендарном; на структурном мы легко распознаем в этих оленях причину Просветления). Не случайно изображение этих оленей над входом в ламаистский храм – как символических перевозчиков из светского мира в сакральный.

Возвращаясь к алтайским курганам, отметим, что сбруя одного из коней состоит из трехмерных изображений оленя, где четыре ноги распластаны в виде свастики, а голова им перпендикулярна. Это крестообразное изображение может быть сопоставлено с различными формами передачи символики Мирового Древа и четырех сторон света.

Связь оленя с Мировым Древом ярче всего видна в скандинавской “Эдде”, где фигурируют либо четыре оленя, стоящие у Древа, либо олень Эйктюрнир (последний символизирует средний мир наряду с орлом и змеем, символизирующими соответственно верхний и нижний). Читать полностью

Это интересно
0

10.04.2015
Пожаловаться Просмотров: 521  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены