Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободомыслие

  Все выпуски  

Свободомыслие


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Каруна: путь сострадания и любви"

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Записки еретика": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

 "Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской 

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

СВОБОДОМЫСЛИЕ

Выпуск 24/2009-04-20

Дорогие друзья!

Сегодня мы приступаем к постепенному разбору всех тех вопросов, которые были указаны в новом описании нашей рассылки, а так же высланы нашим подписчикам в качестве анонса.

Перво-наперво мне хочется сказать о том, что подавляющее большинство всевозможных «каверзных» вопросов о религии, в частности, христианства, связаны с интерпретацией или пониманием священных книг, пользующихся особенным авторитетом у верующих. Атеистическая критика религии так же, как правило, сводится к критике священных книг. Одним из примеров такой атеистической критики является книга И.А. Крывелева под названием Книга о Библии.

Книгой этой заполонён весь Интернет, хотя и написана она в советскую эпоху, в 60-е годы. Книга эта отнюдь не глупая. Книга эта является, можно сказать, образцовой иллюстрацией того, как атеисты в поисках истины отбрасывали примитивные стереотипы веры.

Вообще примитивные стереотипы свойственны религиозному фундаментализму, который является прямой дорогой к атеизму и неверию для многих мыслящих людей. Но не учитывают атеисты того факта, что другая часть мыслящих людей, отталкиваясь от примитива, переинтерпретирует религию, и религиозное сознание верующих таким образом подвергается определённой эволюции. И если для фундаменталистов и консерваторов подобная эволюция суть ересь, то для человека думающего она является прогрессом в постижении непостижимых (или труднопостижимых) тайн Божиих. Мы же, со своей стороны, будем стремиться подвергать критике именно основы религиозного фундаментализма, в частности, исходя из библейской критики. Библейская критика будет особенно важна для нас в поисках ответов на объявленные в описании рассылки и в её анонсе вопросов.

В нашей рассылке мы будем стараться рассматривать некоторые из таких новых интерпретаций религии, новых взглядов и идей, преимущественно на примере христианской культуры. Я планирую, если, конечно, не помешают непредвиденные обстоятельства, публиковать в нашей рассылке некоторые свои, а так же и чужие, статьи. В частности, я собираюсь предложить вашему вниманию книгу Джона Робинсона «Быть честным перед Богом». В этом выпуске я хочу начать публикацию своей собственной статьи о библейской критике, а так же Предисловие к книге Джона Робинсона «Быть честным перед Богом».

Робинсон (Robinson) Джон Артур Томас (1919 - 1983)

Родился в 1919 г. Кентербери (Великобритания), в семье священника (каноника) англиканской церкви.

Высшее образование получил в Кембридже. После рукоположения в священный сан Джон 3 года служил на приходе в Бристоле, в 1948 г. был приглашен на должность капеллана теологического колледжа в Уэльсе. Еще через три года он вернулся в Кембридж в качестве декана (настоятеля капеллы) Клэр-колледжа, преподавал экзегетику Нового Завета.

В это время он знакомится с книгами Пауля Тиллиха, Рудольфа Бультмана и Дитриха Бонхёффера, обсуждает их идеи в студенческой и преподавательской среде. Итогом тогдашних дискуссий станет книга "Быть честным перед Богом", котрая увидела свет через десять лет.

В 1950 г. опубликована первая книга Робинсона «В конце Бог...: Исследование христианского учения о конце мира», которая принесла ему признание среди богословов.

В 1952 г. Робинсон публикует короткую работу «Тело: Исследование теологии апостола Павла», которая пользовалась наибольшим успехом из его ранних книг.

В сентябре 1959 г. Джон Робинсон был рукоположен во епископа Вулвичского, на должность викария диоцеза Саутуорк.

В 1963 г. выходит его книга "Ноnest to God" ("Быть честным перед Богом"), которая "вызвала острую полемику, доходившую до обвинения автора в подрыве основ христианства". Для людей, знакомых с работами Тиллиха, Бонхёффера и Бультмана, в книге Робинсона ничего потрясающе нового не было... Книга суммировала многолетние раздумья Робинсона, его анализ религиозной ситуации в Лондоне. Написать ее епископу удалось благодаря болезни — острому приступу болей в позвоночнике, из-за которого он был вынужден провести в постели 3 месяца.

Первый английский тираж книги составил 6000 экземпляров, он был распродан за один день. Переиздания следовали одно за другими... До издания книги на русском языке в 1993 г., эта книга была издана на 17 языках, чего не случалось "ни с одной работой современного автора на религиозную тему со времен появления книгопечатания". Книга вызвала огромное количество откликов: автор получил более 4000 писем читателей. "В первые месяцы после публикации Робинсону пришлось дать множество интервью и участвовать в ряде теле- и радиопередач, объясняя и уточняя свою позицию".

Архиепископа Кентерберийский Майкл Рамси вскоре после выхода книги заявил, "что традиционные христианские представления о Боге отражены в работе епископа Вулвичского карикатурным образом и что оправданный сам по себе поиск новых путей выражения христианской истины не дает основания отрицать уже сложившийся образ Бога". Робинсону была высказана претензия, что в его книге «отвергается концепция личного Бога, выраженная в Библии и в Символе веры», а учение, предлагаемое взамен, едва ли можно считать тождественным учению Церкви.

11 лет спустя, оставляя пост архиепископа, Майкл Рамси признал ошибкой свою первоначальную реакцию на книгу Робинсона. «Вскоре мне пришлось осознать, сколь многочисленны были те современные поиски и вопрошания, которые стояли за книгой "Быть честным перед Богом!"» А тогда, в 1963-м, Робинсону пришлось при поддержке своего епархиального епископа М. Стоквуда опровергать выдвинутые первоиерархом Церкви Англии обвинения в ереси…

Предисловие к книге «Быть честным перед Богом»

Епископ Церкви должен быть хранителем и защитником ее учения — это неотъемлемая часть епископского служения. Я же оказался епископом в такое время, когда выполнение этого нелегкого долга требует особенной богословской углубленности и способности анализировать происходящее.

Ибо, как я полагаю, мы стоим на рубеже особого периода. Понять, чего же требует от нас истинная защита христианской истины, будет теперь всё труднее. Многие считают, что лучший и даже единственный способ защиты нашего учения — это настойчивое напоминание на ясном и понятном современном языке «веры, однажды преданной святым» (1).

И совершенно естественно, что сторонников такой точки зрения всегда будет большинство. В последние годы в Церкви было довольно много теологов и апологетов, которые посвящали себя именно этой задаче. Их дело обретало пылких последователей, и ясно, что спрос на такую апологетику не уменьшается. Все, что я буду говорить дальше, отнюдь не перечеркивает ее ценности.

И всё же, если смотреть в будущее, я думаю, что от нас требуется нечто большее, чем осовремененный пересказ традиционного ортодоксального учения. Если лишь к этому и сведется наша защита веры, то со временем мы, по всей вероятности, обнаружим, что нас больше никто не слушает, кроме крохотного остатка любителей религии. Мне представляется, нам необходимо куда более радикальное обновление, в ходе которого придется пересмотреть наиболее фундаментальные категории нашей теологии, такие, как понятие о Боге, о сверхъестественном, о самой религии. Я могу, по меньшей мере, понять тех, кто утверждает, что нам стоило бы (хотя это, конечно, невозможно) перестать пользоваться словом «Бог» на время жизни хоть одного поколения — настолько это слово пропиталось представлениями, с которыми пора расстаться, — если мы хотим чтобы Евангелие не утратило своего значения.

Ибо я убежден, что между традиционный ортодоксальным супернатурализмом, на языке которого выражена наша вера, и теми категориями, в которых осмысливает происходящее современный «светский» мир (скажу так за неимением более подходящего выражения), существует разрыв, который все больше увеличивается. При этом я имею в виду не то, что разрастается пропасть между христианством и языческим обществом. Это само собой.

Разрыв, о котором я говорю, зависит не от отношения к истине самого Евангелия. Ведь в тревожащем меня разделении многие христиане оказываются на одной стороне с теми, кто себя к христианам не причисляет. А среди думающих друзей-нехристиан я вижу немало таких, которые куда ближе к Царству Небесному, чем им самим кажется. Они-то думают, что отвергают Евангелие, на самом же деле отталкивает их прежде всего то специфическое мировоззрение, которое действительно не заслуживает доверия.

Более того, я сам рассечен надвое линией этого раздела, хотя со временем всё меньшая часть моего существа остается «по правую сторону» от границы. Так, когда я слушаю по радио или смотрю по телевизору дискуссию между  христианином и  гуманистом, я нередко ловлю себя на том, что мои симпатии скорее на стороне гуманиста. Это вовсе не потому, что колеблется моя вера или преданность Богу. Просто я инстинктивно разделяю с гуманистом неспособность принять те мировоззренческие схемы и религиозные модели, в которые облекается преподносимая ему вера. Я чувствую, что он прав, восставая против  них, и мне всё более неловко, что «ортодоксия» должна с ними идентифицироваться.

Эти схемы я буду разбирать потом. А пока я хочу высказать точку зрения, что подлинными и даже необходимыми защитниками веры надо признать и радикальный вопрошателей, которые подвергают сомнению установившиеся структуры религиозного сознания и считают, что их вклад в общую апологетическую задачу Церкви именно в этом.

Благодушествовать я не склонен. Боюсь, что пока мы соберемся перебросить мост через пропасть, она станет много шире, и в Церкви, как и вне ее, возрастет отчуждение между сторонниками привычных (хотя и подновленных) рецептов и теми, кто считает своей высшей обязанностью честность, к чему бы она ни привела. К сожалению, я должен согласиться с теми словами д-ра Алека Видлера (2) из недавней (4 ноября 1962 г.) телепередачи, которые подверглись столь ожесточенным нападкам: «Теперь нам очень долго придется наверстывать упущенное: ведь реальное, глубокое мышление, интеллектуальная честность и обеспокоенность так часто подавлялись в Церкви!» Я ни в коей мере не хочу обвинить в нечестности всех тех, кто считает традиционную структуру метафизики и морали вполне приемлемой, — ведь я и сам в значительной части из их числа. Но я впадаю в уныние, когда думающих иначе начинают во имя защиты веры клеймить как предателей с неистовством, скрывающим собственную неуверенность.

Мне кажется, всё это чересчур похоже на то, что происходило в нашей Церкви сто лет назад, когда (как теперь признано) поборники традиционной ортодоксии сделали почти невозможной подлинную апологию Благой вести (3). Оглядываясь на пройденный с тех пор путь, мы видим*: почти всё, что говорилось тогда в Церкви, было отмечено чрезмерным консерватизмом. А то, что я попытался в пробном, дискуссионном порядке высказать в этой книге, сейчас покажется радикализмом, а многим, конечно, и ересью. Но я искренне убежден, что пройдет время, и мою ошибку будут видеть в недостаточной радикальности.

ДЖОН ВУЛВИЧСКИЙ

Ноябрь 1962.

 

1) Иуд. 1:3.

2) Видлер Александер (р. 1899) — англиканский каноник, профессор Кембриджского университета, историк церкви и автор множества книг, касающихся отношения христианства к проблемам современности. Выдающийся проповедник, часто выступавший в радиопередачах ВВС.

3) Что же происходило в Церкви Англии «сто лет назад», т.е. в начале 60-х годов прошлого века? Достаточно консервативная тогда английская церковь пережила одно за другим ряд потрясений. В 1859 г. Дарвин опубликовал «Происхождение видов». Высказанная в этой книге эволюционная концепция тогда показалась большинству церковных деятелей ниспровержением всех основ христианской веры и вызвала соответствующую реакцию. А в 1860 г. семь оксфордских ученых, из которых шесть были священниками, выпустили в свет книгу под названием «Очерки и обзоры» (Essays and reviews. London, 1860. 433 p.). В ней содержались первые на английской почве попытки применения историко-критических методов для исследования Священного Писания (по примеру германской Тюбингенской школы). Это было воспринято как удар по церкви изнутри. Одиннадцать тысяч клириков и сто тридцать семь тысяч мирян подписали протест, осуждающий авторов книги, несколько епископов начали судебный процесс по обвинению в ереси. Третий удар был нанесен уже епископом церкви: Джон Коленсоу (1814—1883; провинция Наталь, Южная Африка) в 1861—1862 гг. издал два библейских комментария, в которых показывал историческую неточность многих ветхозаветных повествований и следовал либерально-теологической (см. прим. 66) трактовке Библии.

Продолжение (собственно сама книга) следует в других выпусках рассылки

Далее начало моей (Елены Преображенской) статьи о библейской критике.

БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА КАК ОТРАЖЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ И ФАКТОР ЭВОЛЮЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ

Библейская критика – это наука, которая изучает Библию как любое другое литературное произведение. Для этого рассматриваются история появления тех или иных текстов, культурно-исторический контекст, мышление и психология людей той эпохи. Библейской критикой занимаются как неверующие, так и верующие, в том числе богословы иудаизма и христианства. Особенно существенную роль в истории библейской критики сыграли либеральные протестантские богословы. 

История библейской критики тесно связана с возникновением философии деизма и рационализма, которые, в свою очередь, явились следствием развития естественно-научного мышления.

 Деизм – философское направление, возникшее в Англии в начале  XVII века, его родоначальником считается Герберт Чербери (1583-1648). Это направление утверждает трансцендентный взгляд на Бога.  Оно провозглашает, что Бог, сотворив мир, не участвует более в его истории. Он установил определенные законы и порядок, которые и управляют Его творением. Сам Творец не вмешивается в закономерное  течение событий. Во времена эпохи Просвещения деисты сравнивали Бога с часовщиком, который, заведя механизм часов, ушёл.  Теперь, подобно тому, как часы идут самостоятельно, без участия часовщика, миром управляют лишь созданные Творцом естественные законы. В наше время, пожалуй, было бы более уместно сказать, что Бог в этой парадигме, скорее, подобен программисту, создавшему сверхсложную программу бытия мироздания, после чего оно продолжает своё существования согласно этой программе без непосредственного участия программиста. 

Философия деизма тесно взаимосвязана с рационализмом. Рационализм утверждает, что разум человека является критерием оценки истины. Всё, что не может быть объяснено при помощи разума, должно быть отвергнуто. Главный удар рационализма пришёлся на «сверхъестественное» в религии, т.е. на чудеса. Как следствие, рационализм подверг критике практически все доктрины христианства, так как все они содержат в себе элемент чуда. Популярность рационализма, который ложится в основу современного научного мировоззрения, связана с развитием естественных наук, объясняющих явления действием естественных, а не сверхъестественных причин.

Чудеса в Библии стали рассматриваться либо как плод народной фантазии, либо как действительные, но сильно приукрашенные события, либо как естественные явления, которым древние люди приписали сверхъестественные причины.

Например, библейские "казни египетские" были объяснены с научных позиций следующим образом.  (Читайте книгу Исход от 7 главы 14 стиха до 11 главы).  Кровь в Ниле – это большое  наличие в воде флагеллантов – красных микроорганизмов, которые, находясь на Абиссинском и Эфиопском плато, были размыты чрезмерными дождями, в результате чего Нил вышел из своих берегов. Обильное количество флагеллантов стало причиной вымирания рыбы, что, в свою очередь, заставило жаб покинуть ближайшие пределы Нила. Застойные воды были причиной появления мошек и мух. Последние вызвали болезнь скота, которая передавалась через их укусы. Кроме того, мошки и мухи заразили людей. Одновременно с этим прошёл сильный град, побивший посевы. Обильные дожди вызвали появление саранчи, которая поела то, что уцелело после града. Грязевые осадки наводнения красного цвета создали большую плотность воздуха в той местности, следствием чего стало затмение солнца. По другой версии, виновником "тьмы египетской" был стремительный вихрь сирокко: он подхватывал из пустыни огромные тучи песка и нёс их на Египет, заслоняя солнце такой плотной завесой, что наступал полный мрак. Все эти бедствия были восприняты верующими как божьи кары египтянам за угнетение израильтян.

Аналогичным образом существуют естественные объяснения чудес Моисея. Так, горящий куст Моисея, в котором он услышал глас Божий (Исход, 3 гл.), является реальным растением пустыни, выделяющим летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце.

Чудо извержения воды из скалы (Исход, 17 гл.; Числа, 20 гл.) известно бедуинам и по сей день. Они знают, что, несмотря на длительную засуху, у подножия гор под хрупкой плёнкой песка и извести обычно собирается дождевая вода. Достаточно разбить эту оболочку, чтобы добраться до воды и утолить жажду.

Чудо явления перепелов для пищи израильтян (Исход, 16 гл.) объясняется совсем просто. Весенней порой из глубин Африки в Европу тянутся огромные стаи перепелов. Измученные дальним путешествием, они, как правило, садятся на землю вдоль морского берега, ослабев до такой степени, что местные жители ловят их голыми руками. Таким образом и израильтяне утолили свой голод.

Но однажды после ропота израильтян на пути от горы Синай до Кадеша, перепела прилетели, но не в пример предыдущему случаю птичье мясо оказалось вредным для здоровья, почти все израильтяне тяжело заболели, а некоторые и умерли. В Пятикнижии этот эпизод изложен как наказание за ропот (Числа, 11 гл.).

Аналогичное объяснение имеет и наказание ядовитыми змеями, которое постигло израильтян на полпути между городом Кадешом и заливом Акаба (Числа, 21 гл.). Швейцарский путешественник Вуркхардт побывал в 1809-1816 годах на Синайском полуострове и на упомянутом в Библии отрезке маршрута израильтян набрел на долину, так и кишевшую ядовитыми змеями. Они её заселяют с незапамятных времен, так что бедуины старательно объезжают эту местность.

Но особенно интересно объяснение явления манны небесной (Исход, 16 гл.). Более ста лет назад учёные Эренберг и Гемприх обнаружили, что манну находят и в наши дни в Синайских горах, она падает на землю из воздушного пространства. Арабы называют её "ман". В состав её входят, кроме воды, тростниковый сахар, декстрин и аналогичные ему вещества. Арабы и греческие монахи собирают её и едят с хлебом вместо мёда. В 1927 году зоолог Еврейского университета в Иерусалиме Боденхаймер обнаружил на Синайском полуострове разновидность тамариска, который в весеннюю пору выделяет сладковатую жидкость, быстро застывающую на воздухе в виде белых шариков, похожих на град. Местные бедуины с наступлением весны толпами отправляются в степь собирать белые липкие шарики. Один человек может собрать за день полтора килограмма –количество, вполне достаточное для того, чтобы утолить голод. А мелкие уличные торговцы в Багдаде по сей день выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием «манн». 

Продолжение статьи следует…

В следующих выпусках нашей рассылки, наиболее вероятно, публикация книги Джона Робинсона и публикация моих собственных (и других) статей будет осуществляться в разных выпусках, в разные дни недели.

Новости блога "Записки еретика" (за прошедшую неделю):

Социологический опрос: что мы празднуем в Пасху?

Небольшое лирическое отступление, или ответ выпады обвинителей

США. Консервативный политик-республиканец выгнал из дому свою дочь-лесбиянку

Notre Dame против Обамы

В Колорадо впервые судят за преступление из ненависти, совершенное из-за нетерпимости к ЛГБТ

Бодхичарья-аватара. Новый музыкальный альбом Антона Батагова и Верховного ламы Калмыкии

Пасха должна остаться только религиозным праздником

Польские ксендзы недовольны целибатом и мечтают жениться

Против представителя Мурманской епархии, оскорбившего пятидесятников, может быть возбуждено дело

Вынесено предупреждение за распространение «антисектантской» листовки

Ученый, называвший подделкой Туринскую плащаницу, перед смертью пришел к обратному выводу

Исламский фундаментализм: отец заказал родную дочь за то, что носила короткую юбку

Президент Парагвая признался, что стал отцом ребенка, еще будучи католическим епископом

США. Геи и лесбиянки с детьми отпраздновали Пасху вместе с президентом Обамой

Раввин, который вхож в Белый дом: связи Обамы с иудеями

Зиновий Коган: В светском государстве законы страны важнее, чем нормы религии

Ученые-религиоведы призываются покинуть Совет при Минюсте РФ

Институт свободы совести указывает, что Экспертный совет при Минюсте должен быть распущен

Член Экспертного совета при Минюсте - автор материала, признанного экстремистским

Общественная палата намерена контролировать деятельность Экспертного совета при Минюсте

Президент РФ поручил провести проверку в связи с угрозой массового нарушения прав верующих в Суздале

Западный мир встретил Пасху

Барак Обама посетил Пасхальное богослужение в храме  Епископальной церкви в Вашингтоне

Праздники в Иерусалиме

Пасху празднуют католики, протестанты и армяне

Священное Пасхальное Триденствие в Католической Церкви

В минувшую пятницу прошёл Крестный путь у стен Колизея

Польша. Слон-гей в третий раз сменил зоопарк

На заре христианства в Египте христиане и язычники мирно сосуществовали бок-о-бок друг с другом

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер


В избранное