Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободомыслие

  Все выпуски  

Свободомыслие


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Каруна: путь сострадания и любви"

"Записки еретика": либеральный блог о религии и обществе

"Свободомыслие": либерально-религиозный блог

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

 "Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской 

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

СВОБОДОМЫСЛИЕ

Выпуск 26/2009-04-25

Дорогие друзья!

Мы продолжаем публикацию статьи Елены Преображенской о библейской критике. Начало статьи см. на сайте "Каруна": Либерально-богословское мышление  или в блоге нашей рассылки "Свободомыслие": Библейская критика - 1.

Отвержение чудес, вызванное развитием научного мышления, повлекло за собой преобразование науки, которая стала рассматривать реальность с позиции существования естественных причин. Наука провозгласила, что, за неимением лучшего объяснения, люди неправильно относили какие-либо события к области сверхъестественного. Естественная наука проводила параллель между древними и современными временами. Древние люди, за неимением знаний, относили такие проявления природы, как гром, молнии, наводнения, землетрясения и другие события, к сверхъестественным проявлениям потусторонней силы. Однако позже силам природы было дано естественное объяснение. Таким образом, если в настоящее время и встречаются какие-либо «необъяснимые» события, то это вовсе не означает, что они представляют собой в буквальном смысле слова чудеса – просто ученые ещё не обладают достаточной информацией, чтобы дать им естественное объяснение. 

К XVIII столетию наука перестаёт признавать существование чудес, то есть становится наукой в современном смысле этого слова – материалистической. Кроме того, к этому времени она приобретает новый статус. Философия перестаёт быть «служанкой богословия», как было ранее в церковной схоластике, наука становится независимой от богословия дисциплиной, основанной на философии рационализма. Отвержение чудес и рационалистическая основа науки приводят к тому, что Библия рассматривается учёными как обычное литературное произведение, к которому применимы такие же методы изучения литературы, как и к любому другому источнику.

Методы изучения библейских текстов, сформулированные преобразованной наукой, были названы библейской критикой. По мере своего развития библейская критика выработала определенные средства изучения библейских текстов, среди которых: текстуальная критика, историческая критика, литературная критика, критика форм и преданий, редакционная критика, структурная критика, критика канона, сравнительно – религиозная критика.

Основателем библейской критики считается известный философ Барух Бенедикт Спиноза (1632-1677), который приблизительно на два века опередил знаменитую тюбингенскую школу библейской критики. Спиноза опровергал Моисеево авторство Пятикнижия. В то время подобные идеи казались богохульными. За это и другие вольнодумства иудеи предали Спинозу анафеме и, более того, на его жизнь было совершено покушение. 

Проблема состояла в том, что религиозная традиция иудаизма и христианства долгие столетия приписывала авторство библейских книг тем библейским персонажам, чьими именами эти книги были подписаны. Автором Пятикнижия считался Моисей, автором книги Иисуса Навина – Иисус Навин, который, согласно Библии, занял после смерти Моисея пост вождя евреев. Остальные книги Ветхого Завета также приписывались различным ветхозаветным персонажам. 

По традиции считалось, что основные из библейских книг были написаны в том порядке, в каком они расположены в библейском каноне: сначала, якобы, Моисей написал все книги Пятикнижия, потом на протяжении нескольких столетий писались остальные книги Ветхого Завета. Считалось, что большая часть библейских книг написана до вавилонского плена.

Однако подобные традиционные представления стали вызывать сомнения у некоторых верующих людей, которые хотели подойти к Библии с точки зрения здравого смысла. В отношении Моисея как автора Пятикнижия некий персидский еврей Хиви Габалки ещё в IX веке н.э. высказался весьма скептически. Он обратил внимание на описание смерти Моисея, содержащееся в заключительной главе Второзакония, и задал вопрос, каким образом Моисей мог описать свою собственную смерть как свершившееся в прошлом событие. Через двести лет после Хиви исследованием Ветхого Завета занялся еврейский писатель и богослов Ибн-Эзра (XI век).  Он побоялся написать результаты своих исследований прямым текстом и зашифровал их в виде туманных высказываний, непонятых его современниками. В XVII веке высказываниями  Ибн-Эзры заинтересовался Бенедикт Спиноза, который предложил способ их расшифровки и положил начало научной библейской критике.

После Спинозы исследования ветхозаветных библейских текстов были продолжены Хенингом Виттером, Жаном Астрюком, Вильгельмом де Витте, Эдуардом Рейсом, Карлом Графом, Юлиусом Велльгаузеном и другими. Исследования показали, что библейские тексты являются синтезом нескольких древних источников, имеющих разное географическое и временное происхождение, и что этот синтез был сделан гораздо позднее, чем традиция приписывала написание этих книг легендарным авторам.

Это открытие нанесло существенный удар по примитивным церковным представлениям, рисовавшим создание книг Библии в виде внушения от Бога древним пророкам. Оказалось, что библейские тексты вместе с самой библейской верой прошли долгий путь эволюции.   «Да и вообще в Ветхом Завете нет единой религии, а в нём мы имеем динамическую картину становления монотеизма, прошедшего сложный путь от простых верований кочевников через смутное двоеверие эпохи Судей и первых царей к этическому единобожию пророков. Эта духовная эволюция совершается в рамках гражданской истории Израиля», – пишет священник Александр Мень.

Более того, оказалось, что библейская вера возникает не в вакууме, в котором действует один лишь Бог, дающий людям «истинную» религию, отличную от других, «ложных».  Но что её развитие связано с культурой древних народов. В Библии содержится немало заимствований из более древних обычаев и преданий, многое из того, что описано как данное евреям свыше, наблюдалось так же и у их языческого окружения.  

Так, семидневная неделя имеет вавилонские корни. Законы Моисея имеют параллели с законами Хаммурапи. Обряды и жертвоприношения Израиля, описанные в книге Левит, подобны аналогичным ритуалам других народов. (На это обстоятельство в своё время обращали внимание ещё отцы церкви. Так, Иоанн Златоуст отмечает, что Бог допустил в израильском культе многое из того, "что наблюдали язычники в своем служении демонам", т.е. богам (Беседы на Мф IV). По мнению Златоуста, ритуальные законы Израиля были снисхождением к грубости религиозного сознания людей той исторической эпохи). Даже Моисеев ковчег завета имел прототип в египетской религии. Известно так же множество сходств между библейской и авестийской литературой.

Все эти открытия представляют библейскую историю в совершенно ином свете, чем было принято в прошлом. А именно: они явственно показывают, что в истории Библии и библейской веры присутствует вполне земной, исторический, культурный, человеческий фактор.  

К каким же выводам могут нас приводить все эти данные? Таких выводов может быть несколько.   

А) Вся эта наука «бесовская», потому что уводит людей от «истинной веры». Таково упорное неприятие достижений исторической науки и библейской критики со стороны религиозных фундаменталистов. Это наиболее деструктивный и реакционный путь: сражаться за старую догму любой ценой, отрицая научный прогресс и изменения в общественном мышлении.  У людей, ищущих разумные основания, подобная упёртость вызывает лишь смех.

Б) Полная противоположность: атеистический отказ от веры в Бога вообще. Если традиционные религиозные представления оказались ложными, следовательно, никакого Бога не существует.  Несмотря на то, что это заключение кажется многим атеистам вполне логичным, в нём нарушена логическая связь причины и следствия: если традиционные представления оказываются ложными, из этого следует лишь одно – что эти представления были ошибочными. С проблемой бытия или небытия Бога как такового никакой логической связи нет.

В) Философия деизма: Бог существует, но в историю Он не вмешивается. Поэтому и все религии являются не данными свыше, а человеческими и, следовательно, могут содержать сколь угодно много ошибок, заблуждений и суеверий. С этих позиций ранее выступали просветители-антиклерикалы, такие как Вольтер. В советские времена всех антиклерикалов зачислили в атеисты, что в корне неверно. Тот же Вольтер писал трактаты против атеизма.

Г) Либеральное богословие, представителей которого можно разделить на две категории: тех, кто видит в Библии лишь естественные события, окружённые ореолом мифов, и тех, кто может отказаться от веры в любые чудеса, за исключением того, без чего христианская доктрина прекратит своё существование. В самом деле, для христианина по существу совершенно неважно, действительно ли расступалось Красное море, чтобы дать дорогу евреям, или же они просто проходили через заболоченную местность, действительно ли стены Иерихона пали от труб израильтян, или просто произошло землетрясение. Но христианин никак не может отказаться от веры в непорочное зачатие Иисуса Христа или Его воскресение из мёртвых, оставаясь при этом в рамках ортодоксальной церкви. (Пятый вариант - Д: "пантеистическая философия" будет рассмотрен позднее)

Бог в интерпретации либерального богословия действует в истории не сам по себе, а в сотрудничестве с человеком, которого Он не использует как слепое орудие, но происходит некая синергия между Богом и человеком. Человек оказывается не  пассивным в восприятии божественного откровения, он оказывается активным: он пропускает это откровение через себя, через представления своей эпохи, через язык и культуру своей среды, через свою личностную индивидуальность. «Как солнечный луч преломляется через многоцветный витраж готического собора, – пишет об этом Александр Мень, – так и Божественное Откровение в Библии проходит через призму индивидуальной психологии её авторов, которые принадлежали своему народу, своей культуре».

Все события земной истории в такой мировоззренческой парадигме воспринимаются как результат незримого сотрудничества Бога и человека. Бог проявляет своё присутствие незаметно, не в гротескных чудесах, а в обычных событиях жизни человека и истории народа. В подобном мировосприятии описанные выше объяснения чудес Библии естественными причинами выглядят не как отказ от веры, а как религиозная интерпретация исторических событий.

«Даже в естественных явлениях, в том, что называют «случаем» и «стечением обстоятельств», нельзя не видеть направляющего воздействия из таинственных глубин Духа, – пишет Александр Мень, –

Однако чудесные явления никогда не посягают на человеческую свободу. Они не носят характера эффектно-театрального. Такие чудеса-демонстрации, совершаемые для «доказательства», были отвергнуты Христом, когда фарисеи требовали от него «знамения».

«Истинные чудеса, — по глубоко верным словам Карташева, — не чудовищны и не безмерны (это признак лжечудес): они скромны; они интимны и большею частию зримы только очами веры и не существуют для неверующих и посторонних» (А. Карташев. Ветхозаветная библейская критика, с. 42). Подлинное чудо всегда оставляет место для сомнения, для свободного принятия и отвержения. Навязанное чудо противоречило бы всему, что нам открыто о Боге и Богочеловеке.

Однако в Ветхом Завете мы как будто сталкиваемся с рядом таких чудес: расступается море, движется в стане Столп Огненный, останавливается течение Иордана, замирает солнце по повелению Иисуса Навина... Демонстративность и внешняя доказательность этих чудес не раз приводили к мнению, что «чудес теперь не бывает» и что «они случались лишь в древности». А между тем душа, открытая миру священной тайны, видит чудеса и сегодня и повседневно живет под знаком непрекращающихся чудес. Эти чудеса потрясают больше, чем остановка солнца, но протекают они внешне ненавязчиво, как бы призывая угадать их величие под покровом обыденности. Несомненно, такими же были и чудеса библейские.

Откуда же эта форма изображения чуда в виде монументального действа, видимого для всех? Разгадка кроется здесь в особенностях фольклорного языка многих библейских книг. «Древнему языку свойственна народно-поэтическая форма,— говорит Карташев. — В библейские книги включено много готовых кусков народной песенной литературы... А поэзия вообще, народная в частности, немыслима без гипербол и фантазий... Девора поет, что «звезды с неба, с путей своих сражались» с Сисарой (Суд 5,20). Не только в этом случае, но и в сражении под Гаваоном Иисуса Навина с Амореями, когда было остановлено солнце (Ис. Навин 10,15), чтобы одной кучке сражающихся было удобнее добить другую, вовсе не нужно было беспокоить небесные светила и нарушить всю небесную механику. Это просто язык народной поэзии» (Л. Карташев. Цит. соч. с. 41).

Кроме того, некоторые библейские «чудеса» вообще относятся к разряду аллегорий и символов, которые невозможно толковать натуралистически. К ним принадлежат, например, сказания Бытия о том, как Ягве странствовал по земле и гостил у Авраама, или о борьбе Иакова с неведомым Божеством.

Таким образом, проблема многих библейских чудес зачастую оказывается тесно связанной с проблемой «литературного жанра» той или иной книги Св. Писания (С. Е. Galbiati, A. Piazza. Mieux comprendre la Bible, p. 226)».

Изображённая Александром Менем интерпретация библейской истории соответствует современной позиции католических учёных.  В Ватикане существует специальный Библейский институт, задачей которого является научное исследование Библии. Католические библеисты  отказались от старых, традиционных стереотипов происхождения библейских текстов. Энциклика папы Пия XII «Divino afflante Spiritu» (1943) указала на необходимость изучения «литературного жанра» библейских текстов, открыв католическим учёным возможность критического изучения Библии. Если признаётся, что библейские тексты различаются по «жанру», следовательно, в них можно выделить человеческую и литературную сторону.

Спустя 5 лет после упомянутой энциклики в послании Библейской комиссии кардиналу Сюару (27 марта 1948 года) было декларировано церковное признание четырёх традиций (источников) происхождения Пятикнижия. «В настоящее время, – говорилось в этом послании, – никто не подвергает сомнению существование источников и не отказывается признать постепенного нарастания законов Моисеевых, зависящего от социальных и религиозных условий более поздних эпох».

Продолжение следует...

Новости сайта "Каруна": в раздел "Либерализм и религия" добавлена статья: Андрей Бессмертный-Анзимиров. Взаимное обещание

Новости блога "Записки еретика":

Шотландия. Суд оштрафовал женщину за гомофобию в адрес собственного сына

Армяне всего мира поминули жертвы геноцида 1915 года

Британские психиатры осудили попытки перевоспитать гомосексуалистов

Бритни Спирс поддерживает однополые браки

Михаил Ситников. Антикультистский «госсовет» под крышей Минюста РФ

В ожидании реституции

Пот омок Гитлера в Израиле: «Я еврей, преподаю Талмуд»

В штате Колорадо впервые вынесен приговор по делу о преступлении из ненависти к ЛГБТ

Законодатели Коннектикута легализовали гей-браки

Во время гей-прайда в Молдавии будет проведена религиозная церимония

Гомофобные изуверства: иракским геям заклеивают анальные проходы

Актриса Шарлиз Терон сравнила запрет гей-браков с апартеидом

В Сенегале освобождены ВИЧ-активисты, ранее приговоренные за гомосексуальность

Переговоры с лефевристами Ватикан будет проводить тайно

"Мыльная опера" президента Парагвая

Отказ в выдаче визы Далай-ламе нарушает права российских буддистов, считает сенатор Нарусова

Свободомыслие, вып.24

Геи и лесбиянки планируют провести акцию против "дискриминации по признаку сексуальной ориентации"

Выступление дочери экс-кандидата в президенты от республиканцев перед гомосексуалами

Парламент Венгрии узаконил пар тнерства однополых пар

Новый роман Дэна Брауна выйдет в сентябре

Израиль привлечет геев к борьбе с Ираном

Ватикан выслушал речь иранского президента и назвал ее «экстремистской»

Женщина-епископ Маргот Кессман призывает пересмотреть протестантскую трудовую этику

Королева Англии Елизавета II отмечает 83-летие

«Братья-Мусульмане» призывают Бенедикта XVI извиниться

Милиция задержала Митрополита РПАЦ Валентина при входе в храм в Страстную Пятницу

«Бог плачет»: фильм об о. Георгии Чистякове и его служении тяжело больным детям

В Израиле проходят мероприятия Дня памяти жертв Холокоста (21 апреля)

В Германии помянули жертв концлагеря Заксенхаузен, в котором были замучены 600 геев

Советник бывшего кандидата в президента США Джона Маккейна поддержал гей-браки

Московское отделение "Армии спасения" перерегистрировано после 10 лет отказов

Ватикан не запрещал Гитлера

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер


В избранное