Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новинки киноклуба

  Все выпуски  

Новинки киноклуба


DVD

1. АВТОМОБИЛИ, КОТОРЫЕ СЪЕЛИ ПАРИЖ  The Cars That Ate Paris Австралия, 1974  91 мин. оцифровка АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Питер Уир

В ролях: Джон Мейллон, Терри Камиллери, Брюс Спенс, Крис Хэйвуд, Кевин Майлз, Рик Скалли, Мэкс Джиллис, Дэнни Эдкок, Питер Армстронг

черная комедия/фантасмагория

     Париж - это городок, тезка французской столицы, затерявшийся в австралийской глуши. Его обитатели самым изощренным образом устраивали катастрофы для проезжающих мимо машин и жили за счет мародерства. А уцелевших пассажиров превращали в натуральных... дебилов. Но вот отлаженная система дала сбой: чудом выжившего героя аборигены вдруг решили пощадить, и он словно бы попадает в кафкианский мир. Мэр Парижа уговаривает его остаться, устраивает санитаром в клинику, предлагает в жены любимую дочь...

    Этот стилизованный фильм ужасов с элементами черного юмора -  первый художественный фильм австралийского сценариста и режиссера П.Уира, он   сделан с малым бюджетом, но во всем мире пользовался неожиданным  успехом (Следующим был "Пикник у висящей скалы").  Особенно интересно это авторское кино будет для тех, кто шаг за шагом следит за творчеством этого режиссера, добившегося впоследствии бесспорного международного признания

2. ВОДОПРОВОДЧИК The Plumber  Австралия 1979 г., 74 мин., оцифровка АУДИО: РУССКИЙ

  Режиссер:  Питер Уир

  комедийный триллер

   Муж и жена, молодые интеллектуалы, живут в университетском кампусе. Жена сидит дома,  пишет  диссертацию, и  тут к ним является  водопроводчик. Говорит, надо бы трубы починить, узкие они, прорвать могут. Профилактика, знаете ли. И потеряло с той поры семейство всякий покой. Муж на работу, водопроводчик в дом. Намеренно не открывает ему хозяйка дверь, так он через крышу лезет. Где это видано, чтобы сервис был таким навязчивым! Мучаются все. Вот уже в ванную комнату войти невозможно – там лес выстроился из разного рода распорок, а конца этому ремонту не видно. А муж все время на работе, никак не хочет повлиять на работника службы быта. И просвета этому безобразию нет. Вместо того, чтобы работать, водопроводчик все больше общается с хозяйкой, запальчиво самовыражается, поет фолк-песни,  словно не понимает, что его присутствие в квартире удобства не добавляет...   Постепенно его отношения с хозяйкой превращаются в поединок самолюбий. Кто победит?

 

DVD 

ПОСЛЕДНЯЯ ВОЛНА  /LAST WAVE, THE/ Австралия  1977; 1,46; оцифровка АУДИО: РУССКИЙ     Режиссер: Питер Уир

В ролях: Ричард Чемберлен, Дэвид Галпилил, Оливиа Хэмнетт, Фредерик Парслоу

Номинации  Австраийского  киноинститута-1978:лучший режиссер, лучший оригинальный сценарий. Премия Каталонского международного фестиваля за лучшую мужскую роль Р.Чемберлен).

 драма/мистический этнический триллер Питер Уир - завораживающий, атмосферический режиссер, сделал себе имя как раз на уникальных стилистических изысках, присущих австралийскому кино.  Криминальная история, на которой как будто держится сюжет, менее важна, чем атмосфера, хотя на атмосферу работает. В Сиднее произошло загадочное убийство аборигена, причем причину смерти установить почти невозможно. Защищать обвиняемых (тоже аборигенов) поручено адвокату Дэвиду Бертону (Чемберлен), который, погружаясь в дело и изучая клановые обычаи, все больше и больше чувствует свою связь с миром уходящих в глубь веков ритуалов. Хотел разобраться в других, чтобы восстановить справедливость, но тут приоткрылись такие бездны в себе, о которых начал догадываться только в кошмарах. Сказать, что фильм о шамане внутри каждого из нас, было бы упрощением. Здесь только обозначен вектор пути к пониманию себя. И то, что путь лежит через преодоление отчаяния, через крушение приоритетов прежней жизни, к неведомому и пугающему. Выброшенного на эту дорогу со стороны уже не понять, даже если это наша сторона экрана. Остается только догадываться, но делать это интересно.

      «Последняя волна» – совсем не тот мистический триллер, к которому нас приучили в последнее время. Мол, истина где-то рядом, она тревожит внеположностью норме, но в итоге складывается в глобальный удобоваримый анекдот для приятного перессказывания друзьям за чаем. В  старой   работе Уира все иначе. Тут важней не разгадка, а убедительность тайны, внушительная плотность ее бытования на экране, неразложимая в логическую цепочку тревога, то есть та вытяжка кинокайфа, которая по большому счету нас и делает зрителями. Иначе говоря, смотреть стоит из-за засасывающей с потрохами атмосферы, которую Уир создает мастерски. Занятие несколько рискованное, так как здесь не предполагается финальный вздох облегчения, не заложен выход из транса – ни на чувственном, ни на идейном уровне. Но и увлекательное. Где вы еще увидите такую грозу с ливнем и градом, с которой начинается фильм? В самом природном явлении ничего особенного, но как подготавливают наши глаза! Спокойная, чересчур безмятежная переменка в сельской школе. И все сильнее грохочущий гром, на который почему-то не хочется отвлекаться. Но почему же? Ах вот в чем дело – небо-то безоблачное. Факт осознается через кожу, оставляя мурашки. После этого позволительны шаманские заклинания о смене циклов цивилизации. Ощущение сладостной неуютности просмотра приправляется и классическими ходами триллера, такими, как испытание восприятия ложным ожиданием. Когда, например, на крупных планах смакуется стекающая по лестнице вода, причиной которой является вовсе не снесенная крыша, а случайно заткнувшая сток ванной игрушка. От чего еще страшней. Следует отметить также исполнителя главной роли британца Ричарда Чемберлена, который фокусирует всю убедительность созданного в картине состояния. Очень сдержанной пластикой, какими-то неуловимыми нюансами он задает ту достоверность мистического пласта, которая глубже разделения мира на рациональное и иррациональное.     

 

DVD

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПЛАКАЛ The Man Who Cried Великобритания, Франция, 2000 96 мин. АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ;  СУБТИТРЫ: РУССКИЕ

Режиссер Салли Поттер  оператор: Саша Вьерни

В ролях Кристина Риччи, Кейт Бланшетт, Джонни Депп, Олег Янковский, Джон Туртурро

остросюжетная ретро-драма

   Человек, который плакал, был ее отцом (О.Янковский). Он уезжал в Америку за лучшей жизнью, оставляя четырехлетнюю Фекеле с бабушкой дожидаться вызова из-за океана. Отец плакал, потому что боялся не увидеть дочь вновь: стоял 1927-й, дело происходило в российской деревне. Фильм - история Фекеле (К.Риччи), которую, как и многих евреев в первой половине века, унесло ветром истории через пожары красноармейских погромов, через Лондон, где ее воспитали как англичанку, через Париж, где она встретила Вторую мировую.   Ее окружение в исполнении созвездия актеров - довольно пестрое: Джонни Депп играет романтического цыгана на лошади, возлюбленного Фекеле;  Кейт Бланшетт - русскую балерину,  Джон Туртурро - итальянского тенора.

   История Фекеле типична для европейской еврейки и одновременно уникальна: в путь она отправилась, когда не знала ничего, кроме нескольких слов на идиш и арии из "Искателей жемчуга" Бизе, которой убаюкивал ее отец. Она даже не знала, что ее родина - Россия. Салли Поттер ("Орландо") купается в чувстве чужеродности, определяющем ее героиню. Разрозненные картины жизни в сознании Фекеле связываются во временную цепь посредством не чувства истории, которого она лишена, а трех мелодий: той арии Бизе и двух песен - "Gloomy Sunday" и "When I`ll Be Buried". Эти мелодии возникают то и дело на протяжении всей ее жизни, извлекая моменты, в которые они начинают звучать, из нечленимого потока жизни. По всем правилам Поттер выдала эстетическую нелепицу: три затасканные мелодии, которые любой музыкальный критик объявит пошлятиной, аккомпанируют истории, западни которой знают все если не из учебника истории, так из сотни фильмов про евреев и нацистов. Но в ее фильме есть одно неоценимое качество - искренность. Упоение, с которыми она пустилась в сантименты, и самозабвенность, с которой она не заметила, как налепила плагиата, прощают все. За этой графоманской несдержанностью бьется сердце, умеющее чувствовать безоглядно. 

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

СЫН  (Бельгия-Франция)  1:43  2002   LE FILS   АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ   

реж. Жан-Пьер и Люк Дарденны

в ролях: Оливье Гурме, Морган Марианн, Изабелла Супар, Реми Рено

психологическая драма/метафизическая притча, снятая подвижной камерой  в стиле гиперреализма

    “Розетта” братьев Дарденн вызвала скандал в Каннах (и получила “Золотую пальмовую ветвь”) по причине своей демонстративной простоты: камеру на плечо и в погоню за девчонкой-зверьком. Проще, казалось бы, нельзя. “Сын” вызывает уже священный трепет. Понять, как сделан фильм, так же легко, как выстругать из полена живого мальчика. Дано: один лысоватый плотник средних лет, один малолетний преступник (который 5 лет назад убил сына плотника) и огромное количество пиломатериала. На протяжении фильма мужик заколачивает гвозди, ошкуривает брёвна и на глаз с точностью до сантиметра замечает расстояния. Камера, не моргая, всматривается в его затылок, который (затылок) каждый раз точно и с нюансами выражает настроения плотника! При этом саспенс, возникающий на экране от созерцания простейших физических действий, становится невыносимым.  Самое страшное в фильме то, что ни герои, ни режиссёры, кажется, не представляют, чем закончится история о старом и малом. Равная возможность добра и зла, праведного гнева и бессильного всепрощения - вот что интригует Дарденнов. “Сын”  - не только психологическая драма с криминальной подоплёкой, но и метафизическая притча. Без морали,  без надежды, без бога, без чёрта, сколоченная из досок, которые нужно отвезти с загородного склада в город. Ужас в том, что после просмотра фильма зритель уверен: фильм не остановился, он продолжается, укрывшись от наших взоров. Каково продолжение - даже думать не хочется. Бр. Дарденны действительно умеют снимать новое кино.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ДОКТОР ЖИВАГО (Dr. Zhivago) Великобритания, 1965, 197 мин.  АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Девид Лин   Композитор: Морис Жарр

В ролях: Омар Шариф, Джули Кристи, Джералдин Чаплин, Род Стайгер, Алек Гиннес, Ралф Ричардсон, Том Кортни, Рита Ташингем, Клаус Кински.

историческая эпическая лирическая драма по роману Бориса Пастернака

1966 - ОСКАР:  Лучшая работа художника, Лучший дизайн костюмов,  Лучший сценарист (адаптация), Лучшая операторская работа (цв),  Лучшая музыка (Морис Жарр). Номинирован:  Лучший фильм,  Лучший режиссер  Лучший актер второго плана (Том Кортнэй). 1966 - ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС:1 Лучший фильм (драма), Лучший актер (драма)         (Омар Шариф),  Лучший режиссер, Лучший сценарий.

     Драматическая история доктора Живаго (Омар Шариф) по мотивам одноименного романа Бориса Пастернака дана через переплетение судеб множества персонажей. Это не только обширная панорама страны, корчащейся в революционных муках, но и рассказ о личной борьбе за выживание. Хотя большинство героев на русских не похожи (за исключением разве что Джули Кристи, сыгравшей Лару), фильм любим публикой.

   Режиссер Девид Лин проявил себя как мастер эпических картин, своеобразных «больших спектаклей» (в основном, на исторические темы). Его фильмы отвечали вкусам по мелодраматизации или авантюризации Истории, реальных событий и личностей; таков и “Доктор Живаго”.   В успехе ленты значительную  роль сыграли операторская работа Фредди Янга, воссоздавшего пейзажи России в Финляндии и Испании, и прекрасная музыка Мориса Жарра — лиричная, одухотворенная, наиболее близкая к «высокой поэзии» Пастернака. Работы обоих мастеров были отмечены  «Оскаром».

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

БЕГ СССР,  1970  197 мин.

Режиссер Александр Алов, Владимир Наумов

В ролях:  Людмила Савельева, Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Владислав Дворжецкий, Евгений Евстигнеев, Владимир Заманский, Николай Олялин, Владимир Басов, Тамара Логинова, Олег Ефремов, Владимир Осенев, Готлиб Ронинсон, Роман Хомятов, Татьяна Ткач

историческая драма по произведениям  Михаила Булгакова

     Одна из лучших в мировом кинематографе экранизаций прозы М. Булгакова - романов “Бег”, “Белая гвардия” и посвященного М. Фрунзе либретто “Черное море”. Литературный консультант фильма - вдова писателя Елена Булгакова.

    1920-е годы,  гражданская война в России. Под натиском Красной Армии панически бежала белая гвардия. Словно стремительная лавина увлекала она за собой тех, кто не хотел мириться с новой властью. Из Крыма бежал за границу Роман Хлудов, начальник генерального штаба армии Врангеля, вешатель и палач; бежал Сергей Голубков, приват-доцент; бежала Серафима Корзухина, жена петербургского коммерсанта, который отрекся от нее, спасая собственную шкуру, и многие другие. По-разному сложились их судьбы на чужбине, но всем пришлось пережить крушение былых идеалов и личную драму.

      Под железными ударами восставшей черни белая гвардия мчит за кордон. В Париже разношерстную толпу барынь, главковерхов, миллионщиков и балаганщиков настигает амнистия. В мокрой шинели, в черной вуали, в адовом сплине вернуться решают трое.

   В 70-м интеллигент открыл для себя горькую ягоду белого дела. Запели про луну и акацию белоперчаточники в аксельбантах, внуки конюхов - красиво, ей-богу, красиво! - затосковали по канувшей породе приват-доцентов и вешателей, смятой красным колесом огнегривых тачанок. Тут и настал черед булгаковских благородий. Гулкий мах буденновских лав, тройное самоубийство командиров, положение павшего в шар земной, зябкий и поганый сон главкома под неутешной картой, тараканий праздник юрких недобитков на чужбине и азартное карточное колотье сделали “Бег” самой трагической фреской русской усобицы. “Россия не вмещается в шляпу, господа нищие!” - орал хмельной есаул клошарам, а белые кони ждали вернувшихся в мягких и ласковых сугробах.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ЧИСТАЯ ФОРМАЛЬНОСТЬ 1994, 100 мин., Италия-Франция. АУДИО: РУССКИЙ/ИТАЛЬЯНСКИЙ

Режиссер: Джузеппе Торнаторе музыка  Эннио Морриконе.

В ролях: Жерар Депардье, Роман Полянский, Серджо Рубини, Николя Ди Пинто, Тано Чимароса, Паоло Ломбарди

мистический метафорический психотриллер/детектив

Каннский  кинофестиваль-1994: Официальная премьера фильма

    “Чистая формальность” начинается как хмурый психологический детектив и вязко перетекает в интеллектуальный ребус с мистической развязкой. В лесу в дождливую ночь полиция задерживает одинокого прохожего и препровождает на допрос к комиссару по поводу убийства, случившегося неподалеку той же ночью. Прохожий оказался известным писателем Оноффом, а комиссар, нарочно не придумаешь, его фанатичным поклонником - но формальности следует соблюсти. Всего лишь подробный пересказ прошедшего дня, и писатель свободен. Только Онофф подозрительно путается в частностях, а события последних часов вовсе забыл. Допрос, а с ним и фильм, который внешне есть прилежный протокол этого допроса, все больше уподобляются выморочному, кошмарному сну, где пробуждение-разгадка окончательно и безвозвратно выталкивает за пределы реального.   Все неожиданно и кардинально проясняется в последних сценах картины итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе, который, тяготеет к метафоризму, иносказательной трактовке событий.  Ситуация в «Чистой формальности» символически соотносится не только с философскими сочинениями Достоевского и Кокто, но и с фантазиями Кафки, так похожими на быль.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

С ДИНАМИТОМ В КУЛАКЕ (ЗА ПРИГОРШНЮ  ДИНАМИТА )  США    1972   A  FISTFUL OF DINAMITE   АУДИО: РУССКИЙ      

  Режиссер: Серджо Леоне

В ролях: Род Стайгер, Джеймс Коберн, Мария Монти, Ромоло Валли

остросюжетный вестерн

    Доведя жанр вестерна до эпического совершенства, С.Леоне тут же начинает ернически снижать пафос, что отражено в названии, которое напрямую вызвано временем действия - мексиканской революции 1910-1917 гг. Леоне считает, что эпоха эпических героев никогда не существовала на диком Западе, а каждый из индивидуалистов, бросивших вызов, всего лишь боролся за выживание, сопротивляясь судьбе и смерти. режиссер намеренно сводит друг с другом мексиканского простого пеона  Миранду, который промышляет мародерством и торговлей оружием, и ирландского революционера Джона Мэллори, на самом деле, типичного наемника, решившего сделать бизнес на динамите. Два сапога пара. Один другого хуже и подлее. Сарказму и издевке Леоне, кажется, нет предела. Но и эти ублюдки для него -  действительно последние авантюристы Дикого Запада, плюющие на смерть и не признающие никакой власти над собой. Трагифарсовый финал знаменует прощание мастера с “золотым веком индивидуализма”. какую бы отвратительную изнанку этот личный гонор не принимал. Наступает другая эпоха, где даже преступность будет организованной, а отдельному человеку уже не под силу станет бороться с перемалывающим судьбы людей временем.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

АТЛАНТИС  /Atlantis/  1:18   1991   без слов 

 Режиссер: Люк Бессон   музыка: Эрик Серра

 документальный фильм о подводном мире

    Шедевр в жанре неигрового, но вполне себе художественного кино  о подводном мире. Бессон в соавторстве со своим постоянным композитором Эриком Серра превратил подводных жителей в собратьев обаятельного диско-сброда “Подземки”, углядев в движениях дельфинов пируэты завсегдатаев парижских танцполов. После  просмотра “Атлантиса” начинаешь понимать, почему  так иногда тянет в бездонный синий океан… 

    “Есть куча вещей, которые я никогда бы не сделал, если бы не кинематограф. В Австралии для съемок китов (фильм “Атлантис”) мы взяли вертолет береговой охраны. Меня спустили на тросе в открытом море. Трос отцепили, и на меня стала надвигаться махина метров 60 в длину. Я подумал: “Почему я не сижу дома и не смотрю “В мире животных”?” - Люк Бессон.

    Известный в будущем французский режиссер родился в семье инструкторов по подводному плаванию и с самого детства готовился продолжить семейную традицию. Все детство он провел на средиземноморском побережье Франции, увлеченно занимаясь нырянием и подводной фотосъемкой. Мечтой его было стать специалистом по дельфинам. Однако мечтам не суждено было сбыться. В семнадцать лет в результате несчастного случая он теряет возможность заниматься своим любимым делом.

   Но Бессон никогда не забывал о  подводном мире.  Доходы, полученные от его художественных фильмов, позволили ему  вновь  (после фильма “Голубая бездна”) обратиться к морской теме и выпустить в 1991 году абсолютно некоммерческий документальный научно-популярный фильм “Атлантис”. Подводная одиссея в духе Кусто стала своего рода прощанием с миром детства, признанием в несбыточности надежд и любви к кинематографу.

 

DVD – ТЕПЕРЬ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ:

ЖИЗНЬ ХУЖЕ ОБЫЧНОЙ (Неординарная жизнь) A Life Less Ordinary США, Великобритания, 1997 103 мин.  АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Дэнни Бойл

В ролях: Эван МакГрегор, Камерон Диас, Делрой Линдо, Эван МакГрегор, Холли Хантер 

остросюжетная фантастическая романтическая комедия

       Американский дебют режиссера “Трейнспоттинга” шотландца Дэнни Бойла.В раю, который представляет собой полицейский участок, - ЧП: внизу катастрофа с разводами. Чтобы доказать, что союз мужчины и женщины еще возможен, на Землю отправляют двух ангелов-копов (Линдо и Хантер, похожие на кота Базилио и лису Алису). Они специально выбирают самую неподходящую пару: наивного уборщика (МакГрегор) и прожженную золотую девочку (Диас), дочку миллионера, который его уволил. Уборщик берет дочку в заложники и утаскивает в комедийно-приключенческий роуд-муви с музыкальными номерами. Пересекая Америку, они преодолевают массу препятствий и заканчивают свой путь счастливыми и с деньгами.   Драйв  бодрый, цвета кислотные, фантазия буйная.

 

 

DVD

1. БОГАТЫЕ И СТРАННЫЕ  /RICH AND STRANGE/EAST OF SHANGHAI/ Великобритания 

1932; 1,23;    оцифровка  АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер: Альфред Хичкок

в ролях: : Генри Кендалл, Джоан Берри

драма/сатира  по роману Дэйла Коллинса

     В "Богатых и странных" режиссер применяет все свои характерные методы съемки, которые позже можно заметить во всех его работах. Самый известный - набор отдельных кадров, включающих стоянку судна в заключительной части картины. Режиссер также экспериментирует с различными режимами съемки камерой.

    Молодая пара, Фред и Эмилия Хилл, живут в Лондоне скромной жизнью, которая их,  особенно Фреда, тяготит.  Неожиданно семья получает вот дяди Фреда   крупную сумму - шанс начать новую, яркую жизнь, о которой они мечтали.  Фред, работающий клерком, немедленно берет отпуск, и они уезжают в круиз.  у Эмилии начинаются романтические отношения с капитаном Гордоном .  А Фред сражен красотой немецкой "принцессы". Оба супруга проводят время с их новыми любовниками.

     В Сингапуре  Эмилия уезжает с Гордоном в его дом, однако понимает, что она не может так поступить, и вместо этого возвращается обратно к Фреду. Одновременно с этим, Фред готовится уезжать в Бирму, однако узнает, что “принцесса”  украла у него все деньги  и уехала в Бирму одна. Оставшихся денег  хватало  только на обратную дорогу.    Однако, неприятности Фреда и Эмили на этом не заканчиваются. Потому как корабль терпит крушение в море, пока они спят...  Переживания и опасные ситуации сближают супругов,  они вновь начинают ценить друг друга.   Но  - ненадолго, быт не победишь:   в последней сцене фильма супруги ожесточенно спорят,  - сцена, которая очень напоминает ту, которую зрители видели до того, как Фред и Эмили узнали о наследстве.

2. ЮНОНА И ПАВЛИН  /JUNO AND THE PAYCOCK/ Великобритания  1930; 1,36;  оцифровка АУДИО: РУССКИЙ  

Режиссер: Альфред Хичкок

В ролях: Кэтлин О'Ригэн, Сидни Морган, Мэр О'Нил, Сэра Оллгуд, Эдвард Чэпмэн, Джон Лори

драма  по пьесе Шона О Кэйси.

   Экранизация пьесы о жизни ирландской семьи в 30-е годы,   недолгой радостью которой было  известие о полученном наследстве.   Три четверти фильма - это медленно развивающаяся пьеса. Потом все начинает убыстряться и достигает кульминации настоящей трагедии - Мэри   беременна, Джерри  застрелен, а деньги по завещанию пропали.  Очень хорошо передана ирландская атмосфера жизни в многоквартирном доме, Хичкоку удалось передать реальные чувства, которые трогают зрителя; а  перипетии жизни и особенности ирландского характера показаны достоверно, но с долей юмора.

 

DVD

НОМЕР СЕМНАДЦАТЬ  /NUMBER SEVENTEEN/ Великобритания 1932; 1,03; ч/б АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ 

Режиссер: Альфред Хичкок

в ролях:   Барри Джонс, Джон Стюарт, Леон М. Лайон, Энн Грэй в Альфреда Хичкока

детективный триллер

Банда грабителей собирается ограбить дом по наводке, но они не знают, что полицейский детектив уже сидит у них на хвосте...

Хичкок отделывался от назойливых интервьюеров анекдотами о съемках. Якобы он хотел населить заброшенный дом, где разворачивается первая половина действия, сотней бродячих котов. Чтобы при каждом выстреле они бросались то вверх, то вниз по лестнице. Но коты разбежались по студии, а отчаянно разыскивающие их хозяева окончательно сорвали творческий процесс. Но сейчас фильм кажется маленьким шедевром, безумной игрой, чисто английской криминальной сказкой. Да разве и сам Хичкок не вел себя как ребенок, когда снимал погоню автобуса за поездом, в конце концов врезающимся в паром: для съемок он использовал детские игрушки. Ситуация ежеминутно переворачивается с ног на голову, персонажи меняют маски с такой скоростью, что нить интриги теряется, но это ничуть не вредит фильму: не вредят же зрительскому восприятию манипуляции фокусника, в руках которого кролик превращается в тыкву. Сначала камера устремляется за шляпой, которую порыв ветра сорвал с головы героя. Погоня за шляпой приводит его в тот самый заброшенный дом, где он оказывается в обществе пьяного моряка, дрожащей от ужаса девушки и трупа ее отца. Затем компанию им составят три гангстера, охотящихся за неким бриллиантовым ожерельем. Кажется, все выдают себя не за тех, кем являются: мотивы непонятны, это тоже напоминает детскую игру. Главарь банды может обернуться сыщиком, в банду внедренным, чтобы в следующей сцене оказаться гангстером, выдающим себя за сыщика, и так до бесконечности. Хичкок словно проговорил с невероятной скоростью мотивы своих будущих фильмов. Идея о том, что у каждого человека есть свой черный двойник, которого он должен победить, заранее спародирована здесь бешеной сменой масок. А сцена, в которой герои связаны вместе, кажется пародией на еще не снятую сцену из "39 ступеней" (1935). Скованные наручниками герои "Ступенек" породили уйму рассуждений на тему тайной сексуальности триллеров Хичкока. По поводу "Номера семнадцать" никто почему-то на такие рассуждения не осмелился, а зря.

 

DVD

ВЗВЕСЬ ВЕСЬ РИСК  /CLASSE TOUS RISQUES (THE BIG RISK)/ Франция  1960; 1,52;  ч/б АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ 

Режиссер: Клод Соте

 В ролях: Лино Вентура, Жан-Поль Бельмондо, Сандро Мило, Симон Франс, Мишель Ардан, Клод Серваль, Марсель Далио, Жак Дакмин, Бернар Деран

криминальная драма/экзистенциальный “”полар”  по роману Хосе Джованни

      Грабитель Абель Давос (Л.Вентура) старается придерживаться собственного кодекса чести. Но, потеряв жену и друга и обвиненный в убийстве полицейских, с двумя маленькими сыновьями он скрывается от преследования и вынужден действовать уже не столь благородно. На помощь ему "коллеги" посылают ловкого воришку Эрика Старка (Ж.-П.Бельмондо), который бесплатно, как он говорит, "за идею", помогает Давосу выбраться из Ниццы в Париж. Именно там Абель должен будет решить, кто ему друг, а кто предатель...

     Прежде, чем Клод Соте превратился в мастера размеренных  психологических драм, он попробовал себя в жанре "полара", приспособив к экрану один из романов Хосе Джованни, и невольно, через Бельмондо в роли Старка, перенял лихорадочную, пульсирующую манеру повествования из годаровского  "На последнем дыхании". Как обычно, в экзистенциальном французском поларе все несколько больше и значительней простой криминальной интриги. Получается не просто рассказ о загнанном в угол грабителе, но и притча об одиночестве, дружбе и предательстве, любви и мести. Великолепный черно-белый пассаж о том, что каждый делает свой выбор в этой жизни. Закадровый голос представляет героев, одновременно сразу расставляя точки над i, Кроме всего прочего, это и одна из лучших ролей Лиино Вентуры; наверное, в фильмах самого Джованни он не был так хорош, как во  "Взвесь весь риск".

   Великолепные натурные съемки Гислена Клоке создают осязаемо реалистичную атмосферу этого гангстерского триллера; камера выискивает персонажей на городских улицах с бесстрастной отстраненностью, так же, как закадровый рассказчик сообщает в конце фильма об аресте и казни главного героя. Вентура играет здесь одного из своих молчаливых профессионалов в более реалистичных обстоятельствах, чем в последующих фильмах гангстерского цикла; здесь нет романтики, а только беспокойные будни усталого человека. Лента вышла в прокат 23 марта 1960 года, ровно через неделю после знаменитой картины Годара На последнем дыхании с участием того же Бельмондо. Фильм Соте наводит на мысль о том, что Годар вовсе не был пионером-одиночкой, создавшим принципиально новый киноязык; идеи носились в воздухе, и Соте реализовал их  строго и интересно.

 

CD

ФИЛЬМЫ КЭРОЛАЙН ЛИФ The Films Of Caroline Leaf - Out On A Limb  Канада 1974 ч/б    АУДИО: АНГЛИЙСКИЙ    

реж. Кэролайн Лиф  

авангардная анимация

The Owl who Married a Goose, Between Two Sisters, The Street, The Metamorphosis of Mr Samsa.

   Канадка  Кэролайн Лиф - один из новаторов анимационного искусства, работала  в технике порошка. Черный порошок рассыпался по стеклу, и Лиф при помощи пальцев собирала этот порошок в определенные фигуры, образы. И так, передвигая этот порошок, она рассказала истории. Причем она выбрала порошок не случайно, потому что именно эта техника позволила ей максимально использовать трансформацию материала. А у нее  фильмы были построены именно на трансформации.

   Лиф  приобрела мировую известность и попала в список «Десять лучших режиссеров мира всех времен» благодаря фильму «Улица» («The Street»). Этот фильм выполнен в технике так называемой «ожившей живописи». Это не классическая анимация, где движение строится на том, что один рисунок сменяется другим. Здесь же рисунок лежит под камерой, а аниматор мазок за мазком меняет его изображение, так что получается полный эффект того, что живопись оживает. Это удивительный фильм по своей форме, по технике, но он удивителен и по духу. Еврейский мальчик рассказывает о своей семье. Фильм сделан по новелле знаменитого еврейского писателя Мордехая Рихтера. Он весь дышит такой теплотой, простотой и глубиной актерского проникновения, что  не зря этот  фильм признан одним из лучших во всей истории мультипликации.

    В таких фильмах, как  «Интервью» (The Interview), Лиф также пробует новые техники. Это прирожденный искатель.

Есть еще поразительный фильм, который называется «Филин, который хотел жениться на гусыне»(The Owl who Married a Goose). Это тоже сделано при помощи черного порошка. Удивительно красивый и теплый фильм! Он и смешной и грустный одновременно. В нем есть что-то чеховское, как есть это в «Цапле и журавле» Юрия Норштейна. Но этот фильм сделан в совершенно другой технике. Вот удивительная, странная вещь - ты забываешь, перестаешь удивляться тому, как порошок может приобретать такие конкретные актерские функции, ты следишь просто за историей, тебя захватывают переживания, которые показывают филин и эта робкая гусыня. Вот когда забываешь о том, как это сделано, о том, что это вообще сделано, и проникаешься только в переживание, тогда можно сказать: «Это акт подлинного искусства».

   Юрий Норштейн: “Для меня ее фильм «Улица» был абсолютным открытием и неожиданностью, поскольку ничего похожего в мультипликации до нее никто не делал. Это было другое мышление. Вспоминаю восторг Хитрука, когда он посмотрел этот фильм, сделанный человеком, который очень хорошо усвоил изобразительные уроки. Причем я не думаю, что Кэролайн Лиф хорошо знала русское искусство, авангард или, предположим, графику Фаворского. Она, наверное, питалась чем-то другим, но во многом сам ее подход к белому экрану, к пятну, к пластической форме, к моменту разделения пространства на белое и черное, на белую форму и черную форму - это удивительно. Я не случайно об этом говорю, поскольку фильмы, предшествовавшие ее, может быть, самому лучшему фильму «Улица», были построены вот на этих черно-белых соотношениях. И это сделано просто потрясающе. Я могу только вспомнить Фаворского, больше никого, кто бы так тщательно работал над белым пространством. И, кроме того, Кэролайн Лиф очень внимательно прислушивается к миру. От звучащего слова до самого простого жеста. В той же самой «Улице» - идет мальчик, подбрасывает мяч. Какое точное видение состояния персонажа. И именно ребенка.    

   Вообще этот фильм, помимо того, что он открыл совершенно иные живописные качества экрана, абсолютно безупречно сделан психологически. Может быть, здесь повлияло качество литературы. Я не читал сам рассказ, но, думаю, что вполне возможно, повлияла литература, какие-то подробные психологические описания. Да это, в конце концов, не важно, чем питается автор, важно, как он усвоил эти уроки. Кэролайн Лиф - это поразительное сочетание живописных свойств экрана, открытых ею же, и способности погрузить эти свойства в точные психологические условия. Это было самым большим открытием. Во всяком случае, для меня это было самым большим впечатлением. Ну, и, кроме того, как мне кажется, она открыла в мультипликации иную психологическую стихию.  Кэролайн Лиф не старалась рисовать. В ее задачу входило сосредоточить внимание зрителя на той точке, которая нужна. Поэтому она буквально вытаскивала из экрана только то, что ей нужно. Все остальное - так сказать, придаточное предложение, на это никто не должен обращать внимание. И она с этим, по-моему, справилась потрясающе”.


В избранное