Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале / Театр


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Новости культуры
Все дискуссии "Новостей культуры"
Московская афиша



Дина Годер
Символичные премьеры

Во второй половине декабря все издания как подорванные бросаются подводить итоги года. Можно подумать, что от этого что-нибудь зависит. Что этим можно будет что-нибудь изменить. В конце концов, какой год, дайте хотя бы декабрь закончить! Но почему-то, пока в голове крутится мысль о том, как бы подытожить год, все последние спектакли декабря кажутся для этого самого 2004 года символичными.

Вот главное событие второй половины декабря: гастроли вуппертальского Театра танца Пины Бауш. Бауш, создательница целого течения в модерн-дансе, да и вообще в театре, была в России очень давно, в 1989 и 1993 годах, и те ее спектакли: "Гвоздики", "Кафе Мюллер", "Контактхоф", "Весна священная" - жесткие, отчаянные, нервные - забыть невозможно. Теперь она привезла "Мойщика окон" - постановку о Гонконге из своей серии спектаклей о городах - невероятный сплав танца, музыки, драмы и клоунады, как это всегда бывает у Бауш. Но такой, каких мы еще не видели у нее, - счастливый и нежный, доверчиво обращенный к каждому.

Образ этого спектакля Пина нашла, когда увидела крошечного мойщика окон, подвешенного высоко на стеклянной стене гонконгского небоскреба. Этот мойщик появляется и на сцене, намывая под самым потолком прозрачную полиэтиленовую завесу, похожую на стекло. Для Бауш была важна именно двусторонность метафоры: не поймешь, мы ли смотрим, на нас ли смотрят, изнутри или снаружи... И само представление, изумительно красивое, кружащее вокруг горы красных цветов, которые засыпают сцену, как снег, было таким двусторонним, соединяя в себе восточную медитативность с китайским китчем, ощущение буйной жизни мегаполиса - дансингов, ресторанов, эротического сервиса, аэропортов - с одиночеством, детскими воспоминаниями, фотографиями и письмами.

Про Пину Бауш можно рассказывать долго - позже, оглянувшись, мы наверняка поймем, что главное театральное событие второй половины декабря окажется и среди двух-трех главных событий года. Но вот, что я имела в виду, когда толковала о символичности. В прошедшем году практически все самое важное было не московским, а приезжим. И, если бы столичная гастрольная жизнь благодаря разным фестивалям в последние годы не развивалась так бурно, боюсь, прошедший год мы мало, чем могли бы вспомнить.

Из премьер главные декабрьские надежды возлагали, пожалуй, на реанимированную Миндаугасом Карбаускисом "Гедду Габлер" в Мастерской Фоменко. Он ставил ее четыре года назад на своем курсе в ГИТИСе, спектакль считался очень удачным, и теперь решено было его повторить, тем более что исполнители главных ролей стали актерами Мастерской. Получилась удивительная вещь: вроде бы все хорошо, артисты уместны и Наталья Курдюбова, играющая Гедду надменной и безжалостной, выглядит стильно. И "картинка" благородна: дорогой круговой диван, патефон, в дальних комнатах видны полосатые обои. Но то, что казалось свежим у студента, у "взрослого" режиссера, увенчанного многочисленными премиями, стало... скучным. Критики недоумевали: "Спектакль Карбаускиса практически неуязвим для критических стрел, поскольку режиссером не совершено ни одной грубой ошибки и каждая роль в камерном пространстве простроена с филигранной точнос тью. Звание безошибочного спектакля было бы, пожалуй, наивысшей похвалой для курсовой работы, но в репертуарном спектакле эта безошибочность служит поводом для неудержимой, хотя и уважительной зевоты" (Глеб Ситковский, "Газета"); "Его спектаклю больше всего подошел бы эпитет "добропорядочный". Он (спектакль) со всех сторон застрахован от острой критики" (Марина Давыдова, "Известия"); "...Порой мучительно хочется последовать примеру Гедды, да и застрелиться от тоски" (Алена Карась, "Российская газета").

Надо сказать, что Карбаускис все же не вполне повторил свой студенческий опус. Он попытался быть жестче и язвительнее. В прежней постановке бывшего возлюбленного Гедды, порочного и талантливого Левборга, играл сам режиссер. Тогда предположить склонность к разврату в юном ясноглазом существе, каким выглядел Карбаускис, было трудно, но некоторый порыв, позволявший заподозрить в нем талант, все же был. Теперь Левборга играет учившийся на том же курсе Максим Литовченко, более всего со своими зализанными на пробор волосами напоминающий нелепого зануду Сергея Филиппова в роли Кисы Воробьянинова. Да и вообще, мужчин, от которых Гедда так хочет эффектных жестов и красоты поступков, Карбаускис, словно мстя героине за чрезмерность ее притязаний, превратил в троицу клоунов в полосатых костюмах. Не только Киса-Литовченко, но и муж-пузан Тесман (рассказывая о Алексее Колубкове ни один рецензент не забывает упомянуть, как Гедда рассупонивала его из корсета), и любовник Бракк (похожий на ловкого конферансье чудный комический актер Никита Зверев) не стоят того, чтобы стать героями чьего-то романа. С самого начала Гедде это так же очевидно, как и зрителям, у нее нет причин обольщаться, и потому умная героиня холодна, брезглива и совершенно пуста. Ни страсти, ни стремления к поэзии в ней нет, и зачем ей вздумалось стреляться, остается непонятным. Так же как зачем Карбаускис взялся делать ремейк своей студенческой постановки. "Новый спектакль скроен как добротный сюртук. Он впору актерам и зачем-то нужен режиссеру, но найти причину, по которой "Гедду Габлер" непременно надо смотреть, я не могу..." (Олег Зинцов, "Ведомости"); "Где ходит режиссерская душа и что бы ей хотелось сообщить небольшому кусочку мира, собравшемуся в зрительном зале, - вопросы, остающиеся без ответа" (Ольга Егошина, "Новые известия" ).

Если продолжить тот же разговор о знаковости последних декабрьских премьер, то "Гедда" будет символизировать постановки молодой режиссуры, на которую сейчас большой спрос и которая не слишком оправдывает ожидания (надо сказать, к самому Карбаускису это относится в наименьшей степени - для него 2004 год был скорее удачным). Второй премьерой из этого же ряда будет "Сон в шалую ночь" Нины Чусовой в театре имени Пушкина.

Шекспир в чусовском варианте и вовсе изумил бессмысленностью. Тут как раз задача режиссера была ясна: порадовать зрителей перед Новым годом, сделать развеселый подарок к елке. И всю свою неуемную витальность Нина бросила на достижение этой цели. Главный креативный ход режиссера заключался в том, что действие комедии было перенесено из Афин в Африку. Соответственно африканским стало оформление (Виктор Платонов завесил сцену разноцветными лианами, вырастил пальму из веселых ленточек и придумал здоровенную светящуюся нишу-луну, на фоне которой африканские пляски выглядели особенно эффектно). Африканскими были костюмы (Евгения Панфилова вымазала полуголых актеров в шоколадные цвета, надела на них коротенькие юбочки и набедренные повязки, завесила бусами и браслетами, и заплела волосы во множество африканских косичек). Конечно, африканским оказалось и поведение (актеры скачут под барабан, дико рычат, урчат и вращают глазами от страсти). Спектакль, в котором шекспировский текст сокращен чуть ли не вдвое, и вправду получился полным бешеной и какой-то невменяемой энергии. И обозначил собой еще один тип постановок нынешнего года - спектаклей-шоу, в которых главным оказывается один-единственный прием, к тому же имеющий мало отношения к смыслу текста.

Продолжением этой темы оказалась и музыкальная комедия "Веселые ребята" - антрепризный продукт театральной компании Ирины Апексимовой. Не буду углубляться в детали - все родовые травмы отечественной антрепризы в этом произведении налицо, не стоит их даже и перечислять. Любопытно другое: спектакль, который был задуман занятно - режиссером стал Виктор Крамер, либретто по сценарию Н.Эрдмана и В.Масса написали Вадим Жук и Игорь Иртеньев, к музыке Исаака Дунаевского недостающие номера дописал его сын Максим, пригласили заметных актеров, включая Ирину Богушевскую на роль Анюты, - превратился в шоу костюмов Юрия Харикова. Причем эти костюмы - ярко-разноцветные в первом, летнем, акте и белые во втором, зимнем, - были действительно остроумны, изобретательны и разнообразны, как это всегда бывает у Харикова, но спектакля за ними было решительно не видно. Впрочем, может, это и к лучшему.

Ну и наконец, как последний аккорд к московским шоу-премьерам и гастролям - латиноамериканское шоу De La Guarda, для которого специально перестроили цех завода имени Орджоникидзе. Представление, где нет разделения на сцену и зал, соединяющее цирк, дискотеку, теневой театр с разнообразными эффектами, в которых вода, музыка и свет участвуют на равных со страстными испаноязычными актерами и втягивают в свое течение зрителей, - это то самое синтетическое интерактивное действо, к которому в последнее время стремится театр, живущий на альтернативных площадках. И хотя само по себе "Шоу De La Guarda" - развлечение подросткового типа, я уверена, что подобных зрелищ, рассчитанных на зрителей самого разного возраста, будет становиться все больше. (Недаром даже в самом классическом - Пушкинском - театре в спектакле Чусовой актеры, изображающие эльфов, летали на цирковых подвесках.)

На этом я, пожалуй, остановлю дозволенные речи о символическом значении премьер конца декабря и перейду к собственно итогам года. Самое удобное в таких случаях - посмотреть, как выглядят премиальные расклады. Но, поскольку вообще-то театральная жизнь считается не годами, а сезонами, то нам остаются всего три премии: частная московская "Чайка", представляющая скорее "зрительское", чем экспертное мнение (ее дают в декабре, оценивая именно год, а не сезон), престижная "Премия Станиславского" (она тоже дается по итогам года) и самая представительная и солидная - российская "Золотая маска" (в конце декабря она оглашает номинантов на приз за прошлый сезон, который вручат будущей весной).

Существенно, что подавляющее большинство лауреатов "Чайки" - совсем молодые артисты и режиссеры. Так происходит уже не в первый раз, что вполне отражает нынешние всеобщие надежды на молодых. Да и лауреаты старшего поколения имеют отношение к той же тенденции: "лучший дуэт" Алла Покровская и Андрей Мягков играют в "Мещанах" молодого Кирилла Серебренникова, "лучший продюсер" Олег Табаков строит репертуарную политику МХТ в расчете на новое режиссерское поколение и в основном благодаря ему оказывается успешен. Премию "за заслуги" получил замечательный шекспировед Алексей Бартошевич, выучивший истории театра несколько поколений театральных критиков, режиссеров и актеров, одни из которых уже и сами считаются патриархами, а другие еще только дебютируют в профессии.

Премия Станиславского, наоборот, знаменита тем, что дается, как правило, людям уже давно заслуженным, чье право на получение наград не требует подтверждений. И даже формулировка ее звучит очень общо: "За спектакли последних лет" или вообще "За вклад...". А что еще можно сказать, если награждаются, как, например, в нынешнем году Майя Туровская, Людмила Петрушевская, Юрий Погребничко, Алиса Фрейндлих или Давид Боровский? Но и в этом списке нынче два имени молодых: в номинации "Искусство актера" - Галина Тюнина, а в "Искусстве режиссера" - Миндаугас Карбаускис.

Мнение экспертов "Золотой маски" не вполне подтверждает, что молодые лидируют по всем направлениям, но дает по-своему выразительную картину прошедшего сезона. По версии "Золотой маски", главные театральные события происходили в Москве. От столицы в списке лучших спектаклей семь постановок, от Питера - две, еще один из Якутска, один из Омска и один из Советска. Среди московских спектаклей четыре поставлено режиссерами, которых принято считать молодыми. Тот же Миндаугас Карбаускис с двумя постановками: скорбно-ироничной "Когда я умирала" в "Табакерке" и нежным "Дядей Ваней" в МХТ. Кирилл Серебренников с массивными и противоречивыми "Мещанами" - снова в МХТ. И Юрий Бутусов с гротескным "Ричардом Ш" в "Сатириконе". За пределами столицы молодой номинант всего один - ученик Марка Захарова Сергей Потапов поставил в Якутске по-захаровски же энергичного "Макбета" Ионеско.

Зато режиссеров среднего поколения в Москве нет - это тоже показательно. Сорокалетние ставят в Питере: болгарин Александр Морфов номинирован за парадоксального и, на мой взгляд, не слишком удачного "Дон Жуана" в театре Комиссаржевской, а Андрей Могучий - за совершенно очаровательную импровизационную "PRO Турандот" в "Приюте комедианта". Еще из среднего поколения Евгений Марчелли - он поставил "Трех сестер" в своем "Тильзит-театре" в Советске. Старшее режиссерское поколение опять же живет в Москве: Кама Гинкас выдвинут за суховатую и безнадежную "Скрипку Ротшильда" в ТЮЗе, а Юрий Погребничко - за пронзительно-ностальгическую "Лестничную клетку" в театре "ОКОЛО". К старшим относится и Вячеслав Кокорин, поставивший в Омске "Король умирает".

Что касается актеров, то здесь и вовсе почти нет молодых. Разве что Ирина Пегова (Соня из "Дяди Вани") и Нелли Уварова (Лекторша из спектакля РАМТа "Правила поведения в современном обществе"), да еще с некоторой натяжкой к молодым можно отнести Александра Баргмана, сыгравшего заглавную роль в питерском "Дон Жуане".

- Какой же итог? - спросит пытливый читатель. Да бог его знает, нет никакого итога. Если главные премьеры последнего года, как уверяет "Золотая маска", происходили в Москве, а какова московская сценическая жизнь, вы сами видите, то особенного оптимизма по поводу наших театральных перспектив у меня нет (ведь ради того, чтобы определить перспективы, и спрашивают обычно про итоги года, правда?). С другой стороны, каждый год все ноют, что дело плохо, а к концу сезона, как правило, все как-то выруливает. Так и будем думать, отправляясь на каникулы.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: russ.culture
Отписаться

В избранное