Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сергей Чернявский

  Все выпуски  

Сергей Чернявский Внимание! Волшебство скрылось.


Внимание! Волшебство скрылось.

 

Здравствуйте, желающие волшебства.

 

Я возвращался с сыновьями с прогулки в лесу,

уже подходя к дому младший Макар (4 года) говорит:

«Жаль что волшебство скрыто. Так хочется увидеть волшебство!»

 

Когда в последний раз вам хотелось увидеть волшебство?

С годами о волшебстве думается всё реже.

 

Может, потому что не нашли волшебство в окружающем мире

и не ищем его в себе.

 

Как вы считаете, наша способность «Внимание» имеет

какое-нибудь отношение к волшебству?

 

Тему внимания мы разбираем в текущем Потоке ТонкойГимнастики,

и в этой статье небольшие заметки о внимании.

 

С одной стороны, внимание кажется нам очевидной вещью,

мы используем эту способность в жизни и не часто задумываемся,

что такое внимание.

 

Однако, как только заходит речь о качестве дела, тут же всплывает внимание.

 

На всех корпоративных тренингах,

которые я проводил, одной из ключевых причин сбоев и проколов в работе предприятия

сотрудники и руководители называли невнимательность.

 

Так же внимательность часто всплывает в связи с обучение детей.

Одной из причин неуспеваемости считается невнимательность.

 

Но внимание нам дано с рождения.

И на данный момент времени способность внимания у нас определена.

Раскрыта на столько-то каких-то единиц.

 

Вопрос в том: где всё наше внимание,

ЧТО мы внимаем по полной, а когда делаем вид, что внимаем?

 

Как говорил мой знакомый в случаях, когда кто-то ошибался рядом:

«Смотри куда делаешь»

 

На самом деле считать, что причина плохого качества делания дела

или обучения – невнимательность - не верно.

 

Это то же самое, что называть причиной того,

что автомобиль уехал в кювет – руль.

Руль - это инструмент, с помощью которого управляется машина.

Внимание – это инструмент,

с помощь которого управляется человек.

 

Ещё с одной стороны глянем на внимание.

Какой человек внимательней:

тот, кто выполняет инструкции, или тот, кто их создаёт?

 

Прежде чем продолжить, статья жены из

ее закрытого аккаунта в инстаграм об обучении детей по инструкциям:

----------------------------------------------------

«aleksandra_4e_co

Про инструкции. Принято считать, что инструкции облегчают жизнь.

И да, в тех местах, где мы не хотим думать - это так.

Но что происходит во время действия по инструкции,

по кем-то составленному плану?

Обучая детей, я постоянно сталкиваюсь с тем,

как «принято», как «правильно» - и по сути это тоже инструкции.

От прежних поколений или от профессионалов.

 

Когда родился наш первенец,

мне было непросто отойти от привычных рекомендаций по уходу и воспитанию.

Но с опытом я научилась видеть, что мне подходит,

а где придётся идти нехожеными тропами (и последнее случалось чаще).

 

Приходилось порой доказывать не только близким родственникам,

но и себе самой, что я умею думать.

Что я имею право решать сама и - о, боже - нарушать то, что принято.

Оглядываясь назад, я вижу, как сильны для меня были авторитеты.

Моё мнение для меня было последним.

Я верила врачам, учителям, я мысленно спорила с воспитателем детсада,

 которая сказала, что Сеня так и будет всегда рядом со мной

(а Сене было два), я доказывала что-то маме (чаще в голове),

утверждавшей, что все вокруг знают лучше меня...

 

Везде были специалисты, мнение которых было так значительно для меня,

что я крутила его в голове долго. Не было опоры на себя.

Но я ее строила.

 

Семейное образование было очередным делом,

в котором я не опиралась на инструкции –

и это позволило мне быть внимательной, думать.

Деревня отрезала меня от специалистов по обучению,

и я сама стала таковым для своих детей.

В то же время мне приходится слышать,

что дети, которые не ходят в школу,

не смогут выполнять инструкции и следовать схеме.

Не будут должным образом исполнительны.

Это так. Это заметно, когда оказываемся на мероприятиях,

 где много школьников.

 

Или если увидеть, как дети пишут: у них нет ни малейшего понятия,

сколько клеток надо отступить.

Они не умеют тянуть руку臘‍♀️

Нет, я не беспокоюсь по этому поводу, но меня удивляет,

как это беспокоит порой близких, особенно маму.

То есть это - из ряда вон.

Как будто они недопустимо выделяются (не замечала).

Как будто следовать инструкции - это очень важно. Жизненно важно.

А я не следую. Но я же не голая по улице хожу).

У меня просто есть своё мнение на обучение детей.

И сейчас я понимаю, что благодаря этому моему мнению я могу составить свою методику.

Может ли методика не быть инструкцией?

Хороший вопрос)

Я вижу, как нарушая инструкции, нарушая правила,

я получаю неожиданные результаты.

 

Не следуя общепринятому способу обучения —

а я не читаю никаких педагогов, не пользуюсь приемами и методами —

я допускаю, что могу знать лучше специалистов.

Например, Макар.

Полагается обучать его буквам, основам математики,

окружающего мира — если взглянуть на то,

что за развивающие тетради продаются в книжных магазинах.

Макар любит историю войн, Древнего Мира и флаги.

 

Да, он пару раз пытался вспомнить букву «А» на днях.

Не вспомнил, зато флаг Хорватии и Монголии покажет.

Почему я не учу его буквам? Просто потому что нет интереса.

Я предполагаю, что он научится читать, когда захочет.

Зачем тратить время, если на желании он будет в разы эффективнее?

Но я в очередной раз слышу от мамы

«надо учить его читать, он умный, пора». Пап вторит.

 

Надо усадить, иначе это несерьёзно.

Недавно папа сказал

(когда Макар рассказывал ему про нападение Монголии на Китай,

а потом на Японию), что, кажется (!),

Макар не просто повторяет, а даже что-то понимает...

Видимо, нечитающий ребенок не может мыслить самостоятельно.

Примерно то же я слышу про Агату и музыку.

Во-первых, занятия онлайн — это несерьёзно.

Хотя именно так Агата научилась играть на флейте.

Но нужна музыкалка. «Там бы ее и ноты научили, там же профессионалы!»

 Да, я не профи, я уже который год слышу,

что не могу учить своих детей, потому что я не учитель.

 

Агата совсем не понимала ноты, и я ее не трогала больше года.

Представляю, как было бы непросто ей в музыкалке.

За два занятия сейчас она их запомнила, учится играть по нотам,

 и пусть всё неидеально, но нет никаких мучений.

 

Она занимается 15 минут в день — «правильно», по уроку.

А потом она весь день играет на флейте, бегает, танцует с флейтой и играет.

Представьте себе такого ребенка, который из музыкалки пришел,

 ночь, а он никак не может наиграться на инструменте,

 мама гонит спать, а он всё шпарит))

 

Методом подбора и наблюдений

я нашла комфортный для Агаты вариант.

Кто знает, если бы год назад я усадила бы ее разбираться с нотами,

стала бы она сочинять мелодии,

подбирать на слух год назад услышанное и осваивала новые инструменты.

Я думаю, нет.

Исходя из всего этого большого количества букв:

надо ли учить детей следовать инструкциям или думать, чувствовать?

Слушать себя. Живое — оно меняется.

Лишь мертвое неизменно. aleksandra_4e_co»

--------------------------------------

 

Что ценней в обучении: научить исполнять то, что придумал другой?

Или научить придумывать то, что нужно исполнять?

 

В первом случае во время обучения происходит подготовка исполнителей.

Во втором случае - подготовка руководителей и предпринимателей.

 

Существующая система образования чему учит детей?

 

Продолжим. До какого момента человек,

исполняющий чужую инструкцию, будет внимателен?

 

Он будет внимателен до тех пор,

пока не начнёт повторятся.

 

Самые безупречные должностные инструкции на предприятиях,

прочитанные исполнителем, выученные наизусть и подписанные,

не избавляют от проколов.

 

Потому что когда исполнитель повторил инструкцию один-два раза

для него всё стало очевидным, скучным.

Для выполнения очевидного, а тем более скучного,

много внимания не нужно.

 

Нам же не нужно много внимания, чтобы идти по улице,

чтобы подносить ложку ко рту.

 

Поэтому мотивирование премиями или стимулирование штрафами

на предприятиях не всегда срабатывает.

Мотивация поощрениями – это, наверное, хорошо.

Но если мотивация не обеспечивает Увлечённость,

то это холостой выстрел.

Если исполнение не требует всего внимания исполнителя,  

начинаются проколы на очевидностях.

 

Для предприятий – это палка о двух концах.

С одной стороны, нужно безупречно исполнять инструкции.

Чтобы все сотрудники, отделы взаимодействовали без сбоев.

С другой стороны, нужно обеспечивать мотивацию и стимулирование,

чтобы устранить сбои по невнимательности.

 

То, как разрешить это противоречие, я оставлю для «Силы в балансе».

 

Явно видна зависимость внимательности человека

от его мотивации-увлечённости и ещё от того, думает человек или нет.  

 

Что же происходит с детьми в школах?

Они 9 месяцев в году исполняют инструкции придуманные кем-то.

Каким образом в школах решается задача мотивации,

увлечённости в обучение? Оценками?

А о том, чтобы дети в школах думали и придумывали, я промолчу.

 

С чего вдруг дети будут внимательны на уроках?   

И вообще, можно назвать обучением,

когда человек не внимателен к учёбе?

 

Существующая система образования настроена таким образом,

что дети становятся не внимательны.

 

Однако, есть условия в обучении,

которые обеспечивают увлечённость настолько,

что не хочется заканчивать процесс обучения.

А это обеспечивает максимальную включенность и внимательность.

 

На традиционном семейном слёте

я предлагаю другой подход в обучении – нестандартный.

 

Пока ещё действует лучшее предложение на участие в Слёте,

в Крыму 14-20 сентября.  

http://strateg-glavnoedeti.com/sljot/

 

До 8 февраля действует максимальная скидка

на Двойной билет участия в слёте – 30%.

 

Сергей Чернявский cherniawskiy@yandex.ru  

 

П.С. Что такое волшебство в реальной жизни?

Это когда мы в делах получаем результаты больше,

чем ожидали.

 

Человек не внимательный в деле скорее допустит сбой,

который приведёт к потерям.

 

Внимание - ключ, который открывает волшебство

и порой в очевидных вещах.

 

Как это происходит, участники традиционного слёта в Крыму

14-20 сентября увидят воочию.

 

Ссылка на участие:

http://strateg-glavnoedeti.com/sljot/

Максимальная скидка действительна до 8 февраля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В избранное