Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Королевство искусств. Интересные факты из истории искусства Живописные иллюзии Бориса Кустодиева


Кустодиев – художник замечательного и разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. Превосходный рисовальщик и график, Кустодиев исполнял книжные иллюстрации и театральные эскизы.

 Особыми темами в творчестве Кустодиева стали «ярмарки», «праздники», «купчихи», «русские венеры», изображенные с юмором и добродушием, а также театрализованно-романтические живописные полотна, представляющие идеализированную, «придуманную» русскую жизнь. «Меня называют натуралистом, — сказал однажды художник, — какая глупость! Ведь все мои картины сплошная иллюзия!

 Мир его картин, столь близкий к народному лубку, с его пышными ярмарками, красавицами-купчихами, яркими народными гуляниями, феерией красок, проникнутый особой нарядностью, сообщает зрителю ощущение необычайной радости.

 Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878-го года в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу, логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Как вспоминает Борис Михайлович: «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони… Это были живые типы Островского…». Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева.

Сначала Борис учился в церковно‑приходской школе, а затем в гимназии. Позднее его как сына бывшего преподавателя приняли на казенный счет в духовную семинарию.

Интерес к рисованию пробудился у мальчика очень рано. Посетив в 10 лет выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, он твердо решил стать художником.

Пятнадцати лет он начинает занятия у художника Павла Власова. Его педагогическое воздействие, моральное влияние были так велики, что Кустодиев до конца жизни считал его своим первым и лучшим учителем. По совету Власова Борис оставляет семинарию. В 18 лет он едет в Петербург и поступает в Академию художеств.

Через два года исполнилось желание Кустодиева – заниматься у Ивана Репина. В его мастерской он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. «На Кустодиева, – писал Репин, – я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…».

Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом «Торжественное заседание Государственного Совета». Более двух лет трудился Кустодиев под руководством Репина над созданием этого монументального полотна. Им было написано около двадцати подготовительных этюдов и правая часть самой картины.

Параллельно с этой работой Кустодиев создает портреты своих современников, духовно близких ему людей. 

В 1902-м году Кустодиев приступил к выполнению картины на звание художника «Базар в деревне». В этом полотне можно видеть будущего праздничного живописца, упоенного лубочной яркостью купеческого быта. Художник использует здесь свои волжские впечатления, с любовью и тщательностью выписывает детали интерьеров и одежды своих персонажей.

8 января 1903-го года Кустодиев женится на Юлии Прошинской, с которой познакомился осенью во время поездки в Костромскую губернию. В октябре того же года Борис получает золотую медаль, звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу и по России сроком на один год. В декабре 1903-го года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию.

В Париже художник пишет одну из своих самых лирических картин «Утро». Произведение привлекает внутренним теплом, атмосферой радостного материнства.

Кустодиеву интересно познакомиться с картинами лучших зарубежных живописцев, но он рвется на родину: он хочет творить сам. Не использовав и половины пенсионерского срока, художник возвращается и сразу едет в провинцию и там, в Костромской губернии, проводит несколько месяцев в напряженном труде. Проходит несколько лет, и появились серии картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Период исканий завершился. Кустодиев нашел себя, свое место в искусстве.

Борис Кустодиев возвращается в Петербург в конце 1904-го года. Он активно работает в сатирических журналах  и помещает там многочисленные карикатуры на царских министров и военачальников.

Слава художника тем временем растет. Его избирают членом ряда художественных группировок. А когда в 1910 году возобновляет свое существование «Мир искусства», Кустодиев становится одним из самых деятельных его членов.

К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Ирина Кустодиева, дочь художника, вспоминает: «Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Дом наш всегда был полон собак и кошек. Папа внимательно следил за их "личной жизнью", любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Мне кажется, что в этом он был похож на Чехова – и тот и другой "уважали" животных и изображали их в своих произведениях как равноправных "членов общества"».

В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре: он создает декорации к спектаклю Островского «Горячее сердце». Декорации и эскизы костюмов превосходно передают хорошо знакомый художнику купеческий быт, неоднократно воспроизводимый им в картинах. В 1913 году он оформляет комедию Салтыкова‑Щедрина «Смерть Пазухина».

Ближе всего по духу Кустодиеву драматургия Островского. Он исполняет декорации ко многим его пьесам. Большинство декораций Кустодиева при всей их театральности по исполнению – законченные художественные картины.

В 1912 году художник пишет картину «Купчихи», начинающую галерею купеческих образов. Главная линия жанровой живописи Кустодиева этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых – создать обобщенные, собирательные образы женской красоты, которая бытовала в понимании народа: «Купчиха», «Девушка на Волге» и «Красавица».

В то же время Кустодиев создает ряд портретов. В 1913–1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства». Кустодиев хорошо знал этих людей, что дало ему возможность создать целую серию портретов с тонкой психологической характеристикой. Среди множества картин, написанных Кустодиевым, особой славой пользуется портрет Шаляпина.

Большинство картин последнего десятилетия жизни мастера было написано только благодаря колоссальной зрительной памяти и обилию прошлых впечатлений. Еще в 1911 году Кустодиев уехал в Швейцарию. Тяжелые признаки болезни – опухоль спинного мозга – заставили его согласиться провести несколько месяцев в частной клинике горного курорта. С 38 лет ноги его парализованы, и он навсегда прикован к креслу. Несмотря на это Кустодиев совершает поездки в Финляндию, Астрахань, Крым, Кострому.

В письме к режиссеру Лужскому он пишет: «Только ради бога, Василий Васильевич, не говорите о моей болезни никому – а, напротив, что я здоров, а главное, весел. Впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли, – я сам удивляюсь на свою жизнеспособность и даже жизнерадостность. Уж очень люблю, видно, "жить"!!»

Но для того чтобы жить, Кустодиеву нужно было работать – это и была его форма жизни.

Кустодиев был в числе тех художников‑реалистов старшего поколения, которые радостно приняли революцию. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет.

 По заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам.

В 1920 году он создает свою известную серию акварелей «Русские типы».

Кустодиев создает также в эти годы агитационную графику в духе народного лубка, обложки к журналам, которые привлекают внимание броскостью, остротой сюжета. Часто он выступает как иллюстратор. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Лескова «Штопальщик» и «Леди Макбет Мценского уезда».

Смерть 26 мая 1927 года оборвала новые творческие замыслы мастера. «Богатырь русской живописи», «большой художник с русскою душою» ушёл навсегда, оставив нам свои чудесные полотна – вечную о нём память.

 

Аудиобиографию Бориса Кустодиева можно прослушать здесь

 


В избранное