Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Королевство искусств. Интересные факты из истории искусства Говорящие цвета Максимилиана Волошина


Подлинный талант часто бывает многогранен. Именно таким многогранным талантом был наделен Максимилиан Александрович Волошин. Всесторонне эрудированный, обладающий широким кругозором человек, замечательный поэт, высокопрофессиональный переводчик, художественный и литературный критик, Максимилиан Волошин известен и как художник с весьма незаурядным и самобытным дарованием. Благодаря своему таланту он стал одним из самых ярких представителей Серебряного века.

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился 16 мая 1877 года в Киеве, предки по отцу — запорожские казаки, по матери — обрусевшие в 17-м веке немцы. В три года остался без отца, детство и отрочество прошли в Москве. В 1893-м году мать приобрела земельный участок в Коктебеле (близ Феодосии), где Волошин в 1897-м году окончил гимназию. Поступив на юридический факультет Московского университета, втянулся в революционную деятельность, за причастность к Всероссийской студенческой забастовке в феврале 1900-го года, а также за "отрицательное миросозерцание" и "склонность ко всякого рода агитациям" был отстранен от занятий. Во избежание иных последствий, отправился осенью 1900-го года рабочим на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги.

Этот период Волошин называл позднее "решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры". Тем не менее именно активное приобщение к достижениям художественной и интеллектуальной культуры Западной Европы становится его жизненной целью начиная с первых путешествий 1899-го — 1900-го годов во Францию, Италию, Австро-Венгрию, Германию, Швейцарию, Грецию. Особенно притягивал его Париж, в котором он видел центр европейской и, стало быть, всеобщей духовной жизни. Вернувшись из Азии и опасаясь дальнейших преследований, Волошин решает "уйти на Запад, пройти сквозь латинскую дисциплину формы".

В Париже Волошин живет с апреля 1901-го по январь 1903-го, с декабря 1903-го до июня 1906-го, с мая 1908-го по январь 1909-го, с сентября 1911-го по январь 1912-го и с января 1915-го до апреля 1916-го годов. В промежутках странствует "в пределах древнего Средиземноморского мира", наездами бывает в обеих российских столицах и обитает в своем коктебельском "доме поэта", который становится своеобразным культурным центром, пристанищем и местом отдыха писательской элиты, "Киммерийскими Афинами", по выражению поэта и переводчика Шенгели. В разное время там побывали Брюсов, Андрей Белый, Горький, Алексей Толстой, Гумилёв, Цветаева, Мандельштам, Иванов, Замятин, Ходасевич, Булгаков, Чуковский и многие другие писатели, художники, артисты, ученые.

Дача, позднее получившая название "Дом Поэта", чем-то напоминала и средневековый замок, и типичную для Средиземноморья небольшую загородную виллу. В трехэтажном здании, со всех сторон оплетенном лестницами, балкончиками и галереями, были и просторный зал для приемов, и плоская крыша, с которой темными южными ночами можно было наблюдать звезды, и библиотека, и мастерская художника (с 1902-го года Волошин пишет маслом, а десяток лет спустя появляются его замечательные акварели), и, разумеется, комнаты для гостей — друзей, художников и поэтов, и просто интересных собеседников. Волошин дебютировал как литературный критик: в 1899-м году журнал "Русская мысль" печатает без подписи его маленькие рецензии, в мае 1900-го года там же появляется большая статья "В защиту Гауптмана", подписанная "Макс. Волошин" и представляющая собой один из первых российских манифестов модернистской эстетики.

Дальнейшие его статьи (36-ть о русской литературе, 28-мь — о французской, 35-ть — о русском и французском театре, 49-ть — о событиях культурной жизни Франции) провозглашают и утверждают художественные принципы модернизма, вводят новые явления русской литературы (в особенности творчество "младших" символистов) в контекст современной европейской культуры. "Волошин был необходим эти годы, — вспоминал Андрей Белый, — без него, округлителя острых углов, я не знаю, чем кончилось бы заострение мнений...". Стихов поначалу писалось немного, и почти все они были собраны в книге "Стихотворения. 1900-го — 1910-го годов". В годы начавшихся катаклизмов, Волошин отказался от военной службы, поскольку не хотел принимать участия в разрушениях.

Не принял он и революцию, восприняв её как космическую драму бытия:"А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других." Вполне созвучны поэтике Верхарна стихи о войне, составившие сборник "Anno mundi ardentis 1915-й" (1916-го года). Здесь отрабатывались приемы и образы той стихотворной риторики, которая стала устойчивой характеристикой поэзии Волошина времен революции, гражданской войны и последующих лет. Часть тогдашних стихотворений была опубликована в сборнике "Демоны глухонемые" (1919-й), часть — под условным объединяющим заглавием "Стихи о терроре" издана в Берлине в 1923-м году; но в большинстве своем они остались в рукописи. В 1920-е годы Волошин составил из них книги "Неопалимая Купина. Стихи о войне и революции" и "Путями Каина. Трагедия материальной культуры". Однако в 1923-м году началась официальная травля Волошина, имя его было предано забвению и с 1928-го по 1961-й годы в СССР в печати не появилось ни одной его строчки.

Когда в 1961-м году Эренбург почтительно упомянул о Волошине в своих мемуарах, это вызвало немедленную отповедь Дымшица, указавшего: "Макс Волошин был одним из самых незначительных декадентов, к революции он... отнесся отрицательно". Волошин вернулся в Крым весной 1917-го года. "Больше не покидаю его, — писал он в автобиографии в 1925-м, — ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую...". Но ни хлопоты влиятельного Вересаева, ни умоляющее и отчасти покаянное обращение к всесильному идеологу Каменеву в 1924-м не помогли ему пробиться в печать. "Стих остается для меня единственной возможностью выражения мыслей", — писал Волошин. Деятельность Волошина-искусствоведа после революции прекратилась, однако он успел опубликовать 34-ре статьи о русском изобразительном искусстве и 37-мь — о французском.

Сохраняет значение его первая монографическая работа о Сурикове. Осталась незавершенной книга "Дух готики", над которой Волошин работал в 1912-м — 1913-м годах. Живописью Волошин занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве, — и оказался даровитым художником, его излюбленным жанром стали акварельные крымские пейзажи со стихотворными надписями. Волошин — художник-самоучка. Он недолго занимался рисунком в мастерской Елизаветы Кругликовой в Париже. Большую роль в становлении Волошина как художника сыграли работы классиков японской гравюры — Утамаро и Хокусая, с которыми он познакомился в Парижской национальной библиотеке, в Галерее эстампов. Здесь он изучал громадную коллекцию японской печатной книги Теодора Дерюи.

Особое значение Волошин придавал цвету. Цвет был для него, как и для восточных художников, символом. И выбор того или иного цвета никогда не был случайным. "Красный, — писал Волошин в связи с этим, — отвечает цвету земли, синий — воздуха, желтый — солнечному свету. Переведем это в символы. Красный будет означать глину, из которой сделано тело человека, — плоть, кровь, страсть. Синий — воздух и дух, мысль, бесконечность, неизвестность. Желтый — солнце, свет, волю, самоосознанность, царственность... Лиловый цвет образуется соединением красного и синего — это чувство тайны, цвет молитвы; зеленый — от смешения желтого с синим — это цвет растительного царства, надежды, радости бытия."

Акварели Волошина — это, как говорил сам художник, музыкально-красочные композиции на тему киммерийского пейзажа. Волошин писал акварельные пейзажи Крыма каждый день, они были своеобразным дневником художника, в котором он запечатлел свои чувства. "Не так уж много в истории живописи, посвященной только "настоящим" художникам, найдется произведений, способных вызвать мысли и грёзы, подобные тем, которые возбуждают импровизации этого дилетанта", — так писал об акварелях Волошина Александр Бенуа.

Умер Максимилиан Александрович Волошин в Коктебеле 11-го августа 1932-го года. Замечательный мастер ушёл от нас, но осталось неподдельное волшебство его стихов и картин. Волшебство, которое сам Волошин запечатлел в этих удивительных строках:

"Все, что есть прекрасного в мире... Факел косматый в шафранном тумане... Влажной парчою расплесканный луч... К небу из пены простертые длани... Облачных грамот закатный сургуч... Гаснут во времени, тонут в пространстве Мысли, событья, мечты, корабли... Я ж уношу в свое странствие странствий Лучшее из наваждений Земли..."

Аудиобиографию Максимилиана Волошина можно прослушать здесь


В избранное