Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Мировая экономика: глобальные тенденции развития" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
28 июля 2000г.
Сегодня в выпуске:
Развитие информационных технологий за рубежом Важнейшие показатели, характеризующие уровень развития информационных технологий
в ряде стран, различаются в сотни и тысячи раз. Например, по количеству пользователей Интернета на 10 000 населения на планете уверенно лидирует Исландия. Более половины обитателей этого острова (5200 из 10 000) пользуются глобальными сетями. В Норвегии аналогичный показатель составляет 4300, в США - 4000, в Канаде у 3600. На противоположном полюсе информационно-технологического развития находится Бирма. В этой стране на 10 000 граждан приходится лишь 0,1 пользователя Интернета у один счастливчик из ста тысяч бирманцев! Недалеко ушли Сомали (0,2), Эфиопия (1,1), Эритрея и Чад(1,3). Да что говорить об Интернете, если обычный телефон для огромного количества людей остается роскошью? Об этом свидетельствует еще один важный показатель у количество телефонных номеров на 100 человек. По данным Би-би-си, в Эфиопии этот индекс составляет величину 0,32, в Боливии у 6,17, в Туркменистане у 8,22 и в Ливии у 9,06. В некоторых странах, например Ботсване и Сенегале, сотовая телефонная связь практически не развивается. Это при том, что в развитых странах количество телефонных номеров является величиной того же порядка, что и численность населения. Две недели назад премьер-министр Йоширо Мори объявил, что Япония в течение пяти лет инвестирует 15 миллиардов долларов на создание телекоммуникационной инфраструктуры и освоение информационных технологий в развивающихся странах. Два дня назад специальный координатор Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе Б. Хомбах заявил на пресс-конференции в Софии, что руководитель компании Microsoft Билл Гейтс проявил в телефонном разговоре с ним интерес к участию в создании технологических центров для электронной передачи информации в Юго-Восточной Европе. Все это у весьма характерные признаки того, что проблема информационного развития стран третьего мира назрела. Вопросам, связанным с IT, серьезное внимание уделили участники последнего совещания лидеров большой восьмерки . На встрече было принято решение о создании специальной комиссии Digital Opportunity Task Force (DOT Force у примерный перевод Силы развития цифровых возможностей ) и вменить ей в обязанность разработку вопросов оказания помощи странам третьего мира в информационно-технологическом развитии. Имеются в виду прежде всего развитие телекоммуникаций и обеспечение доступа населения к глобальным вычислительным сетям. Первый отчет DOT Force ожидается через год на саммите большой восьмерки . Создание специальной комиссии оправдано сложностью проблемы. Проблема поиска инвестиций в развитие информационных технологий в отставших странах не может быть решена только за счет международной помощи. По мнению некоторых экспертов, объем вложений в IT-индустрию развивающихся стран должен составлять не менее 1,5% их валового национального продукта. Это очень много, но только в этом случае можно надеяться на сокращение отставания до приемлемого уровня. Дело, однако, не только в отсутствии денег у есть и иные проблемы, состоящие, в частности, в том, что индустрия телекоммуникаций является естественной монополией. Даже в США, где судебная власть и правительство уделяют большое внимание предотвращению монополизации производства товаров и оказания услуг, отрицательные последствия фактической монополии в этой сфере имели место, что и привело к фактическому разделу AT&T. Во многих других странах такой показатель, как количество телефонов на 100 человек населения, не меняется десятилетиями, оставаясь недопустимо низким. Реальный прорыв в телефонизации может быть обеспечен подлинной либерализацией телекоммуникационной отрасли, о чем свидетельствует, в частности, пример Шри-Ланки. После того как правительство разрешило выдачу лицензий иностранным телефонным компаниям, количество телефонных номеров на 100 человек быстро увеличилось. Если раньше этот показатель был крайне мал (0,73), то теперь его значение составляет 4-5. По данным ITU (International Telecommunication Union у международный телекоммуникационный союз), в Великобритании на 100 человек населения приходится почти 30 персональных компьютеров, а в странах типа Малави у лишь один компьютер на 10 000 жителей. Такой разрыв означает не просто отставание ряда стран от передового или даже среднего уровня технологического развития. Пропасть между третьим миром , с одной стороны, и постиндустриальными США и Западной Европой у с другой, достигла такой глубины, что кажется непреодолимой. Похоже даже, что традиционный термин развивающиеся страны перестал отвечать сути дела. При этом неравномерность развития информационных технологий невыгодна не только отстающим, но и развитым странам, причем по причинам вполне прагматическим. Отсутствие в стране информационной инфраструктуры, прежде всего каналов связи, одновременно означает, в частности, отсутствие рынков сбыта и условий для их возникновения. Не случайно поэтому стремление развитых стран помочь становлению телекоммуникаций в подлинно планетарном масштабе. Известия 27.07.00
IBM наращивает инвестиции в мобильную
интернет-телефонию Европы Компания IBM планирует инвестировать
в течение ближайших двух лет $1 млрд в развитие в Европе мобильной связи, обеспечивающей
доступ в Интернет. Деньги будут потрачены на обучение персонала, разработку новых
продуктов, поглощения и помощь мелким фирмам, работающим в этой сфере. Компания создаст
2500 новых рабочих мест, а 1500 уже работающих сотрудников пройдут тренинг, чтобы
стать специалистами по мобильным технологиям. В своем продвижении в этот сектор IBM
рассчитывает на таких клиентов, как создатели интернет-порталов, на сайты которых
приходит звонок с мобильного телефона, и компании (банки и розничные торговые компании),
которые сейчас делают свои услуги доступными для владельцев трубок. По оценке аналитической компании Forrester, треть европейцев к 2004 г. будет пользоваться мобильным телефоном с доступом в Интернет. По расчетам инвестиционного банка Durlacher, европейский рынок мобильной коммерции вырастет к 2003 г. до $21,5 млрд с $303 млн в 1998 г. Ведомости 27.07.00
Перспективы зарубежных биотехнологических
компаний Состоявшаяся месяц назад презентация атласа человеческих
генов, разрабатываемого частной американской компанией Celera, вызвала повышенный
интерес инвесторов к акциям биотехнологических компаний. По оценкам специалистов,
в ближайшие двадцать лет фонды биотехнологических компаний способны приносить в среднем
по 30% прибыли в год. Однако этот сектор фондового рынка пока еще отличается повышенной
неустойчивостью. Бит Витмен, исследователь перспектив рынка акций биотехнологических
компаний,работающий для Claridan Bank, посоветовал читателям Financial Times вкладывать
не более 10% своих активов в акции компаний, имеющих отношение к генной инженерии,
если они не хотят включаться в рискованную игру по-крупному. К наиболее нестабильным
относятся компании, которые хоть и имеют интересные идеи, ведущие к созданию принципиально
новых лекарственных препаратов, но еще не произвели никакого конечного рыночного
продукта. Здесь наиболее высок процент провалов. Вместе с тем если повезет и проект
оправдает надежды создателей, то полученная прибыль может быть поистине фантастической.
Например, Osi Pharmaceuticals, по расчетам, должна получить после завершения проекта
миллиард долларов от продажи лекарства против рака (еще год назад ее акция стоила
5 долларов, сейчас она оценивается в 30 долларов). Более устойчивы котировки биотехнологических компаний, уже вышедших на рынок с конкретным товаром. Акция производителя средства от наркомании (провигила), Cephalon, сейчас стоит 70 долларов, в то время как в конце прошлого года ее цена составляла 20у30 долларов. Но и в этом секторе инвестора поджидают трудности. Как правило. каждая компания занимается разработкой только одного лекарственного препарата, а он может устареть еще до выхода в свет. С другой стороны, производители антивирусных лекарств испытывают жесткую конкуренцию со стороны хорошо развитого рынка вакцин. Эксперт
24.07.00
На мировом рынке бытовой электротехники В обзоре анализируются
последствия для рынка приобретения группой Brandt (принадлежит итальянской семейной
компании El.Fi.) фирмы Moulinex - символа французской индустрии бытовых электроприборов. БИКИ 27.07.00
Мировой рынок нефти - оценка немецких
специалистов В насыщенном статистической информацией обзоре
анализируются современные тенденции в добыче, потреблении, состоянии запасов нефти
в целом в мире и по отдельным регионам и странам, мировые мощности НПЗ, ценовая ситуация
на рынке нефти. БИКИ 27.07.00
Крупнейшее нефте
газовое месторождение под Каспием Самое крупное в мире нефтегазовое
месторождение разведано под дном Каспийского моря с запасами 70 млрд баррелей (около
10 млрд т). По прогнозным запасам оно уступает лишь сухопутному месторождению Гавар
в Саудовской Аравии, однако его запасы больше, чем запасы считавшегося до сих пор
крупнейшим морского месторождения Сафания в Саудовской Аравии. Об этом объявила штаб-квартира итальянского концерна Eni, который совместно с девятью другими нефтегазовыми трестами мира входит в международный консорциум OKIOC (Оффшорная казахская международная компания). Месторождение залегает на глубине 4 тыс. м, результаты предварительного бурения позволяют рассчитывать на получение 600 куб. м нефти и 200 тыс. куб. м газа в сутки. Сегодня 26.07.00
Известия 26.07.00 Об установлении
минимальной мировой цены на натуральный каучук Индонезия, Малайзия
и Таиланд достигли договоренности об установлении минимальной мировой цены с целью
ограничения поставок натурального каучука на рынок. Конкретный уровень этой цены
будет определен в августе на совещании в Куала-Лумпуре, а соответствующее соглашение
предполагается подписать в сентябре. По заявлению заместителя министра сельского
хозяйства Таиланда А. Енгчуана, данный шаг предпринят для того, чтобы воспрепятствовать
покупателям оказывать давление на цены. Этой же цели отвечает и намерение Таиланда
и Малайзии скупить весь запас (138 тыс. т) Международной организации по натуральному
каучуку INRO. Для осуществления закупок создано специальное совместное предприятие,
и в ближайшее время должен быть согласован уровень цен. INRO не будет продавать каучук
по ценам ниже стоимости его закупок и перевозки, составляющей 760 долл. за т. В середине
июля А. Енгчуан заявил, что Таиланд готов! купить каучук у INRO по любой цене, однако
другие участники организации высказались за снижение продажной цены, по крайней мере
до уровня рыночной. В последние два квартала каучук из запаса INRO не покупался,
поскольку предлагался по завышенным ценам и не соответствовал качественным стандартам.
На закупку каучука у INRO Таиланд выделил 20,05 млн. долл., Малайзия -21,05 млн.,
Индонезия в связи с экономическими трудностями воздержалась от участия в малайзийско-таиландском
плане закупок. Касаясь установления минимальной цены, С. Будиман, генеральный секретарь Международной исследовательской группы по каучуку, отметил, что план трех стран-продуцентов вряд ли будет эффективным, так как конъюнктура рынка складывается под влиянием спроса и предложения. БИКИ
27.07.00
Пивной бум в России заканчивается? Производство пива
в России растет стремительными темпами, чего нельзя сказать о прибыльности бизнеса.
Как сообщил Таймураз Боллоев, генеральный директор пивоваренной компании Балтика,
объем производства пива в России в январе - июне 2000 г. по сравнению с аналогичным
периодом 1999 г. увеличился на 26,7% - с 205,8 млн дал до 2б0,7 млн дал. К концу текущего года потребление пива в России составит 36-37 л на человека в год против 30 л на человека в год по итогам 1999 г. Боллоев подчеркнул, что, несмотря на рост объемов продаж в целом по отрасли, говорить о пивном буме не приходится, так как у 8 из 30 крупнейших производителей пива продажи оказались ниже прошлогодних. По его словам, недавнее повышение цен на топливо автоматически увеличивает себестоимость производства продукции, а введение дополнительных акцизов на отдельные виды товаров приводит фактически к двойному повышению цен на них. В частности, отметил он, планируемое с января 2001 г. 10%-ное повышение акцизов на пиво негативно скажется на развитии отрасли, а в отдельных случаях приведет к разорению мелких производителей пива. Балтика, например, будет вынуждена отказаться от ряда своих инвестиционных программ, добавил Боллоев. Ведомости 26.07.00
Иностранный капитал
и рынок спичек России Чем проще продукт, тем качественнее его
можно сделать в России. Возможно, именно этим принципом руководствуется ведущий мировой
производитель спичек - шведская компания Swedish Match. Как стало известно, она ведет
переговоры со спичечной фабрикой Солнце (г. Чудово, Новгородская обл.) о создании
совместного предприятия с инвестициями в $10-12 млн. Swedish Match является крупнейшим в мире производителем спичек, а также сигар и сигарилл, она же производит зажигалки Cricket. В первом полугодии 2000 г. объем продаж кампании составил $580 млн. Рост прибыли был отмечен во всех подразделениях кампании, кроме спичек, где он упал на 30% из-за реструктуризаиии подразделения. Еще несколько лет назад российские спичечные фабрики выпускали почти 20 млн условных ящиков спичек (в одном ящике - 50 000 спичек). В прошлом году наши фабрики увеличили выпуск спичек на 28% и произвели чуть больше 6,2 млн ящиков, но все равно это лишь треть от доперестроечных показателей. Теперь же, несмотря на то что спичек в стране не хватает и белорусские заводы активно ввозят в Россию свою продукцию, российские фабрики предпочитают развивать намного более прибыльное экспортное направление. Мы уже два года сотрудничаем с шведами по поставкам соломки (спичка без зажигательной головки), - сообщил генеральный директор новгородской фабрики Геннадий Никонов. Если в 1998 г. Солнце поставило шведам 0,5 млрд соломки, то на следующий год уже 1 млрд, а в 2001 г. намерено отправить в Швецию 6 млрд соломки. Сейчас обсуждается создание совместного предприятия, в котором стороны получат равное участие. СП продолжит производство соломки для шведов. Как сообщил вице-президент подразделения спичек Swedish Match Джон Вайятт, переговоры с чудовской фабрикой находятся только на начальной стадии и проект ожидает длительная процедура согласования. В начале сентября Вайятт собирается в очередной раз посетить Чудово для продолжения переговоров, после чего будет подготовлен бизнес-план проекта. Дальше этот план должен быть утвержден главой спичечного подразделения и только после этого представлен в головную контору компании в Стокгольм. Сам же Вайятт оценил российский проект как перспективный. Однако у российской фабрики есть конкуренты. В этом году в Польше на продажу выставляется контрольный пакет акций спичечной фабрики в Чеховице, контролирующей почти 70% местного рынка. В числе заинтересованных инвесторов упоминается и Swedish Match. Сомнительно, что спичечное подразделение компании, которое сейчас переживает реструктуризацию, в ходе которой должно быть уволено 190 человек, примет решение об инвестициях сразу в два предприятия. Ведомости
27.07.00
Китайская фабрика джинсовой одежды в Кронштадте Китайская
корпорация Шун Тянь разместит в Кронштадте производство джинсовой одежды. Это первое
в Петербурге производственное предприятие, создаваемое китайцами. Стоимость оборудования
для будущей фабрики -$3,5 млн. Планируемый объем выпуска - 5 млн джинсовых брюк и
курток в год. 85% готовой продукции пойдет на экспорт - в Европу, Канаду и США. С
осени производство начнет выпускать 1,2 млн изделий среднего ценового класса. Сырье
планируется ввозить из Китая, рабочую силу - от 400 до 600 человек - привлекать на
месте. Не последнюю роль в этом выборе сыграло существование на территории Кронштадта
зоны экономического развития, резиденты которой освобождены от налогов в местный
бюджет, паромное сообщение с Европой. Ведомости
27.07.00
|
Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последниие
2 недели
Новые товары на российском рынке
Книга
источник знаний и денег (какую литературу
читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте) Рекомендуемые рассылки |
||
Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на: http://moscow.portal.ru/~etcs/products14r.html http://moscow.portal.ru/~etcs/products26r.html Ведущий
рассылки - Карпов Юрий Николаевич |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||