Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Королевство искусств. Интересные факты из истории искусства Мудрец с кротким взглядом (Жизнь и творчество Н. Ге)


«Картина – это не слово», - любил повторять Николай Николаевич Ге. – Она даёт зрителю лишь одну минуту, и в этой минуте должно быть всё. А нет этого всего – нет и картины».

Творчество знаменитого русского живописца XIX века Николая Ге проникнуто страстным протестом против подавления и угнетения человеческой личности. В центре его живописи – образ страдающего человека. Живописец-философ призывал к переустройству жизни на основе справедливости. «Я ничего не знаю лучше человека, - повторял Ге, - и всегда буду верить: всё, что составляет мою радость и счастье, моё знание жизни – всё от людей».

Николай Николаевич Ге родился в Воронеже 27 февраля 1831 года. Его мать умерла, когда малышу было всего лишь 3 месяца. Очень скоро его отец – отставной офицер и внук французского эмигранта, переехал вместе с семьёй в Киев. В дальнейшем жизнь Николая Ге будет очень тесно связана с Украиной.

Детство мальчика прошло в Подольской губернии, где его отец купил село. Воспитанием Николаши занималась бабушка и крепостная няня. Именно под их влиянием у Николая сформировался тот мягкий и добрый характер, который так привлекал к нему людей.

С 1840-го года Николай Ге проходит шестилетнее обучение в Киеве – сначала в частном пансионе, затем в гимназии. Именно в это время он начинает серьёзно увлекаться рисованием. В 16-ть лет, по окончании гимназии, юноша поступает в Киевский университет на факультет математики. А через год становится студентом Петербургского университета.

При этом Николай не оставляет своего главного увлечения – живописи. Ей он посвящает долгие часы жизни, регулярно посещает Эрмитаж, изучая картины великих мастеров. Однажды увиденная картинаБрюллова«Гибель Помпеи» переворачивает его жизнь – впечатления от неё столь ярки, что Ге твёрдо решает стать художником и полностью посвятить свою жизнь живописи.

В 1850-м году, в 19-ть лет юноша поступает в Академию художеств. Основой и вдохновением для творчества стала живопись Брюллова. Впоследствии Ге отмечает, что научился у Брюллова живому рисунку и особенному свету – такому же естественному, как в природе – неощутимому и незаметному, но оживляющему всю картину.

В 24 года за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» Ге удостаивается Малой золотой медали. А его самой заметной работой периода обучения в Академии становится картина «Саул у Аэндорской волшебницы», написанная в 25-ть лет. За неё художнику присвоена Большая золотая медаль. В картине использованы многие самые эффектные брюлловские приёмы, передан яркий драматизм человеческих чувств, душевное потрясение личности. Эта картина, благодаря полученному от Академии пансиону, дала художнику возможность уехать за границу.

Весной 1857-го года, в 26 лет, вместе с молодой женой Николай Ге уезжает за рубеж. Художник посещает Швейцарию, Францию, Германию и на несколько лет поселяется в Риме. В первых итальянских работах живописца по-прежнему ощущается влияние Брюллова: «Любовь весталки», «Разрушение иерусалимского храма», «Смерть Виргинии» - наиболее заметные картины этого периода.

В дальнейшем Николай Николаевич творчески перерабатывает методы Брюллова, приобретая свой, индивидуальный стиль. Большое влияние произвела на Ге встреча с Александром Ивановым и его картиной «Явление Христа народу», что проявилось в эскизе «Возвращение с погребения Христа».

Произведения мастеров итальянского Возрождения и Александра Иванова определили главную тему Николая Ге, ставшую ведущей темой его творчества. Ею стала тема страдающей личности, драматического столкновения различных философий и мировоззрений.

Ярким примером данной философии художника стала картина «Тайная вечеря», написанная в 32 года, в 1863-м году. Во всём образном строе картины ощущается напряжённый драматизм. Христосом произнесены громогласные слова обличения, и в тихую прощальную беседу ворвались горе и гнев, смятение и тревога. Разрывая мягкий сумрак комнаты, вспыхивает мягкими отблесками золотистый луч светильника, отражаясь на фигурах и лицах собравшихся, отбрасывая на пол и стены тревожные гигантские тени. Яркий свет выхватывает из темноты порывистую фигуру взволнованного Петра. На переднем плане картины возвышается тёмный силуэт Иуды, составляя резкий контраст с прочими персонажами картины. Мрачная его фигура кажется весьма значительной. Это не ничтожный корыстолюбец, продающий своего учителя ради тридцати сребреников, а отступник в истинном значении этого слова, сознательно обрекающий себя на проклятие и отторженность.

Предельная напряжённость картины несколько гасится в группе учеников, окружающих Христа. Тут всё окутано мягкой светотенью, фигуры едва различимы в сумраке комнаты. Горячие тона переднего плана меркнут, в окне предстаёт холодная ночная синева. Апостолы тихо переговариваются между собой, молчит Иисус, объятый горестными размышлениями. Его полулежащая фигура своими усталыми, мягкими очертаниями разрешает динамизм взволнованной композиции.

Картина вызвала шумный отклик прессы. Цензура запретила её воспроизводить, усмотрев в ней «торжество нигилизма и материализма, грубость лиц». Но прогрессивные художники встретили её восторженно. Репин писал: «Не только в России, но и во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине!». Ге за «Тайную вечерю» присуждают звание действительного члена Академии художеств.

В 1863 – 1869 годах, с 32-х до 38 лет, живя во Флоренции, Ге продолжает писать картины на евангельские сюжеты. Особенно известны такие его полотна, как «В Гефсиманском саду» и «Вестники воскресения». Тогда же художником написаны прекрасные пейзажи: «Оливковая роща в Сан-Теренцо», «Флоренция», «Карарская каменоломня». Появляются и столь редкие в его творчестве жанровые композиции: «Моя няня», «Игры детей», «Кольцов в степи».

Прекрасно удаётся художнику портретная живопись. В 1867-м году, в 36 лет, Ге создаёт одно из лучших произведений русской портретной живописи – «Портрет Александра Герцена». В нём живописец сумел передать глубокую внутреннюю одухотворённость и благородство натуры Герцена, создав великолепный реалистический образ этого выдающегося публициста и мыслителя.

В петербургский период, с 1869-го по 1875-й год Ге принимает деятельное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок. В этот период он очень близок демократическому реализму передвижников. В это время появляется картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». В ней отражён драматизм личности, поправшей ради общественных интересов самые сокровенные отцовские чувства. Салтыков-Щедрин писал о картине, что в ней отражена потрясающая драма – одна из тех, которые никогда не изглаживаются из человеческой памяти.

Далее появляются такие картины, как «Екатерина II у гроба Елизаветы» и «Пушкин в Михайловском». В 70-е – 80-е годы основным направлением творчества Николая Николаевича становится портрет. Он запечатлевает на холстах Тургенева и Некрасова, Костомарова и Салтыкова-Щедрина, Антокольского и Пыпина, лепит бюст Белинского.

В середине 70-х годов, примерно в 45 лет, Ге испытывает глубокий душевный кризис. «Все, что казалось мне хорошим и добрым, стало казаться ветхим и лживым. Я понял, что у меня нет идеала! Продолжать в том же роде не мог уже, а настоящей дороги не было видно. Все, что могло бы составить мое материальное благосостояние, шло вразрез с тем, что мною чувствовалось на душе».

В этот же период в семье художника начинаются материальные затруднения. Появляются первые долги.

В 1876-м году, в 45 лет, Николай Николаевич переселяется на Украину, в Черниговскую губернию. До 1879-го года он почти не работает, выпадая из круга общения своих коллег. Но они его забывать не хотели. Репин специально приехал к нему в гости на Украину, чтобы написать его портрет. Однако, Николай Николаевич проявил неожиданное суеверие, отказываясь позировать, так как считал, что люди, написанные Репиным, почему-то вскоре умирают. А Николай Николаевич очень любил жизнь и умирать не собирался!

Преодолеть душевный кризис выдающемуся художнику помог не менее выдающийся философ – Лев Толстой. В 1882-м году, в 51 год на глаза живописцу попалась статья Толстого «О переписи в Москве». Она произвела настоящий переворот в душевном мире художника – он понял, что нашёл ту духовную истину, которой ему так долго не хватало.

Ге приезжает к Толстому в Москву, в Хамовники, сообщив ему о том, что нашёл в его лице духовного единомышленника. Вскоре он становится чуть ли не членом семьи великого писателя. В 1884 году, в 53 года, он создаёт портрет Толстого, изображая его за работой и освещая его руки – те самые руки, которые создали великие произведения.

Влияние писателя сказалось на углублённом психологизме портретов этого периода. Они воплощают огромную веру живописца в творческие возможности человека. Таковы портреты Петрункевич, Костычева, Лихачёвой.

Последний период творчестваТворчество – процесс деятельности человека, который создаёт качественно новые духовные и материальные ценности или выступает как итог создания субъективно нового. Такая деятельность приводит к рождению чего-то качественно нового, чего не было раньше. Творчество – это также и любая деятельность по созданию из элементов опыта новых комбинаций.
Подробнее >> связан с евангельскими темами. Художник создаёт цикл картин о страданиях
Христа, истолковывая их как чисто человеческие. Таковы картины «Выход с тайной вечери», «Христос и Никодим», «Суд Синедриона», «Голгофа».

Николай Николаевич Ге умер 13 июня 1894 года, в 63 года. Смерть его была скоропостижной и неожиданной…

Творчество Николая Ге осталось в веках, полностью воплотив в себе его пророческие слова о том, что он – художник, которому дар его был дан не для потехи, а для того, чтобы через пошлость жизни открывать в человеке то великое, что было дано ему Богом.

Аудиобиографию Н. Ге можно прослушать здесь


В избранное