Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Исследования рынков - более 10000 исследований on-line" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Исследование рынка и средств массовой информации
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Исследования рынка и средств массовой информации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ООО "Социс" | info@socismr.com | (0852) 25-07-03 | 22.05.2002 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здравствуйте, дорогие читатели! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В нашем полку прибыло: на сегодня подписчиками этой рассылки являются 2500 человек. Что ж, будем и дальше радовать вас новыми материалами. Или не очень новыми, но очень интересными. С сегодняшнего выпуска я решил немного переключиться на медиаизмерения. Например, в этом выпуске вы встретитесь с любопытной статьей социолога телекомпании НТВ, который утверждает, что не всем данным пипл-метров можно верить. В следующих выпусках я познакомлю вас с другими материалами, статьями и докладами, опубликованными во время проходившего в Москве в конце ноября прошлого года 5 Международного конгресса НАТ (Национальной ассоциации телевещателей России). Засим оставляю вас наедине со статьей, ваш Роман Оглоблин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Телевещатель и измеритель аудитории: бегство от зрителя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А.И.Дутов, телекомпания "НТВ", Москва Чтобы говорить более-менее спокойно на такую волнующую тему, как взаимоотношения телевещателя, измерителя аудитории и зрителя, начать, наверное, следует, как в романах Фридриха Незнанского: "Этот текст от начала и до конца придуман автором. Конечно, в нем использованы некоторые материалы из собственной практики автора, по роду своих занятий социолога, так и из практики коллег - российских и зарубежных социологов. Однако факты, эфирные события, имена собственные и нарицательные, равно как и названия организаций, безусловно, вымышлены. Совпадение имен и названий с именами и названиями реально существующих лиц и явлений носят исключительно случайный характер." Наверное, следует сказать, что в названии статьи есть некоторая натяжка. Конечно же, ни вещатель, ни измеритель аудитории от зрителя не бегут. А если бегут, то не все. А если все, то не навсегда. И, разумеется, вещатель хотел бы знать, какова степень (и объем!) любви зрителя к нему. Но поскольку сам этого узнать не может, то зовет в помощь измерителя аудитории, готового доложить вещателю о его успехах. За последние годы в России в области исследований телевизионной аудитории так сложилось, что каналу-вещателю - неважно, государственному или коммерческому - стало вроде бы неудобно самому изучать свою аудиторию. Тому есть две причины. Во-первых, большинство телеканалов считают, что накладно держать в своей структуре целую службу, занятую исследованиями аудитории, и отводить на то целых полпроцента (не говоря о большей сумме!) бюджета телекомпании, как это принято в некоторых странах. Во-вторых, как-то само собой сложить мнение, что "свои" социологи - люди непременно ангажированные, и что нарисуют они такой огромный рейтинг, который и конкурентам, и рекламодателям показать будет неловко. В-третьих, в последнее время принято считать, что опросы, дневники, тесты и фокус-группы - методики несерьезные, и единственно приемлемая технология измерения объема аудитории - электронная, использующая пипл-метры. Далее началось самое интересное: в жесткой конкурентной борьбе, проходящей в атмосфере "абсолютного бескорыстия" и тончайшей политической игры, на рынке телеизмерений появился естественный монополист, который сумел удовлетворить сразу все притязания. Он является естественным монополистом, потому что он:
И, казалось бы, наступила всеобщая справедливость: Однако, "лев недолго возлежал возле агнца", и благая идея естественного монополиста удовлетворить интересы всех сторон ни к чему не привела. Группа потребителей, обладающая не только наибольшим аппетитом, но и предпочитающая строго определенные "блюда" из выдаваемых ТВ-метром цифр и чисел - рекламные агентства и медиа-селлеры - вполне конкретно объяснили вещателям, сколько и за что они будут платить. Ну, а уж как воспользоваться этой информацией, телеканалы догадались и сами. Не сказать, что процесс придирчивого отбора "подходящего зрителя" прошел не имел места до воцарения на пространстве телеизмерений естественного монополиста. Имел, но не в такой степени. Теперь же, когда, наконец, сошлись воедино все интересы, когда телеканалы, как модные магазины, стали интересоваться только молодыми и богатыми - в силу того, что только за них собирались платить рекламные агентства, - естественный монополист на рынке электронных измерений все-таки пошел навстречу "пожеланиям трудящихся", сложив панель измерений должным образом. Да и правда, кому нужны бедные, старые, живущие на селе, какой с них рейтинг?! Даже дети, - причем не беспризорные, а вполне окруженные семейным счастьем, - совершенно никому не были нужны (детская реклама - штука тонкая, не все могут) до появления "бича Божия" - саморазмножающихся телепузиков, ради которых возрастной диапазон выборок даже расширился. И вот от них, от этой, не приносящей никому ничего, кроме хлопот, части человечества, побежали и вещатель, и измеритель. Вещатель: "casting", чтобы "broad"В предложенных, а вернее, в сложенных при активном участии вещателя обстоятельствах, он, вещатель, вынужден работать, выращивая рейтинг, как парниковый огурец, с той частью российского общества, которой позволено считаться телевизионной аудиторией. А эти малоизученное в своем "сложном социальном поведении" сообщество даже по психотипу отличается от народа в целом. Может, конечно, и не сильно отличается, но ведь это еще надо доказать, а потому некогда выведенные функции ТВ в целом - информационная и релаксационная - подвергаются некоторым изменениям. Вернее, сами функции остаются, но несколько меняется их содержание. Функция информирования регулярно переживает стадии "приливов" и "отливов", как океан под воздействием лунного притяжения. Более того, на сегодняшний день, когда усердно формируется "новое телевизионное пространство", информационная функция телевидения несколько отошла от тезиса, гласящего, что "новости - это когда взорвали, сожгли, убили, а все остальное - информация". Теперь все стало информацией или отсутствием таковой, если иметь в виду многообразие точек зрения и невероятное количество тем, которые можно поведать в новостном выпуске. Образ "сопереживающего" журналиста стал нехорош по многим причинам (опасно, дорого, некогда), и заменяются либо "говорящей головой", либо "звездой на все руки", но непригодной в силу ряда причин для работы в новостном формате. Причины этого можно исследовать и ситуацию исправить, но позиция вещателя (вернее, топ-менеджеров) не допускает признания неверных решений в области "тонкой политики подбора и расстановки кадров". Признается возможным "гонять" информационный выпуск по сетке, но вопрос об анализе содержания и образа ведущего как-то не поднимается. Может "социологические придворные" просто не доложили "королю" об этом? Да нет, вроде докладывали. Но качественные исследования (имеется ввиду социально-психологический инструментарий) чрезвычайно далеко отстоят от понятных столбцов с рейтингами. Да и кто этим займется? Релаксационная функция телевидения, вроде бы, неотделима от зрителя. Жанровый спектр возможностей "отдохнуть у телевизора" куда более широк, чем информационный, однако одному телевизионному жанру, наверное, следует уделить особое внимание. Ток-шоу всегда восхитительно и искрометно, оно динамично и с огромной жизнеутверждающей силой влечет зрителей. Или не влечет. Итак, чем влечет:
При всей "телегеничности" программы, ток-шоу сценарно подобно любому хорошему мозговому штурму, например, фокус-группы. Правда, это если речь идет о хорошем, качественном ток-шоу. А если "как всегда"? Тогда возможны варианты, когда слово "ток" следует понимать как место, где токуют, не слыша ни себя, ни собеседника, и уж конечно напрочь забыв о зрителе - "не для него, мол, собрались". "Токовать" могут как ведущий ток-шоу, "забивая" и забывая собеседников, так и "лидеры мнений", если ведущему не удается управлять развитием темы. И в том, и в другом случае зритель практически не участвует в действе, а отсюда и отсутствие зрительского интереса к программе. Иногда производители программы и вещатели мирятся с низкими аудиторными показателями. В "другом" же случае (все более частом) создатели ток-шоу используют привлекающий прием: темой программы становятся не действительно злободневные проблемы, а социальные отклонения. Безотказно! Как указывают психологи, отклонения неизбежно привлекают внимание зрителя. В данном случае под социальными отклонениями следует понимать, в первую очередь, два явления: межличностный конфликт (здесь преуспело, например, ток-шоу "Слабое звено", зрительская доля которого в октябре прошлого года по данным TNS Gallup Media устойчиво составляла 27-29%) и нарушения морального стереотипа. Недопустимо в данном случае даже не то, что отклонение как таковое становится объектом повышенного внимания, - в конфликтологии многие тренинги основаны на схожем принципе, - но в подобных "блестящих идеях" отсутствует важнейшая составляющая: релаксирующая часть, снимающая конфликт. Вещатель предлагает зрителю отклонение, как модель поведения! Получается, что зритель, формирующий рейтинг, либо смотрит такую программу как зрелище, как драку на улице или скандал в метро, либо избегает ее. Причем реакция его уже непредсказуема, ее не постигает ни вещатель, ни "измеритель рейтинга", ибо программа не проверена на мотивацию телесмотрения. И непонятно, радоваться или горевать о зрителе, когда аудиторные показатели перенесенного в студию скандала высоки. Вещатель рад такому рейтингу, но он вряд ли осознает, что таким образом бежит от зрителя. Исследователь: "бег иноходца".Хочу заметить, что измеритель бежит от зрителя еще быстрее. Оно и понятно: ему сложнее всех - он на измерения деньги тратит, а этого никто особенно не любит. И это одна из причин, почему вещатели и рекламщики имеют нынче "машину, древнюю, ржавую, но в замыслах великую". Содержит эта "машина" примерно следующее:
И это, как говорилось некогда в рекламе МММ, "только начало". Даже самая поверхностная проверка результатов измерений телевизионной аудитории, предоставляемых любезным монополистом, приводит к совершенно парадоксальным выводам. Например, использование так называемого "уравнения Свендсена" (эмпирически доказанной связи между охватом и долей аудитории) изменяет данные, полученные на основе базы "Гэллапа" следующим образом (данные панели Russia100, усредненные за период с 30 июля по 2 сентября 2001 года):
Учитывая вышеприведенное, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, панель "Гэллапа" представляет не всех российских телезрителей-горожан, а только 1651 человек, как заявлено в документах компании. Что же мы имеем в результате? Имеем ли мы бегство вещателя и измерителя от зрителя или это - досужие домыслы? Вариантов всего два. Один - признать это самое бегство досужим вымыслом. Другой, сопряженный с опорой на данный "Гэллапа" в их нынешнем виде, приводит к размышлениям о том, что существует две России: в одной из них, чистой и сытой, население чуть больше полутора тысяч семей; другая - больше и грязнее, но знать о ней не желают ни вещатели, ни измеритель-монополист. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пришлите нам свои отзывы: какие из предложенных тем наиболее заслуживают вашего внимания? Теперь вы можете обсудить любую тему в нашем форуме. |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||