Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале / Образование


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Новости культуры
Все дискуссии "Новостей культуры"
Московская афиша



Вячеслав Загорский
Прощай, "страна мечтателей, страна ученых"?

Уходящий год во многом стал "моментом истины" для всех, кто причастен к реформированию российского образования. Стало ясно, что всякие там ЕГЭ, разгром негосударственных школ и прочее подобное - уже мелочи.

Особенно наглядно это показала одновременная публикация в конце ноября на RBC двух статей: "Российских школьников лишают бесплатного образования" и "Российские толстосумы съехались на "распродажу века"". Главная забота российского правительства - как сделать систему образования наиболее дешевой для федерального бюджета (денег не хватает), а главная забота организаторов аукционов "Сотби" и "Кристи" - освежить свой разговорный русский, поскольку известно, что основные скупщики самого дорогого антиквариата приедут из России.

Заседание правительства 9 декабря подтвердило "генеральную линию": по мнению А.Фурсенко, не только вузы, но и школы с первых классов должны расширить платные образовательные услуги. Именно для этого предлагается "уменьшить перегрузку по сравнению со школами европейских стран", чтобы не занятое предельно сокращенной базовой программой время честно и официально сделать коммерческим.

И на "заевшихся" на городских надбавках московских учителей найдется управа - Московская дума уже вынуждена приводить городской закон об образовании в соответствие с новыми федеральными правилами минимизации финансирования.

А перед этим налоговики приготовились перевоспитывать зарвавшихся "ботанов", которые надеялись благодаря своей успешной учебе из непосильных для семьи "коммерческих" студентов стать "казеннокоштными" - снижение стоимости обучения для отличников предложено рассматривать "как получение дохода в натуральной форме".

Ну нет у нас денег на бесплатное образование, нету!!! Хоть бы запретили тогда публиковать данные об уникальном росте российского золотого запаса в текущем году.

На этом фоне выглядит наивной дискуссия в gazeta.ru о соотношении уровней российского и американского естественнонаучного образования, состоящая из отзывов на статью "Как я учу американских студентов". Что тут обсуждать, когда совсем скоро не будет перебежавших в США чрезмерно умных российских преподов, недовольных глупыми американскими студентами, - некому станет их готовить в России.

По данным моих собственных тестирований студентов-первокурсников на первых семинарах по непрофильной для них химии, уровень их школьных знаний за последние три года устойчиво падал и сейчас ушел на ноль - это значит, что, например, студент-геолог, не сдававший вступительный экзамен по химии, практически ничего не вынес по этому предмету из школы. А за один семестр многому с нуля не научишь - и вслед за сокращением и упрощением школьной программы неизбежно последуют те же преобразования в вузах. Так что скоро воспоминания об умных российских студентах, гениальных ученых и конструкторах будут такой же ностальгией по "той советской жизни", как и мороженое по 48 копеек, и водка по 3.62.

А реформаторам, борющимся с бесплатным образованием, следует обратить внимание на ценнейшую "инициативу снизу":

"Каждому клиенты (так в оригинале) предоставляется скидка при покупке 2х и более дипломов либо иных справок или документов."

Если это ценное начинание ("Продажа дипломов и аттестатов любых вузов") поддерживать и расширять, государство и деньги сэкономит (главное, налог взять с торговцев дипломами), и по числу "дипломированных" специалистов будет красиво смотреться.

И в конце - маленькая справка. "Японское экономическое чудо" случилось вовсе не в 60-х годах XX века. Еще в начале прошлого столетия министерство просвещения Японии решило, что в бедной полезными ископаемыми стране наиболее ценный ресурс - люди. И заказало представителю самой лучшей тогда немецкой науки, нобелевскому лауреату В.Оствальду книгу "Великие люди", в которой выдающийся ученый проанализировал, откуда берутся те, кто обеспечивает прогресс и благополучие самых развитых стран. Затем начались неспешные реформы японской системы образования. И результаты пришли. Интересно, получилось бы "японское чудо", если бы в начале XX века главной задачей правительства Страны восходящего солнца было немедленное удвоение ВВП за счет экономии на всем остальном, в том числе и на образовании? Глупый вопрос...





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: russ.culture
Отписаться

В избранное