Здравствуйте, Евгений Корнев.
> в магазинах они ценники буквально каждые три дня переписывают.
Ценники много где переписывают, например, в продуктовых магазинах это
происходит постоянно. Там прямо в течение дня бегают с такой машинкой,
которая переклеивает ценники. Главное, что вы должны знать, что ценник - это
публичная оферта. Соответственно когда вы взяли и положили в корзинку
колбасу за 700 руб., а на кассе вам сказали, что она стоит 750 и просто там
не успели переписать ценник, можете смело требовать, чтобы вам её продали за
700.
Во-первых, у вас на руках публичная оферта с ценой 700, а подойдя к кассе вы
её акцептовали. На этом этапе менять условия продавец право не имеет.
Во-вторых, если пытаются вообще отказать в обслуживании, типа "Тогда пошёл
отсюда", можете смело оставаться и требовать, чтобы сделка была завершена.
Магазин с открытым доступом и вывеской предлагает всем так называемый
публичный договор, то есть открыто предложив определённую услугу, они уже не
имеют право отказывать в её предоставлении.
Но если вчера было 700, а сегодня уже 750, то продавец в своём праве. В
такой ситуации требовать продать по вчерашней цене вы права не имеете. Есть
только путь с судебным разбирательством на тему возможного завышения цен, но
это совсем другая история и факт завышения доказывать придётся именно вам.
Физлицо такое разбирательство не потянет. Можно только написать телегу в
ФАС, но и они вряд ли что-то накопают. Это слишком сложно.
> Но когда я
> заказывал устройство под заказ, то срок доставки был две недели. На момент
> заказа, цена была одна, через неделю - другая, а когда почти через три
> недели устройство приехало, уже совсем третья.
Здесь надо смотреть на формальные условия сделки.
Возможно там оформлено так, что счёт вам выставляется именно в момент
доставки, тогда, действительно, придётся оплачивать цену на момент доставки.
В общем здесь могут быть варианты, возможно они и правы.
> Если они никак от скачков курса
> валют не зависят, то почему изменяют цены на устройства, которые у них
> лежат
> в прайсах и на витринах уже по несколько месяцев с момента завоза?
Нет, если на каком-то этапе производства в себестоимости продукта есть
добавленная стоимость, то они в любом случае зависят от колебаний курса.
Другой вопрос, что эти колебания не соответствуют колебаниям на ММВБ.
Например, курс у нас изменяется каждый день, но новые закупки происходят в
начале каждого месяца. Тогда для фирмы де-факто курс будет изменяться раз в
месяц, а его график будет не волнистой линией, а ступеньками с резкими
изменениями уровня горизонтально идущей линии в начале каждого месяца.
> И что же тогда влияет на их цены, если не курс рубля?
В реальности всё сложнее. Описанный выше механизм - это внутренние
финансовые процессы предприятия. Далеко не факт, что наружу они будут
выставлять именно такие экономически обоснованные цены. К тому же "шум"
могут вносить различные факторы:
Во-первых, в бизнесе принято закладывать запас прочности около 10%, который
как раз и должен страховать импортные закупки от колебаний валюты. То есть
мы берём курсовой пересчёт цены и домножаем на 1,1. Но сейчас в российской
экономике эту страховку, по понятным причинам, повышают, плюс по разным
отраслям разные страховки.
Во-вторых, продавец может изменять цены не только под воздействием изменения
себестоимости. Возможно ему нужно очистить склады, зафиксировать прибыль или
убытки, провести очередное сражение ценовой войны с конкурентом, нажиться в
условиях возросшего спроса, например, перед новым годом, когда все покупают
подарки, и прочее.
В-третьих, всегда есть искушение получить не только стандартную прибыль, но
и дополнительную прибыль на курсовой разнице, поэтому многие предприниматели
осознанно могут затягивать снижение цен при укреплении рубля, чтобы снять
сливки на возросшей разнице между закупочной и отпускной ценой.
В-четвёртых, зачастую прибылями текущего периода покрываются убытки
предыдущих, поэтому если предыдущая партия дала отрицательную прибыль, мы
можем повысить маржинальность текущей, чтобы закрыть баланс.
В-пятых, у нас могут быть безусловные текущие издержки в иностранной валюте.
Например, партию-то мы купили ещё в прошлом месяце, но в этом месяце нам в
любом случае надо в долларах заплатить зарплату своему представителю в
зарубежном офисе, даже если никаких поставок в этом месяце не было.
Как всё это происходит в "Элите Групп" я понятия не имею. В предыдущем
сообщении я просто пытался донести до Владимира мысль, что волатильность
рубля на ММВБ - это не та волатильность, с которой сталкивается закупщик
импортной продукции, плюс у него есть вполне конкретные механизмы для себя
эту волатильность снижать, поэтому в реальности скачки курса рубля далеко не
такой уж фактор хаоса.
Успехов. Никита.