Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сепулькарий

  Все выпуски  

Сепулькарий #7 - videbant faciem egredientis Mosi esse cornutam


Sepulcarium

Сепулькарий - история, этимология и другие приключения слов на стыке языков

Tuesday, January 31, 2006

 

О рогатом Моисее и Издержках Перевода


(Впервые опубликовано на Аваксе: http://www.avaxhome.ru/mics/2005/06/29/rusalka/#full. Текст слегка изменён и дополнен.)

По заявкам трудящихся в комментариях к статье о слонах и верблюдах, выношу в отдельное обсуждение тему: почему в канонических христианских изображениях Моисей... рогатый???

Самое известное из таких изображений - статуя Моисея работы Микельанджело, выставленная в Ватикане (см. иллюстрацию).

Некоторые источники пытаются объяснить это как признак особой святости, но... Согласитесь, как-то беспомощно это звучит ;-) Обычно, всё-таки, рога являются признаком, прямо скажем, противоположных святости качеств... ;-)

Наиболее же распространённое (и представляющееся мне наиболее правдоподобным) объяснение заключается в... ошибке перевода!
"На языке оригинала", что называется ;-) , когда Моше (Моисей) спускался с горы Синай (после общения с Всевышним), "פניו קרן אור" - что можно перевести как "лицо его лучилось, светилось". Здесь "керен" - "луч". Но те же самые корневые согласные "куф-рэйш-нун" составляют и слово "рог".

Читатель a_ber поправил меня, что "Слова луч и рог в иврите не омонимы, они таки одно слово..." Есть в этом что-то, если принять сематическую теорию, что одним и тем же словом обозначается всё, что откуда-нибудь торчит - типа, рога из головы, лучи, скажем, из солнца... Не буду спорить. В конечном итоге, важно не это; важно то, что в процессе перевода эти не слишком-то родственные значения были перепутаны!

Одна ошибка, недопонимание контекста - и покатилось... "Потому что в кузнице не было гвоздя" ;-)


Вот так вот. Переводчики, будьте бдительны! Следите за контекстом!

КОТ


Избранные комментарии читателей:


DD Дата: 29-06-2005 / 12:27
Буквально недавно тоже пытался понять, почему Моисей с рогами. Спасибо за версию, выглядит убедительно. В русском переводе "стало лучами сиять лицо его .."

Semtex Дата: 29-06-2005 / 13:04
izvenite
- neimeju rossijskij keyboardMojsej s rogami toľka kak statuja - na risunkach on imejet kakoe nibuť izlučenia iz golovy kak atribut osobennoj sviatosti - i kak delat izlučenie dla statuji?

kassad Дата: 29-06-2005 / 16:36
На латыни то же самое - videbant faciem egredientis Mosi esse cornutam (Быт. 34,35).
Cornu - и луч, и рог, вот лицо Моисея получилось то-ли светящееся, то-ли рогатое.

Ellef Дата: 29-06-2005 / 17:56
Постойте!
Но неужели Микельанджело был настолько... хм, как минимум глуп, чтоб изобразить
моисея с рогами?!?
KOT_HK: "Обычно, всё-таки, рога являются признаком, прямо скажем, противоположных святости качеств... ;-)"
Уж это то знал Микельанджело.

KOT_HK Дата: 29-06-2005 / 20:58
Ellef
- я не говорил, что ошибся сам Микельанджело. Он основывался на одном из переводов на латынь, в то время популярном - [Jerome's] - в котором и была допущена ошибка.

vladimir55 Дата: 29-06-2005 /
20:59

"Словарь сюжетов и символов в искусстве"Джеймса Холла производит эту традицию
отупотребления в Вульгате латинского словаCornutam (рогатый) при описании Моисея, когда от спустился в горы Синай.

Maz'ar2824 Дата: 29-06-2005 / 22:37
А вот интересно, что про Моисея было написано в Септуагинте. Я в греческом не бум-бум, а в научной литературе об этом ни слова.

Historian Дата: 29-06-2005 /
23:36

Интересно, а когда стало понятно, что "рога" Моисея - на самом деле лучи? Вот в Вильнюсе в фасаде кафедрального собора есть 6 скульптур (Авраам, Моисей и евангелисты), и там Моисей совершенно определенно с рогами. Создал эти скульптуры итальянский мастер Т. Риги в 1785-1791 гг. (у меня есть фотография).А уже в середине XIX века Гюстав Доре, иллюстрируя Библию, изобразил на голове Моисея именно лучи
(http://www.bibliadore.com/il/jpg/bible/0039.shtml). Получается, что в начале XIX века было принято какое-то церковное разъяснение по этому вопросу, ведь самодеятельность в таких делах явно не приветствовалась, как минимум.

Historian Дата: 29-06-2005 /
23:56

А вот художественное видение вопроса "о рогах". Известный писатель-историк А.
Левандовский, специализирующийся на средневековой и новой истории, написал книгу
"Потомок Микеланджело", и там есть такой кусочек:
"Из всех задуманных им больших фигур второго яруса гробницы он довел до конца только одну - статую Моисея. Но эта одна стоила многих. «Моисей» Микеланджело всегда потрясал Филиппа. В былые времена он часами смотрел на шедевр своего гениального предка, смотрел и не мог наглядеться. И сейчас, едва он начинал думать о «Моисее», как снова оказывался в этой церкви и снова видел его во всем первозданном величии. ...Мощная, мускулистая фигура. Сильные, жилистые руки в напряженной позе; правая лежит на скрижалях. Длинная, густая борода, каскадами спадающая на грудь. Резкие черты лица. Пронизывающий взгляд. И... два рога, коротких массивных рога над грозным челом... Рога Моисея! Вот она, вековая загадка, не дающая покоя художникам,
искусствоведам, философам... Что это? Символ? Но чего? Давались разные объяснения: символ святости или, быть может, начинающиеся лучи. Микеланджело унес загадку в могилу. А статую Моисея поставили в храм, но не в ватиканский собор святого Петра, а на отшибе, в церковь Сан-Пьетро ин Винколи. Для себя Филипп Буонарроти загадку разгадал, разгадал давно, чуть ли не впервые увидев скульптуру. И его версия ему, да и всем, кому он открывал ее, казалась несомненной. «Моисей» Микеланджело представлялся Филиппу воплощением высшей, эпической мудрости, силы духа, глубины постижения тайн природы и общества. Он словно вознесся над добром и злом, познав и преодолев их, поняв их органический синтез как основу бытия. Но в ходе этого познания он должен был стать отверженным от абсолютного добра, и рога являются как бы символом этой отверженности. Вот в чем суть. Жизнь, с ее непрерывными социальными
потрясениями, - постоянный сплав добра и зла. Революция - это и насилие, и кровь, и жестокость, но все это органически слито с благом раскрепощенного народа, созданием равенства и братства людей. - Для того чтобы победило добро, нужно, чтобы зло достигло своего апогея, - утверждал Сен-Жюст, резюмируя суть кровавого террора якобинцев II года. Великий Микеланджело, человек неукротимого духа, разительных внутренних контрастов и противоречий, «Неистовый», стихийно чувствовал нечто подобное и воплотил в своем «Моисее». «Моисей» - это образ народного вождя, пророка великих потрясений и революций, провозвестника общества будущего. Понимал ли это папа Юлий II? Во всяком случае, он что-то почувствовал и сразу же охладел к ранее одобренному проекту. А затем и вообще приостановил его реализацию".
Версия более чем спорная, но тоже заслуживающая права на существование.

 



В избранное