Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Хотите получить инвестиции? Ищите, кто вас представит






Хотите получить инвестиции? Ищите, кто вас представит
2014-08-25 00:00

Партнер венчурного фонда Vestor.In Partners Павел Черкашин дал несколько советов предпринимателям, как привлечь финансирование.

Я часто получаю самый простой из самых простых вопросов: «Как получить финансирование от венчурного фонда?» Вопрос ставит в тупик, но есть один Самый Важный Совет: ищите кто вас представит! За несколько лет работы в сфере венчурных инвестиций мне сложно вспомнить случай, когда мы финансировали компанию “с улицы”, без рекомендации кого-то, кого мы знаем и доверяем.

В год я получаю больше 3 000 описаний стартапов. И я никогда не откажусь от интересного проекта. Я читаю все 3 000 описаний. Я также встречаюсь с большим количеством основателей. Но успешные сделки все равно пришли от знакомых и коллег.

Наверняка кто-то из 3 000 новых для меня предпринимателей знает кого-то из уважаемых мною людей. Эту информацию легко найти в LinkedIn. Но дело не в механической способности найти контактные данные — мой адрес электронной почты и даже мобильный телефон есть в открытом доступе. Дело в том, что предприниматели не использовали ресурс знакомств для того, чтобы получить качественную рекомендацию.

Тут я задумался. А вдруг я действую пристрастно? Может быть я пропустил какие-то важные бизнес возможности, потому что не дал шанса незнакомым предпринимателям? Я решил проверить гипотезу с другими инвесторами. Я спрашивал их как много проектов они профинансировали “с улицы”. Выяснилось, что таких практически нет. Все подтвердили, что финансируют проекты, которые получили рекомендацию в той или иной степени. И хотя все внимательно читают поступающие предложения, они редко финансируют такие проекты.

1-s0KWqTB7qAv46vwSAuhy9g.jpeg
Только 0.1% предпринимателей получают венчурное финансирование. И они собирают все “сливки” с рынка

Так как же получить финансирование венчурного инвестора? Шаг №1 — быть правильно представленным. Найдите хорошего общего знакомого и одолжите его доверие. Чем ближе ваши отношения с рекомендателем, тем лучше. И чем лучше у него отношения с инвестором, тем еще лучше. Это можно назвать «займом доверия». Если вас представляет кто-то с хорошим кредитом доверия у инвестора, и у вас есть хороший уровень доверия с этим человеком, у вас будет необходимый уровень доверия с конечным инвестором.

Это называется транзитивность (входит в школьную программу по математике):

Если (А имеет доверие Б) и (Б имеет доверие В), то (А имеет доверие В)

И как следствие транзитивности:

(1) чем выше доверие между А и Б и (2) чем выше доверие между Б и В, (3) тем сильнее доверие между А и В.

Может получиться так, что выходов на инвестора нет никаких. Например, на новом рынке или в новой стране. Законы транзитивности все равно будут работать:

  1. Используйте LinkedIn для создания пары общих знакомых. Отсутствие общих знакомых выглядит подозрительным. Найдите несколько интересных людей, связанных с целевым инвестором, и попроситесь к ним в друзья.
  2. Самый простой способ выйти на инвестора — через сотрудников портфельных компаний. Они более отзывчивы и могут быть заинтересованы в сотрудничестве. Заинтересуете их — получите лучший возможный выход на инвестора.
1-cVmmgmGRAOrem9AvEDIHaA.png

Нет необходимости говорить, что правильное представление инвестору еще не значит, что вы сможете получить у него финансирование для своего проекта. Любой инвестор говорит “приходите на следующем раунде” в тысячу раз чаще, чем “поздравляю со сделкой” вне зависимости от правильности представления. Но я сказал “да” бесконечно большему числу предпринимателей с правильными рекомендациями. Иными словами, правильное представление — это условие необходимое, но не достаточное для получения финансирования.

Все это звучит как испорченная пластинка, повторяющая одно и то же снова и снова. Самое удивительное, что запросы «с улицы» продолжают поступать с той же периодичностью, что и раньше. Это значит одно из двух: или предприниматели не читают статьи инвесторов, или они не принимают их близко к сердцу.


В избранное