В этой части серии "Уральская Школа Ювелиров"
именитый уральский художник-ювелир Борис Алексеевич Гладков
повествует про "муки творчества" и про самих творцов
данной школы. Особое внимание автора его сподвижнику -
заслуженному деятелю искусств России Владиславу Михайловичу
Храмцову.
Автор - Заслуженный Художник РФ,
Борис Алексеевич Гладков
Часть 6.
По себе знаю, как трудны бывают творческие поиски. Но тому, кто
влюблён в самоцветы они только в радость. Об этом я не раз слышал
и от наших ведущих мастеров, в том числе от Владислава Храмцова.
Я в своих откровеньях, посвящённых своему творчеству, стихи назвал:
"В объятьях творческих мук". О моём
творчестве не мало появлялось статей в газетах и журналах и даже в книгах.
16 февраля шёл я по проспекту Ленина [Екатеринбург,
2007 ] в морозный день. Мои и других прохожих следы быстро
заметала зимняя позёмка. Но, свернув к музею ювелирного и камнерезного
искусства, я заметил, что здесь пурга не успевала заметать следы идущих
на выставку шедевров ювелирного искусства моего сподвижника -
заслуженного деятеля искусств России Владислава Михайловича Храмцова.
Поистине, сама природа благосклонна к его творчеству.
Владислав пришёл на ювелино-гранильную фабрику по окончании
Свердловского Художественно-ремесленного училища № 42, почти из первого
набора. Сначала он учился на камнереза, знакомился и с огранкой самоцветов,
затем перешёл на ювелирное отделение.
Он ярко представляет Уральскую школу. Ведя счастливую творческую жизнь,
сначала рядовым ювелиром, а при создании творческой группы для создания
нового направления его и Устьянцева выбрали из числа лучших
производственников в модельеры. Почему счастливую? Потому что нашёл себя,
раскрыл своё дарование. Сотни украшений, искусно сделанных его руками,
часто созданных и по собственным эскизам, разошлись по свету, радуют людей.
Есть у уральского писателя Павла Петровича Бажова знаменитый сказ -
"Каменный цветок". Главный герой его - мастер Данила -
всю жизнь стремился сказать своё неповторимое слово в камнерезном
искусстве... И достигнутые успехи не обольщали умельца.
Так и Владислав Храмцов. Мечтал достичь вершин мастерства.
А для этого, считал он, нужны знания. Владислав стал учиться.
Сначала окончил без отрыва от производства вечернюю среднюю школу,
затем факультет истории искусств Уральского Университета.
Трудно было и работать и учиться. Бывало за верстаком вместо работы
учил уроки. Я делал вид, что не замечаю этого. Я был уверен, что
плановое задание он выполнит. Так оно и было.
Он мастерски выполнял трудные задания. Так, в работе "Спящая
красавица", Храмцов выполнил не свойственную ювелирам задачу.
Это был новый вид огранки алмазов [более подробно
об этом и других ноу-хау на мастер-классе Гладкова Б. А., о котором мы
расскажем в будущих выпусках]. Были и другие... По себе знаю,
как трудны бывают творческие поиски.
Храмцов всегда пытался испытывать новые технологические приёмы.
Пришла ему в голову мысль создать круглую брошь, похожую на Луну.
Он на серебренную пластинку набрызгивает расплавленный металл и
появляются кратеры, а затем впаивает кастики для круглых
полупрозрачных камешков и брошь готова!
В составе группы советских ювелиров он побывал на стажировке в Италии.
Там время не терял, а трудился над освоением новых технологий.
Приехав на своё рабочее место, постарался научить других пайке кастов
в гипсе, что позволяло экономить золото в облегчённых изделиях.
Так же внедрял другие технологии, чему научился в Италии, до сих пор
считавшейся по мастерству первой в мире.
Мастерство Владислава Михайловича тоже мирового уровня. У таких мастеров,
как Храмцов, учится наша молодёжь...
Леонид Устьянцев тоже всегда в творческих муках. Кстати, уже многие
годы он творит свои произведения по-новому. Устьянцев великолепно
использует тонкие простые проволоки, создавая изящные шедевры...
1. в газете "На смену" от 21 марта 1970 года
"Художники и производство", где Б. Гладков обсуждают письмо
художника-ювелира В. Храмцова "Гори, огонь творчества";
2. в газете "Вечерний Свердловск" от 3 февраля
1973 года "Высказано в камне" З. Яниной (репортажи с первой
персональной выставки Б. А. Гладкова, кстати открывшая путь выставкам
художников прикладного искусства, доселе мало признаваемых);
3. в газете "Уральский рабочий" от 11 февраля
1973 года "Сочинение на заданную тему" В. Машковой (тоже,
по-видимому под влиянием выставки Б. А. Гладкова);
4. в "Уральском рабочем" от 13 марта
1977 года "Самоцветная красота" - статья искусствоведа
В. И. Копыловой.
Завершение серии статей "Уральская Школа Ювелиров"
будет в следующий вторник - 17 марта. Но, уже к следующему
выпуску - к 19 марта партнёры моего интернет-издания смогут представить
Твоему вниманию первую галерею фотографий. Галерею светописи с
творениями Бориса Алексеевича Гладкова и других зодчих...
А пока можешь взять пилотный вариант каталога уральских сувениров и
декоративных изделий с несколькими сотнями фотографий (часть из них
сохранены в отличном качестве и пригодны для распечатки). Ссылка: http://izdanie.ifolder.ru/1520636.
Только, пожалуйста, учти:
вес архива с каталогом - 36,15 Мб; а работает каталог под Windows NT,
2000 (и в более поздних ОC Windows), в остальных операционных системах
он может даже не открыться!
На этом выпуск завершаем, до новых встреч,
Дорогой Читатель! Читательница Дорогая!
Почтовый Адрес Рассылки:
uralsuvenir[ сюда вставляем значёк лающего животного ]vamur.biz