Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Исследования рынков - более 10000 исследований on-line" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Исследование рынка и средств массовой информации
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Исследования рынка и средств массовой информации | |||
ООО "СОЦИС" | info@socismr.com | (0852) 25-07-03 | 15.06.2002 |
Здравствуйте, дорогие читатели | |||
Сегодня мы продолжим публикацию статей из сборника, подготовленного Медиакомитетом и Национальной ассоциацией телерадиовещателей. Речь в этом выпуске пойдет о теме, которую мы вообще-то редко затрагивали: об исследовании радиоаудитории. Просто радио как рекламоноситель пока не получил в России (по крайней мере в регионах) должного места, но, думаю, эта ситуация должна измениться. Ведь меняется же в лучшую сторону картинка отечественного research-рынка. Помню, еще совсем недавно, около двух лет назад, разговаривал с потенциальным клиентом. Обсуждали с ним предстоящую исследовательскую программу: выборку, там, построение маршрута, важные моменты инструментария. И вот когда дошли до обсуждения цены (а цена там была что-то около $2 за интервью), он меня спросил: "Два доллара интервью стоит? Это то есть, если мы будем опрашивать миллион чело-век, то мне это выльется в $2 000 000?"… Это я так, к слову вспомнил. Теперь уже мало осталось таких "диких" заказчиков, умнеем потихоньку. Глядишь, скоро никому не надо будет объяснять, зачем включать радио в медиаплан. Вообще, в последнее время мы публикуем в основном материалы именно по медиа-исследованиям. Может, вам это не очень интересно? Напишите мне об этом, пожалуй-ста. Я запланировал в следующий выпуск статью об измерениях аудитории Интернет, но если вам захочется поговорить о чем-нибудь другом, постараюсь "соскочить" с больной для меня темы МЕДИА. С уважением, Роман Оглоблин |
|||
1. Исследование аудитории радио: как настроиться на слушателя? | |||
И. Чмовж, "Комкон-медиа", Москва Как известно, в мире нет единственного методологического стандарта измерения аудитории радио. В одних странах применяется дневниковая панель (примером могут служить Великобритания, Бельгия, Дания), в других (Австрия, Франция) технология телефонного опроса Day-After-Recall (от англ.- вспоминание вчерашнего дня), в треть-их используется метод личного интервью (Германия, Испания). Кроме того, в послед-нее время все большую популярность приобретают аудиометры (или пиплметры)- электронные средства измерения радио, функционально приспособленные и для изме-рения и телевизионной аудитории. На сегодняшний день единственной страной, ис-пользующей аудиометры и предоставляющей официальные данные по результатам из-мерения, является Швейцария (компания Radiocontroll). На уровне эксперимента эта технология также существует на американском рынке и реализуется компанией Arbi-tron. Технология КОМКОНДабы не идти вразрез с мировой исследовательской практикой, а также не желая пренебрегать собственным накопленным опытом, в 1998 году КОМКОН принимает решение об объединении двух наиболее эффективных методик - дневников и телефон-ных интервью - по технологии Day-After-Recall с использованием автоматизированно-го комплекса CATI для регулярного иследования "Мониторинг аудитории радиостан-ций". До 1998 года исследование носило волновой характер и проводилось 4 раза в год по объединенной технологии. Спустя 7 лет с момента первого замера аудитории радио (он был произведен в 1994 году) КОМКОН переходит с волнового режима измерения на непрерывный, что, без-условно, делает его гораздо более продуктивным. Таким образом, с января 2001 года измерение проводится каждый день, включая выходные и праздники. Недельный объем выборки составляет 1 000 респондентов. Опрос проводится с 17 до 23 часов. Мы созна-тельно расширили временные границы, чтобы иметь возможность опрашивать людей, ведущих активный образ жизни и которых застать дома в более ранние часы маловеро-ятно. Подзыв к телефону происходит по схеме Гессе, когда сначала подзывается самый молодой в доме мужчина, потом самая молодая женщина. Такой алгоритм обеспечива-ет получение репрезентативной случайной выборки с высокой степенью соответствия распределению населения Москвы "12 лет и старше" по полу и возрасту. Непрерывное измерение позволяет получать недельные рейтинги для групп "12 лет и старше" и "16 лет и старше". Запуская непрерывное измерение, мы обсуждали с радиостанциями формы исполь-зования данных. Мы заранее оговаривали, что эти цифры могут быть использованы только для внутренних аналитических цепей, а не в качестве коммерческого аргумента. Рейтинги за неделю менее сглаженные, чем рейтинги за месяц, тем более объединен-ные за несколько месяцев. На них отражаются очень многие факторы, например, школьные или студенческие каникулы, погода, которая делает людей менее мобильны-ми или выгоняет их из города "подышать свежим воздухом". Чрезвычайные события в стране или за рубежом могут отразиться на рейтинге информационной радиостанции, хотя могут и не отразиться, если "интересную картинку" показывают по телевизору, как это было в середине сентября этого года. Тем не менее, недельные данные, как по-казали 9 месяцев непрерывного измерения, отражают тенденции и хороши для изуче-ния динамики и прогнозирования возможных изменений. Здесь в пример можно при-вести радио "Шансон". Когда станция вышла в FM диапазон, она достаточно быстро начала набирать аудиторию. Мы зафиксировали этот процесс, и если посмотреть на не-дельные данные, можно легко определить этапы этого взлета с точностью до недели и даже дня. CATI-опрос является установочным исследованием для дневникового измерения, которое по-прежнему проводится четыре раза в год (один раз в квартал). Срок измере-ния составляет 4 недели, выборка - 2 000 человек (по 500 еженедельно сменяемых). В выборку попадают только те люди, которые прошли отбор по "скрининговой" анкете, содержащей вопросы о прослушивании радио. Если респондент говорит, что он слушал хотя бы одну из указанных в анкете радиостанций, то он приглашается для участия в исследовании. В дневник вписаны 24 радиостанции (включая проводные), чей еже-дневный рейтинг превышает 1,5%. Заполняя дневник, респондент отмечает временные интервалы, разбитые на 15-минутки, в течение которых имел место факт прослушива-ния радио, и указывает место прослушивания (дома, на работе, в машине, за городом и т.д.). На последних страницах находится блок вопросов, посвященных социально-демографическим характеристикам респондента. Дневник заполняется в течение одной недели. Полученные дневниковые данные дополняются "подвыборкой неслушателей" станций из CITI, после чего происходит многомерное взвешивание данных по половоз-растным группам согласно статистике и по ежедневным охватам измеряемых станций. Данные дневников позволяют отследить динамику слушание станций на протяжении дня с точностью с 15-минутного интервала, определить TSL и AOH. Совокупная вы-борка по объединенной технологии составляет 6 000 респондентов за одну волну. Об-щая же годовая выборка для исследования "Мониторинг аудитории радиостанций" со-ставляет 58 000 респондентов. Помимо дневников и телефонных опросов на национальном уровне проводится ис-следование R-TGI российский индекс целевых групп - исследование, позволяющее по-лучить информацию о потреблении товаров и услуг, стиле жизни, а также употребле-нии СМИ от одного и того же респондента. В нем, естественно, присутствует блок, по-священный радио, который позволяет получать данные об аудитории всех сетевых и местных станций порядка 60 городов. общая выборка составляет 38 000 респондентов в год. Выборка по Москве 1 600 человек в квартал, 6 400 человек в год. С помощь TGI можно получить подробную информацию о потребительском и целевом профиле ауди-тории, что позволит сделать анализ аудитории более точным и обогатить радиостан-цию, эффективно продающую свое время целевым рекламодателям. Такой подход - измерение тремя различными технологиями - позволяет использо-вать сильные стороны каждого метода и генерировать данные, охватывающие все ас-пекты радиоизмерений. Взгляд на современные технологииИсследователи телевизионной аудитории уже давно адаптировали электронные приборы в для своих измерений. Исследователи аудитории радио предпринимают пер-вые попытки использовать те же методы. На рынке существуют две технологии элек-тронного измерения радио, которые принципиально отличаются по сути. Первая (Ra-diocontrol, Швейцария) основано на соответствии звуковых образцов эфира радиостан-ций и зарегистрированных прибором звуков. Вторая (Arbitron, США) - на кодировании радиостанции и последующем использовании кода для идентификации сигнала. Технология компании RadiocontrolВ качестве измерительного прибора выступают часы с дополнительной функцией. Встроенный микрофон улавливает окружающие респондента звуки и ведет их поми-нутную запись: дома, на улице, на работе. Одновременно в нескольких звукозаписы-вающих центрах ведется мониторинг эфиров всех, участвующих в исследовании, ра-диостанций и телеканалов. Собранные за день данные сжимаются микрочипом внутри часов, после чего остаются только цифровые звуковые образцы, нечто вроде акустиче-ских отпечатков пальцев. Процесс сжатия данных имеет необратимый характер, что очень важно для защиты данных. Образцы записанных эфиров сжимаются и сохраняются по той же схеме. После того, как часы возвращаются в офис, из них извлекаются данные и главный компьютер сравнивает звуковые образцы с часов с образцами, соб-ранными в звукозаписывающих центрах. Если образцы совпадают, это означает, что носивший часы респондент слушал/смотрел определенную станцию/канал. Панель работает 365 дней в году. Набирается пул респондентов, из которого фор-мируется еженедельно сменяемая выборка - 783 человека. Каждый участник панели носит часы 2 раза в год в течение 1 недели. Привлечение к исследованию респондентов проводится в три этапа. Первый этап - телефонный контакт - выясняется пол, возраст, возможность принимать определенный набор станций, а также желание участвовать в исследовании. Уровень положительных откликов на данной стадии составляет 15%. Второй этап - отправка мотивационной информационной брошюры по почте и второй телефонный контакт, при котором происходит непосредственно привлечение к участию в исследовании. Уровень откликов - 67%. Третий этап - телефонный контакт, когда часы уже высланы. Уровень откликов - 90%. Проценты положительного отклика упо-минаются не случайно. Если перемножить все три цифры - 0.15*0.67*0.9, то мы полу-чим 0.09 и вывод, что эти данные отражают мнение 10% населения. В этом и есть глав-ная драма исследований, причем электронное измерение особенно негативно влияет на снижение этого процента. Оно и понятно: чем сложнее, длиннее и ответственнее про-цедура участия респондента в исследовании, тем больше людей, которые отказываются от участия в нем. Данная особенность относится ко всем электронным измерениям аудитории. Технология компании ArbitronКаждая участвующая в исследовании станция соглашается на присвоение своим программам неразличимого на слух кода, который улавливается аудиметром. Аудио-метр представляет собой пейджер и включает:
При помощи такой системы может быть закодирован любой источник звука, включая Интернет. Основное требование к участникам панели - иметь пейджер при себе в течение всего дня. На ночь прибор необходимо возвращать на базу для извлечения соб-ранной за день информации по потреблению медиа и для перезарядки батарей (ресурс батареек составляет 20 часов). Зарядное устройство извлекает данные из аудиометра и передает их в коллектор. Коллектор собирает данные со всех зарядных устройств всех домохозяйств и передает их в центральную компьютерную систему, после чего данные обрабатываются, а наутро появляется свежие рейтинги. В данный момент в панели Arbitron принимает участие 300 человек (приблизитель-но 130 домохозяйств) в возрасте 6 лет и старше. Панель фиксированная, т.е. одни и те же люди остаются в ней продолжительный период времени. формирование панели бы-ло завершено в марте 2001 г. Окончательно пул респондентов должен был сформиро-ваться к октябрю этого года, поэтому на данном этапе предоставляются лишь предва-рительные результаты измерений. Привлечение к исследованию респондентов осуще-ствляется аналогично швейцарской модели. Безусловно, аудиометры выглядят технологическим прорывом в области радиоиз-мерений, но существует целый ряд нерешенных вопросов и спорных моментов. Основ-ные из них:
|
|||
2. Новости компании | |||
|
|||
Пришлите нам свои отзывы. Также, вы можете обсудить этот выпуск на нашем форуме.. |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||