Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Афганистан: Хамид Карзай не верит в мирные намерения талибов и обвиняет Пакистан в поддержке боевиков



Афганистан: Хамид Карзай не верит в мирные намерения талибов и обвиняет Пакистан в поддержке боевиков
2011-09-29 10:30 ИА Фергана.Ру

Президент Афганистана Хамид Карзай выразил сомнение в способности и желании лидеров движения «Талибан» путем мирных переговоров добиваться прекращения военных действий. Он также обвинил соседний Пакистан в создании нестабильной обстановки в регионе, сообщает ИТАР-ТАСС

Карзай сделал эти заявления на совещании в Кабуле, на которое собрались представители политической и религиозной элиты страны, чтобы обсудить возможность дальнейших переговоров с талибами после убийства бывшего президента Афганистана Бурхануддина Раббани, который был главным на этих переговорах со стороны афганского правительства.

Карзай отметил, что стало совершенно ясно, что руководство «Талибан» не обладает нужной независимостью для принятия собственного решения по вопросу мирных переговоров и прекращению военных действий. По мнению президента, этот вопрос следует решать с Исламабадом.

«В течение трехлетних усилий по достижению мирного урегулирования с талибами, они убивали наших религиозных деятелей, старейшин племен, женщин и детей. Убив Раббани, они показали, что не способны принимать собственные решения. В настоящее время встал вопрос - с кем нам вести мирные переговоры?» - подчеркнул Карзай.

Убийство Раббани, этнического таджика и одного из лидеров «Северного альянса» вызвали подозрения, что это преступление не только нанесло удар по мирным переговорам, но и способствовало росту этнической напряженности среди афганцев, ведущих борьбу с талибами.

На днях тысячи сторонников Раббани, узнав о его гибели, вышли на улицы Кабула с лозунгами «Смерть Пакистану», «Смерть талибам». Демонстранты потребовали, чтобы правительство решительно отказалось от планов переговоров с талибами.

Докладывая Карзаю о предварительных итогах расследования обстоятельств убийства Раббани, шеф афганских разведорганов отметил, что это убийство было организовано за пределами Афганистана с участием влиятельной организации талибов, базирующихся в пакистанском городе Кветта. Многие афганцы обвиняют Пакистан и его разведку в оказании поддержки боевиков «Талибан».

Президент Карзай указал, что усилия афганского правительства, направленные на улучшение отношений с Пакистаном, не встретили взаимности с пакистанской стороны.

«Пакистан ничего не делает для уничтожения баз боевиков на своей территории. Если сейчас талибы используются Управлением межведомственной разведки Пакистана, то Афганистан будет вести переговоры с Пакистаном, а не с талибами», - подчеркнул Карзай.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Парламент запретил игровые автоматы и казино. Противники запрета пригрозили революцией
2011-09-29 11:35 ИА Фергана.Ру

29 сентября депутаты Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) приняли решение запретить с 1 января 2012 года игорную деятельность на территории страны, передает пресс-служба киргизского парламента.

«Несмотря на то, что казино и залы игровых автоматов ежегодно платят налог в казну Кыргызской Республики, главной проблемой является масштабное развитие и легкодоступность таких игорных заведений. Все это в свою очередь служит основанием для создания всех условий для негативного воздействия на нравственное и психическое состояние лиц, увлекающихся азартными играми, прежде всего - на молодых людей с неокрепшими личностными качествами. Молодежь, в том числе подростки, составляют основную массу лиц, пользующихся услугами игорных салонов и автоматов», - сообщил депутат Бакытбек Джетигенов, представляя проект закона «О запрете игорной деятельности в Кыргызской Республике».

По словам Джетигенова, в республике растет количество финансовых правонарушений, ухудшается криминогенная обстановка, усугубляются социальные проблемы, порожденные участием в азартных играх несовершеннолетних граждан и социально-незащищенных слоев населения.

Депутат Исмаил Исаков предложил выделить для игорной деятельности определенную территорию, но Джетигенов выступил против. А заместитель спикера Асия Сасыкбаева, отметив отрицательное влияние азартных игр на подрастающее поколение, привела пример ряда европейских стран, в которых игорные заведения запрещены.

Депутат Ширин Айтматова отметила, что с закрытием казино и развлекательных центров игровых автоматов без работы останутся 15 тысяч человек. Часть их — несколько сотен человек, - 29 сентября вышла, как сообщает 24.kg, на митинг перед зданием парламента.

«Сотрудникам казино некуда идти, это наш главный заработок. Сами депутаты - частые клиенты игорных заведений. Такой парламент нам не нужен. Они - слуги народа, а ведут себя как бии», - пояснил участник акции протеста работников казино Мырза Ниязов. И пригрозил, что если закон будет принят, митингующие готовы штурмовать «Белый дом». «Мы знаем, что погибнут люди, но терпеть беззаконие не намерены. Пусть мы потеряем 100 человек, но 15 тысяч будут спасены. Мы - свободный народ и будем отстаивать свои права. Две революции мы пережили, переживем и третью», - заверил Мырза Ниязов.

Закон был принят. Митингующие, проскандировав «Парламент кетсин» («Долой парламент»), разошлись.

Международное информационное агентство «Фергана»



Турция и Иран проведут совместную военную операцию против курдских боевиков в Ираке
2011-09-29 12:51 ИА Фергана.Ру

Турция и Иран договорились о начале широкомасштабной военной операции против курдских вооруженных формирований в Северном Ираке, сообщает Коммерсантъ.

Впервые Анкара и Тегеран планируют совместным ударом покончить с Рабочей партией Курдистана (РПК) и связанной с ней Партией свободной жизни Курдистана. Принципиальное решение о совместном выступлении против курдов приняли премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад.

28 сентября глава МИДа Турции Ахмет Давутоглу встретился в Нью-Йорке со своим иранским коллегой Али Акбаром Салехи. Главной темой переговоров, которые прошли за закрытыми дверями, была предстоящая военная операция двух стран в Северном Ираке против курдских вооруженных формирований. Согласие властей Ирака и Иракского Курдистана на проведение операции на их территории, судя по всему, получено.

Одной из главных целей турецкой армии на протяжении почти 30 лет является борьба с РПК, которая с 1984 года борется за права турецких курдов. Противостояние унесло жизни почти 40 тысяч человек, лидер РПК Абдулла Оджалан уже 12 лет находится в турецкой тюрьме, его партия внесена в списки террористических организаций, составленные США и Евросоюзом, но война все еще продолжается. У Ирана есть собственные курдские радикалы — Партия свободной жизни Курдистана (PJAK), которая поддерживает тесные связи с РПК.

Тыловые базы обеих группировок расположены в Северном Ираке на территории автономного Иракского Курдистана — в основном, в горах Кандиль на границе с Ираном.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Предвыборная ситуация обостряется. Совет обороны принимает меры
2011-09-29 14:26 ИА Фергана.Ру

29 сентября в Кыргызстане на брифинге по итогам заседания Совета обороны, прошедшего двумя днями ранее, было рассказано о внутриполитической ситуации в стране.

Как сообщает пресс-служба президента Киргизии, ситуация относительно стабильная, но существенными дестабилизирующими факторами могут стать как социально-экономические проблемы, так и предвыборная борьба между претендентами на пост главы государства. Определенное влияние на общественно-политическую ситуацию могут оказать регионализм, организованная преступность и возможные акции религиозного экстремизма.

Начавшаяся предвыборная кампания характеризуется бескомпромиссностью политической борьбы, что в сочетании с высокой политизированностью населения может при определенных обстоятельствах привести к дестабилизации обстановки в отдельных местностях. По данным МВД Киргизии, количество протестных акций населения в различных регионах республики не снижается: с начала года отмечено 1007 несанкционированных акций, из них 509 - политического характера. За восемь месяцев 2011 года зарегистрировано на 5,7 процента преступлений больше, чем за аналогичный период прошлого года, на 33,8 процента (8842 человек) выросло количество людей, совершивших преступления, на 220 увеличилось число членов организованных преступных групп (ОПГ).

На Совете обороны подчеркивалось, что особого внимания требует отслеживание ситуации в сфере межнациональных отношений, поскольку в период проведения выборов возможны различные провокации на межэтнической основе. По информации Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ), указанные процессы усложняются деструктивной деятельностью отдельных местных и зарубежных средств массовой информации и Интернет-ресурсов. По имеющимся данным, указанные публикации целенаправленно подготавливаются радикальными лидерами национал-сепаратистских организаций с целью дестабилизации ситуации в Кыргызстане.

Существенным дестабилизирующим фактором остается незаконная деятельность религиозно-экстремистских организаций, которые в ходе подготовки и проведения выборов президента страны постараются за счет поддержки своего кандидата решить давно вынашиваемые планы по созданию в Кыргызстане теократического государства. За восемь месяцев этого года МВД выявлено 114 фактов распространения религиозного экстремизма, по которым задержан 101 человек, возбуждено 79 уголовных дел, что значительно больше, чем за аналогичный период 2010 года.

Основными угрозами в пограничной сфере является возможная эскалация конфликтов вблизи государственной границы, деятельность террористических и экстремистских организаций, активизация преступных групп по незаконному перемещению через границу наркотических средств. Обеспечению надежной защиты и охраны границы мешает недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных войск.

В период подготовки и проведения выборов не исключается проникновение через границу деструктивных элементов (религиозные экстремисты, сепаратисты, представители наркопреступности, агенты иностранных разведок) из-за рубежа с целью дестабилизации обстановки и влияния на исход выборов. В этой связи необходимо обратить особое внимание на обеспечение пограничной безопасности и усиление охраны государственной границы, в первую очередь, на юге страны.

Не менее важно, чтобы все государственные органы, задействованные в подготовке и проведении выборов главы государства, действовали строго в рамках закона и не допускали нарушений избирательного законодательства, которые могут вызвать протестные выступления сторонников того или иного кандидата в президенты отмечалось на Совете обороны.

По итогам заседания Совета было принято решение:

1. Правительству Кыргызской Республики:

- совместно с Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (ЦИК) обеспечить контроль за реализацией органами исполнительной власти и местного самоуправления постановления правительства «О мерах по реализации постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 14 июля 2011 года № 390 и «О назначении выборов Президента Кыргызской Республики» от 30 июня 2011 года»;

- разработать на период с 1 октября по 1 ноября 2011 года план конкретных мероприятий по противодействию деструктивным силам, направленным на срыв выборов и дестабилизацию обстановки в период подготовки и проведения выборов, организовать подготовку соответствующих сил и средств для обеспечения правопорядка в регионах;

- решить вопрос о выделении МВД денежных средств на случай оперативной переброски подразделений ОВД в районы обострения общественно-политической ситуации;

- обеспечить согласованные действия государственных органов и органов местного самоуправления при реализации комплекса мер организационного и информационного характера;

- представить к 20 октябрю 2011 года предварительную информацию о ходе реализации Решения Совета обороны Кыргызской Республики от 27 сентября 2011 года.

2. Генеральной прокуратуре:

--рекомендовать в пределах полномочий обеспечить строгое соблюдение требований Конституции Кыргызской Республики, конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», законов Кыргызской Республики;

--по выявленным нарушениям выборного законодательства своевременно выносить акты прокурорского реагирования;

--привлекать к ответственности лиц, возбуждающих межрегиональную, межнациональную и религиозную вражду.

3. Главам местных государственных администраций, мэрам гг. Бишкек и Ош считать приоритетным направлением в своей деятельности в предвыборный период:

--оказание содействия ЦИК в составлении единого списка избирателей;

--принятие соответствующих превентивных мер по недопущению противоправных действий отдельных местных лидеров, организующих акции протеста в период подготовки и проведения выборов;

--своевременное реагирование на изменения общественно-политической обстановки и принятие конкретных мер по недопущению эскалации напряженности и возможных конфликтных ситуаций в регионах;

--обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности населения и общественного порядка в период подготовки и проведения выборов;

--активное противодействие проявлениям регионализма.

4. Министерству иностранных дел на плановой основе активизировать деятельность дипломатических представительств Кыргызской Республики за рубежом, работу с иностранным дипломатическим корпусом, с представителями международных организаций, аккредитованных в стране, направленную на:

- проведение ряда встреч и семинаров с аккредитованными международными наблюдателями, а также представителями международных организаций о конституционно-правовых нормах организации и проведения выборов президента Кыргызстана;

- распространение в зарубежных странах объективной информации о социально-экономическом и общественно-политическом положении в стране в период подготовки и проведения выборов президента Кыргызстана;

--информационно-разъяснительную работу среди избирателей, проживающих и находящихся за пределами республики, об условиях реализации ими избирательного права, установленных законодательством.

5. Министерству внутренних дел:

- обеспечить общественный порядок на избирательных участках во время проведения выборов, активно используя потенциал народных дружин и иных видов формирований;

--отработать механизм взаимодействия с другими силовыми органами по организации совместных оперативно-розыскных и предупредительно-профилактических мероприятий в целях предупреждения и пресечения возможной дестабилизации общественно-политической ситуации и недопущения межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

- совместно с другими правоохранительными органами организовать встречи с лидерами и представителями религиозных организаций и движений, общественных формирований, неправительственных организаций и установить деловые отношения с ними с целью проведения совместных мероприятий, направленных на строгое соблюдение законности и недопущения дестабилизации обстановки;

--совместно с членами избирательных комиссий организовать доставку бюллетеней на избирательные участки, а также по окончании выборов обеспечить сохранность бюллетеней при доставлении их в избирательные комиссии;

- разработать на период с 1 по 30 октября сего года с привлечением представителей заинтересованных организаций, учреждений, СМИ и гражданского общества детализированный план конкретных комплексных мероприятий по возврату похищенного во время трагических событий на юге страны огнестрельного оружия и боеприпасов;

- активизировать борьбу с ОПГ с целью исключения их влияния и участия в выборных процессах, а также стремления к организации противоправных и провокационных действий с привлечением отдельных лиц и групп населения.

6. Государственному комитету национальной безопасности:

--направить работу органов национальной безопасности на выявление и эффективное противодействие угрозам государственной безопасности Кыргызской Республики, усилить оперативно-розыскную деятельность на государственной границе с целью добывания упреждающей информации, направленной на дестабилизацию общественно-политической ситуации в период подготовки и проведения выборов;

--принять исчерпывающие меры по установлению лиц, разжигающих межнациональную рознь и привлечению их к ответственности;

--взять под контроль и во взаимодействии с заинтересованными государственными органами, средствами массовой информации оперативно реагировать на факты распространения в Интернет-ресурсах, СМИ, через операторов мобильной связи материалов, разжигающих межнациональную, межрегиональную рознь и националистические проявления;

--в период подготовки и проведения выборов главы государства направить служебно-боевую деятельность Пограничных войск на выявление, предупреждение и пресечение контрабанды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и проникновение через государственную границу террористических групп и бандформирований;

- разработать проекты оперативных решений по предотвращению и локализации событий, влекущих дестабилизацию обстановки в отдельных регионах.

7. Пограничным войскам ГКНБ:

- в период с 1 по 30 октября 2011 года ввести усиленный вариант охраны и защиты государственной границы. В этой связи по линии погранпредставительской деятельности организовать взаимодействие с пограничными ведомствами сопредельных государств по вопросу ограничения пропуска лиц и транспортных средств в Кыргызскую Республику на время проведения выборов главы государства;

--провести мероприятия по освещению в СМИ решения об ограничении пропуска лиц и транспортных средств в Кыргызскую Республику на период подготовки и проведения выборов;

- провести целенаправленную предупредительно-профилактическую и разъяснительную работу с населением приграничных районов по предотвращению пограничных инцидентов, конфликтных ситуаций и по соблюдению режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

8. Государственной службе исполнения наказаний:

- усилить контрольно-пропускной режим в учреждениях исполнения наказаний ГСИН, обеспечить соблюдение законности при предоставлении осужденным свиданий, организовать тщательную проверку доставляемых им передач, посылок, а также почтово-телеграфную корреспонденцию;

--взять под особый контроль осужденных, так называемых «авторитетов» и «положенцев», состоящих на профилактическом учете с целью недопущения противоправных действий с их стороны.

9. Министерствам энергетики, транспорта и коммуникаций, внутренних дел, Государственному комитету национальной безопасности, местным государственным администрациям Кыргызской Республики усилить охрану объектов железнодорожного, авиационного транспорта, других стратегических объектов (ГЭС, ТЭЦ, водохранилищ), а также объектов жизнеобеспечения населения в период проведения выборов (электрические подстанции, водозаборные сооружения и др.) – возможных целей для террористических актов.

10. ЦИК совместно с Государственной регистрационной службой, МВД и местными государственными администрациями:

--завершить в установленные сроки составление единого списка избирателей, формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях, проживающих на территории республики;

--создать Единую систему учета избирателей в республике к выборам президента;

--неукоснительно соблюдать избирательное законодательство в период подготовки, проведения и подведения итогов выборов президента, для обеспечения честных, прозрачных и мирных выборов, оперативно реагировать на заявления и возможные протесты кандидатов в президенты и их штабов.

11. Национальному агентству по делам местного самоуправления, министерствам внутренних дел, транспорта и коммуникаций, образования и науки, по делам молодежи Кыргызской Республики, местным государственным администрациям, мэриям городов с привлечением Ассамблеи народа Кыргызстана направить свою деятельность в период подготовки и проведения выборов президента республики на:

--проведение разъяснительно-профилактической работы среди населения городов и сел о недопустимости отдельными гражданами и группами лиц противоправных действий, в том числе по препятствованию выполнения государственными органами своих функций и полномочий;

--недопущение нарушений национального законодательства и принятие мер по снижению протестных настроений в обществе;

- своевременное разрешение конфликтных ситуаций, работу с молодежными, неправительственными, некоммерческими организациями и различными группами.

12. Министерству образования и науки:

- в связи с подготовкой и проведением выборов президента Кыргызской Республики совместно с МВД организовать в высших учебных заведениях дежурство сотрудников милиции с привлечением представителей гражданского общества;

- при необходимости создать общественные службы безопасности при высших учебных заведениях из числа профессорско-преподавательского состава и студентов.

13. Министерству культуры и информации провести разъяснительную работу с печатными и электронными СМИ о недопустимости публикации статей и передач, вызывающих напряженность в обществе в сфере межнациональных и межрегиональных отношений.

14. Министерству по делам молодежи во взаимодействии с министерствами труда, занятости и миграции, образования и науки, Госкомиссией по делам религий, другими государственными органами с привлечением общественных организаций, провести комплекс неотложных мер, направленных на предотвращение вовлечения молодежи Кыргызстана в противоправные акции, радикальные религиозные, экстремистские и криминальные группировки в период подготовки и проведения выборов главы государства.

15. Государственной службе по контролю наркотиков при активном сотрудничестве с компетентными органами других государств в период подготовки и проведения выборов президента Кыргызской Республики активизировать работу по вскрытию и пресечению каналов контрабанды наркотических средств через территорию республики.

16. Государственной службе финансовой разведки:

- выявлять факты подозрительных поступлений денежных средств в особо крупных размерах в республику;

--оперативно сообщать компетентным органам о подозрительных переводах крупных денежных сумм субъектам Кыргызской Республики в период подготовки и проведения выборов главы государства.

17. Государственной комиссии по делам религий:

- провести ряд мероприятий по широкому разъяснению среди представителей всех религиозных конфессий о недопустимости пропаганды противозаконных действий в период подготовки и проведения выборов президента Кыргызской Республики;

- во взаимодействии со спецслужбами и правоохранительными органами на регулярной основе осуществлять мониторинг деятельности священнослужителей, настроений верующих по вопросам межнациональных, межконфессиональных отношений, важным аспектам государственной жизни с выработкой конкретных предложений по поддержанию стабильности и толерантности в стране.

18. Предупредить руководителей органов государственной власти, органов государственного управления и местного самоуправления об ответственности за использование административного ресурса в пользу отдельных кандидатов в президенты в период подготовки и проведения выборов главы государства.

19. Рекомендовать политическим партиям и кандидатам в президенты Кыргызской Республики:

--отказаться от политики конфронтации и некорректной политической конкуренции, стремиться к точному выполнению всеми участниками политического процесса правил демократической процедуры выборов;

--строго соблюдать избирательное законодательство Кыргызской Республики;

- не допускать незаконных действий со стороны членов партий и сочувствующих им лиц и групп, направленных на дестабилизацию обстановки в период подготовки и проведения выборов президента Кыргызской Республики;

--содействовать правоохранительным органам в обеспечении государственной и общественной безопасности в регионах.

20. Контроль над исполнением данного решения возложить на отдел обороны и безопасности Аппарата президента Кыргызской Республики.

Решение подписано президентом Киргизии, председателем Совета обороны Розой Отунбаевой.

Международное информационное агентство «Фергана»

Международное информационное агентство «Фергана»



КП: Ислам Каримов «сидит на заборе», посматривая, на какую сторону будет выгоднее спрыгнуть
2011-09-29 14:36 КП

Истинное отношение президента Узбекистана Ислама Каримова к России можно выяснить, изучив секретные депеши американских дипломатов, опубликованные скандальным сайтом Wikileaks, считает газета «Комсомольская правда». В сегодняшнем материале издания рассказывается о том, как, заверяя российских руководителей в готовности выстраивать союзные отношения, Каримов в то же время заявлял, что в вопросе восстановления стабильности в регионе все же больше надеется на США, а не на Россию, смеялся над Путиным и радовался тому, что из-за мирового кризиса Россия испытывает экономические трудности. Предлагаем читателям «Ферганы» полный текст статьи в «Комсомолке».

* * *

То, что президент Узбекистана Ислам Каримов, превративший страну в собственный эмират, не питает дружеских чувств к России, известно давно. Но окончательно рвать связи с Москвой он опасается: экономика во многом завязана на нашу страну, у нас проживает более полумиллиона узбеков (причем многие из них - нелегально), поддерживающих свои семьи хоть и небольшими, но стабильными заработками. Запад, влезший в Узбекистан после терактов 11 сентября, очень хотел бы закрепиться в этом ключевом регионе Центральной Азии. Но и с американцами и их союзниками альянс у Каримова тоже не очень заладился: западники уж слишком часто стали напоминать узбекскому лидеру о демократии, которая ему совершенно не нужна. США пока не готовы протянуть руку дружбы диктатору. Но и не отталкивают его. Поэтому Каримов «сидит на заборе», посматривая, на какую сторону будет выгоднее спрыгнуть.

Приезжая в Москву, он заверял российских руководителей в готовности выстраивать союзные отношения. Узбекистан даже вступил в Организацию Договора о коллективной безопасности (правда, участвует в ней формально). Но теперь появилась возможность узнать, что практически в это же самое время узбекский лидер говорил американцам. Мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими секретными депешами госдепа США, проливающими свет на подлинные взгляды Ислама Каримова.

13 июля 2009 года в Ташкенте состоялась встреча Каримова с заместителем госсекретаря США по политическим вопросам Уильямом Бернсом (кстати, до этого возглавлявшим американское посольство в Москве) и советником президента США по России и Евразии Майклом Макфолом (а его Барак Обама только что назначил будущим послом в нашей стране). Об этой беседе высокопоставленные американцы доложили в Вашингтон в секретной депеше 05 TASHKENT 001271 от 22 июля 2009 года. Предлагаем вам наиболее интересные пассажи из нее.

«Русским доверять нельзя»

Беседа длилась 3 часа. Президент Каримов заверил Бернса, что он хочет начать новую страницу американско-узбекских отношений и работать вместе над восстановлением доверия на основе общих интересов. Говоря об Афганистане как основной проблеме безопасности, Каримов заявил, что надеется на США, а не Россию для восстановления стабильности в этой стране. Каримов долго и одержимо рассуждал об «имперских амбициях» России в Центральной Азии. При этом неоднократно просил, чтобы США «не заключали сделки с Россией за его спиной»...

Каримов… начал свой длинный монолог с рассказа про «дефицит доверия», появившийся после 11 сентября. Он напомнил, что Узбекистан предпринял решительные шаги для поддержки вторжения США в Афганистан… Потом он сменил тему и начал рассуждать о роли СССР в развязывании 30-летних военных действий в Афганистане. По его словам, ЦК КПСС хотел сделать Афганистан «шестнадцатой республикой» Советского Союза.

По его словам, Россия не желает, чтобы Узбекистан и вся Центральная Азия имели доступ к портам и рынкам Ирана и Южной Азии. А мир в Афганистане даст именно это. Он также заверил, что Россия не хочет, чтобы американские инвестиции шли в Афганистан, - это также будет возможно, только если наступит мир.

...Каримов сказал, что соглашение между США и Узбекистаном о коммерческом транзите нелетальных военных средств в Афганистан стало важным логичным шагом… Однако его настораживает соглашение США и России о транзите боевых вооружений. Он подчеркнул, что Россия просто делает вид, что готова помочь, а на самом деле русским доверять нельзя. В итоге российский вклад окажется гораздо меньше, чем казалось вначале. Сам он был вынужден пойти на сотрудничество с Россией с большой неохотой в 2005 году. События в Андижане и «информационная война», запущенная Западом, «заставили» его обратиться к Москве и Пекину за поддержкой.

Каримов жестко раскритиковал цели русских на территории бывшего СССР. Он обвинил Россию в том, что Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была создана, чтобы выполнять роль «анти-НАТО». По его словам, у ОДКБ всего три цели: способствовать доминированию России на постсоветском пространстве, обеспечивать многонациональное прикрытие для нападения российских сил на проблемные страны вроде Грузии и Украины и размещать российские войска в Центральной Азии на постоянной основе.

Затем он обвинил русских в планировании терактов с участием смертников с киргизской территории. Он утверждает, что нападение на Андижан было «сигналом» Узбекистану: «если вы не присоединитесь к силам немедленного реагирования ОДКБ, будет еще больше подобных атак». Тем не менее Каримов настаивает, что Узбекистан на это не пойдет.

…Он уверен, Россия хочет восстановить зону «особого интереса»... Самыми большими проблемами России остаются ее «имперские амбиции»...

Каримова оскорбили заявления в прессе о том, что у США якобы «нет разногласий» с Россией по Центральной Азии. «На чем основаны такие заявления?» - спросил он с подозрением… И предостерег США от «сделок за нашими спинами».

Каримов обвинил Россию в попытке подкупить киргизов, чтобы выкинуть американцев с базы в «Манасе», добавив, что «точно знает», что это была идея Путина (он также уверен, что киргизский премьер-министр - «агент Путина»). По его словам, киргизы могут некоторое время подыгрывать США, но русские будут продолжать поднимать ставки. Он призвал нас не ввязываться в эти торги…

Единственной гарантией «вменяемости» русских, по его словам, остается низкая цена на нефть. Каримов посмеялся над Путиным и его желанием, чтобы нефть стоила 150 долларов за баррель. Он также порадовался тому, что Россия испытывает экономические трудности в результате мирового экономического кризиса.

Каримов ухмыльнулся в отношении намерения Медведева выступать от лица СНГ на заседании «большой восьмерки» в Лондоне. Особенно после того, что было в Грузии, сказал Каримов, России будет сложно когда-либо еще говорить от лица СНГ, от которого осталось «одно название»...

«Нам нужна помощь США»

А вот что чуть ранее докладывал в Вашингтон посол США в Узбекистане Ричард Норлэнд в своей депеше SECRET TASHKENT 000323 от 18 марта 2009 года (кстати, засекреченной на 25 лет вместо «стандартных» 10).

Президент Каримов 18 марта выразил послу желание работать с США по демократизации и правам человека в Узбекистане, но попросил, чтобы мы избегали публичного «давления» на него, поскольку это контрпродуктивно. Он предупредил, что Россия пытается стать единственным хранителем ворот в Афганистан, и призвал нас признать ключевую роль, которую Узбекистан играет в ж/д транзите.

…По ходу беседы становилось очевидно, что Каримов - то злобный, то льстивый, то дразнит, то вдруг мудреет - хочет выпустить пар, но боится прекращения американско-узбекского сотрудничества...

Каримов стал критиковать политику России в регионе. Он обвинил президента Медведева в агрессивных попытках восстановить российскую сферу влияния в ближнем зарубежье. В пример он привел мероприятие в Министерстве обороны РФ, на котором Медведев и российский министр обороны якобы заявили о намерении противостоять НАТО в регионе. Каримов обвинил Россию в поддержании огня конфликтов, чтобы потом силы быстрого реагирования ОДКБ могли внедриться для их решения, включая Грузию… А Узбекистан не будет принимать участие в таких попытках «милитаризировать» регион.

Он также обвинил русских в попытках получить контроль над водоснабжением Центральной Азии. Смысл такой тирады стал очевиден, когда он призвал США не забывать про Узбекистан, учитывая его ключевую роль в противостоянии российским амбициям... «Нам нужна ваша помощь, я хочу, чтобы Узбекистан был процветающей, демократической страной». Такая помощь не должна приходить в форме «диктата» или давления, это «контрпродуктивно», добавил он.

Комментарий посла

Очевидно, Каримов переживает, что США примут решение отказаться от сотрудничества с ним. Также совершенно ясно, что давление на него (особенно публичное) будет стоить нам транзита через Узбекистан в Афганистан, не говоря уже о других вопросах. Но самое интересное, что его приближенные, похоже, дают нам знать (впервые), что они понимают, что его поведение может навредить интересам Узбекистана и даже противоречит позициям, которых он сам же и добивался. Мы должны использовать эту возможность, чтобы наладить более продуктивный диалог с этими чиновниками. Оставаться гибкими с Каримовым, может, и не совсем приятно, учитывая его неуступчивость, но в итоге такой подход продвинет нас дальше во всех вопросах в расчете на появление политического преемника, что обязательно произойдет здесь очень скоро.

…Узбекское правительство не монолитное, оно состоит из разных конкурирующих групп, некоторые из них более прозападные, чем другие. Президент Каримов не вечен, а мы должны оставаться в такой позиции, чтобы иметь влияние на любую группу, которая придет к власти после того, как пыль осядет.

«Будет вам демократия, только не давите»

Летом 2008 года с Каримовым встретился тогдашний помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер. Посол Ричард Норлэнд доложил об этом в госдеп в секретной депеше TASHKENT 000624 от 05 июня 2008 года.

…Говоря о заявлениях Баучера… о том, что законодательство США требует наложить визовые санкции [на Узбекистан], Каримов назвал «контрпродуктивными» попытки улучшать отношения и при этом держать Узбекистан под давлением. «Вы можете так себя вести с Белоруссией, но не с нами», - сказал он... «Постоянно давить на нас… заставлять выпускать уголовников, которых вы называете политзаключенными, просто неприемлемо»… Для решения проблем нужно время, но («в отличие от путинской России») Узбекистан готов развивать демократию»… «Я буду говорить прагматично», - сказал Каримов. - «Я буду поддерживать вашу линию. Буду следовать вашим принципам и сделаю все важные шаги по ключевым вопросам». Его единственным «условием» было… отношения улучшатся, только если мы не введем санкций, связанных с событиями в Андижане…

Дочь Каримова - в президенты!

А вот как американцы смотрят на будущее Узбекистана. В депеше 03 TASHKENT 001357 от 31 июля 2009 года посольство США сообщает:

«28 июля информатор нашего посольства (высокопоставленный член руководства Узбекистана) рассказал, что члены аппарата президента подозревают, что в итоге президентом станет Гульнара Каримова [старшая дочь президента]. Каримова активно пытается развивать отношения с Западом, планирует выступить с речью этой осенью в Вашингтоне.., чтобы укрепить связи с высокопоставленными представителями правительства США. Говорят, недавно она встречалась с Биллом Клинтоном в Европе. Гульнара надеется, что знакомство с ним поможет ей установить хорошие отношения с госсекретарем Хиллари Клинтон.

Наш информатор описал возможный сценарий, который сейчас рассматривают в аппарате. По нему Каримов отдаст кресло президента Гульнаре, а сам станет председателем сената Узбекистана...

Наш информатор также заметил, что сейчас идет оценка возможности сделать заявку на членство в НАТО, в случае если Азербайджан примкнет к альянсу.

Отношения Узбекистана с Россией становятся все хуже, и Каримов не доверяет ОДКБ… Он считает ОДКБ потенциальной опасностью. По его мнению, российские секретные службы могут использовать эту организацию как платформу для организации переворота в Узбекистане, потому что Каримов игнорирует их интересы в регионе.

Каримов также якобы планирует неформально обратиться к другим лидерам стран Центральной Азии в рамках конференции ОДКБ, чтобы мобилизовать оппозицию против открытия российской базы в городе Ош в Кыргызстане...

Оригиналы депеш можно прочитать здесь и здесь.

«Комсомольская правда», 29.09.2011

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное