Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Главные новости Киева

  Все выпуски  

В Киевском метро задержаны трое студентов со взрывчаткой / Церковное рейдерство / Киевским школьникам решили вернуть русский язык / Сериал недели на ТВ / КИЕВ: история


21 10 07

21 октября 2007 г , воскресенье

 

 

1665— Украинские казаки во главе с гетманом И. Брюховецким подписали Московские статьи, по которым определялись взаимоотношения казаков с Россией.

 

1934 — В Китае начинался «великий поход» китайских коммунистов под руководством Мао Цзэдуна

 

 

Погода в Киеве

 

Воскресенье, день: +5 ... +7 небольшой дождь

Воскресенье, вечер: +5 ... +7

Понедельник, ночь: +4 ... +6  небольшой дождь

Понедельник, утро: +4 ... +6

 

 

КИЕВ: МВД

 

В Киевском метро задержаны трое студентов со взрывчаткой

 

В киевском метрополитене на станции Лыбидская сотрудники охраны метро задержали трех молодых людей, у которых были обнаружены гранаты, мины и заряды времен Великой отечественной войны.

 

Как сообщает в субботу, 20 октября, ЦОС ГУ МВД Украины в Киеве, их задержали накануне поздно вечером. Внимание охраны привлекло неадекватное поведение студентов.

В ходе осмотра были выявлены три гранаты РГ-40, одну гранату Ф-1 полностью в сборе, 17 зарядов, одна пустая минометная мина, хвостовик минометной мины и один немецкий штык-нож в сборе.

Эксперты установили, что в боеприпасах содержалось почти 1,5 кг тротила.

Как рассказали задержанные, снаряды они откопали в Кагарлыкском районе Киевской области, где в 1944 году был один из плацдармов переправы через Днепр - оттуда началось освобождение Киева и правобережной Украины от фашистов.

Молодых людей отпустили домой на подписку о невыезде. Максимальная мера наказания, которая может им угрожать два года лишения свободы.

По материалам Интерфакс-Украина

 

 

КИЕВ: Киево-Печерская Лавра

 

Церковное рейдерство

Марина Петик, «24»

Конфликт между светским и духовным руководством Киево-Печерской Лавры заострился. Депутаты Киевсовета попытались передать монастырю в бесплатную аренду три помещения заповедника. Эксперты уверяют: церковникам нужны площади, для того, чтобы вести бизнес

Депутаты хотели передать Московскому патриархату сторожку, которая находится как раз возле снесенных церковниками 10 дней назад ворот. А кроме того, два корпуса - бывшую лавку по продаже икон и южную башню. «В сторожке дежурит наш сотрудник, который в ту роковую ночь записал номера техники, рушившей ворота, - сказал «24» директор заповедника Сергей Кролевец. – Часть сторожки уже давно захватил монастырь, там расположились какие-то казаки. А башня входит в комплекс Мазепинского укрепления.

По словам директора заповедника, сейчас научные сотрудники занимают лишь 15% площадей, хотя на их балансе находятся 56 тыс. кв. м Лавры. Монастырю принадлежит 40% помещений. Остальное занимают музеи и государственные учреждения. «Еще в 2003-2004 г.г монастырь силой захватил 10 корпусов заповедника, а это 6,5 тыс. кв м, - вспоминает Сергей Павлович. – И чтобы решить проблему, между Киевсоветом и Министерством культуры был заключен договор. Согласно ему, депутаты не имеют права сдавать в аренду или передавать помещения без заключения межведомственной комиссии и согласия заповедника. Теперь же депутаты пытаются внести поправки в документ и добавить монастырю площадей. При этом никто нашего согласия не спрашивал», - говорит г-н Кролевец.

Стоит признать, что год назад киевские депутаты уже внесли коррективы в договоренности 2004 года, и заповедник лишился одного помещения. В результате 14 сотрудников музея оказались без постоянных рабочих мест, а ценные архивы хранятся в ящиках в коридоре.

Для чего же монастырю нужны дополнительные площади? По мнению игумена отца Евстратия (Киевский патриархат) - для хозяйственной деятельности. «У них большое производство по пошиву церковной одежды, а для этого требуются специальные помещения для покроя и хранения, - говорит отец Евстратий. – Если пройтись по Лавре, то там торговых точек и лавок больше, чем церквей. Они ведут оптовую и розничную торговлю свечками, литературой, иконами. Нужны склады и помещения для магазинов. Кроме того, у монастыря есть печатное производство, где изготавливают церковную литературу, иконописные мастерские».По данным источников «24», на территории Лавры к тому же располагаются и частные фирмы по производству куполов, иконостасов и подставок для свечей.

По словам Отца Евстратия, наряду с реконструкцией монастырь может вести строительство новых сооружений. И это будет уже только их собственность. По мнению отца Евстратия, монастырь имеет рычаги влияния на правительственные структуры. «Им выгодно, чтобы заповедник недофинансировали, чтобы его объекты выглядели хуже монастырских. Чем не повод передать все это церкви?»

В монастыре с обвинениями, естественно, не согласны. «Мы хотим восстановить памятники, - сказал «24» архимандрит Варсонофий. – Речь идет о Церкви на Берестове, которая сейчас в запущенном состоянии. В башне в самой кладке растут мох и деревья, которые ее и разрушают. А в сторожке 4 комнаты давно занимают наши казаки - они охраняют Лавру».На вопрос: откуда же монастырь возьмет столько денег на реставрацию, священнослужитель ответил весьма уклончиво: «Мы найдем добрых людей, которые нам пожертвуют».

Мирослав Попович, философ:

 

 

КИЕВ: русский язык

 

Киевским школьникам решили вернуть русский язык

фокус

Результаты анкетирования родителей учеников 1-11 классов общеобразовательных учебных заведений свидетельствуют, что большинство родителей столичных школьников высказались в пользу введения дополнительных уроков русского языка. Об этом сообщил заместитель председателя КГГА Виталий Журавский.

Он напомнил, что анкетирование проводилось по инициативе Киевского городского головы Леонида Черновецкого Центром мониторинга столичного образования.

«В последнее время в адрес Киевского городского совета поступали многочисленные обращения от жителей столицы относительно удовлетворения образовательных потребностей киевлян по изучению украинского и русского языков. Значительная часть родителей отмечали, что их дети не умеют грамотно писать по-русски, хотя часто общаются. Как показали результаты анкетирования родителей, из 50 тыс. опрошенных семей 42% - украиноязычные семьи, 46% - русскоязычные, а остальные - на бытовом уровне пользуются двумя языками», - сказал Журавский.

Он рассказал, что в анкетировании приняли участие респонденты из 484 общеобразовательных учебных заведений Киева (кроме школ-интернатов, начальных школ).

Почти половина опрошенных (44 % русскоязычных и 66 % украиноязычных семей) высказались в пользу увеличения количества часов для изучения украинского языка (не менее четырех часов в неделю). Вместе с тем часть опрошенных родителей (52,5 % украиноязычных и 75 % русскоязычных семей) желают, чтобы их дети дополнительно изучали русский язык.

«В дальнейшем мы рассмотрим возможности введения дополнительных часов на изучение языков, как украинского, так и русского. Руководителям учебных заведений мы рекомендовали при выборе учебного плана и планировании индивидуальных дополнительных часов, факультативов учитывать пожелания родителей относительно увеличения количества часов на изучение украинского и русского языков», - отметил Виталий Журавский.

 

 

КИЕВ: деньги

 

Зашел, выпил, переплатил

Светлана Трошина / АиФ

Кофе за 20 гривен чашечка или стакан апельсинового фреша за 35 - стандартные цены стандартных киевских ресторанов. Но неужели это действительно может столько стоить? Вряд ли. Тогда за что мы платим?

Навар на горячем

КИЕВСКИЕ рестораторы не скрывают, что большую часть прибыли столичным кафе и ресторанам обеспечивает продажа напитков - кофе, чая, пива, вина и соков. Трудно представить, но, оказывается, в специализированных кофейнях накрутка на порции кофе составляет не меньше 500%. В чайных домах

наценки поменьше всего 300-400%


Это если речь идет об элитном чае, который принято заваривать в чайничках. «А на пакетированном чае можно заработать еще больше, - раскрывает секреты владелец ресторана украинской кухни Роман Трач. - Некоторые компании просто дарят ресторанам чай в целях раскрутки продукции, но это никак не

Отражается на розничных ценах для посетителей

 

Пиво тоже отличный источник дохода, позволяющий владельцам ресторанов и

Кафе накручивать по 400-500%


Стакан сока в кафе и ресторанах обычно стоит столько же, сколько литр того же напитка  в супермаркете. Простой подсчет показывает накрутку в 500%.  Но есть заведения, где никто не пользуется 200-граммовыми стаканами - сок наливают исключительно в посуду емкостью 150 г., причем по цене порции в 200 г.  Понятно, что в этом случае клиент переплачивает еще больше. 

Свежеотжатые соки - фреши - дорогие сами по себе. Даже с минимальной накруткой в супермаркете стакан апельсинового фреша стоит 5 грн. А в ресторане за тот же продукт предстоит заплатить в три, а

то и в десять раз дороже


На том же уровне наценки и на вино. Высоким спросом в ресторанах со средними ценами пользуются украинские и грузинские вина. Продают клиентам эти вина, как правило, втрое дороже закупочной стоимости. Правда, по словам Романа Трача, на крепкий элитный алкоголь цены в ресторанах стараются не «задирать». Коньяки, виски и бренди продаются всего в полтора-два раза дороже закупки, хотя эта цена изначально выше, чем у вин. «Дело в том, что если рестораторы будут также делать тройную накрутку, элитное спиртное просто никто не будет покупать. А совсем не ставить их на полку тоже нельзя - на элитный алкоголь всегда есть спрос», - говорит ресторатор. 

Доходная кухня

ЧТОБЫ ресторанная кухня приносила прибыль, необходимо сделать на продукты как минимум тройные наценки. Это правило касается всех блюд - и салатов, и мяса, и рыбы. «Конечно, все зависит от вида салата или сорта мяса - ведь часто в состав салата входят дорогие овощи или орехи. А мясо и рыба традиционно стоят недешево», - поясняет Р. Трач.

Большой популярностью у киевлян пользуется пицца. Наценка на это сытное итальянское блюдо колеблется от 300 до 400%. «Самым дорогим в пицце является начинка - на нее «уходит» около двух третей себестоимости блюда. Ведь ее делают из довольно дорогих продуктов - сыра, томатов, болгарского перца и мяса», - рассказал владелец одной из столичных пиццерий Олег Наклицкий.  

Хорошим тоном у киевлян считается посидеть с друзьями в суши-баре. Несмотря на то что в состав национальных японских блюд суши и роллов входят изначально дорогие продукты, рестораторы стараются не накручивать больше 300% - чтобы клиенты не ушли к конкурентам. «Просто мы стараемся комбинировать действительно дорогие продукты с более дешевыми так, чтобы цена готового блюда не была слишком высокой», - рассказывает владелец суши-бара Николай Ховрич. По его словам, это удается еще и благодаря тому, что в Киеве появилось много фирм, поставляющих ингредиенты для суши и роллов. «Конкуренция сделала свое дело, и теперь мы закупаем исходные продукты почти на 50% дешевле, чем еще 4-5 лет назад. Следовательно, суши для покупателя стали стоить почти столько же, сколько и блюда других национальных кухонь», - рассказал ресторатор. 

Языком цифр

Выручка от продажи блюд в любом ресторане в идеале делится на три равных части. Первая часть уходит на закупку необходимых для приготовления продуктов. Вторая - на зарплату персонала, оплату коммунальных услуг (электричества, света, газа и воды) и арендную плату (если помещение не выкуплено хозяином). И только третья часть  - это прибыль, из которой остается лишь заплатить около 10% налога. Конечно, рестораторы в итоге зарабатывают большие деньги - но этот достаток дается им нелегко. Как минимум первый год работы ресторана, когда он только раскручивается, почти вся прибыль уходит на развитие предприятия. Из этих же денег оплачивается оборудование, которое чаще всего покупается в кредит.

Как хитрит обслуга в ресторанах

Оказывается, нечистые на руку бармены, официанты и повара – не пережиток прошлого, а очень даже реальное настоящее. Как они хитрят?  

Недовесы и недоливы – посетитель их, как правило, не замечает, а вот бармен или повар в конце смены может получить в свое пользование пару бутылок коньяка или килограмм дорогой рыбы.

Пересорт мяса – высший сорт мяса сразу изымается и продается в другом месте, а выручка попадает в карман хозяину. Первый сорт подается посетителям по цене высшего, второй – по цене первого и т. д.

Разбавление – икра разбавляется газировкой, дорогой коньяк – более дешевым, мясной фарш – хлебом ли соей, и т. д.

Подмена – вместо бокала дорогого вина или шампанского официант приносит более дешевый напиток, но с тем же названием, а в счет вписывает стоимость первого заказа.

Иногда, чтобы нажиться на посетителях, работники ресторана действуют не в одиночку, а коллективно. Как действуют?

Завышают сумму заказа – официант приносит посетителю рукописный счет, сообщая, что касса «зависла». При этом в счете завышается стоимость блюд, а иногда даже внесено лишнее блюдо.

Приносят фальшивое меню – внешне оно ничем не отличается от подлинного, кроме, конечно, цен. Ничего не подозревающий посетитель делает заказ – и переплачивает.

 

 

КИЕВ: шоу-бизнес

 

Кому из наших звезд пора замуж

Оксана Гончарук / кп

Наталья Могилевская - женщина в поиске

32-летняя певица на сегодня действительно ходит в невестах. В 2005 году она неудачно сходила замуж за бизнесмена Дмитрия Чалого, с которым рассталась, не успев отметить даже первую годовщину свадьбы. Известно, что инициатором развода выступила именно Наташа.

Молва приписывает Наталье шлейф самых разнообразных романов. В списке ее мужчин значатся продюсер Александр Ягольник, композитор и певец Дима Таршис. У певицы также был короткий, но яркий роман с главным редактором одного желтого издания. А вот с кем у Могилевской точно не было романа, так это с партнером по «Танцам» Владом Ямой.

В последнее время Наталья встречалась с мужчиной, с которым рассталась буквально перед аварией. Похоже, в ее жизни началась черная полоса. Но ничего - будут новые машины и новые романы, главное, чтобы было здоровье.

Приданое

Большая квартира на Печерске неподалеку от Верховной Рады. Причем это не просто квартира, это две квартиры рядом, в одной из которых расположился офис певицы.

Был джип «Тойота Лэндкрузер», но после того как певица попала в аварию, автомобиль восстановлению не подлежит. В последнее время певица разъезжает на джипе Audi, который ей предоставил в пользование бывший бойфренд.

По слухам, Наталья является совладелицей украинской сети супермаркетов.

Ани Лорак с «Ангелом» в придачу

Назвать невестой 29-летнюю Ани Лорак можно с большой натяжкой. Ни одного дня своей жизни красавица не была свободна. Известно лишь о двух ее романах. Больше десяти лет Ани Лорак жила в гражданском браке со своим продюсером Юрием Фалесой. Их отношения начинались как рабочие (продюсер - певица) и постепенно переросли в любовь. Тандем оказался плодотворным. Ани стала настоящей звездой.

За это время желтая пресса лишь однажды приписала Каролине роман на стороне с футболистом Сергеем Ребровым, с которым она якобы познакомилась в Лондоне, где записывалась на студии.

Однако деловые и личные отношения певицы и продюсера закончились разрывов. В 2006 году у Каролины истек срок контракта, и стороны решили его не продлевать.

Сегодня на личном фронте у Лорак все хорошо - у нее роман с горячим турецким парнем Муратом, который ради любимой переехал жить в Украину. Ани и Мурат все обещают пожениться, парень даже сделал любимой предложение ровно год назад. Но воз, как говорится, и ныне там. Так что пока у поклонников Каролины остается надежда.

Приданое

Двухъярусная квартира в дореволюционном доме неподалеку от м. «Лукьяновка».

Черный «Крайслер».

Ресторан «Ангел» в центре Киева.

Светлана Лобода уже составила завещание

25-летняя экс-солистка групп «Капуччино» и «ВИА Гра», успешно ушедшая на вольные хлеба, любит эпатировать публику. Свете ничего не стоит сняться в откровенном клипе, прийти на вечеринку в платье, скорее оголяющем, чем скрывающем прелести.

Однако о ее романах практически ничего не известно. Как обычно, светскими сплетниками делались предположения, откуда у певицы шикарный черный «Мерседес» (на самом деле она купила его сама в кредит). Поговаривали, что его подарил богатый поклонник. Сама Лобода изменения в личной жизни не комментирует. Единственное, что знают поклонники, - Света пока не замужем, и это знание позволяет им спокойно спать по ночам.

Приданое

Большая квартира в центре, где уже больше года идет ремонт.

«Мерседес», за который она до сих пор выплачивает кредит.

По слухам, Светлана нынешним летом стала хозяйкой турагентства и якобы хочет сделать его номером один в Украине. Что ж, турагентство при хорошем менеджменте способно приносить немалые деньги.

Примечательно, что Светлана, как девушка практичная, уже написала завещание, где все имущество отписала своей семье, так что меркантильным личностям зариться на певицу нет резона.

Гайтана - без штампа

Темнокожая певица (свой возраст она тщательно скрывает) уже раз побывала замужем за сербским студентом-архитектором. Брак продержался четыре года, а потом Гайтана решила стать свободной женщиной.

Сейчас ее сердце несвободно - недавно она вернулась с каникул, которые проводила на Гавайях вместе с любимым человеком, но имя его Гайтана держит в тайне. Правда, штампа в паспорте у певицы нет, так что для желающих покорить экзотическую красавицу путь пока свободен.

Приданое

У Гайтаны есть в центре Киева 4-комнатная квартира, которую певица декорировала в африканском стиле.

По последним данным, поп-дива является владелицей спортивного «Крайслера». Но сама за рулем не сидит - ездит с водителем.

Информации нет.

Тина Кароль разбрасывается сердцами

После успешного выступления певицы на конкурсе «Новая волна» в Украине заговорили о новой звезде. Несмотря на возникший интерес к ней, Тина не спешила раскрывать секреты своей личной жизни. Ходили слухи о романе Тины и Димы Билана. Утка была запущена аккурат перед новогодними праздниками для раскрутки мюзикла, в котором оба снимались и даже целовались в финале.

Однако единственный роман, в котором признается Тина, случился у нее задолго до ее восхождения на песенный Олимп. Во время ее учебы в музыкальном училище тогда еще Таня Либерман познакомилась с режиссером, имя которого она не раскрывает. Отношения закончились разрывом, и с тех пор Тина сосредоточилась на работе. В своих интервью она рассказывает, что теперь ей не так-то просто потерять голову от любви. При этом признается, что предложения руки и сердца ей поступают с завидной регулярностью.

Разборчивость 22-летней певицы нравится ее поклонникам: ведь пока звезда не замужем, можно помечтать о взаимности.

Приданое

Своей недвижимости в Киеве певица пока не имеет, но собирается приобрести в ближайшее время сразу две квартиры - себе и родителям.

Несколько лет назад купила Toyota Camry. информации нет.

ДЕНЕЖКИ

Все вышеперечисленные певицы входят в эшелон самых высокооплачиваемых певиц страны.

Средняя цена их сольного концерта, по слухам, колеблется в пределах 10-15 тысяч долларов. Каждая из них отрабатывает в год приблизительно 100-120 концертов.

Простая арифметика ведет к тому, что каждая из них зарабатывает от одного до полутора миллионов у.е. в год. Понятно, что из этой суммы много уходит на запись песен, содержание коллектива музыкантов и менеджеров, ротацию клипов и промо в целом.

Большая статья расходов - концертные костюмы. Но в общем невесты

 

 

Сериал недели на тв

 

 

20:50    интер

 

Ликвидация

Телевизионный сериал

·                                 Продолжительность: 700 мин. (14 серий по 50 мин.)

·                                 боевик / детектив / исторический

·                                 Режиссёры: Сергей Урсуляк, Екатерина Побединская (ассистент режиссера)

·                                 В ролях: Владимир Машков, Михаил Пореченков, Сергей Маковецкий, Владимир Меньшов, Константин Лавроненко, Светлана Крючкова

 

Маршал Жуков в опале. Он отправлен в ссылку в Одессу, где нет житья от воров, убийц и вымогателей, а дерзкая безжалостная банда "Степные волки" повадилась грабить военные склады. И всем заправляет неуловимый немецкий шпион Академик, которого никто не знает в лицо. И только начальник угрозыска Гоцман и Жуков могут спасти город. Они задумывают сложную и опасную операцию...

Дополнительная информация:

Во время съемок фильма скоропостижно скончался актер Андрей Краско. Его роль в фильме исполнил Сергей Маковецкий.

 

 

 

Фильм дня на тв

 

 

22:50    интер

 

Последний рейд / The Missing

 

Страна-производитель:   США
Год выхода: 2003
 Жанр:    триллер, драма, приключения, вестерн
Продолжительность:   137 мин
Режиссер:    Рон Ховард.
В ролях:.  
Томми Ли Джонс, Кейт Бланчетт, Аарон Экхарт, Вэл Килмер, Эрик Швейг, Стив Ривис.

 

Бюджет: $65 000 000

 

Отзыв

Отличный фильм.Таким должно быть КИНО.Но многие об этом забыли в погоне за кассовыми сборами.2 часа пролетают незаметно, оставляя голову полной впечатлений.Томми Ли Джонс прекрасно справился со своей ролью.Но игра Кейт Бланшетт вдохнула драматичность в фильм. .Этот фильм нужно смотрнть каждому любителю кино!

 

Рейтинг фильма

IMDB: 6.40 (10 107) из 10 

 

 

 

 

 

КИЕВ: история

 

«Блаженный» Феофан — имперских дел министр

Дмитрий РЫБАКОВ /зеркало недели

Прорубая пресловутые окна в Европу, Петр I чуть не заблокировал удобные ворота, открытые еще во времена Киевской Руси и Великого Новгорода. Разрушать приходилось коренным образом, и царю требовались мастера, которые бы не слишком проникались традиционными для русской культуры общественными и духовными ценностями. Одним из них был основатель и глава Святейшего Синода архиепископ Феофан Прокопович.

Мальчик, которого назовут Елизаром, родился 7 июня 1677 г. в семье киевского купца Церейского, рано осиротел и был взят на воспитание к своему дяде по матери, чью фамилию и взял — Прокопович. Фамилия влиятельной в киевском обществе персоны имела определенный вес при поступлении юноши в Киево-Могилянскую академию. Сколько времени Елизар проучился в Могилянке, доподлинно неизвестно, ведь сидеть в каждом классе спудеи могли столько, сколько позволяли (или требовали) их личные способности. Впрочем, полного курса Прокопович не закончил — надоела бурсацкая среда. В 1694 г. он, оставив класс теологии (между прочим, последний), отправился в Европу в поисках высшей академической учености. Правда, Европа как таковая для тогдашних киевских бакалавров открывалась уже во Львове (а для тогдашних москвичей — в Немецкой слободе на Яузе). Не исключено, что именно здесь, а не в Кракове (как часто указывают в литературе) продолжил свои студии будущий «министр» петровской «перестройки».

На протяжении этих студий Прокопович поступил в униатский монашеский орден Святого Василия Великого и принял там послушание под именем Самуила (вероятность принятия католичества, что иногда подчеркивают в жизнеописаниях, очень небольшая). Со временем за достижения в науке Елизар-Самуил получил рекомендацию в Греческую коллегию Святого Атаназия в Риме — ведущий униатский университет, специализировавшийся на подготовке папских миссионеров для «схизматиков» (то есть православных народов). Однако полного университетского диплома Прокопович и там не получил — снова сбежал, на этот раз в Германию. Здесь он старательно посещал лекции в Лейпциге, Галле, Йене и других ведущих академиях. Хотя в Риме Прокопович обрел немалую эрудицию, одновременно он ощутил и полное отвращение к католической догматике. Проведенное в Риме время уже казалось ему полностью потерянным. Студии по исторической критике и натурфилософии протестантских ученых оказались куда интереснее и полезнее «тренировочной» диалектики схоластических диспутов.

В родных пенатах

Очевидно, в Европе киевский «фільозоф» не выдержал бы никакой конкуренции, однако за восточной границей протестантско-католического мира он считался незаурядным новатором с очень высокими шансами на сногсшибательную церковную карьеру. В 1702 г. Прокопович возвращается в Украину и уже в Почаеве вновь признает себя православным. За два года в Киеве он принимает монашеский постриг в Братском монастыре — на сей раз под именем Феофана. Полученные в Европе опыт и богословская эрудиция легко открыли Феофану двери Киево-Могилянской академии. В период 1705—1716 гг. в своей alma mater Прокопович читает курсы пиитики, риторики, физики, математики, истории, философии и теологии. Естественно, большинство этих курсов не представляли отдельных дисциплин в нашем понимании. Это были своеобразные утилитарные курсы к философии (прежде всего натурфилософии) и богословию (иногда в форме обыкновенной диалектики). Так что преувеличивать академический уровень Могилянки того времени, пожалуй, будет опрометчиво...

Впрочем, для «провинциального» (на то время) Киева это была настоящая наука, овладеть которой стремились и поповичи, и полковничьи сынки, и дети зажиточных мещан — обычно без какой-либо претензии на дальнейшее «профессиональное» богословие или риторику, применять которую тогдашнему украинскому «политикуму» приходилось преимущественно на «корпоративных» банкетах (при отсутствии практики в сейме).

Не меньшую популярность новомодная академическая схоластика приобрела и в глазах петербургских царедворцев. Абсолютно все, что коренным образом отрицало традиционную российскую «часословную» культуру, шло на алтарь глобальной петровской «перестройки». Не случайно посещение Киева Петром І в 1706 г. открыло перед молодым могилянским профессором блестящую перспективу.

Петру вообще было свойственно замечать и выдергивать нужных ему людей, особенно с немецким «вышколом». Нашелся б только повод показать ученость — и билет в Петербург (правда, в одну сторону) был обеспечен. И такой повод случился в связи с «преславной полтавской викторией» в 1709 г. На торжественном богослужении в Киеве Феофан произнес речь, которая блестяще продемонстрировала его способность талантливо говорить в глаза беззастенчивую лесть. Впрочем, не только это способствовало стремительному повышению его «рейтинга». Не последнюю роль сыграло и то, что Прокопович крайне скептически относился к православной традиции, что особенно импонировало монарху. В 1711 г. Феофан уже сопровождал Петра в печально известном Прутском походе. Несмотря на трагический для царской армии финал похода (окружение и полная капитуляция), на карьеру Прокоповича это не оказало никакого отрицательного влияния. Наоборот, сразу по возращении в Киев он получил назначение на должность ректора академии.

На то время приходится золотая пора Могилянки. Феофан знакомил студентов с философическими и правовыми концепциями Декарта, Локка, Бэкона, картиной вселенной Коперника и Галилея. В своем новаторстве Прокоповичу не всегда удавалось балансировать между православием и протестантской метафизикой, в рамках которой формировались научные и философские теории эпохи Просвещения. Этим удачно воспользовались конкуренты, обвинившие его в «неправославности». Здесь следует отметить, что в петровские времена не существовало четкого канона в православии, который можно было бы применить для экспертизы философской мысли и тогдашней науки. И к тому же идеологическими оппонентами «слишком просвещенного» Прокоповича были воспитанники иезуитских школ или его же однокашники по академии — также достаточно «окатоличенной». Во всяком случае, ректору, натренированному на протестантско-католической полемике, легко удавалось опровергать все их выпады.

Несмотря на публичные изобличения в «протестантстве», особенно громкие со стороны епископов Гедеона Четвертинского, Феофилакта Лопатинского и самого патриаршего местоблюстителя митрополита Стефана Яворского, Феофану вряд ли было чего бояться — «высочайший» покровитель гарантировал ему презумпцию невиновности, и это сводило на нет все их обвинения.

В 1715 г. Прокопович наконец получил приглашение в Петербург не без намека на епископство. Похоже, такой поворот не совсем устраивал Феофана. В письме киевскому старосте Марковичу он пообещал отклонить все привлекательные предложения и как можно скорее вернуться в родные пенаты. Впрочем, приглашение имело характер высочайшего повеления: в 1718 г. Феофана высвятили на Псковскую кафедру, и он стал правой рукой Петра в деле церковной модернизации.

Петербургская реформация

Как и следовало ожидать, на Псковскую кафедру Феофан не поехал — не для того его вызывали из Киева, — а остался в новой столице в качестве ближайшего сподвижника Петра I в его государственных и церковных преобразованиях. Уже в 1720 г. он инициировал новый церковный устав — Духовный рег­ламент. Это был последний, формальный шаг к упразднению в России патриархии и окончательному подчинению Церкви монаршей власти. По всем канонам тогдашней юридической документации, этот кодекс превращал Церковь в обыкновенное государственное учреждение, а духовенство — в пропагандистов государственных идей. Более того, новый устав вменял в обязанность священникам писать доносы в случае, если открытая ими на исповеди тайна угрожала безопасности монарха или государства.

Пока легендарные запорожцы забивали дубовые сваи в топкую невскую почву для новой российской столицы, украинская интеллектуальная элита во все той же столице ломала между собою острые идеологические копья. Главным противником воплощения в жизнь петровской церковной реформы был местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. Наряду с Феофаном он был самым влиятельным представителем украинской церковной элиты в петровской России. Однако между взглядами этих иерархов, слишком разных по духу, лежала огромная пропасть. В отличие от Феофана Стефан учился в иезуитском коллегиуме и придерживался типично католических взглядов в богословии, хотя и был ревностным защитником православной традиции в богослужении и внешнем церемониале. Яворский — образцовый баловень украинской схоластики, тогда как его соотечественник Феофан в своих культурных приоритетах был совсем не «украинцем», скорее каким-то «немцем».

Традиционно гвардией петровских политико-административных реформ были «немцы» — выходцы преимущественно из Курляндии и Лифляндии. Они служили капралами и офицерами в регулярных полках, занимали среднее и высшее звено в государственном управлении и политической полиции. Тем не менее развернуть Церковь в нужном Петру направлении мог только Феофан, родившийся на Руси, но образование получивший в Европе. Именно он стал тем клином, который царь старался вбить в московский традиционализм. После смерти Стефана Яворского 24 ноября 1722 г. Прокопович возглавил собственное детище — Святейший Синод. Это означало, что у Петра окончательно были развязаны руки для любых церковных экспериментов. Царь был убежден, что Православная церковь в новой-старой империи должна быть не чем иным, как «министерством духовного исповедания». Проблема лишь в том, что и сам Петр вскоре умер (в начале 1725 г.).

Риторика реформ

В своем политическом красноречии Прокопович, бесспорно, был среди современников вне конкуренции. Его ораторское искусство базировалось на точном использовании живого языка в серьезных диалогах, что не было в те времена литературной «диглосии» уж таким распространенным явлением. Отвратительнее всего были для него этикетные штампы, обычно лишенные внутреннего смысла. Именно такими штампами часто злоупотребляли его же однокашники по Могилянке, как он ехидно высказывался, «школярики, латынью губы помаравшие».

В те времена действительно модно было штамповать проповеди по польским барочным образцам, расцвечивая их многочисленными аллегориями, довольно отдаленными не только от предмета разговора, но и смысла самого Евангелия. Правда, и сам Прокопович был не безгрешным, чрезмерно политизируя свои блестящие, с ораторской точки зрения, проповеди. Даже с амвона он проповедовал прежде всего петровскую реформу как «евангелие культуры», постепенно переходя на панегирик, памфлет и, в конце концов, на злободневную политическую сатиру.

Ораторские приемы Феофана могли бы и сегодня представлять хрестоматийный материал для соответствующего мастера-класса. Он тонко чувствовал ситуацию, публику, всегда учитывал то, что в наши времена принято называть «целевой аудиторией». Согласно откликам современников, он мог говорить так, что люди замирали от восторга или плакали от скорби. Все это достигалось благодаря лишь слову, интонации, жесту. Даже сегодня, читая траурную речь на погребение Петра Великого, — возможно, на первый взгляд текст чересчур архаичен, — нельзя не почувствовать всей силы и выразительности языка его автора: «Что сие есть? До чего мы дoжили, о россияне? Что видим, что делаем? Петра Великого погребаем!»

Со смертью Петра блестящая карьера Феофана, как ни парадоксально, не завершилась. Оценив ситуацию, он быстро вошел в круг сторонников Екатерины (Марты Скавронской — второй жены Петра I), а затем и Анны Иоанновны. Искусно жонглируя доносами, Прокопович дискредитировал своего главного оппонента (разумеется, соотечественника) — архиепископа Великоновгородского и Великолукского Феодосия (Яновского) и после его устранения занял, не покидая Петербург, Новгородскую кафедру. Уже в 1726 г. Прокопович стал главой Святейшого Синода, а следовательно, и наивысшим авторитетом в российской церковной иерархии.

В сущности, трудно назвать человека, который бы нажил себе за жизнь столько личных врагов, как Феофан Прокопович. Амбиции и беспрерывное стремление к власти не покидали его ни днем ни ночью. Прокопович, следует отдать ему должное, произнес немало блестящих речей, шедевров возвышенного ума. Однако еще больше на его счету мерзких доносов, из-за которых людей бросали в казематы, ссылали в самые отдаленные монастыри или остроги. Богословская полемика с Феофаном иногда воспринималась как политическая крамола, и Прокопович не стеснялся выносить ее на рассмотрение Тайной канцелярии, где лично появлялся едва ли не чаще, чем на заседаниях Святейшего Синода. Жертвами его наветов стали заметные иерархи того времени: Феодосий Яновский, Гедеон Дашков, Феофилакт Лопатинский, Маркел Родышевский и многие другие, кто был обеспокоен его позицией и поведением. Прокоповичу случалось быть обвиненным по, казалось, неопровержимым пунктам, но тем не менее он всегда выходил сухим из воды, в отличие от своих оппонентов.

Буква и дух

До наших дней сохранились теологические курсы, которые читал Прокопович в Киево-Могилянской академии. Феофан советовал слушателям не сторониться новейших книг авторов-иноверцев, но требовал сверять утверждения современных богословов с текстом и смыслом Священного Писания. Все было бы хорошо, если бы под «авторами-иноверцами» Прокопович не понимал исключительно католиков, а все предостережения не касались лишь «римской» теологии. «Да и то беда, — говорил Феофан, — что панове школярики, что ни услышат от папежских поговорок, высоко ставят и мнят быти непогрешительно». Зато сам Прокопович довольно широко пользовался протестантскими авторами, цитируя их не меньше, чем Златоуста.

Антикатолический дух «немецких» авторитетов, на которых ссылался Феофан, не всегда удерживал его в духе православной догматики. «Не было бы на Феофановых трактатах имени русского епископа, — замечал признанный авторитет в истории восточного богословия протоиерей Георгий Флоровский, — их автора вполне естественно можно было бы представить среди профессоров какого-то протестантского богословского факультета». В богословии Феофана не присутствовало фундаментальное для православия учение о Церкви, которое превратилось в его системе в сугубо социальную дефиницию: «Бог восхотел верных Своих... объединить в некое гражданство или республику, что и называется Церковью, чтобы тем лучше свои познавали своих, взаимно помогали друг другу, сорадовались и с помощью Божьей защищались от врагов». Ни о каком мистическом наполнении здесь речь не идет; Церковь — это только определенный союз взаимопомощи, обломок государства, который к этому государству нужно срочно и покрепче прикрепить. Так становятся понятнее и церковно-политическая программа Прокоповича, и смысл всей его деятельности.

Самое парадоксальное то, что, несмотря на всю свою нелюбовь к католической схоластике и блестящее знакомство с новой философией (Декарта, Бэкона, Спинозы, Лейбница, Вольфа и др.), Прокопович сам оставался сугубо схоластическим богословом, как и большинство его протестантских современников. Ни в одном из своих трактатов он так и не избавился от заколдованного круга «школьной» полемики, внимание которой сосредоточивалось прежде всего на возможных «грехах и язвах» Папской церкви с одной лишь разницей — у Феофана эта полемика направлена против духовной традиции и самобытности Церкви Православной. Хотя, как это ни странно, при этом Прокопович поддерживал хорошие отношения не только с пасторами-кальвинистами, но и с рядом деятелей российских староверов, в частности с известным публицистом, наставником Выговской пустыни Андреем Денисовым.

«Блаженство человеческое»…

Впрочем, если закрыть глаза на то, что Феофан, хотя и формально, но был все-таки архиереем Православной Церкви (что и делали преимущественно его биографы), то почти все становится на свои места... В конце концов трудно переоценить его неординарные способности в математике, поэзии, драматургии. Это был весьма плодовитый автор, из-под пера которого выходили не только доносы, но и пьесы, историческая публицистика, трактаты по логике и педагогике. Самая известная его пьеса — «Владимир». Ее впервые поставили в Киеве в 1705 г. В сюжете бичевались народная религиозность и слепая склонность к церковной обрядности, а как самая величественная добропорядочность провозглашалась свобода ума и прочие ценности эпохи Просвещения.

Феофан был увлеченным коллекционером и требовательным ценителем красоты. Немало средств он ссужал для своей большой библиотеки, и на учреждение собственной народной школы при своей резиденции в Петербурге. Любил и ценил жизнь во всем ее разнообразии, считая смерть «злом, за всех зол злейшим». В полном соответствии с гедонистической модой своего времени и своим темпераментом он не усматривал никакого блаженства в беспрерывной молитве и подвижничестве, не говоря уже о страдании за веру и идею. «Блаженство человеческое, — утверждал он, — состоит в совершенном изобилии всего того, что для жизни нужно и приятно; к сему относится особливо выгодность, красота и приятность места, благорастворение воздуха, здравие пищи и плодоносие земли». Лучшей теории гедонизма в петровскую эпоху в России трудно было и придумать!

Однако 8 сентября 1736 г. «злейшее из всех зол» таки настигло нашего героя. Он почил в Петербурге в своей резиденции на Карповке, что на Аптекарском острове. Похоронен был в одном из старейших соборов Руси — Софии Новгородской, храме, соединившим гармонию духа и традиции, с которыми всю жизнь «блаженный» покойник так ревностно боролся. Это был настоящий российский Ришелье, серый кардинал имперской политики... Различие лишь в том, что Ришелье боролся с протестантизмом, стремясь укрепить устои Католической Церкви во Франции, а Феофан — наоборот, опираясь на протестантизм, стремился преодолеть идеологическую независимость Православной Церкви в России и окончательно лишить ее самобытности.

 

 

Ежедневный гороскоп

 

Общий / Бизнес / Кулинарный / Антигороскоп / Эротический / Любовный / Мобильный

21 октября

Овен

Сегодня вам следует быть максимально сосредоточенным. Эмоции придется затолкать в самый дальний угол сознания, иначе они основательно поломают вам планы.

Овен
Телец
Близнецы
Рак
Лев
Дева
Весы
Скорпион
Стрелец
Козерог
Водолей
Рыбы


В избранное