Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Медитация Випассана

  Все выпуски  

Медитация Випассана .


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 

Следуя этим путем, положишь конец страданиям.

Я этот путь возвестил, постигнув, как вырвать стрелу страдания.

                                                                             Дхаммапада (280)


Благородный Восьмеричный Путь.

Часть 1.

(Текст взят из лекций 10-дневного курса Випассаны)


 

По законам природы нельзя причинить вред другому, если в уме нет загрязнений, если вы не испытываете гнева, страха, ненависти. По мере того как в уме накапливаются эти загрязнения, человек становится все более и более несчастным – адский огонь сжигает его изнутри. Точно так же невозможно совершать благие действия, помогать другим, не чувствуя любви, сострадания, доброты. И по мере развития этих чистых качеств вы начинаете ощущать божественный мир и внутренний покой. Помогая другим, вы одновременно помогаете и себе; причиняя боль другим, вы причиняете боль и себе. Это Дхамма, Истина, Всеобщий закон природы.

Путь Дхаммы называется Благородным Восьмеричным Путем. Благородным – в том смысле, что всякий, кто идет по этому пути, неизбежно станет человеком с чистым сердцем, благородным, святым человеком. Этот путь состоит из трех частей: шила (sila), самадхи (samadhi) и паньня (panna). Шила – это нравственное поведение, отказ от пагубных действий на уровне тела и речи. Самадхи – это развитие способности владеть умом на основе добродетели. Практиковать их очень полезно, однако ни шила, ни самадхи не искореняют все те загрязнения, которые накоплены в уме. Для достижения этой цели вы должны войти в третью область и практиковать паньня – мудрость, прозрение, так как только развитие паньня ведет к полному очищению ума.

Шила, первый раздел Благородного Восьмеричного Пути, в свою очередь, состоит из трех частей:

1. Самма-вача (Samma-vaca) – правильная речь, чистота речевого действия. Чтобы понять, что такое чистота речи, надо узнать, что же такое нечистота. Лгать, обманывать, злословить, клеветать, заниматься болтовней и пустословием – все это загрязнения на уровне речи. Если от всего этого воздерживаться, то речь будет правильной, чистой.

2. Самма-камманта (Samma-kammanta) – правильное действие, чистота физического действия. На пути Дхаммы есть только один критерий, на основе которого можно определить чистоту или нечистоту действия – будь то физическое действие, речевое или ментальное, и этот критерий следующий: помогает это действие другим или наносит вред. Убийство и воровство, прелюбодеяние и насилие, употребление алкоголя и наркотиков, приводящее человека в состояние, в котором он не осознает того, что делает, – все эти действия причиняют вред не только другим, но вам самим. Если воздерживаться от подобных нечистых действий, все остальные действия будут благими, чистыми.

3. Самма-аджива (Samma-ajiva) – правильные средства к существованию. Все мы должны обеспечивать себя и свою семью, зарабатывать на жизнь. Но если, зарабатывая себе на жизнь, вы причиняете вред другим, это неправильно. Даже в том случае, если сам человек не совершает никаких действий, а лишь подталкивает к этому других, это не считается правильным. Например, торговля спиртными напитками, содержание игорных домов, торговля оружием, торговля животными или мясом – все это неправильные способы зарабатывания на жизнь. Это касается и самых престижных профессий: если мотивация сводится к эксплуатации чужого труда, то такая деятельность не может считаться правильной. Если же ваше побуждение состоит в том, чтобы внести свой вклад в общее дело, принести пользу обществу и взамен получить вознаграждение, которое даст вам необходимые средства к существованию и возможность обеспечивать свою семью, то это правильный способ зарабатывать на жизнь.

Мирянам для поддержания своего существования необходимо зарабатывать деньги. Опасность, однако, в том, что желание заработать деньги может привести к раздуванию эго: человек, который стремится скопить как можно больше, испытывает чувство удовлетворения, если у других денег меньше. Подобное отношение к деньгам причиняет вред и другим, и нам самим, поскольку, чем сильнее эго, тем дальше мы от освобождения. Вот почему правильный образ жизни включает такой важный аспект, как милосердие, благотворительность. Следовательно, необходимо часть заработанных денег отдавать другим. Тогда заработанные деньги пойдут не только на собственные нужды, но и принесут пользу другим.

Если бы Дхамма лишь призывала к тому, чтобы воздерживаться от действий, наносящих вред другим, это не дало бы никаких результатов. На интеллектуальном уровне вполне можно понять, в чем опасность нездравых действий и какую пользу приносят действия правильные, можно даже принять шилу из преданности к учителю. И все же человек будет продолжать совершать нездравые действия, потому что не контролирует свой ум. Отсюда второй раздел Дхаммы – самадхи, развитие способности владеть умом. И этот раздел Благородного Восьмеричного Пути, в свою очередь, также состоит из трех частей:

4. Самма-вайяма (Samma-vayama) – это правильные усилия, правильные упражнения. Чтобы сделать ум сильным, его необходимо тренировать. Есть 4 упражнения, которые помогают укрепить ум: освобождаться от отрицательных качеств, которые могут там быть, не допускать появления новых отрицательных качеств, сохранять и умножать те положительные качеств, которые в нем имеются, и развивать те положительные качества, которые в нем пока отсутствуют.

5. Самма-сати (Samma-sati) – правильное осознавание, осознавание реальности настоящего момента. Прошлое – это только воспоминания; будущее – ожидания, страхи, мечты. Развивая samma-sati, вы научитесь более четко сосредоточивать ум на настоящем моменте и вскоре обнаружите, что легко можете вспомнить прошлое, когда это необходимо, и лучше скорректировать планы на будущее. Вы сможете вести счастливую и здоровую жизнь.

6. Самма-самадхи (Samma-samadhi) – правильное сосредоточение. Целью этой техники не является только сосредоточение ума; сосредоточение, которое вы развиваете, должно основываться на чистоте. Сосредоточить ум можно и на основе влечения, отвращения и иллюзий, но это не будет самма-самадхи. Нужно осознавать реальность настоящего момента внутри себя, не испытывая ни влечения, ни отвращения. Сохранять такое осознавание непрерывно от момента к моменту – это и есть самма-самадхи.

Шила ведет к развитию самадхи – правильному сосредоточению; самадхи ведет к развитию паньня – мудрости, очищающей ум; паньня ведет к ниббане (nibbana) [санскр. нирвана] – к освобождению от всех загрязнений, к полному просветлению.

Раздел паньня Благородного Восьмеричного Пути, в свою очередь, также делится на две части:

7. Самма-санкаппа (Samma-sankappa) – правильные мысли.

Сущестуют три стадии в развитии паньня, мудрости. Первая – это сута-майя-паньня (suta-maya-panna), т.е. мудрость, услышанная от других или обретенная из книг. Такая мудрость очень полезна для того, чтобы дать вам правильное направление. Но сама по себе она не может вас освободить, так как по сути является мудростью, взятой взаймы. Иной раз ее принимают лишь из слепой веры или, возможно, из отвращения – из страха, что вследствие неверия можно попасть в ад, или, возможно, из влечения – в надежде, что эта вера поможет попасть в рай. Но в любом случае это не наша мудрость, (т.е. не та мудрость, которую мы обрели сами).

Задача обретенной мудрости состоит в том, чтобы вести к следующей ступени: чинта-майя-паньня (cinta-maya-panna) – к интеллектуальному пониманию. Все услышанное или прочитанное мы всесторонне исследуем, чтобы понять, логично ли это, практично ли это, полезно ли это; и если все так и есть, только тогда мы это принимаем. Такое рациональное понимание важно само по себе, но, если на этом все и заканчивается, оно может стать весьма опасным. Тот, кто расширяет интеллектуальные знания, может считать себя очень мудрым человеком. Однако всё, что он узнал, служит лишь для раздувания его эго; такой человек весьма далек от освобождения.

Подлинная задача интеллектуального понимания состоит в том, чтобы вести к следующей стадии: к бхавана-майя-паньня (bhavana-maya-panna) – к мудрости, которая постигается на собственном опыте, к истинной мудрости. Обретенная мудрость, интеллектуальное понимание очень полезны в том случае, если вдохновляют и ведут к следующему этапу. Однако только мудрость, основанная на опыте, может дать освобождение, поскольку это наша собственная мудрость, основанная на нашем собственном опыте.


www.vipassana.ru


Информация для старых студентов.

На служение на осеннем курсе, который будет проходить с 9 по 20 сентября, нужна переводчица с английского языка.

8-926-208-52-46 Лена


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.vipassana
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное