Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале / Периодика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Новости культуры
Все дискуссии "Новостей культуры"
Московская афиша



Инна Булкина
Журнальное чтиво. Выпуск 184

"Видишь то, что искал..."

Этот выпуск "Чтива" предполагалось сделать "украинским", но не случилось. Тем не менее последние украинские журналы с их "революцьонной риторикой", письмами рассерженных писателей, письмами рассерженных читателей, а также письмами "интернациональных академиков" и "оранжевыми комментариями изнасилованных демократов" непременно явятся в следующем - январском - "Чтиве". К тому времени страсти улягутся, Кивалов (или другой кто-нибудь) пидрахует, а про плохие стихи и дырявую риторику можно будет говорить без скидки на эйфорию Майдана и "подлые времена", которые "не выбирают слов".

Короче говоря, украинских журналов не будет, потому что будет своего рода "рейтинг Журнального зала". Это не спорт, и мы не на MTV, здесь не ставят рекордов и не получают рекламные очки, - так что получился даже скорее комментарий без рейтинга или комментарий вместо рейтинга.

Конечно, у каждого обозревателя могут и должны быть некоторые собственные пристрастия и любимые позиции, и эти позиции он способен предъявить, когда того требует предновогодний момент. Однако мои собственные любимые позиции в "Журнальном зале-2004" менее всего способны определить некую "тенденцию" и свидетельствовать "за весь литпроцесс". В моем личном, ни на что не влияющем и ничего не определяющем "рейтинге" на первом месте, наверное, обнаружились бы "4 ночных магазина города К.", короткий "киевский текст" Андрея Левкина из мартовской "Звезды". Дело опять же не в "украинской коньюнктуре", и если какой-нибудь не слишком проницательный читатель предпочитает думать, что Левкин - "украинофоб" и я к нему каким-то образом по этой причине отношусь (или не отношусь), то вряд ли очередной "комментарий" сможет что-либо прояснить. Впрочем, я однажды уже писала здесь, что левкинская проза не о фобии, но о лингвистическом раздражении, каковое раздражение в принципе тема Левкина, и не собственно киевская, а вообще - ленинградская, рижская, московская, какая угодно. Она происходит от особой привычки, вернее, от чего-то прямо противоположного привычке в обращении со словами. Что же до тенденции (какая уж тут тенденция...) или журнального процесса, то Левкин менее всего в этом процессе что-то такое "определяет" или "обозначает". Он скорее "гость случайный" и, как писал один хороший рецензент, "возникает в разных местах, подобно авангарду войска индейцев, и стремительно исчезает". Сегодня он явился в "Звезде", вчера или завтра может обнаружиться в "Уральской нови", вот, собственно, и весь журнальный процесс.

Другой фаворит моего "личного рейтинга", наверное, должен был бы с большей долей очевидности что-то там "определять" и на что-то там влиять, но он... как тень прошел и тени не оставил. Я имею в виду последний и неоконченный роман Георгия Владимова "Долог путь до Типперэри" из апрельского "Знамени". Я не знаю, почему он прошел как прошел. Потому ли, что автор нам более уже не "современник" (но и в последние годы, пока еще был современник, много ли о нем вспоминали)? Потому ли, что роман не окончен и в пресловутых премиальных гонках никоим образом не задействован? Кстати, на два порядка слабее роман Анатолия Курчаткина из того же апрельского номера имел достойную вполне "букеровскую" прессу. И это - Боже упаси - никому не в плюс, не в минус. Я не сомневаюсь, что роман Курчаткина уместен в этих "шорт-листах" и занимает там то место, какое занимает. Просто мои предпочтения - факт моей биографии.

И коль скоро речь зашла все о тех же "шорт-листах", третья и последняя прозаическая "позиция", которую я бы здесь вспомнила, имеет собственный "букеровский сюжет". Речь о "Качестве жизни" Алексея Слаповского (опять "Знамя"). Слаповский - ветеран букеровского шорт-листа, но лет десять назад, когда еще был дебютантом, уступил Булату Окуджаве, и в этом видели некий знак (или смысл): то был "спор о старых и новых", и победила не реальная "новая проза", но "великая легенда". На этот раз история не столь очевидно, но повторилась. Говорят, что премированный аксеновский роман - лучший из его последних романов. Скорее всего, так и есть, хотя, честно говоря, похвала небольшая. Что безусловно, так это то, что лауреат "Студобукера" - геласимовская "Рахиль" - куда слабее прежней прозы того же Геласимова. Не знаю только, имеет ли это отношение к "итогам года": "Рахиль" - прошлогодний роман.

Наверное, некоторое отношение к "объективным тенденциям" "Журнального зала" имеет тот факт, что оба букероносных текста - и "взрослый" и "детский" - увидели свет в "Октябре". И наверное, стоит помянуть о юбилее "Октября", о его чудесных метаморфозах, о том, что "Октябрь" уж не тот, что был, и что отдел прозы "Октября" зачастую ярче и интереснее традиционных фаворитов - "Знамени" и "НМ". (Букеровский "дубль", вероятно, относится к этим самым "объективным тенденциям".) И все же суть журнала определяет не проза и не стихи, но некоторое общее и узнаваемое выражение лица, его принято называть "направлением", и для его приобретения мало хорошей прозы, пусть даже со смыслом "отобранной". Обычно такое "направление" создают другие журнальные отделы, те, которых в "Октябре" не наблюдается. И детские "Штудии" (критические упражнения студентов РГГУ) положения не спасают, скорее наоборот... что-то вроде булавки на том месте, где должна быть пуговица.

Итак, то была проза. Со стихами легче, их было много и в очень разных журналах, так что сами по себе журналы это никоим образом не характеризует. Я напомню лишь про маленький цикл Сергея Гандлевского в "Знамени", про урожайного в этом году Льва Лосева ("лекции о русской поэзии" в разных номерах "Звезды", и не только). Про не менее урожайного Бахыта Кенжеева (в "Октябре" ли, в "Знамени", в "Новом мире"). Что до "тенденций", то, наверное, имеет смысл говорить о "втором рождении" Михаила Поздняева и - едва ли не прежде всего - о появлении единственного стихотворения Алексея Цветкова (старшего и пражского) в октябрьском "Знамени". Но самая "агрессивная" из поэтических "тенденций", причем не только этого года, но нескольких последних лет, - антологический бум, затронувший даже журналы (уральские в первую очередь, выдававшие антологии "на гора", а кроме - "Арион", незабываемые "проекты" "НЛО"), короче говоря, критики - а речь сама собою обратилась к критике - "предались грустным размышлениям", увидев "кучу стихов". Я сейчас процитировала Сергея Чупринина ("Высокая ли болезнь"), который, в свою очередь, цитировал Мандельштама. Но здесь уместнее вспомнить о блестящих статьях Николая Работнова, едва ли не лучшего из "толстожурнальных" критиков и человека совсем д ругой профессии (кажется, последовательно "поэтической" крит! икой он стал заниматься в этом году), но, подозреваю, это опять-таки мой субъективный выбор.

Коль скоро речь о вещах "знаковых", на позицию "статьи года", вероятно, претендует "Литературный дефолт" Натальи Ивановой, по крайней мере в силу тотального пафоса. Заканчивались те (не очень давние, кстати) "раздраженные заметки" Ивановой славным memento mori со ссылкой на ответственного работника кладбища:

"Как пошутил в личной беседе священник и писатель Михаил Ардов - все умрем, это я вам ответственно заявляю как работник кладбища. Но ведь: он умрет, и она умрет, и я умру - но процесс жизни от этого не останавливается. Такой вот священный парадокс. И с литературой - точно так же".

Вряд ли это уместная концовка для предновогодней статьи, пусть и "итоговой", поэтому в позицию "последнего слова" я поставлю лучшего из журнальных и отнюдь не "журнального" автора: Омри Ронен, американский профессор и русский филолог, последовательно делал "колонку" в нечетных номерах питерской "Звезды" на протяжении без малого трех лет; в конце этого года журнал издал книгу "Из города Энн". Вероятное "лейтмотивное" название - "Места памяти". Сюжет, похоже, в том, что наша память - своего рода город с "рифмами", где "Крещатик выходит на Арбат и Сумская на Большой проспект", где явь, сон и книжная цитата неизбежно следуют друг за другом, и путешествие по этому "книжному" городу, как любое путешествие, дает лишь то, что путешественник способен получить, и видим мы то, что ожидали увидеть ("Видишь то, что искал, а не новые дивные дивы").

С этим "рейтингом", как и с прочими рейтингами, та же история: видим лишь то, что искали. И не более того.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: russ.culture
Отписаться

В избранное