Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как обратить внимание на свой продукт?


Наивно предполагать, что россияне безоговорочно принимают все, что им предлагают рекламодатели. Определенная группа населения даже на эмоциональном уровне не воспринимает некоторые виды рекламы в силу того, что многие ролики и пр., профессионально сделанные за рубежом (и имеющие там эффективную отдачу), не учитывают специфику нашей национальной психологии и экономический фон российской действительности. А если население и получает эстетическое удовольствие от демонстрируемого шедевра, то это не гарантирует достижения поставленных целей рекламной кампании. Зачастую потребитель, не воспринимающий рекламу и жалующийся на то, что она утомляет и раздражает, идет в магазин и покупает тот самый товар только потому, что образ и название этого продукта прочно засели в его подсознании.

Однако можно утверждать, что с момента зарождения рынка рекламы количество лояльно настроенных россиян увеличивается. Это говорит о положительных сдвигах в профессиональной рекламной сфере, о развитии потребительской культуры, о признании оптимального соотношения "цена-качество". Рынок рекламы становится более гибким, творческим. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться сегодня тем, кто занимается рекламной индустрией профессионально и тем, кто пользуется плодами трудов маркетологов и рекламистов, в равной степени касаются конечного потребителя, а, следовательно, его отношения к рекламе, как к рыночной составляющей.

Для анализа был взят определенный список утверждений, так или иначе отражающих отношение населения России к рекламе. Здесь учитывались и отношение к печатной продукции, и критерии, которыми руководствуется человек при покупке товаров и услуг, в том числе финансовых, и предпочтения радиослушателей, и следование моде. То есть те факторы, которые необходимо учитывать рекламистам и маркетологам при планировании рекламных кампаний.

Среди этих высказываний есть часть, которая напрямую отражает степень лояльности к рекламе, и часть, по которой опосредовано можно судить об отношении населения к рекламной индустрии.

Например, 52% россиян покупают рекламируемые товары, а 59% хотят попробовать новые продукты (даже если речь идет о продуктах питания, то это уже внушает определенный оптимизм). Больше половины жителей России предпочитают вообще не покупать незнакомые марки товаров, даже в условиях жесткой экономии; 29% даже согласны переплатить, но купить продукцию известной, зарекомендовавшей себя фирмы. Этот факт говорит о том, что рекламодатели должны активно заявлять о своей продукции. Активно, но не агрессивно. В результате, название марки будет на слуху у потребителя и он, в любом случае, не пройдет мимо. "Горят" желанием приобрести рекламируемые товары 26% жителей РФ. Около 36% стараются купить модную вещь, а 23% внимательно следят за модой.

51% населения России нравится смешная реклама, а 57% россиян получают удовольствие, читая яркие, цветные издания. Кроме того, больше половины (51%) с радостью приобретают продукты, красочно и актуально оформленные. Упаковка, внешний вид, дизайн играют далеко не последнюю роль в продвижении товара на рынке, и российский потребитель это демонстрирует.

Следовательно, в половине случаев реклама выполняет свои как эстетические, так и побуждающие функции. Как известно, в основе рекламы - информация и убеждение. Иногда они дополняют друг друга, иногда действуют независимо друг от друга. Если потребитель получает и эстетическое и покупательское удовлетворения от рекламы, то отдача от нее наиболее ощутима, то есть хорошо обеим сторонам - и производителю и покупателю. Тогда как в случае сублимации только одной из двух функций, и рекламодатели не реализуют свой потенциал полностью, и потребитель полностью не бывает удовлетворен.

Особенное место в нашей жизни занимает телевидение. Более 50% нашего свободного времени мы проводим перед голубым экраном. Телевизионная реклама заслуживает особого внимания и, зачастую, является предметом отдельного исследования. У телерекламы есть один серьезный недостаток, который в то же время является и ее достоинством - огромная аудитория. То, что может быть привлекательным для одной категории людей, может утомлять другую. Что, в конечном итоге, вкупе с творческими проблемами при создании роликов, и порождает негативные тенденции. Однако, степень доверия телевидению достаточно высока. 30% жителей России верят информации, которую дает ТВ. Чуть меньше людей (24%) доверяют печатному слову.

Показательно, что примерно четверть населения России (23%) считают рекламные телевизионные ролики интересными и дающими повод для разговоров. Часто приходится слышать позитивные отзывы о динамичных красивых зарубежных рекламных работах (вспомним "Mentos - свежее дыхание" или рекламу транспортных средств - "Audi" и "Porche"). И не вызывают ли умиления премилые ковбои "Huggies"? Отечественная реклама более статична и безыскусна - ей определенно не хватает профессионального креатива, хотя и здесь встречаются приятные исключения (исторический анекдотизм банка "Империал" не раз упоминали в качестве позитивного примера, а веселые шедевры агентства "Premier SV" несомненно привлекали внимание широкой российской телеаудитории). К сожалению, при больших затратах на рекламу (до кризиса суммарные "белые" инвестиции в эту сферу составляли 650 млн. долларов, после - сократились почти вдвое, а в 1999 году опять начали расти) наши ролики сегодня оставляют желать лучшего. Это обстоятельство, без сомнения, напрямую влияет на отношение людей к рекламной продукции. Спасают положение импортные, заимствованные у Запада идеи, обыгранные "умелыми руками" отечественных рекламистов.

Однако, 30% россиян с удовольствием смотрят по ТВ хорошо сделанную рекламу. То есть треть населения наслаждается этим видом искусства. Это довольно оптимистичный показатель для нашего времени. А 14% признали, что реклама на ТВ бывает интереснее, чем сами телепередачи. Это в 2-3 раза выше по сравнению с другими развитыми странами (Германия, Франция, США и пр.).

Рекламные паузы на ТВ являются "краеугольным камнем", предметом жарких споров и разногласий. Сколько раз мы ругали рекламу, которая прерывает фильм в самом интересном месте. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что по прошествии десяти лет азарт полного отрицания поутих, и люди стали проявлять больше терпимости. Даже режиссеры, подобно Андрею Кончаловскому стараются учитывать рекламные паузы, работая над картиной. Более того, этот вопрос стал выноситься на обсуждение в высшие эшелоны власти, как, например, это было в Италии.

Отношение же русских людей к неизбежным рекламным вставкам скорее негативное. Только 16% россиян всегда продолжают смотреть телевизор во время рекламной паузы. Хотя 34%, отвлекаясь на другие дела, все же не переключают канал. То есть, опосредовано, но потребляют предлагаемую рекламу. Конечно, столько же человек (37%) сразу же хватаются за пульт и предпочитают сбежать на другие каналы, нежели смотреть на "надоевших" тетю Асю и аккуратненькую семью, не выпускающую из рук мыла "Safeguard". Выключают же телевизор или вообще выходят из комнаты только 2% и 5% россиян соответственно.

По-настоящему важным симптомом российских реалий оказался процент людей, рационально подходящих к рекламе. Они могут не любить телерекламы, не слушать призывные лозунги радиостанций, не смотреть в сторону наружных щитов и вывесок, но всегда заглянут на рекламные страницы газет и журналов, воспользуются купонами, предоставляющими скидки, покопаются в Интернете и отзовутся на предложение, в данный момент отвечающее их потребностям. Эти люди предпочитают все сначала увидеть собственными глазами, убедиться в необходимости приобретении именно этого товара или услуги, тщательно сравнить свойства предлагаемого продукта с аналогами. Интересно читать о новых товарах и услугах 42% россиян. Кроме того, нашим людям очень свойственна ориентация на оценки рекламы со стороны референтной группы. До покупки почти половина людей (48%) стараются узнать мнение других об этом товаре и внимательно изучают тексты на упаковках. Чаще всего они точно знают, чего ищут. Их интересует конкретная информация о конкретном продукте.

Я стараюсь использовать рекламные купоны, дающие скидку - 49%
Я обычно просматриваю бесплатные газеты, приходящие домой - 54%
Я читаю рекламу в прессе, если мне нужна конкретная информация - 38%
Я внимательно изучаю возможную информацию, прежде чем купить что-либо из техники - 47%

Интересен тот факт, что вопреки существующему мнению о том, что нашего потребителя больше всего волнует цена товара, для 74% россиян главным при выборе товара оказалось качество (цена - для 60%). Обнадеживающий результат, демонстрирующий качественный сдвиг в отношении людей к потреблению.

Отдельного рассмотрения заслуживает радиореклама. Видимо, в силу менее раздражающего эффекта речевой рекламы по сравнению со зрительным восприятием телевизионной, реклама по радио воспринимается нами более терпимо. Фоновое звучание позволяет заниматься параллельно другими делами и в то же время, слушая новости или музыку, мы попутно воспринимаем рекламные сообщения. Поэтому процент людей, продолжающих слушать рекламу, достаточно высок - 45%, выключают приемники только 8%, ищут другую программу 19%.

Положительных моментов много. Однако нельзя абстрагироваться и от существующего негатива к рекламе. Отрицательное отношение к рекламе объясняется многими причинами. Здесь и невысокий уровень жизни населения России, т.е. раздражение, вызванное недоступностью рекламируемых товаров, и недостаточный профессионализм тех, кто делает рекламу, и частое несоответствие качества товара образу, созданному рекламой. Американцы и европейцы воспринимают рекламу как игру, красочный сказочный мир, в то же время, четко осознавая грань между реальностью и мифом. Русский человек после многих десятилетий рекламы в жанре информационных объявлений и коммунистических призывов более непосредственно относится к рекламе, чем западный зритель. Даже в силу внутреннего протеста отрицает и возмущается: "Нас обманывали 70 лет", "Нас обманывают и сейчас", "Это происки империалистов" или "Они (имеется в виду западные идеологи) хотят развалить Россию". Апперцепция (термин в психологии, описывающий процесс взаимовлияния рекламной идеи, и уже выработавшихся у людей на практике воспоминаний и убеждений) часто работает против рекламодателей. Если реклама пытается изменить сложившиеся представления людей, возникает определенный внутренний дисбаланс, и человек не может правильно классифицировать для себя рекламируемый товар или же классифицировав, не будет испытывать доверия к нему. Отсюда большой процент (56%) людей, декларирующих свое недоверие к рекламе:

Я не верю рекламе - 56%
Я не обращаю внимания на рекламу в газетах и журналах - 34%
Реклама никак не влияет на мое решение о покупке продуктов - 50%

Однако и те, кто не воспринимает рекламу, остается потенциальным покупателем, надо только найти наиболее адекватную для него идею. Исследования подтверждают, что отношение к рекламе, которое на поверхности выглядит негативным, на поверку оказывается процессом адаптации к рекламируемому товару. За десять лет многое изменилось - негодование по поводу рекламы сменилось относительно безболезненным приятием. Люди стали адекватней относиться к индустрии рекламы, постепенно привыкая к ней. Тот же самый процесс шел и на Западе, но многие десятилетия назад. У нас же все впереди.


В избранное