Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Plan

Ultima Thule
Дов Конторер

Планы старые и новые

Вторая ливанская война осталась в прошлом и главным очагом непосредственно
наблюдаемого конфликта на Ближнем Востоке снова стало давнее, однообразное и
в
значительной степени бесперспективное противостояние между Израилем и
палестинцами.

В нашем регионе имеются и другие, не менее глубокие конфликты, опровергающие
популярный тезис о том, что именно израильско-палестинское урегулирование
принесет желанную стабильность на Ближний Восток (и, как следствие, в сферу
мировой энергодобычи). В данный момент это - ставшая очевидной конфронтация
между крепнущим шиитским Ираном и блоком <<умеренных>> суннитских государств,
среди которых главная роль принадлежит Саудовской Аравии и Египту. Даже с учетом
подлинной остроты израильских опасений, связанных с иранским ядерным проектом,
можно предположить, что непосредственная задача Тегерана ставится в иной
плоскости - как укрепление шиитского пояса, связавшего собственно Иран, отданный
во власть шиитам Ирак, алавитское руководство Сирии (претерпевшее, по мнению
некоторых исследователей, шиитизацию де-факто) и шиитскую общину Ливана.

Вполне ощутимое давление этого пояса уже сейчас составляет непосредственную
угрозу саудовским интересам, а для Египта оно обозначает малоприятную
перспективу появления на Ближнем Востоке новой сверхдержавы, наследующей
исторические традиции Персидской империи.

В прежние годы в нашем регионе также имели место значительные конфликты и войны,
куда более кровопролитные, чем периодические вспышки полноформатных военных
действий между Израилем и арабами. Это и восьмилетня ирано-иракская война, и
оккупация Кувейта, и египетская интервенция в Йемене. Но, несмотря на
общеизвестные факты, именно те аспекты ближневосточной конфликтности, которые
непосредственно связаны с Израилем, воспринимаются международным сообществом
как
средоточие региональной нестабильности. Что же до израильско-палестинского
конфликта, то он, в свою очередь, считается серцевиной всего комплекса
противоречий между Израилем и арабами.

По числу предлагавшихся в разные годы планов его урегулирования
израильско-палестинский конфликт не имеет себе равных. Человек, способный
элементарным образом перечислить все эти планы (международные, <<общеарабские>>
и
израильские), будет способен защитить диссертацию по политической истории
Ближнего Востока. Только из считающихся актуальными в настоящее время можно
упомянуть <<Дорожную карту>> и саудовскую <<мирную инициативу>> 2002 года. В
самом
Израиле, с присоединением к правящей коалиции партии НДИ, многие вспомнили о
предлагавшемся Авигдором Либерманом плане <<обмена населением и территориями>>,
в
рамках которого Израиль произведет аннексию некоторых поселенческих блоков в
Иудее и Самарии при одновременном выведении из-под израильского суверенитета
ряда арабских районов, примыкающих к <<зеленой черте>>.

Мне уже доводилось писать, что я считаю категорически несостоятельными
<<моральные>> аргументы против этого плана - в той их части, которая касается
предлагаемого Либерманом лишения нескольких сотен тысяч арабов в Вади-Ара и
<<треугольнике>> израильского гражданства. Наши отношения с арабским меньшинством
давно уже перешли ту черту, по которой проходит граница допустимости подобных
решений. Систематически выступая в роли пятой колонны и выдвигая в качестве
своих лидеров откровенных провокаторов, израильские арабы вполне заслужили того,
чтобы мы рассматривали их как свою <<проблему>>, а не как естественную часть
своего национального коллектива.

Ключевая проблема с планом <<обмена населением и территорими>> состоит, на мой
взгляд, в другом. Это план фактически объединяет НДИ с левым израильским лагерем
на базе изъявляемой им готовности к установлению границы по <<зеленой черте>>,
тогда как разговоры о необходимости присоединить к Израилю Ариэль за счет отказа
от Умм эль-Фахма и т.д. остаются всего лишь декоративным довеском к нему. Этот
<<довесок>> и сейчас никого ни к чему не обязывает, и в будущем не получит шансов
на осуществление. Из всех планов подобного рода извлекается в конце концов
только <<сухой остаток>>, которым неизменно становится израильское отступление.

В целом план Либермана, несмотря на наличие в нем определенных оригинальных
моментов, следует принятой парадигме урегулирования израильско-палестинского
конфликта. Эта парадигма предполагает <<политическое решение>>, основным элементом
которого станет создание независимого палестинского государства в Иудее, Самарии
и Газе - с минимальным изменением границ 1967 года. Но именно эту парадигму
подвергает сомнению <<План гуманитарного решения палестинской проблемы>>,
выдвинутый недавно д-ром Мартином Шерманом и поддержанный международным
общественно-политическим форумом <<Иерусалимский саммит>>.

Ошибочная парадигма

Д-р Мартин Шерман, научный сотрудник кафедры политологии Тель-Авивского
университета и один из ведущих экспертов Института контртеррористической
политики при Междисциплинарном центре в Герцлии, начинает с того, что определяет
формальную несостоятельность принятой парадигмы израильско-палестинского
урегулирования: <<Палестинцы доказали своими действиями, что они, во-первых,
не
испытывают действительной заинтересованности в создании собственного
государства, и, во-вторых, не обладают необходимыми для этого способностями.
Начиная с 1947 года, они раз за разом отвергали все предложения, сулившие им
непосредственную возможность создать свое государство. Последним доказательством
этого стало поведение Арафата в Кемп-Дэвиде летом 2000 года. Можно со всей
определенностью утверждать, что если бы палестинцы действительно желали создания
своего государства, оно бы у них уже было>>.

Что же до способностей, необходимых тому или иному народу для создания своего
государства, то здесь Мартин Шерман отмечает следующее: <<Палестинское движение
находилось в самом лучшем положении по сравнению со всеми остальными
национальными движениями в период после Второй мировой войны. Оно пользовалось
широким международным сочувствием, имело стабильные источники финансирования,
опиралось на безоговорочную поддержку одной из двух сверхдержав в годы холодной
войны - и даже тогда благожелательным образом освещалось средствами массовой
информации на Западе. Вслед за тем, в течение десяти с лишним лет, правительства
Израиля, признав правомерность декларативных политических устремлений ООП, были
настроены на удовлетворение палестинских требований в очень существенном объеме.
Но, несмотря на все эти благоприятные факторы, палестинское национальное
движение добилось исключительно жалких результатов и, в конечном счете, не
принесло своему народу ничего, кроме насилия, коррупции, нищеты и страданий>>.

Истинным побудительным мотивом палестинского движения д-р Шерман считает <<не
отсутствие у палестинцев возможности национального самоопределения, а наличие
такой возможности у евреев>>. Или, иными словами, не создание своего,
палестинского государства, а уничтожение Государства Израиль является реальной
целью ООП и связанных с ней группировок.

Но такая постановка политических целей является - или, по крайней мере, должна
являться - абсолютно неприемлемой для мирового сообщества, настаиват д-р Шерман.
И поэтому, учитывая опыт поведения палестинцев в минувшие десятилетия, мировое
сообщество должно осознать, что палестинский нарратив, апеллирующий к парадигме
национального самоопределения, представляет собой фундаментальную ложь.

В практическом плане это означает отказ от заведомо бесперспективных попыток
решения израильско-палестинского конфликта через создание независимого
палестинского государства. <<Но даже в том случае, если решение такого рода будет
устранено с международной повестки дня, останется актуальной гуманитарная
проблема палестинского населения, живущего под израильским военным контролем,
-
подчеркивает Мартин Шерман. - Эта проблема несомненно потребует своего решения.
Но решать ее надо не в политической плоскости, а в контексте необходимых шагов
гуманитарного характера. А последние будут возможны и эффективны только в том
случае, если официальный палестинский нарратив будет дезавуирован и лишен
легитимности. Почему? Потому, что гуманитарное решение палестинской проблемы
неизбежно войдет в противоречие с политической игрой, характер которой
подразумевает возможность и целесообразность создания независимого палестинского
государства>>.

Поощрение к эмиграции

В предлагаемом д-ром Шерманом гуманитарном решении можно выделить три основных
элемента:

а) Немедленное расформирование UNRWA - The UN Relief and Works Agency for
Palestine Refugees in the Near East. Это агентство ООН, созданное в 1950 году
специально для оказания помощи палестинцам, действует отдельно от Управления
Верховного Коммиссара ООН по делам беженцев. Получая и расходуя огромные
средства, оно фактически проводит политику, противоположную общей политике
Верховного Комиссара ООН, направленной на обустройство беженцев в районах их
проживания.

б) Прекращение злонамеренной дискриминации палестинских беженцев в арабских
государствах и предоставление им реальной возможности социальной интеграции в
странах сегодняшнего проживания.

в) Предоставление щедрых эмиграционных пособий палестинцам, покидающим районы
своего проживания, находящиеся под израильским военным контролем. Эти пособия
должны предоставляться на индивидуальной основе (главам семей), а не каким-либо
палестинским организациям.

Мартин Шерман подчеркивает, что агентство UNRWA является уникальным механизмом,
целеноправленно увековечивающим проблему палестинских беженцев 1948 года - в
интересах враждебных Израилю арабских государств и собственного аппарата,
поглащающего выделяемые ему бюджеты ООН. При этом д-р Шерман отмечает, что UNRWA
и Управление Верховного Комиссара по делам беженцев не просто проводят
принципиально разную политику в отношении опекаемых ими групп населения: даже
и
в отношении самого понятия <<беженец>> они придерживаются совершенно разных
определений.

UNRWA автоматически относит к числу <<палестинских беженцев>> их детей, внуков
и
правнуков - независимо от того, как сложилась их жизнь за прошедшие после Войны
за независимость десятилетия. Это позволяет агентству выкачивать из ООН
дополнительные средства, которые любая бюрократия умеет <<освоить>>. Но еще более
важным является политическое значение разницы в определениях понятия <<беженец>>,
используемых вышеупомянутыми инстанциями. Согласно критериям UNRWA, в мире
существует в настоящее время от 4 до 5 миллионов палестинских беженцев, тогда
как при использовании критериев Верховного Комиссара, принятых в отношении всех
остальных групп беженцев в мире, численность соответствующего палестинского
контингента составляет порядка 200-300 тысяч человек. Разница, как мы видим,
огромна: свыше 90 процентов.

Мартин Шерман настаивает на том, что палестинские беженцы должны перейти под
опеку Верховного Комиссара ООН - на равных со всеми остальными беженцами в мире
условиях. Что же до тех палестинцев, которые естественным образом лишатся при
этом статуса беженцев, то они должны немедленно получить все права, включая
право на гражданство, в арабских странах. Достижению этой цели должна
способствовать, по мнению д-ра Шермана, <<энергичная и агрессивная
дипломатическая кампания, которая вынудить арабские государства отказаться от
многолетней политики дискриминации в отношении палестинцев>>.

В то же время палестинцам, живущим в районах, находящихся под израильским
военным контролем, может быть предложена только одна корректная и справедливая
опция: щедрая помощь в эмиграции. Связанное с этим решение нейтрализует
перманентный очаг напряженности на Ближнем Востоке, решит гуманитарные проблемы
палестинского населения и избавит его от власти жестокого и коррумпированного
аппарата Палестинской администрации.

Куда именно можно и нужно направить поток палестинской эмиграции из Иудеи,
Самарии и Газы? <<Желательно, но не обязательно направить палестинских эмигрантов
в страны, наиболее близкие им в культурном, религиозном и ментальном
отношениях, - отвечат д-р Шерман. - Важнее, однако, чтобы эмиграционное пособие
действительно позволяло отъезжающим построить новую, более счастливую жизнь.
А
это, в свою очередь, требует именно индивидуального принципа выплаты, поскольку
в противном случае палестинцы не будут защищены от давления действующих в их
среде интересантов>>.

Объем затрат

Ознакомившись в общих чертах с <<Планом гуманитарного решения палестинской
проблемы>>, было естественно задать д-ру Шерману два ключевых вопроса. Какова,
по
его мнению, вероятность того, что предложенная эмиграционная опция будет
положительно воспринята сколько-нибудь значительным числом палестинцев,
проживающих в Иудее, Самарии и Газе? И каков объем ожидаемых финансовых затрат,
связанных с реализацией данного плана?

- Следует, прежде всего, принимать в расчет то обстоятельство, что процесс
эмиграции палестинцев с контролируемых территорий и сейчас, в отсутствие всякой
международной поддержки, имеет место, - говорит Мартин Шерман. - Официальные
власти и СМИ автономии пытаются скрыть этот факт, но он хорошо известен
экспертному сообществу. И это, в конце концов, естественно, поскольку в условиях
бесперспективного конфликта с Израилем, отягощенного для палестинцев коррупцией
и произволом их собственной власти, мысли об эмиграции возникают у многих.

Опросы общественного мнения указывают на то, что лишь 15 процентов палестинцев
категорически отвергают эмиграционную опцию, - продолжает д-р Шерман. - В то
же
время свыше 70 процентов опрошенных утверждают, что материальная помощь могла
бы
явиться для них существенным побудительным фактором к эмиграции, Такие данные
были получены в результате опроса, проведенного в ноября 2004 года Палестинским
центром изучения общественного мнения. И сравнительно недавно университет
Бир-Зейт провел исследование, показавшее, что 44 процента молодых палестинцев
были бы рады возможности эмигрировать из Иудеи, Самарии и Газы, если бы им была
предоставлена соответствующая помощь. Таким образом, даже сейчас, когда
обсуждение данной проблемы носит сугубо теоретический характер, мы наблюдаем
явные признаки того, что значительная часть палестинского населения в
контролируемых Израилем районах была бы рада предлагаемому нами решению.

Что же до объема необходимых для реализации <<Гуманитарного решения>> финансовых
средств, то здесь д-р Шерман говорит следующее: <<Его стоимость будет существенно
меньше чем ожидаемые затраты по любому из обсуждаемых в настоящее время проектов
урегулирования израильско-палестинского конфликта. Многое, конечно, будет
зависеть от того, какой объем помощи выделяется на одну семью. Допустим, что
одна семья получает в случае эмиграции от 100 до 200 тысяч долларов. Далее,
какова реальная численность арабского населения в Иудее, Самарии и Газе?
Существуют официальные данные Палестинского статистического бюро и сильно
отличающиеся от них результаты исследований группы израильских демографов во
главе с д-ром Йорамом Этингером. Учитывая эту разницу и возможные колебания в
сумме выплат на одну эмигрирующую семью, мы получаем общий объем в интервале
от
60 до 150 миллиардов долларов>>.

150 миллиардов долларов? Сумма огромная. Но д-р Шерман настаивает на том, что
<<для решения такой проблемы это смешные деньги>>. И его доводы не кажутся вовсе
надуманными.

<<Это в два с лишним раза меньше тех расходов, которые США уже понесли до
настоящего времени в связи с войной в Ираке. Израильский валовой внутренний
продукт составляет порядка 100 миллиардов долларов в год. Отчисляя на решение
данной проблемы по 5-7 процентов от своего ВВП, мы и сами могли бы в течение
10-15 лет изыскать необходимую сумму. Разумеется, Израилю было бы значительно
легче, если бы к реализации <<Гуманитарного решения>> удалось подключить
международных спонсоров. В этом случае затраты на решение палестинской проблемы
составили бы совершенно мизерный процент от ВВП государств, входящих в
Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD). При этом
предлагаемое решение не стало бы бременем для мировой экономики. Напротив,
состоятельные палестинские эмигранты принесли бы миллиарды долларов в новые
страны своего расселения, включая развивающиеся государства. Не деньги являются
главным во всем этом деле, а политическая воля и наша готовность опровергнуть
глубоко лживый нарратив ООП, согласно которому единственным решением конфликта
станет создание палестинского государства>>.

Ответить   "Igor" Sat, 16 Dec 2006 18:54:10 +0200 (#621210)