Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

5 способов найти разработчика, который не украдет вашу идею






5 способов найти разработчика, который не украдет вашу идею
2014-08-01 00:00

Марк Капчиц, основатель Bringo, технологичного сервиса доставки, функционирующего на базе свободных курьеров-кроудсорсеров, рассказал о том, как защитить идею стартапа при сотрудничестве с внешними разработчиками.

В мире технологических (да и не только) стартапов очень большое внимание уделяется идее. Это неудивительно — по-настоящему прорывная идея может стать настоящей «ярдовой» историей. При этом в истории немало случаев, когда отличный проект был реализован вовсе не тем, кто его придумал. Классический пример — Марк Цукерберг создал Facebook, после того как ему предложили поработать над похожим проектом близнецы Винклвоссы. В конечном итоге их практически никто и не знает, а Марк — создатель крупнейшей международной социальной сети и самый молодой миллиардер в мире.

На месте его незадачливых партнеров не хочет оказаться ни один стартапер. Однако, как и в их случае, далеко не все предприниматели обладают навыками программирования или друзьями-разработчиками. Им, так или иначе, придется обращаться к сторонним специалистам, которые помогут реализовать задумку. Но как это сделать так, чтобы получить хороший результат и обезопасить свою идею от кражи? Есть несколько способов.

Соглашение о конфиденциальности (NDA)

Данное соглашение заключается в письменном виде. Предприниматель, как сторона, раскрывающая свою идею, и разработчик (дизайнер, маркетолог, инвестор и т.д.) в качестве принимающей идею стороны договариваются о правах и обязанностях друг друга, которые касаются раскрытия и использования идеи, в частности, в тексте указывается то, кому принадлежат интеллектуальные права на идею или результаты работы. Прописывается в документе способ раскрытия информации (устно или письменно), а ответственность сторон за ее разглашение или самостоятельном использовании в других проектах (и возможные санкции), а также срок действия соглашения, в течение которого стороны не имеют права разглашать данные, описанные в соглашении.

Заключать такие соглашения могут даже люди, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, что на начальном этапе развития стартапа может быть удобно для его основателя.

Однако чтобы оно работало, необходимо потратить время на разработку формулировок и всех положений документа. Кроме того, четко описать идею не всегда легко. Помимо этого, далеко не все разработчики в России любят подписывать лишние бумаги и брать на себя обязательства, поэтому многие специалисты могут просто не захотеть работать при условии подписания NDA.

Пример: в начале развития проекта Bringo нужно было найти разработчиков, которые смогли бы разработать платформу и мобильные приложения. Раскрывать идею без подписания NDA на том этапе было не совсем верно с точки зрения бизнеса, однако избалованные спросом московские разработчики не горят желанием что-либо подписывать. После упоминания соглашения о конфиденциальности огромное количество специалистов прощались и отказывались от работы. Найти разработчика, который согласился поставить свою подпись оказалось очень нелегко, на это ушло гораздо больше времени, чем планировалось изначально.

Кроме того, соглашение о конфиденциальности стоит подписывать и с разработчиками, находящимися в штате компании. Недавно Facebook купил компанию, разрабатывающую шлем виртуальной реальности Oculus Rift. Вдохновителем этого проекта является знаменитый программист Джон Кармак. Спустя некоторое время после сделки с социальной сетью выяснилось, что бывший работодатель Кармака, компания ZeniMax, обвиняет разработчика в присвоении программного обеспечения, с помощью которого работает Oculus Rift. Теперь всем вовлеченным в скандал сторонам не избежать дальнейших разбирательств.

Работа с фрилансерами из своей страны

Важный момент, который не всегда учитывается предпринимателями, желающие защитить свою идею с помощью соглашения о конфиденциальности. Если для реализации этой идеи нанимать разработчика или других специалистов-фрилансеров из-за рубежа (славится сильными программистами, например, Украина), то даже подписи на юридическом документе могут не уберечь от кражи.

Все просто — заказчик и исполнитель находятся в разных правовых полях, и если, скажем, разработчик-иностранец не собирается ехать в страну проживания заказчика, то ему толком нечего бояться. Поэтому нужно всегда стараться работать с профессионалами из своей страны. Помимо юридических преимуществ такой подход имеет и другие плюсы, самый очевидный из которых — с человеком схожего менталитета «поднять» амбициозный проект будет проще. А вероятность найти такого единомышленника среди соотечественников все же выше.

Подтверждение идеи

Встречаются и другие методы защиты идеи. В судебных разбирательствах важно доказать тот факт, что конкретный человек начал работать над реализацией идеи раньше другого, а этот второй, подключившись уже в процессе, идею украл. Чтобы получить такое временное доказательство рекомендуют записывать всю информацию, относящуюся к идее, на бумагу или диск, и отправить на собственный адрес в запечатанном конверте. После получения, конверт нельзя вскрывать — он станет важной уликой для суда. Вскроют его, при необходимости, уже в зале заседаний при рассмотрении дела.

Оформление ноу-хау

Более мощным средством защиты идеи, которая уже находится в стадии реализации, является процедура оформления ноу-хау. Российское законодательство позволяет признавать в качестве ноу-хау сведения, которые имеют потенциальную коммерческую ценность в силу того факта, что остаются неизвестны третьим лицам. Если эти самые третьи лица не имели права на законных основаниях ознакомиться с информацией и в отношении них введен режим коммерческой тайны, то оформление ноу-хау происходит без осложнений. Нарушение вашего секрета производства является серьезным преступлением, которое карается наступлением как административной, так и уголовной ответственности.

Документальное подтверждение того факта, что идея или продукт были реализованы раньше конкурентов действительно может сыграть важную роль в последующих разбирательствах. В интернете можно найти немало примеров того, как надлежащим образом оформленные документы позволяли компаниям выигрывать судебные процессы против конкурентов: интересен случай, когда иск на 300 000 рублей был подан за копирование размещенного на сайте интерактивного калькулятора для расчета стоимости мебельной продукции. Это заявление было удовлетворено.

В мире технологий даже оформление патентов и ноу-хау может не спасти от копирования действительно удачной идеи. К примеру, знаменитый жест pull-to-refresh с помощью которого можно загрузить новые сообщения в мобильных приложениях, просто потянув страницу вниз пальцем, был изобретен и запатентован разработчиком из США по имени Лорен Брихтер. Впоследствии его взяли на работу в Twitter, который купил его проект. При этом ничто не помешало другим технологическим компаниям реализовать pull-to-refresh в своих приложениях (Apple, Pinterest, Instagram и др.). Тем не менее, наличие надлежащим образом оформленных документов может впоследствии принести победу в судебных разбирательствах и значительную компенсацию.

Самостоятельная реализация идеи

В истории множество случаев, когда одинаково гениальные идеи практически одновременно приходили в голову людям на разных концах земного шара, которые никак не могли быть друг с другом знакомы. Крайне высока вероятность, что похожий на ваш проект развиваете не только вы. Не нужно сидеть сложа руки, пытаясь обезопасить свою идею, действуйте. Иначе можно оказаться даже не вторым, а двадцать вторым реализовавшим эту идею.

Для создания компании нужна команда и деньги. Ни то ни другое не возьмется из ниоткуда, люди должны знать, над чем работают, а инвесторы не дадут денег под обещание сделать что-то очень крутое, но «пока не могу сказать, что». С другой стороны — с инвесторами также можно подписать NDA.

Важно помнить, что придумать идею — это даже не полдела. Создать работающий бизнес, продукт или сервис, который реально решает проблемы людей, очень сложно. На пути будет огромное количество преград и способов провалиться. Поэтому даже если вы вдруг оказались первым, кто реализует конкретную задумку, это никак не гарантирует успех. Смартфон придумали не в Apple, поиск был еще до Google, а Facebook — это далеко не первая социальная сеть. Но именно эти компании вывели продукты на новый уровень. Настоящий предприниматель должен стремиться именно к этому.

Как сказал Марк Цукерберг в исполнении Джесси Айзенберга в фильме «Социальная сеть» на судебном заседании братьям Винклвоссам: «Если бы вы действительно придумали Facebook. Вы бы его и запустили». 



В избранное