Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Налоговые новости от TaxHelp.RU

  Все выпуски  

Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения


Служба Рассылок Subscribe.Ru


[ССЫЛКА ТОЛЬКО ДЛЯ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ]

АССОЦИАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА при участии ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КЛУБА ЮРИСТОВ и АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ (АВА CEELI) 13 ноября 2001 года проведет научно-практическую конференцию по теме "ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ". В рамках освещения этой темы председатель Совета Профессионального клуба юристов Вадим Зарипов специально предоставил для нашей рассылки цикл статей по проблемам возврата косвенных налогов. Сегодня мы публикуем четвертую статью цикла.


О соотношении налога и цены договора

1. В п.9 Обзора судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 10.12.96 N 9) разъясняется, что "в силу ст.454 ГК РФ продавец и покупатель самостоятельно определяют цену реализуемой вещи. "Однако в силу императивного указания Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" согласованная сторонами цена подлежит увеличению на сумму налога на добавленную стоимость (п.1 ст.7)" . Следовательно, делает вывод ВАС РФ, если в договоре при указании цены продукции стороны не сделали оговорку о включении НДС в соответствующую сумму, то согласованная ими цена должна быть увеличена на сумму НДС. С учетом такой позиции ВАС РФ принято считать, что косвенный налог – это нечто отдельное от цены, что-то вроде особой добавки к цене товара.

На наш взгляд, выводы ВАС РФ были основаны на неверном толковании п.1 ст.7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость". В 1991 г. положения основных налоговых законов были заимствованы из зарубежных источников, поэтому не исключена чисто техническая ошибка при переводе. Правило, которое содержалось в п.1 ст.7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", следует понимать не буквально, а с учетом ст.1 Закона, определяющей НДС как форму изъятия в бюджет добавленной стоимости. Данное правило следует читать таким образом: "реализация товаров (работ, услуг) предприятиям производится по ценам (тарифам), включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость по установленной ставке. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой". Это означает, что продавец, формируя цену, включают в нее НДС по ставке 20 (10) процентов, а в окончательной цене НДС составляет 16,67 (9,09) процента.

Следует пояснить, что сумма НДС выделяется в цене исключительно в целях исчисления налога (Ст.7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" так и называется: "Порядок исчисления налога"). Исчисление налога – это определение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Как известно, исчисление НДС осуществляется на основе особого, инвойсного, метода, называемого также методом зачета по счетам. Данный метод основан на выделении в цене товара части добавленной стоимости, поступающей в бюджет в виде налога. Для применения инвойсного метода в цене товара (работы, услуги) выделяют два условных, расчетных показателя: "налог, полученный от покупателей" и "налог, уплаченный продавцам".

Если применить подход ВАС РФ, то получается, что для того, чтобы исчислить налог и уплатить его в бюджет, сначала необходимо увеличить цену на сумму НДС. Однако налоговое законодательство лишь указывает, с каким фактом связаны налоговые последствия, но не регулирует самих отношений, приводящих к налоговым последствиям. Налоги не могут и не должны прямо влиять на хозяйственную деятельность, налоги вторичны по отношению к результату такой деятельности, нет его – нет и налогов. Этот вывод можно сделать на основе п.3 ст.3 НК РФ, согласно которому налоги должны иметь экономическое основание. Налог не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на долю заработанного. В.В. Витрянский и С.А. Герасименко отмечают, что "налоговые обязательства субъектов предпринимательской деятельности в большинстве случаев являются прямым следствием именно их предпринимательской деятельности".

В случае с НДС первоначально возникает добавленная стоимость как экономический показатель (результат) хозяйственной деятельности, а уже затем часть этой стоимости изымается посредством налога в государственную казну за счет поступившего имущества (источник налога). Следует согласиться с мнением С.Г. Пепеляева: "Налогообложение учитывает результат хозяйственной деятельности налогоплательщика, оно зависит от этого результата. Налог не может быть больше источника, за счет которого налог уплачивается. Фактически поступившие средства и есть источник уплаты налога. Результат сложения суммы, остающейся налогоплательщику, и суммы налога объективно не может быть больше величины поступивших средств. По этой причине поступившую сумму следует рассматривать как включающую НДС. Налог необходимо выделять из нее по расчетной ставке (16,67 и 9,09%), а не начислять сверх поступившей суммы".

Как мы видим, позиция ВАС РФ о соотношении цены и налога допускает прямое вмешательство в частно-правовые отношения. С такой позицией можно согласиться, если только признать, что организации и физические лица существуют и заключают сделки между собой для того, чтобы платить налоги.

2. Порядок определения цены договора регулируется не налоговым, а исключительно гражданским законодательством. В соответствии с п.1 ст.424 ГК РФ цена договора определяется на основе соглашения сторон. Этой же статьей допускается в предусмотренных законом случаях применение цен, устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. В данном случае речь идет о государственных регулируемых ценах, устанавливаемых энергетическими комиссиями и другими подобными органами ценообразования. Однако данное правило не относится к налогам, так как налоговое законодательство, как было отмечено выше, не может прямо влиять на размер цены по договору.

Из ст.423 и ст.424 ГК РФ следует, что цена – это размер платы, которую одна сторона вправе получить от другой стороны за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг). Другими словами, цена – это количественное выражение платы по возмездному договору. Договариваясь о цене, стороны определяют тем самым конечную денежную сумму, которую одна сторона должна уплатить другой стороне по договору. Соглашение сторон, как правило, определяет свободные, рыночные цены (это подтверждается презумпцией соответствия цены договора рыночным ценам, закрепленной в п.1 ст.40 НК РФ), складывающиеся на основе спроса и предложения (определение рыночной цены см. в п. 4 ст. 40 НК РФ). Именно спрос и предложение на рынке, а не налоговое законодательство определяют цену договора. Предложение определяется количеством предлагаемого товара, спрос – количеством свободных денежных средств. Если, к примеру, у потребителя имеется 100 руб. на покупку товара, то никакие законы не смогут заставить его купить товар дороже 100 руб.

В подтверждение доказательства того, налоги всегда содержатся в цене товара, можно привести Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги (утв. Минэкономики РФ 6 декабря 1995 г. N СИ-484/7-982). В п.2.1 Методических рекомендаций указано, что "свободные оптовые и отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиями-изготовителями или другими поставщиками по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (товаров, услуг). В свободные отпускные цены включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством".

Пунктом 3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что сумма налога с продаж включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Данная норма предназначена исключительно для целей исчисления налога. На деле покупатель не перечисляет продавцу налог, а оплачивает товар (работу, услугу).

3. Нельзя считать, что если налогоплательщик не указал налог в документах, то налога нет и, напротив, налог есть лишь тогда, когда он указан в документах. Иначе получается, что налог возникает не в силу наличия объекта налогообложения (как правило – реализации), а в силу оговорки о налоге. Необходимо иметь в виду один из основных постулатов налогообложения: "О налогах не договариваются". Распространение на практике мнения ВАС РФ о том, что продавец в договоре делает специальную оговорку о косвенных налогах, приводит к курьезам. Так, 6 марта 2001 г. ФАС Северо-Западного округа вынес Постановление по делу N А13-5055/99-08, в котором указал следующее: "налоговая инспекция не доказала в соответствии со ст.53 АПК РФ, что предприниматель Г. при реализации товара за наличный расчет увеличивал цену товара на сумму налога с продаж, то есть что налог был получен с покупателей, а следовательно, нет оснований для утверждения, что налог с продаж, в данном случае не полученный, должен быть перечислен предпринимателем Г. в бюджет". Ознакомившись с таким постановлением, налогоплательщики могут сделать вывод о том, что для того, чтобы не платить косвенные налоги, достаточно всего лишь никак не указывать их в документах. Сам того не подозревая, суд открыл универсальный способ оптимизации всех косвенных налогов!


Продолжение в следующем выпуске рассылки.

В.М. Зарипов
председатель Совета Профессионального клуба юристов

Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.




Конференция "ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ"

На конференции предлагается обсудить проблемы излишней уплаты и возврата косвенных налогов в свете решений Конституционного Суда России и арбитражных судов.
Приглашаем принять участие в конференции специалистов аудиторских, консалтинговых и юридических фирм, сотрудников научных организаций и государственных органов, судей, преподавателей и студентов учебных заведений, российские и иностранные компании.
Ждем Ваши предложения, вопросы, комментарии, замечания, отзывы, статьи в адрес Ассоциации по факсу: (095) 956-63-04 или по электронной почте.
Дополнительная информация по телефону: (095) 956-63-03; (095) 591-06-24




RLE       RB2 Network

Если Вы хотите получить бесплатную юридическую помощь, то рекомендуем обратиться на наш налоговый форум. Мы по мере своих возможностей тоже принимаем участие в указанном форуме и консультируем там вместе с другими юристами. Там же вы можете высказать свою точку зрения на те проблемы, что мы поднимаем в наших материалах. Очень много полезных материалов по налогообложению Вы сможете найти также на нашем сайте.

Авторы рассылки - профессиональные юристы (специализация - налогообложение и разрешения спорных ситуаций между предпринимателями и госорганами). Для тех, кого интересуют наши платные услуги, мы подготовили специальную страницу.

Предложение для владельцев рассылок Городского кота и сайтов!!! Наша рассылка меняется рекламными ссылками с другими рассылками. Сайт рассылки готов меняться ссылками с другими сайтами. Если Вы заинтересованы в таком обмене, то напишите нам. Мы обязательно рассмотрим Ваше предложение. Возможно коммерческое размещение вашей рекламы.

Хотим обратить внимание руководителей консалтинговых фирм, что популярный налоговый сайт "Налоговая помощь" продается. Ежедневно сайт посещают около 150-400 человек. Он может стать эффективной стартовой площадкой для Вашего собственного веб-представительства.

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.

Если у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите ведущему рассылки Сергею Шаповалову






Подписывайтесь на рассылки Subscribe.Ru
Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения
Как не платить лишние деньги и налоги?





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное