Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Фотозрение Эвгена Бавчера

Фотозрение Эвгена Бавчера

Фотограф и эссеист, Эвген Бавчар, родился в 1946 году в городке недалеко от Триеста,
в Словении. В 11 лет он полностью потерял зрение. В 16 лет Эвген начал
фотографировать. В 26, получив степень бакалавра философии и истории, он переехал
из Любляны в Париж и больше в Словению не вернулся. Во Франции Бавчар
стал активно заниматься фотографией, защитил докторскую диссертацию по эстетике
в Сорбонне. Его первая персональная выставка состоялась в Париже в 1987
году, а на данный момент их прошло уже более ста, в Европе и Америке.

После произошедшего с ним несчастного случая, Бавчар начал обучение в Центре
для слепых детей, а затем в лицее города Любляна. Там он сделал свои первые,
еще неуверенные шаги в фотографии. По окончании лицея начинающий фотограф самостоятельно
уехал в Париж, где в 1976 году, прослушав курс лекций по философии
в Сорбонне, защитил докторскую диссертацию на тему <Эстетика Теодора Адорно и
Эрнеста Блоха>. В 1981 году он окончательно решил обосноваться в Париже,
получил французское гражданство и стал стипендиатом французского правительства.
Слепой фотограф Эвген Бавчер

Учителей в профессии у него не было, поскольку школ для слепых фотографов в мире
не существует. Пользоваться фотоаппаратом Эвген Бавчар научился с помощью
друзей. По собственному признанию, он не владеет техникой в совершенстве. Присутствие
человека определяет на слух, исследует на ощупь объекты и пространство
в целом, просит подробно описывать ему получившиеся кадры. Для каждого снимка
старается мысленно создать образ, который стремится передать в изображении.
Самой прекрасной картиной, сохранившейся в памяти мастера еще до того, как его
глаза перестали видеть, стал пейзаж прекрасной долины его родного края <Там
ветер поет колыбельную, укачивает, треплет шевелюру деревьев, беспокоит лица
случайных путников на дороге, вносит сумятицу в определенный порядок на земле
- в ее организованное пространство. Но сколь чудесна эта сумятица, этот беспорядок,
магия, волшебство, очарование! Для меня это крайне существенно, я очень
люблю мир в беспорядке, запутанный, не похожий на большое тихое кладбище. Именно
таким представляется мне <порог> рая, та самая картина долины моего детства,
подчиненная ветру:>
Bavchar

Эвген вспоминает, что видел цвета, когда был ребенком. С тех пор он раскрашивает
мир, используя палитру основных красок, которую взял из своих воспоминаний
о людях, о траве, деревьях, солнце и небе. Любимыми цветами фотограф называет
голубой и красный. Последним, что ему удалось увидеть в красках, была ярко-красная
юбка подошедшей к нему девочки. Этот цвет стал самым последним воспоминанием
слепого художника: Сейчас цвет становится для Эвгена Бавчара <одной из форм
внутреннего видения>. Он видит не только черно-белые, но и цветные сны, и старается
запомнить в них как можно больше красок, чтобы после пробуждения мир
не представлялся одноцветным.

Вот что рассказывает сам Эвген Бавчар о себе и о том, как он снимает, будучи
незрячим: <Я был непослушным ребенком, меня было очень сложно контролировать,
учить чему-нибудь. Однажды, играя, я повредил себе веткой левый глаз, и я даже
не мог представить, какая ждет меня беда дальше. С этого дня я смотрел на
мир одним глазом - до того, как рядом со мной разорвалась мина, оставшаяся после
войны, и осколок лишил меня второго глаза. Я ослеп не мгновенно, зрение
покидало меня в течение нескольких месяцев, это было как будто долгое прощание
со светом. И за это краткое время, отведённое мне, я должен был успеть увидеть
и запомнить все, что было дорого: иллюстрации в книгах, цвета, небесные явления:
Запомнить, чтобы взять с собой в путешествие, из которого нет возврата>.

<Радость, которую я испытал, когда сделал свой первый снимок, была вызвана тем,
что таким образом я присвоил себе нечто, что мне не принадлежит. Это было
настоящее тайное знание, как обладать чем-то, что я не могу увидеть. Вопрос ведь
не в том, как слепой может фотографировать, а в том, почему ему хочется
это делать>.
acloseupviewevgenbavcar

<На моих фотографиях люди получаются не такими, какие они в обычной жизни, не
такими, какими они привыкли видеть себя. Их меняет встреча с неизвестным,
с абсолютной темнотой>.

<Обычные фотографы - они ослеплены тем, что их беспрестанно <бомбардируют> образами.
Я спрашивал некоторых из них о том, что они видят, но они не могли
мне ответить. Им трудно находить подлинные образы, выходить за пределы клише.
Современный мир - слеп, вокруг слишком много изображений, это что-то вроде
загрязнения. Никто ничего не видит. Приходиться продираться сквозь все это, чтобы
найти нечто настоящее>.
bavchar

Эвген признаётся, что чувствует свою принадлежность к западноевропейской культуре,
равно как и к восточноевропейской. Его работы сравнивают с картинами
Франсиско Гойи и запечатленной на фотопленку игрой света и тени. Фотография стала
для художника способом общения с окружающим миром и транслятором своего
виденья.

Источник:
http://nesmotrya-ninachto.ru/fotozrenie-evgena-bavchera.html

Ответить   Mon, 27 May 2013 13:53:47 +0300 (#2753870)