Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


КЕРШНЕР

 

Эта редкая красивая фамилия хранит память о ремесленной специальности далёкого предка. Основа фамилии обнаруживает сходство с немецким словом  Kürschner – скорняк, меховщик. Из немецкого языка  наименование специальности пришло в языки славянские и освоилось в них: «скорняк» по-польски kusnierz, по-украински кушнiр, в южно-русских говорах кушнарь. От названия этого ремесла было образовано множество фамилий – еврейских, русских, украинских. Фамилия Кушнир в настоящее время считается одной из самых распространённых еврейских фамилий на Украине. Кушниры, Кушнари встречаются часто, но фамилия Кершнер считается  редчайшей, поскольку она сохранила свою германскую основу в первозданном виде.  Очевидно, фамилия  была перенесена в славяноязычную среду в XX столетии, когда  сложились чёткие правила транслитерации иностранных фамилий. В кириллическом варианте почти полностью сохранилась  исходная форма: Kürschner >Кершнер.

Где и когда возникла эта фамилия? Точного ответа на этот вопрос нет.  Корни династии Кершнеров уходят в глубину столетий. В  западно-европейских письменных источниках слово kürschner в качестве названия ремесленной специальности упоминается в средние века. Известно, например, что в  XIII веке во многих городах Европы уже существовали гильдии скорняков. В 1226 году такая  гильдия сложилась в Базеле, в 1272 - в Вене, в 1280 – в Берлине. Германская фамилия Kürschner документально зафиксирована в XVI веке. Её первым известным обладателем был менонит  Wolf  Kürschner (Вольф Кершнер), в 1530-е годы проповедовавший новое вероучение в Бадене.

Еврейская фамилия Kürschner появилась позже, и её родиной была Австрийская империя или же одно из германских государств. В Австрии процесс присвоения евреям наследственных фамильных имён начался с 1797 года, в Германии – в 1807 году.  «Офамиливание»  осуществлялось специальной комиссией. Если  еврей появлялся перед этой комиссией с заранее заготовленной фамилией, которая не вызывала возражений у чиновников –  эта фамилия и присваивалась еврейской семье. Если же фамилия не была заготовлена заранее – она изобреталась чиновниками, и часто основанием для неё становилась профессия. Так возникло большинство еврейских фамилий с немецкими корнями. Вероятно, именно таким образом родоначальник Кершнеров получил благозвучное и позитивное по смыслу наследственное имя.  

Предки Кершнеров владели замечательной специальностью. Она считалась престижной и доходной, и испокон веков относилась к традиционным еврейским ремёслам.

Ремесло меховщика требовало сложных навыков и, как правило, передавалось от отца к сыну. Значит и родоначальник, впервые записавший название специальности в качестве фамилии, и  отец родоначальника, и дед, и прадед – все они были скорняками. История не сохранила их имён и обстоятельств жизни, но память о них навсегда запечатлелась в фамилии. 

Фамилия Кершнеров увековечена в опубликованных источниках XX столетия. В российских «Книгах памяти евреев, погибших в борьбе с нацизмом» упоминаются пять обладателей этой фамилии:  Исмуль Мошкович Кершнер,  Лазарь Яковлевич Кершнер, Лев Андреевич Кершнер, Семен Семёнович Кершнер, Степан Фёдорович Кершнер. Они были уроженцами разных областей Советского Союза. Степан Кершнер ушёл на войну из деревни Нечки Каменец-Подольской области, воевал в танковых войсках, погиб в марте 1943 года. Лазарь Кершнер был призван на фронт из Тирасполя, Исмуль Кершнер – из Крыжопольского района Винницкой области. Старший лейтенант Лев Кершнер был уроженцем Ленинграда. Место рождения Семёна Кершнера неизвестно; он погиб в 1944 году, освобождая от фашистов Беларусь.

У российских Кершнеров есть знаменитый однофамилец за океаном – Irvin Kershner (Ирвин Кершнер, р.1923), американский режиссёр, создатель всемирно известного сериала «Звёздные войны». Человек талантливый, всестороннее образованный - и «старомодный». Последнее качество, по признанию самого режиссёра, заключается в убеждении, что любой фильм должен содержать идею. Но, несмотря на «старомодность»,  фильмы Ирвина Кершнера имеют огромный успех. Известна фамилия Kershner и в Старом Свете: её носит талантливый немецкий художник-абстракционист Henning Kürschner (Хенниг Кершнер, р.1943).

Династий Кершнеров немного. Но они продолжаются и в XXI веке дарят миру достойных людей.

 Источники: www.obd-memorial.ru

Литература: Beider A. A Dictionary of Jewish Surnames from the Russian Empire. 1993.

Программа "Российские Династии" МИГИ www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru

 

Первый русский олигарх



280 лет назад скончался фаворит Петра Великого Александр Меншиков. Человек, первым в российской истории сумевший капитализировать свою близость к власти, за что и поплатился

 Находясь в зените славы, Меншиков заказал себе генеалогию. Поделка оказалась столь же неумелой, сколь и впечатляющей амбициозностью. Из нее следовало, что предки Александра Даниловича пришли на Русь вместе с Рюриком и были ближайшими соратниками первого русского государя. Отец же самого Меншикова якобы был пленен во время русско-польской войны и поступил на весьма престижную службу к царю Алексею Михайловичу.

Никаких серьезных подтверждений этой официальной версии в источниках нет. Возможно, Данила Меншиков действительно служил в царских конюшнях, а возможно, и вовсе торговал пирожками, обучив этому делу и сына. Во всяком случае, версия о том, что путь будущего "полудержавного властелина", как его назвал Пушкин, начинался с торговли пирожками у кремлевской стены, то и дело встречается на страницах тогдашних документов. Столь низкий старт не помешал Меншикову сделать головокружительную карьеру: на пике славы его титул едва умещался в десяток строк.

Как стать светлейшим

Детали знакомства Меншикова с Петром I историкам также доподлинно неизвестны. По одной версии, Алексашку царь приметил, когда тот находился в услужении у тогдашнего его фаворита Франца Лефорта. По другой — Петр обратил внимание на бойкого мальчишку, когда тот еще торговал под окнами царского дворца, и однажды велел представить его себе, а заодно и наказать стрельца, выдравшего будущего князя.

В дальнейшем царь долгие годы был надежным защитником Меншикова от многочисленных врагов в собственном окружении. Молодые люди стали не просто соратниками в затеянных Петром преобразованиях России, но и близкими друзьями. Вместе с Петром Меншиков осваивал азы кораблестроения на амстердамских верфях; изучал артиллерийское дело и фортификацию в Лондоне; лично отрубил головы двум десяткам стрельцов, поднявшим бунт против Петра; участвовал в амурных делах царя, сопровождая его в похождениях в Немецкой слободе, а потом и уступив свою любовницу Марту Скавронскую — будущую императрицу Екатерину Алексеевну.

Царь доверяет Меншикову важнейшие дела: обеспечить строящийся русский флот железом для корабельных пушек; укрепиться в только что захваченном у шведов устье Невы, где царь уже вынашивает план построить новую столицу; наконец, в качестве губернатора обустраивать Петербург — любимое детище Петра.

В первые годы Северной войны царь и его любимец вместе переносят тяготы воинского быта. Вместе же участвуют во многих сражениях. Уже тогда проявился воинский талант Меншикова, сыгравшего важную роль в первой крупной победе русской армии — под Нарвой. Потом Меншиков уже лично руководил русскими войсками — и делал это весьма успешно: на его счету победы под Калишем, взятие Батурина, весомая роль в победе под Полтавой. Любопытно, что Меншиков — один из пяти людей в русской истории, получивших высшее воинское звание генералиссимуса. Случилось это, правда, сильно позже, когда князь находился в зените славы и о воинских подвигах уже не помышлял.

Ни с кем из приближенных царь не переписывается столь активно, ни к кому не проявляет столько внимания и даже нежности. Даже приказы Петра Меншикову больше напоминают просьбы — в них не найти повелительного тона, характерного для писем другим лицам. Царь корит своего фаворита, когда тот задерживается с ответом, но не потому, что требует служебного рвения, а потому что жалуется на "скуку". Очень может быть, что задержки объяснялись просто: Меншиков так до конца жизни и не научился писать. Тщательно скрывая этот факт, собственную подпись он вырисовывал, а потом завел целый штат секретарей, занимавшихся его перепиской.

Уже в первые годы дружбы Меншиков, видимо, искренне преданный своему господину, научился одновременно конвертировать царскую дружбу во вполне осязаемые выгоды. Известно, например, что в 1702 году для Петра было куплено два парика общей стоимостью 10 рублей, для Меншикова — восемь на 62 рубля. В 1705 году общие расходы царя и его любимца на материалы для экипировки составили 1225 рублей. Петр ограничился покупкой 40 аршин ивановского полотна, а все остальные средства пошли на приобретение самых разных украшений для фаворита и членов его семьи.

Петр поначалу пытался ограничивать, по крайней мере, честолюбие своего любимца, отказывая ему в возведении в дворянское звание, но через некоторое время уступил и этой страсти друга. Меншиков, реализовавший "российскую мечту": из грязи в князи, — становится самым влиятельным человеком в стране после царя.

Губернатор-бизмесмен

Герой многочисленных баталий, Меншиков спешит вернуться к мирной жизни в Петербург, который, по замыслу Петра, должен стать жемчужиной Европы. Здесь он контролирует строительство будущего "Парадиза": всего за каких-то полтора-два года, с 1710 до 1712 года, на пустынном и заболоченном месте встает город в 800 дворов, с грандиозным Адмиралтейством, с верфями, с которых спускают полностью оснащенные и вооруженные корабли. Все это — ценой жизни десятков и сотен тысяч людей, трудившихся и погибавших изо дня в день в невероятно тяжелых условиях. Но Петр доволен: и своим детищем, и Меншиковым, чьим заботам он его поручил.

Впрочем, светлейший занимается не только обустройством города, но и постройкой кораблей для русского флота и обеспечением армии провиантом. С обеими этими задачами Меншиков справился с присущей ему четкостью и расторопностью. Правда, важные для страны задачи царский фаворит решал не без выгоды для себя самого.

Для строительства флота нужно дерево — Меншиков организует в окрестностях столицы распиловку леса. Город нуждается в строительных материалах — губернатор создает кирпичное производство. В царских резиденциях не хватает посуды и зеркал — у князя уже есть небольшой хрустальный заводик. Естественно, у созданных фаворитом предприятий есть все преимущества: от отсутствия всякой конкуренции до назначаемых их заказчиком продукции, а по совместительству владельцем цен. Как настоящий предприниматель, князь не чурался даже небольших барышей: в Москве он скупал лавки, харчевни, погреба, чтобы на выгодных для себя условиях сдавать их в аренду мелким торговцам. Так, Меншиков впервые в русской истории совершил слияние власти и капитала в одних руках. По сути, стал олигархом.

Главное, что сам царь долгое время фактически благословлял финансовые махинации своего любимца — в конце концов, дело свое Меншиков знал хорошо, царские поручения выполнял исправно и никаких поводов сомневаться в своей верности не давал.

К тому же неуемная тяга князя к роскоши вполне соответствовала желаниям самого царя. Сам он шикарной жизни не любил, к светским ритуалам относился вполне равнодушно.

Однако понимал, что если хочет сделать Петербург истинно европейским городом, то и нравы в нем должны быть соответствующими.

В качестве витрины был избран именно дворец Меншикова, гостеприимный хозяин которого всегда был рад организовать светский прием. Однажды, приехав к князю, Петр был неприятно удивлен дешевыми шпалерами на стенах. Меншиков объяснил, что был вынужден содрать дорогие обои, чтобы расплатиться с казной. Петр пригрозил: если к следующему визиту все останется в таком же убогом виде, светлейший понесет суровое наказание. Иначе как благословением на расточительность назвать это трудно.

Даже когда Петр все же гневался на своего нечистоплотного фаворита, царского гнева хватало ненадолго. Хорошо известно, как однажды царь пригрозил Меншикову, что отправит торговать пирогами, как в детстве. Тот не стушевался, а вылетел от царя, схватил кузов у первого попавшегося пирожника и на глазах у Петра стал громко расхваливать свой "товар". Царь хохотал над находчивостью своего любимца, и инцидент был исчерпан.

И тем не менее однажды царскому терпению пришел конец.

Равноудаленный

Первые по-настоящему серьезные проблемы у Меншикова возникли, когда стали известны его махинации с хлебными подрядами. Петербург нуждался в хлебе — и губернатор лично организовывал его доставку. Поначалу меншиковский барыш был вполне скромным, не превышая 15 процентов, но очень скоро князь разошелся: его доходы от хлебных подрядов достигали 65 процентов. Впрочем, и тут фаворит отделался относительно легко — царь повелел ему вернуть казне все полученные деньги и заплатить небольшой штраф.

Но тут на Меншикова обрушилось новое обвинение — в казнокрадстве. От князя

потребовали отчета в расходовании грандиозной по тем временам суммы, превышавшей 1 млн рублей. Меншиков отчаянно упирался, утверждая, что если и "путал" казенные деньги с собственными, то не в ущерб стране: тратил, например, средства из своего кармана на покупку провианта и палаток для армии, его же деньги шли на подкуп иностранных министров.

Однако расследование специально созданной комиссии показало, что князь несколько преувеличил свои издержки. Общая сумма потраченных Меншиковым на государственные нужды средств составила около 150 тысяч рублей, а за один только 1709 год на покупку земель в Польше князь израсходовал 163 тысячи. Меншикову пришлось вернуть казне более 600 тысяч рублей, остальной же долг царь простил своему фавориту.

Однако Петру стали известны и другие факты злоупотреблений со стороны светлейшего. Оказалось, что на землях, полученных Меншиковым на Украине после Полтавской победы, он творил самый настоящий произвол: захватывал близлежащие территории, вопреки законам, закрепощал живших на них казаков, взимал с них незаконные повинности. Когда дело всплыло, Меншиков подкупил двух ревизоров, отправленных на Украину проверять его действия. Однако и это стало известно царю, и, по-видимому, вывело Петра из терпения. Видимо, именно тогда Петр в разговоре с женой грозился, что его фаворит в итоге останется без головы.

В начале 20-х годов XVIII века Петербург ждал скорого падения князя. Гостеприимный дом Меншикова опустел, его именины демонстративно проигнорировали все важнейшие вельможи, самому князю приходилось заискивать перед приближенными царя, чтобы они посодействовали ему в защите.

Но Меншиков устоял. По-видимому, Петр продолжал ценить служебные дарования князя, да и его активную роль в разоблачении заговора царевича Алексея царь, видимо, не забыл. Однако прежней доверительности в их отношениях больше не было. Меншиков был "равноудален", став лишь одним из целого ряда сотрудников Петра. И, по мнению некоторых историков, еще несколько лет — и его все равно ждала бы незавидная судьба одного из многих разоблаченных казнокрадов. Однако внезапная кончина осенью 1725 года вчерашнего покровителя круто изменила судьбу Меншикова.

Операция "Преемник"

После смерти первого русского императора круг претендентов на престол был довольно широк, поскольку Петр создал довольно трудную правовую коллизию: с одной стороны, по его указу корона должна была передаваться волей самого монарха, с другой, завещание он не оставил. Вроде бы все шло к тому, что царь отдаст трон своей супруге Екатерине, однако, узнав о ее супружеской неверности, он отложил окончательное решение вопроса о преемнике и так и не успел его принять.

Кроме Екатерины на престол мог претендовать малолетний внук и тезка Петра, сын казненного царевича Алексея, в деле которого значительную и трагическую для сына Петра роль сыграл Меншиков. Проявил себя петровский фаворит и на этот раз, на штыках гвардии — элитных и любимых покойным императором частях — внеся Екатерину на русский трон. Сам Меншиков, еще недавно рисковавший оказаться в опале, в одночасье стал самым влиятельным человеком в империи, настоящим "полудержавным властелином".

Екатерина, доставшаяся Петру именно от Меншикова и не раз впоследствии заступавшаяся за него перед государем, хоть и обещала, что не позволит князю "пользоваться ни единой капелькой своей власти", на практике фактически устранилась от дел, предпочитая им балы и другие увеселения. А вся полнота реальной власти досталась именно Меншикову, занимавшему сразу несколько высших государственных должностей.

И вот тут-то и выяснилось, что светлейший князь, поднаторевший в исполнении царских поручений, дворцовых интригах и личном обогащении, с самостоятельным управлением справляется не очень. При его непосредственном участии было принято несколько решений, ни одно из которых, по сути, нельзя назвать удачным. Борясь с недоимками от подушной подати — установленного Петром прямого налога, который платило все население страны, за исключением дворянства и духовенства, — он попытался уменьшить число чиновников-сборщиков. На поверку, однако, оказалось, что сам размер налога непосилен для большой части населения страны.

Другой меншиковский проект, "акциденции", предполагавший, что чиновникам будут платить сами нуждающиеся в их помощи люди, — по сути, узаконенная коррупция, которой не брезговал и сам светлейший, — привел не к экономии государственных расходов, а к увеличению волокиты и еще большему развращению бюрократического аппарата.

Так или иначе, не успев толком освоиться с ролью фактического властителя страны, Меншиков должен был снова проявлять свои таланты царедворца. Правление Екатерины продлилось чуть более двух лет, весной 1727 года императрица скончалась. К тому времени у Меншикова уже был заготовлен план передачи власти: преемником — новым императором должен был стать Петр Алексеевич, тот самый, чью кандидатуру светлейший "забраковал" за два года до этого. Меншиков окружил 12-летнего царевича вниманием, заботой и почестями — более того, готовился выдать за него свою дочь и тем самым породниться с царской династией.

"В неволе наслаждаюсь свободою духа"

Поначалу все шло как нельзя лучше: Петр стал императором и первые месяцы неотступно следовал за дедовым любимцем. Меншиков готовился взойти на вершину славы. Однако как случайное знакомство с Петром Великим в свое время возвысило торговца пирожками до небывалых высот, так и несколько недель тяжелой болезни привели к тяжелейшему падению.

За это время юный император успел сблизиться со старыми врагами Меншикова из родовитого клана Долгоруких. Как именно они настроили царя против светлейшего — намекая ли на недостаточную его почтительность, поведав ли о роли князя в смерти отца, — доподлинно неизвестно. Зато известен результат: лишенный всех титулов, званий и наград, Меншиков с семьей был отправлен в ссылку.

Выезд светлейшего из Петербурга больше напоминал торжественный парад: несколько пышных карет, запряженных лучшими лошадьми, медленно проезжали по "прошпектам" отстроенной недавним губернатором столицы. По дороге Меншиков весело раскланивался со знакомцами, и ничто не указывало на то, что он отправляется в ссылку. В дальнейшем условия становились все хуже и хуже: враги князя, вступившие в полную силу, сделали все, чтобы ссылка перестала напоминать загородный вояж. У Меншикова и его домочадцев отнимали одежду, имущество, прислугу. Опись имущества князя, впрочем, сильно разочаровала его недругов: оказалось, что его капиталы гораздо меньше, чем они предполагали, — "всего" 400 тысяч рублей. Сумма, впрочем, тоже немалая, учитывая, что работный человек средней квалификации получал тогда в среднем 18 рублей в год. Меншикову пытались приписать сотрудничество с иностранными дворами, но это обвинение было настолько смехотворным, что расследование закончилось, толком не начавшись.

Врагов князя все это, по-видимому, только раззадорило, и вместо небольшой крепости под Воронежем, построенной в свое время самим Меншиковым, его решили отправить в сибирский городок Березов. Светлейший и тут не потерял присутствие духа и слал привет своим врагам Долгоруким, сообщая, что "в неволе наслаждается свободою духа, которой не знал, когда правил делами государства". В безвестности и бесславии, но сохраняя прежнюю веселость и жизнерадостность, он скончался 12 ноября 1729 года. Бывшего генералиссимуса и адмирала без пушечной пальбы и торжественных церемоний похоронили у церкви, которую он собственноручно срубил — пригодились навыки, полученные когда-то вместе с Петром Великим на амстердамских верфях.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1265385

 

Связующие звенья

 

«С интересом читаю каждый выпуск рубрики. В свою очередь мне хотелось бы узнать происхождение фамилий моих родителей Ролдугин (фамилия отца) и Капелюшина (матери).

Алена Ролдугина, Орша».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Фамилия Ролдугин несколько видоизменена. В ее основе слово ровдуга (ударение на первом и предпоследнем слоге). В «Толковом словаре» В.Даля оно приведено в значении «ирха, баранья, козья, овечья шкура, выделанная в замшу». Применительно к человеку ровдуга — «мастер по изготовлению замши». Замена буквы «в» на «л», вероятнее всего, произошла на стадии фамилии. Сработал правописный принцип, согласно которому на месте белорусского «ў» (у неслогового) в русском языке пишется «л» (например, воўк — волк). Поскольку такой принцип применяется непоследовательно, белорусские фамилии пишутся то Воўк — Вовк, то Вовк — Волк. Удивительно, что россияне пишут фамилию через «а» (Ралдугин), а белорусы — через «о» (Ролдугин). Белорусского принципа написания придерживается и автор статьи в «СБ» «Кремлевские жены» Олег Ролдугин. Исходное здесь все же «о».

Что касается фамилии Капелюшина, то, видимо, кто–то из ваших дальних родичей имел прозвание Капелюш, потому что предпочитал этот головной убор другим или занимался изготовлением капелюшей. Есть также фамилии Капелюш, Капелюшев. Преимущественно по тем же мотивам возникли прозвания и фамилии Шляпа, Шляпов, Шляпин, Шляпо (ударение на последний слог), Шляпкин; Шапкин, Шапчиц, Шапочкин, Шапошников.

«Хочу знать происхождение фамилий Короленя (моя по мужу), Барсук (моя добрачная фамилия) и Фурс (девичья фамилия моей матери). Буду очень признательна.

Мария Короленя, Стародорожский район, д. Пасека».

«Мне уже 62 года, а так хочется знать свои корни. Моя девичья фамилия Фурс, очень похожа на немецкую. Родители — белорусы.

Нина Фурс, Бобруйск».

— В основе фамилии Короленя польское имя Король — вариант немецкого имени Карл (с древненемецкого карл — «мужественный мужчина» и ман — «человек»). Финальный словообразовательный элемент —еня означает кровные родственные связи: сын или более дальний потомок человека по имени или фамилии Король. С этим именем связывалось представление о богатом и счастливом человеке. Поэтому родители охотно называли своих сыновей именем Король. От него образовалось множество фамилий: Ка(о)роль, Ка(о)ролёв, Ка(о)ролин, Ка(о)ролевич, Ка(о)роленко, Ка(о)рольчук, Ка(о)рольков и другие.

Фамилия Барсук восходит к названию лесного пушного зверька. Но не прямо, а через стадию прозвания Барсук, которое один из предков получил за сходство в чем–то с барсуком. Например, за то, что был смекалистый, как зверек, осторожный, мирный. Или, возможно, за некоторую неуклюжесть. Барсучьи прозвания отмечаются в письменных памятниках с XV века: Барсук Руслан, Яков Барсук, Матвей Барсуков. Позже многие из них перешли в разряд фамилий.

Фурс — разговорный вариант имени Фирс, которое в переводе с греческого означает «вакхический жезл, увитый плющом и виноградом и увенчанный сосновой шишкой». Такие жезлы носили во время праздников в честь греческого бога Вакха (Диониса), покровителя виноградарства. А еще его называли богом вина и веселья (латинская форма этого имени в Древнем Риме — Бахус). От имени Вакха образовано и слово «вакханалия».

«Моя фамилия Плиговка. Пытался сам узнать о ней, но безуспешно. Нашел только 3 деревни с таким названием: 2 в Лепельском районе, 1 — в Полоцком. Очень надеюсь на вашу помощь.

Геннадий Плиговка, Новополоцк».

— Фамилия Плиговка соотносится с белорусским диалектным словом «плыгаць» (русское диалектное — «плыгать», украинское — «плыгати») — «прыгать, подпрыгивать, скакать». Словом, попрыгунчик, весельчак. Есть также фамилия Плыговка. Такую же форму изначально имела и ваша фамилия. По всей вероятности, изменения произошли под влиянием ее написания по–русски.

Жду ваших писем. До встречи! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/93604/

 

Ивановы сыграют в футбол с Петровыми и Сидоровыми

 

В Москве на манеже "Динамо" 19 ноября 2009 года пройдет футбольный матч, в котором встретятся команда, составленная целиком из игроков по фамилии Иванов, с командой Петровых и Сидоровых.

Как сообщает Lenta.ru со ссылкой на "Спорт-Экспресс", матч будет проведен в честь 75-летия известного футболиста, чемпиона Европы 1960 года в составе сборной СССР Валентина Иванова.

Участниками матча будут воспитанники спортивных школ в возрасте от 12 до 14 лет. Тренером команды Ивановых будет бывший футболист "Зенита" и ЦСКА Василий Иванов. Команду Петровых и Сидоровых возглавит чемпион СССР 1979 года в составе московского "Спартака" Евгений Сидоров

Источник: http://www.fontanka.ru/2009/11/13/046/

 

Про Сибирь теперь можно будет прочитать в специальной энциклопедии

 

Сибирь удостоилась энциклопедии. Объемный труд по истории огромной территории от Урала до тихого океана написали и издали в Новосибирске. Впрочем, в написании участвовали ученые из 30 научно-исследовательских институтов Сибири. Такого рода научный труд – первый в истории. Как говорили на сегодняшней презентации, обобщить все, что известно о крае, которым прирастает российское могущество, пытались и в прошлом и в позапрошлом веке. Удалось только сейчас.

Первая историческая энциклопедия Сибири, от появления на её территории человека до сегодняшнего дня заняла три больших тома. Сегодня авторы утверждали, помимо канонических и общеизвестных фактов, здесь и та история, которую сами сибиряки уже не знают. Теперь все, что известно о Сибири, изложено в алфавитном порядке. И, как особо подчеркивается, без политической ангажированности и идеологической заданности.

3 тысячи экземпляров большой трехтомной энциклопедии - не просто роскошный сувенир. Ученые уверенны, издание разойдется очень широко. Им уже интересуются за рубежом. Этого тиража будет явно недостаточно. И дело даже не в том, что это первая историческая энциклопедия Сибири. Сами историки утверждают, на беспристрастные и профессиональные исторические труды сейчас особый спрос.

Обойтись без фальсификаций совсем не трудно, говорят авторы. Главное было писать объективно и добросовестно. Как и полагается энциклопедии, она ничего не навязывает и не пропагандирует. Зато просто очень большой объем знаний. Среди всем известных фактов, история сибиряков среднего класса, которые всегда и определяли лицо Сибири - купцов и предпринимателей.

Открытия читателям энциклопедии гарантированы, говорили сегодня на презентации. А сама энциклопедия уже вошла в историю Сибири. Первые попытки издать такой научный труд предпринимались в 70-х годах 19 века, вторая попытка в 30 годах двадцатого. И только третья оказалась удачной. По словам авторов, книга которая получилась , предназначена для широкого круга читателей. Но скорее всего довольно скоро она станет библиографической редкостью. Счастливые обладатели подарочных экземпляров уже сегодня боялись выпустить её из рук.

Источник:http://www.tcm10.ru/show_news_main.php3?id=98fe50c2be98d74d6c42ba17f53e0d

 

Казанский след Гришаевой

 

Актриса Нонна Гришаева побывала в Казани по делам семейным. Она разыскивала там утерянную историю своих родных.

Собираясь в Казань, Нонна и ее мама Маргарита Евгеньевна сомневались, что смогут найти в миллионном городе следы затерявшихся предков. Однако все сложилось настолько удачно, что из Татарстана известная актриса уезжала потрясенной.

Ниточка судьбы

К приезду звезды театральных спектаклей, фильмов, сериалов и телешоу в Национальном архиве Татарстана готовились заранее. Здесь знали, что для Нонны нужно найти документы, связанные с жизнью и смертью профессора Казанской духовной академии, знатока ислама и автора первого печатного перевода Корана на русский язык Гордия Саблукова. По семейным преданиям именно он был связан родственными узами с мамой Нонны Евгенией Гришаевой (в девичестве Казанской). И эти раритетные документы в архиве нашли.

- Мы подобрали формулярные списки, которые попали к нам из фондов Казанской духовной академии, документы о наградах профессора и о том, как и когда ему была назначена пенсия, - рассказала корреспонденту "РГ" начальник отдела публикаций документов архива Ольга Федотова. - Нашлись и личные бумаги, где говорится о том, как его дочери выходили замуж за преподавателей академии и как в дальнейшем складывалась профессиональная карьера зятьев Саблукова. Мы также разыскали запись о смерти, сделанной в метрической книге Варварьинской церкви, и определились с местом захоронения Гордия Саблукова, чтобы в дальнейшем можно было найти его могилу. Но самое главное - мы нашли ту ниточку, которая связывает Нонну со знаменитым профессором.

Актрисе еще на пороге в архив сказали, что в своих поисках она перескочила ровно на один век и пропустила своего прямого предка, который носил фамилию Казанский.

- До сих пор нам не удавалось разгадать одну семейную тайну - откуда в нашем роду появилась эта фамилия, - сказала Маргарита Гришаева. - И вот сегодня все встало на свои места.

В архивах нашли документы о неком Петре Казанском, который при рождении получил совсем другую фамилию - Саблуков.

- Возник вопрос, а родственники ли они? - поделилась своими сомнениями Ольга Федотова. - А когда стали копать глубже, выяснилось, и теперь это можно подтвердить документально, что Петр сменил фамилию Саблуков на Казанский во время учебы в Духовной академии в Москве, куда перебрался из Казани. Своей новой фамилией он решил обозначить, откуда прибыл. Так было принято у священнослужителей. А ниточки, ведущие к основоположникам фамилии Саблуков, Нонне следует искать в Оренбургской губернии. Интересующие ее архивы сейчас могут храниться в городе Стерлитамак в Башкортостане.

Из Казани - в Одессу

Работа в казанских фондах заняла несколько часов. За это время Гришаевы просмотрели десятки документов, связанных с их семьей, и смогли навести порядок в своей родословной. Все, что им в этот день рассказали сотрудники хранилища, поможет Нонне и ее маме в дальнейшем расширить круг поиска.

- Мы проследили весь тот путь, который привел нашего предка Петра Казанского в Одессу, где и было положено начало династии Казанских, - говорит потрясенная Нонна. - Мы выяснили фантастическую вещь: наш прадед после учебы в Москве переехал сначала в Кишинев, а затем и в Одессу. И стал протоиереем в Одесском кафедральном соборе на Соборной площади. Это такое открытие!

Встретилась в этот день Нонна и с проректором Казанской духовной семинарии игуменом Кириллом (Илюхиным).

Незадолго до приезда актрисы в Казань корреспонденты "Российской газеты" обратилась к нему с просьбой рассказать Нонне о ее знаменитом предке. Специально для этого отец Кирилл подобрал ей современные и дореволюционные издания трудов Гордия Саблукова, которые до сих пор хранятся в фондах семинарской библиотеки. Показал Нонне старинные фотографии и рассказал во всех подробностях о личности профессора. А на прощанье отец Кирилл подарил актрисе образ Казанской иконы Божией Матери.

Арское кладбище

Но и на этом поиски не закончились. Последним пристанищем Гордия Саблукова стало Арское кладбище. Именно здесь несколько столетий подряд хоронили жителей Казани. Удивлению не было предела, когда выяснилось, что могила профессора не только находится в самом начале погоста, но и очень хорошо сохранилась.

- Крест очень старый, но на нем можно прочитать имя того, кто здесь покоится, да и захоронение не произвело на меня впечатления заброшенного, - сказала Нонна. - У меня сложилось впечатление, что кто-то за ней ухаживает.

Замдиректора кладбища Радик Мустафин предположил, что за могилой присматривают волонтеры. По его словам, сюда часто приходят молодые люди, которые приводят в порядок заброшенные захоронения. Но, как выяснилось позже, к Гордию Саблукову приходят совсем другие люди - его праправнучка Ирина Порфирьева и ее муж Алексей Липовецкий. Они позвонили к нам в редакцию на следующий день после того, как узнали, что кто-то навещал могилу Гордия Саблукова. К этому времени Нонна уже была в Москве.

- В этом году мы припозднились убрать на могиле листья и буквы не успели на кресте позолотить, а так могли бы прямо на кладбище с новыми родственниками встретиться, - оправдывался Алексей. - Я ведь не поклонник сериалов, поэтому до сих пор ничего не знал о творчестве Нонны Гришаевой. Теперь она нашу семью интересует в первую очередь как одна из рода Саблуковых.

Ирина Порфирьева является праправнучкой Гордия Семеновича Саблукова. Ее прабабушка Августа Гордеевна вышла замуж за преподавателя Казанской духовной академии Ивана Яковлевича Порфирьева. До сих пор Ирина ни о каких других потомках Саблуковых не знала. Поэтому была поражена тем, что могилой ее прадеда кто-то интересуется.

Вообще Ирина знает о своих предках если не все, то очень многое. Составлять родословную начал еще ее отец Васьян Порфирьев. Сейчас генеалогическими исследованиями Ирина занимается вместе с мужем.

- Нам бы очень хотелось объединить усилия и обменяться той информацией о Саблуковых, которой располагаем мы и которую смогли собрать Нонна и ее мама, - сказал Алексей Липовецкий. - Будем надеяться, что мы сможем быть друг другу полезными.

Кстати

Нонна Гришаева приезжала в Казань благодаря съемкам очередного фильма проекта "Моя родословная" Первого канала. Напомним, что зрители уже смогли увидеть в ней семейные истории Елизаветы Боярской, Владимира Меньшова, Дмитрия Диброва, Александра Лазарева-младшего. Вскоре появятся в эфире программы с Николаем Расторгуевым (14 ноября, 10.50) и с Нонной Гришаевой (21 ноября, 10.50).

Источник: http://www.rg.ru/2009/11/12/grishaeva.html

 

Смоленск - город Кривичей

 

Александра Суперанская

Кривич Н.С. (Тульская область): Александра Васильевна, поясните, пожалуйста, происхождение фамилии Кривичи. Родился я в Казахстане, но дед с бабушкой туда переехали в 1921 году.

Суперанская: Фамилия происходит от названия восточнославянского племени кривичи. Они были одной из составляющих частей русского народа. Кривичи жили в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины. Как пишет смоленская исследовательница Инна Александровна Королёва, "Повесть временных лет" называла Смоленск городом кривичей. Латыши и литовцы и сейчас называют всех русских кривичами. В западной части России и в Белоруссии есть несколько населенных мест с названием Кривичи.

Анихреев С.Ф. (Камышин): Расскажите, пожалуйста, о происхождении нашей фамилии.

Суперанская: Фамилия происходит от православного имени Онуфрий. В украинском просторечии встретились такие формы этого имени, как Оноприй, Ониприй, Онихро, Онохрий, Онухрий, Хрий, Хрей.

В переходных украинско-русских говорах, с русским аканьем, при утрате исходной формы имени, получилось имя Анихрей и фамилия Анихреев.

Кондратенко Л.И. (Краснодар): Уважаемая Александра Васильевна, расскажите, пожалуйста, о происхождении моей фамилии.

Суперанская: Фамилия образована от русского православного имени Кондратий (церковная форма Кодрат, по-украински имя звучит Киндрат) с суффиксом украинских фамилий -енко.

Алябьев А.З. (Вологда): Александра Васильевна, поясните, пожалуйста, как и от чего происходит моя фамилия. Родом я из глухой Вологодской деревни.

Суперанская: Фамилия образована от древнерусского имени Алябей/Олябей, которое образовалось в говорах из смешения мусульманского имени Алаба (алаба - "жалование, награда") или Алибей (из арабского имени Али + бей - титул знатности) с названием русского кушанья олябыш - "круглый вздутый пирожок из кислого теста". В колядке (рождественской песне) малые детки сравнивались с олябышками, таким образом слово "олябыш" было широко известно. При создании этого имени произошло обратное словообразование. Общеизвестно, что имя Егорыш произошло от Егор(ий), Антоныш - от Антон(ий). При наличии имени Алябыш/Олябыш, которое включилось в ряд уменьшительных, была воссоздана его полная фора Алябей/Алябий (Олябей/Олябий).

От имени Алаба получилась фамилия Алабин, от Олябыш - Олябышев, с аканьем - Алябышев, от Олябей/Алябей - Олябьев и Алябьев. В записи 1500 года сохранилась исходная форма этого имени: Михаил Олябей Емельянов.

Латыева Л.Т. (Челябинская область): Уважаемый профессор, у моего мужа очень редкая фамилия - Латыев. Его отец родом из Свердловской области. Объясните, пожалуйста, происхождение этой фамилии.

Суперанская: Фамилия фиксируется в исторических документах с XVII века. Она образована от непонятного имени или прозвища Латый. Его можно сопоставить с мордовскими словами "лата", "лато" - "крыша, кров, жилище", с коми - латымтны "идти переваливаясь" или с русским именем Латий, производным от Платон через усечение Латон с дальнейшим наращением Латий. В Москве в конце ХХ века была одна семья с фамилией Латий.

От имени или фамилии Латий легко образуется фамилия Латиев. Отвердение звука "т" и превращение фамилии Латиев в Латыев могло произойти при утрате исходного слова, от которого образована фамилия.

Источник: http://www.rg.ru/2009/11/12/superanskaya.html

 

Британец вытатуировал имена павших в Афганистане солдат

 

Бывший британский солдат вытатуировал на своем теле имена и фамилии всех 223 военнослужащих армии Соединенного Королевства, которые погибли за время военной операции в Афганистане.

Патриота зовут Шон Кларк. Ему 43 года, 7 из которых он отдал службе в армии.

Британец приурочил свою акцию ко Дню памяти павших в войнах, который отмечается 11 ноября.

Мастер нанес первую татуировку на кожу Кларка сразу после традиционной минуты молчания. Когда процедура закончилась, тот сказал: "Это болезненный процесс, но он не может сравниться с тем, что испытывают наши войска на линии фронта".

По его словам, он будет обновлять мартиролог на своем теле каждый год. Между тем, по данным Минобороны Великобритании, потери в Афганистане уже достигли 232 человек.

Источник: http://www.pravda.ru/news/society/12-11-2009/330104-tatu-0

 

В Швеции местные власти довольно либерально относятся к "странным" именам, данным при рождении

 

По шведским законам сменить имя и фамилию достаточно легко, нужно лишь заполнить соответствующую анкету, сделать это может каждый. Да и местные власти довольно либерально относятся к "странным" именам, данным при рождении. Сейчас такая политика начинает приносить свои "горькие плоды".

Например, семья из города Умео на севере Швеции взяла фамилию Варгнат, что в переводе означает Ночь Волков. Такой экзотической фамилии "Волкам" оказалось мало, и они нарекли своего сына Люцифером. Что побудило родителей выбрать ребенку одно из имён Дьявола, остается загадкой.

В Швеции 70 проц домов оснащены интернетом. Это очень высокий показатель даже по европейским меркам. Возможно, именно этот факт побудил семью Каи назвать сына в честь своего любимого поисковика - Гугл. Поскольку счастливые родители - ливанцы по происхождению, по традиции их имена связываются с именем ребенка - теперь друзья и родственники зовут их Абу Гугл Каи и Эмм Гугл Каи.

А недавно суд Швеции разрешил всем совершеннолетним гражданам страны - независимо от пола - прибавлять к своему имени второе, которое может быть как женским, так и мужским.

Однако, не всегда все так просто, как в случаях с Люцифером и Гуглом: в 2007 году налоговое управление, занимающееся вопросами регистрации новорожденных, не разрешило молодой шведской семье использовать "Икс" в качестве имени ребенка. Власти посчитали, что отдельно стоящая буква вообще не может быть именем.

Источник: http://sknews.ru/chron/27973-v-shvecii-mestnye-vlasti-dovolno-liberalno.html

 

В поисках великих земляков

 

Первые годы жизни Михаила Сперанского - известного политического деятеля времен императора Александра Первого - затерялись в архивной пыли. Но энтузиасты не оставляют надежды отыскать владимирский след графа Сперанского. Что же связывает великого реформатора с нашей землей - уточнил Дмитрий Артюх.

Говорят, что видный петербургский чиновник и будущий граф Михаил Сперанский всю жизнь спал на жесткой лавке, укрываясь заячьим тулупом. Так засыпал он, очевидно, и в детстве, в доме своего отца - небогатого священника села Черкутино. Граф Иван Салтыков, чья усадьба была неподалеку, поповского сына конечно не воспитывал, но копаться ему в своей библиотеке не запрещал.

Михаил БАРАШЕВ, декан исторического факультета ВлГУ: "Думается, что мог он заметить смышленного мальчика и кто знает, может это и было той счастливой рукой, которая двинула его потом.

Латинское слово "sperare" - "надеяться", которое использовали для названия языка эсперанто, стало основой и для новой фамилии нашего выдающегося земляка. Так владимирский семинарист Михаил Михайлов сын стал Михаилом Сперанским. Это знают многие, а вот где он жил во Владимире - пока точно не известно.

Александр КАПУСТКИН, руководитель инициативной группы по увековечиванию памяти М.М. Сперанского: "Жил он в семье священника Смирнова - тоже преподавателя семинарии, и сейчас мы по памятнам книгам установили несколько адресов священников Смирновых, возможно один из этих домов - дом, где жил Сперанский".

А дальше Петербург и блестящая карьера - указы и манифесты, преговоры с Наполеоном, стихи и масонство. Сперанский хотел отменить крепостное право и дать России Конституцию - а в результате был обвинен в измене и оказался в ссылке в Перми.

Михаил ПЛЕНКИН, председатель Владимирского городского краеведческого общества: "Друг у него был, Магницкий, который разболтал государственную тайну, потому что в то время Сперанский по повелению императора Александра I имел сношения c послом Чернышевым в Париже, и вот эта тайна переписки была нарушена. То есть формально повод был".

После смерти супруги священники жениться снова права не имеют. Семинарист Сперанский, хоть священником и не стал, этот запрет вольно или невольно исполнил.

Александр КАПУСТКИН, руководитель инициативной группы по увековечиванию памяти М.М. Сперанского: "Женившись однажды на Елизавете Стивенс - вот на своей жене, католичке, пожив с ней все 11 месяцев - она умерла после родов через 2 месяца, Сперанский больше никогда не женился. И последние слова, которые он произнес перед смертью, как раз он сказал: как счастлив, что я встретил ее."

На владимирской земле гордиться родством с видным государственным деятелем некому. Даже сама фамилия чуть не исчезла. Единственный внук Сперанского долгое время носил фамилию Кантакузин, но потом по царской милости он все же стал Кантакузиным

Сперанским. Среди потомков нашего земляка - ученые, военные, и даже директор крупной фабрики в ЮАР и представитель небезызвестного американского рода Грантов.

Источник: http://www.6tv.ru/news/view/11924/

 

«Я ни разу не слышала лозунга «Русские, рожайте!»



16 ноября – Международный день толерантности. Сегодня нейтральное, по сути, понятие стало одной из самых горячих тем, вызывающих множество вопросов.

Именно о толерантности мы беседуем с Хуршедой Хамракуловой, членом Общественной палаты по образованию в Москве, членом Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, председателем совета РОО «Таджикский культурный центр».

- Какой смысл Вы вкладываете в понятие «толерантность»?

- Русские говорят: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Таджики - «Дар шахри якчашмон рави, якчашма шав» («Попадешь в город одноглазых – стань одноглазым»). Почему у разных народов возникают пословицы с похожим смыслом? Это терпимость? Нет, речь не о том, чтобы терпеть друг друга, стиснув зубы. Это принятие различий, понимание, следствием которого является деликатное, корректное по отношению к другим людям поведение. Вот это слово – корректность – мне больше нравится. Фактически это основное условие выживания любого социума с древних времен. И наши пословицы – это выстраданные, вынесенные из опыта жизни правила поведения.

Сегодня мы говорим о глобализации как примете нашего времени. Но и в древности связи между народами и государствами, в частности между Европой и Азией, были значительно более интенсивными, чем нам сегодня кажется. Это подтверждается и существованием общемировых сюжетов, и тем, как отражаются сугубо национальные сюжеты в культурах других народов, как они там преломляются.

Мы знаем, что Александр Македонский – завоеватель, подчинивший себе царство Ахеменидов и Центральную Азию и создавший крупнейшую мировую империю древности. Сколько веков прошло с тех пор? Где Древняя Греция и где царство Ахеменидов?! Но сказания об Искандере Двурогом на завоеванных им территориях сохранились до сих пор. Есть, например, притча, согласно которой Александр, умирая, повелел, чтобы его длань была выпростана из савана, дабы все видели: даже он уходит из этого мира с пустой рукой!

Легенд множество, но во всех Александр фигурирует как великий и справедливый царь, несмотря на то, что был завоевателем. Почему? Потому что он не указывал народам, как им жить, не уничтожал их национальную культуру.

Другой пример – литературный. Сюжет старинной русской сказки о Еруслане Лазаревиче заимствован, окольными, конечно, путями, из иранских народных преданий, а имя героя – русская трансформация имени иранского богатыря Рустама Золи Зара, героя и этих преданий, и поэмы Фирдоуси «Шахнаме». Сказочный сюжет соединил славянскую Русь и древнюю Персию.

Такого рода вольтова дуга между народами возникала на всем протяжении человеческой истории. Возьмите Великий Шелковый путь, который связывал все великие цивилизации Старого Света от Европы до Китая, – это огромное расстояние даже по сегодняшним представлениям, а мы знаем, что по нему шли караваны. Значит, им приходилось весь этот путь – из Римской империи через страны Ближнего Востока в Центральную Азию, в Самарканд и Бухару, оттуда в Индию и Китай – измерять шагами. Караван шел не один и не два месяца. Этот путь в один конец занимал до трехсот и более дней. И каждая веха на этом долгом пути – новый народ, другой язык, другая культура, чужие обычаи. И каждый раз каравану надо с ними ладить, надо взаимодействовать, надо приспосабливаться. И каждый раз это узнавание, это знакомство с новой информацией. Торговля – это тоже культурный сюжет: Великий шелковый путь на протяжении полутора тысяч лет был тем каналом, по которому шел постоянный обмен культурными достижениями — новыми товарами, знаниями и идеями. И народы, живущие на маршрутах Шелкового пути, более толерантны, более деликатны и корректны по отношению к другим, чем те, где таких взаимодействий не было или они были не столь интенсивными.

Подобная корректность, повторюсь, – единственное условие выживания любого социума, любого общества. Инстинкт самосохранения диктует ему установление корректных отношений между людьми. Если этот инстинкт нарушен, общество ждет саморазрушение. Но одного провозглашения политкорректности мало. В связи с этим, между прочим, уместно упомянуть, что государство Александра Македонского распалось после его смерти, будучи лишенным внутренней связи. Не извлечь ли нам урок из этого? Чем укрепляем мы внутреннюю связь в Российской Федерации, какой идеей обеспечиваем единство российского народа? Без единства народа нет и не может быть крепкого государства.

- Меняется ли уровень такой, как Вы говорите, корректности в российском обществе, каков общий вектор в последние годы?

- 7 ноября 1997 года я в Питере видела, как по Невскому проспекту, по направлению к памятнику Екатерине Великой, шла организованная толпа – шла на разрешенный властями города фашистский митинг. Люди были в повязках с изображением свастики. Пользуясь рупором, организаторы выкрикивали нацистские лозунги, которые толпа мгновенно подхватывала. Шествие охранял усиленный наряд милиции. Скажите, что должны были чувствовать люди, пережившие блокаду, если даже я, родившаяся после войны, не могла сдержать рыданий? Как могли выдержать их сердца подобное кощунство? Я не знаю. Мне и сейчас за них больно.

Прошло двенадцать лет, и недавно мне рассказали: группа скинхедов взяла кровь из вены у своего сверстника-таджика, приготовила напиток из этой крови и пустила чашу по кругу.

О чем можно говорить? Подобных позорных явлений, возможно, не было бы, если бы за убийства на почве ксенофобии наши суды выносили приговоры, соответствующие жестокости преступлений, а не называли их «хулиганскими действиями», как это было все последние годы.

Такие действия властей наталкивают на мысль, что они «рассортировали» народы: есть самый хороший народ, есть те, кто несколько хуже, и есть третьесортные, убийство представителей которых является всего лишь «хулиганством». Это страшная позиция, тиражирующая убийц. Нельзя приучать свое же гражданское население к агрессии! Вчера били армян, сегодня таджиков, а завтра будут бить или убивать любого, кто кому-то не понравится. Я вижу, что власть не может или не хочет ничего менять, более того, сознательно или несознательно создает условия для агрессии против «неместных», «нерусских», «черных».

Когда всю торговлю огромного Черкизовского рынка переводили на сравнительно небольшие площади в центре жилого массива Люблино, населенного в основном европейским населением, разве не понимали, что это вызовет новую волну выступлений? И теперь под моими окнами проходит манифестация во главе со священниками, где участвует много молодых людей. Они кричат: «Москва для москвичей», «Россия для русских», «Черномазые, вон из страны» и так далее.

Мне больно за нашу страну, за моих сограждан. Разве в моих жилах течет только

таджикская кровь? Мой отец воевал с первых дней войны, форсировал Волгу, освобождал Сталинград, был тяжело ранен на Курской Дуге. Его, полумертвого, вынес из боя грузин Джангава, а потом в Воронежском госпитале ему переливали кровь добровольных доноров – людей разных национальностей. Сколько и чьей крови ему перелили? И когда я сегодня вижу нацистские символы и нацистские призывы, удивляюсь, почему у нас это не карается. Разве свобода в этом?!

- С тем, что нацистская идеология должна быть вне закона, согласится каждый нормальный человек. Но часто под лозунги «Россия для русских» подводят «патриотическую» основу. Мол, нация вымирает, скоро вообще не будет людей славянской внешности, нужно что-то делать…

- Я ни разу не видела лозунга «Русские, рожайте»! Вместо того чтобы призывать молодежь создавать здоровые, крепкие, многодетные семьи, стимулировать ее к этому, ее выводят на ксенофобские митинги. Где примеры для подражания? Почему нет фильмов, пропагандирующих семейные ценности? Последний такой фильм, «Однажды 20 лет спустя», сняли сорок лет назад! А ведь масс-медиа, искусство могут сделать очень много для создания здоровой атмосферы в обществе!

Есть объективный фактор: в России очень большие незаселенные или малозаселенные пространства, откуда к тому же не один год идет огромный отток населения. На Дальнем Востоке по нашу сторону границы живет семь миллионов человек, а на китайской стороне вдоль той же границы – 140 миллионов. И что, эти 140 миллионов из полутора миллиардов будут сидеть и ждать? Кем лучше заселять пустующие земли – китайцами или нашими бывшими соотечественниками, которые родились в Советском Союзе, не совсем потеряли связи с Россией, не утратили языка, да и менталитет имеют сходный с российским?

Приезжие могут стать гражданами России, причем не самыми худшими. Посмотрите, как работают таджикские врачи, какой у них рейтинг! Как работают другие специалисты – в самых разных областях! Как-то мне позвонила русская женщина из подмосковного Болшева: «У меня няня-таджичка, замечательная, любит детей, дети тоже привязались к ней, но ей не дают прохода «радетели за русский народ». Я боюсь за нее. Подскажите, как ее защитить?».

Могу со всей определенностью сказать: если не изменится отношение к тем, кто приехал добросовестно работать, это будет хуже для самой России, прежде всего.

- Чиновники говорят: мы не хотим, чтобы мигранты оставались в России, мы хотим, чтобы они приезжали, отрабатывали какое-то время и уезжали, чтобы они не привозили сюда свои семьи.

- Тогда надо отдавать себе отчет в том, что скоро в России некому будет не только работать, но и жить. Посмотрите, как живет сегодня Россия! Дороги плохие, частный бизнес не развивается из-за взяточничества чиновников, население спивается... Четыре миллиона беспризорников – они разве на совести мигрантов? Разве плохо для общества, если в нем станет больше активных, работящих людей, если в нем будет более здоровая атмосфера? Взаимное влияние культур всегда обогащает. Поверьте, русский язык точно не стал хуже оттого, что в Россию приехали люди других национальностей. Зато коренные жители его опустили ниже некуда. Вот проблема. Мне за русский язык и народ обидно – иногда я думаю, что я большая патриотка, чем русские.

- Часто приводят в пример страны Западной Европы, ту же Францию, где мусульманская молодежь стала опасной и неуправляемой силой.

- Франция веками была страной мононациональной, у нее нет опыта масштабной интеграции других народов. Россия генетически многонациональна, в этом ее богатство и сила. Другой страны такой нет. Россия изначально была нацелена на то, чтобы присоединять соседние территории, постепенно расширяя свои. Не уничтожать, не завоевывать, а присоединять, что позитивно по своей сути. Моя бабушка, которая родилась в 1886 году и которая страшно потерпела от Советской власти, осталась одна с тремя детьми, говорила: времена Николая были лучшими. Царизм не пытался переделывать народы, не лез со своим уставом в чужой монастырь, не ставил задачу грести всех под одну гребенку.

Потом пришла большевистская идеология: не будет наций, будет одна общность – советский народ. Не буду говорить о средствах, но удалось создать эту общность. Мы поняли это, только когда потеряли – я с ностальгией говорю об этом. Советский народ был не мифом, а реальной и очень мощной силой. И я не сомневаюсь, что если бы СССР сохранился, мы жили бы лучше – при условии разумных реформ, разумеется.

Главное – была идеология, построенная на идеях коммунизма. И она оказалась выше руководителей. Больше того, народ в целом соответствовал идее больше, чем руководители страны.

- Вернемся к Франции…

- Если вернуться к Франции, то, кроме того, о чем я сказала, то есть кроме отсутствия опыта интеграции других народов, причиной явлений, которые мы наблюдаем, не в последнюю очередь стало отсутствие воспитывающей, формирующей сознание молодежи идеологии. Свято место пусто не бывает, и если нет государственной светской идеологии, возникает идеология исламского фундаментализма, православного фундаментализма, какого угодно религиозного экстремизма, сект и так далее.

И России необходима идеология, чтобы не допустить чего-то подобного. Хваленая американская демократия – разве там нет идеологии? Есть: Америка превыше всего! Что это значит? Это значит, что каждый американец ценен, что перед законом все равны, что нет американца высшего сорта, низшего сорта и так далее. Американцы меньше чем за 50 лет выстроили вполне толерантное общество! И это там, где совсем недавно свирепствовал ку-клукс-клан. Эти рецепты не нужно выдумывать, они достаточно известны.

- Можете перечислить?

- Прежде всего, системность во внутренней политике, в национальной политике. Если мы

говорим, что мы россияне, что народы имеют равные права, что многонациональность – наше богатство, которым мы гордимся, это должно быть везде: в кино, в газетах, на всех каналах ТВ, в школе, в вузе, в любом учреждении.

Если мы говорим, что перед законом все равны, милиционеры не должны вылавливать в метро у эскалатора по одним только им известным признакам – затравленному взгляду, что ли, – инородцев. Человек ничего плохого не сделал, но должен откупиться от милиционера, иначе тот просто порвет его документы. Все это – с одобрения власти и при нашем общем молчаливом попустительстве.

Только ли милиционер виноват? Сколько он получает за службу – 20-25 тысяч рублей? Он должен на эти деньги содержать жену, ребенка, рожать следующего, лечить, дать образование детям и так далее. В таком дорогом городе, как Москва, на его зарплату не проживешь. Об этом должна думать власть, но у нас представители власти, к сожалению, чаще всего думают только о личном обогащении.

- Сейчас идеи в нашей стране нет…

- Когда я прочитала статью «Россия, вперед!», то почувствовала, что моя душа впервые за многие годы отозвалась на речь главы государства. Все правильно, все в точку, акценты верно расставлены, проблемы сформулированы самые болезненные. Но как бороться с коррупцией, разъевшей всю вертикаль власти, – ведь ржавчина не может бороться сама с собой! Где механизмы реализации? Лишь бы все не осталось на уровне деклараций.

Главное, президент сказал: помогайте мне. И захотелось засучить рукава, бежать ему на помощь. Уверена, 90 процентов населения страны готовы его поддержать.

- Допустим, власть в руках у Вас лично. Чтобы Вы сделали, чтобы в России хорошо жилось всем народам и чтобы через 50 лет люди с голубыми глазами у нас еще рождались?

- Чтобы в России всем хорошо жилось, нужны работающие одинаково для всех законы. Это та системность, о которой я говорила. Когда для всех есть определенные нормы поведения, когда чиновник знает, что за взятки сажают в тюрьму, а мигрант – что он должен вести себя в соответствии с правилами нашего социума, иначе будет отвечать перед законом.

Нужно гражданское, неравнодушное общество, которое должно контролировать, как власть выполняет свои обязательства перед гражданами.

Нужна целенаправленная пропаганда семейных ценностей. Нужна продуманная система охраны материнства и детства. Нужна существенная финансовая поддержка молодой, растущей семьи. Постоянная, а не единовременная помощь семьям с детьми, чтобы удержать приемлемый уровень жизни. Нужно увеличить размер пособий…

- Ваши оппоненты приведут в пример Скандинавию и другие европейские страны, где увеличение пособий не привело к желаемому результату.

- Россию нельзя сравнивать с этими странами. Там уровень эгоизма настолько высок, что уже никто не думает о продолжении рода, нации. У нас, как это ни странно звучит, не до конца уничтожены коллективизм, общинные поведенческие стереотипы. Народы в нашем евразийском пространстве, в том числе и русский, сохранили здоровые начала, об этом не надо забывать.

Исторически Россия – страна уникальная, и я иногда думаю, что правильно ее называют «богоизбранной». У нее есть все, чтобы стать территорией, которая осеняется светом божьим. Просто для этого нужны не только слова. В древней книге зороастризма, «Авесте», говорится, что человек должен руководствоваться нравственной триадой: «благая мысль, благое слово, благое деяние». Какая мудрая мысль! Вот бы ее взял на вооружение каждый чиновник, каждый россиянин! Тогда мы с Вами говорили бы о чем-то другом, более приятном.

Вопросы задавала Ирина Ильина

Источник: http://www.ferghana.ru/article.php?id=6372

 

Итальянским однофамильцам разрешили использовать прозвища в документах



Жители итальянского городка Кьоджа (Chioggia), расположенного неподалеку от Венеции, официально получили право использовать свои прозвища в качестве второй фамилии, пишет The Guardian. По словам мэра Романо Тьоззо (Romano Tiozzo), это позволит избежать путаницы во время составления официальных документов.

Министерству внутренних дел пришлось издать соответствующий указ, так как в Кьодже проживают слишком много однофамильцев. Население городка составляет приблизительно 52 тысяч человек. Из них восемь тысяч носят фамилию Босколо (Boscolo), а еще пять тысяч - Тьоззо. Теперь жители Кьоджи смогут использовать прозвища (среди которых, в частности, "Толстый" и "Сумасшедший") для того, чтобы определить, о каком человеке идет речь.

Жители Кьоджи, большая часть которых занимается рыбной ловлей или плетением кружев, начали использовать прозвища более двухсот лет назад. Впервые они появились в церковных книгах, когда численность населения небольшого городка начала расти. Однако до сих пор прозвища нельзя было использовать в документах.

Всего жители города используют около 300 прозвищ, принадлежащих различным семьям. Заместитель министра внутренних дел Микелино Давико (Michelino Davico) сообщил итальянской газете Corriere della Sera, что если в других итальянских городах возникнет подобная ситуация, то местным жителям также позволят использовать прозвища, чтобы не возникало путаницы, передает Lenta.ru.

Источник: http://www.vesti.az/news.php?id=23400

 

Брат Барака Обамы написал книгу об их отце

 

Похоже, газета Telegraph поспешила поместить мемуары американского президента Барака Обамы «Мечты от моего отца» на второе место в списке лучших книг нулевых годов XXI века. Серьезную тень сомнений на достоверность воспоминаний сановного автора бросил сводный брат Барака Марк. Сегодня газета сообщает о буквально шокирующих деталях портрета общего отца Марка и Барака.

Эта история стала раскручиваться накануне первого официального визита президента США в Китайскую народную республику. Выяснилось, что в пригороде китайского города Шенжень (провинция Гуандун) скромно проживает единокровный брат могущественного обитателя Белого дома Марк Ндесанджо.

Накануне приезда в Китай президента Америки Марк Окот Обама Ндесанджо вышел из тени, чтобы поведать шокирующие подробности о покойном Бараке Обаме-старшем, отце обоих братьев. Марк издал свой автобиографический роман под названием «От Найроби до Шенженя: рассказ о любви на Востоке», в котором рисует отвратительную картину детства, прошедшего в винных парах и атмосфере насилия. И эта картина разительно отличается о той, что изобразил в своей книге «Мечты от моего отца» (1995) Барак Обама-младший.

Марк, который живет в Китаe уже семь лет, вспоминает об ужасных сценах, когда пьяный отец избивал его самого и его мать. Эти воспоминания до сих пор доставляют мне боль, - говорит брат Обамы. Марк описывает действительно тяжелые сцены, когда распоясавшийся мужчина издевался над женой и детьми. «Помню, мать с криками и в слезах вынуждена была ночью убегать из дома, чтобы избежать тяжелых побоев, - пишет Марк Ндесанджо. – Помню глухие удары, звук падения тела. И еще – мой желудок всегда был пустым. «Ты ублюдок!» - кричала мать, защищаясь от ударов. И так было много раз».

Роман «От Найроби до Шенженя» дает возможность приоткрыть завесу информационной недостаточности над жизнью семьи американского президента. Отец Барака Обамы был женат четыре раза, имел восемь детей. Марк Ндесанджо, которому сейчас 43 года, родился от третьей жены Барака-старшего. Ее звали Руфь Найдсэнд, и она происходила из еврейско-американской семьи выходцев из Литвы. Молодые встретились в Бостоне, где Барак учился в Гарварде после развода со своей второй женой – матерью будущего президента США. Бараку-младшему было всего два года, когда отец бросил его. Вновь они встретились только в 1971 году. Отец стал экономистом. Работал на правительство. Он погиб в автокатастрофе в 1982 году, управляя автомобилем в пьяном виде.

Разница в восприятии образа отца объясняется тем, что Барак мало знал папу лично, в основном, по рассказам родственников. В отличие от сводного брата, Марк Ндесанджо прожил с отцом до восьми лет, после чего его мать не выдержала и вернулась в Америку. «То, что я написал о Бараке Обаме-старшем, основывается на моем личном опыте, на моих собственных переживаниях и воспоминаниях, - утверждает Марк. - Моя мать говорит, что это был человек большого ума, но социопат. Он прошел путь от пастуха мелкого рогатого скота до почетного положения в кенийском обществе, но, увы, оказался не на высоте».

Мать Марка впоследствии вернулась в Кению, где заведовала детским садом в столице – Найроби. «Но детство мое прошло в Бостоне – пишет Марк. - А фамилия Ндесанджо у меня от отчима». Марк очень признателен матери. Свою книгу он посвятил ей и младшему брату Дэвиду, погибшему в мотоциклетной катастрофе.

Марк Ндесанджо лишь несколько раз в жизни встречался со своим влиятельным братом. В частности, был на церемонии инаугурации в Вашингтоне в январе. Он очень похож на Барака Обаму чертами лица и худощавой фигурой. Долгие годы он хранил молчание и на этот раз в беседе с корреспондентом Sundy Telegraph отказался говорить о политике. Марк утверждает, что выход его книги в небольшом издательстве в Калифорнии не был специально приурочен к визиту американского президента в Китай. «Я работал над этой книгой много лет, - утверждает Ндесанджо. - И я не раз отклонял выгодные предложения написать воспоминания о моем брате Бараке». В то же время трудно отрицать, что момент для публикации выбран весьма удачный. Первый визит американского президента в КНР с 1998 года обещает быть очень важным и насыщенным.

Марк мечтает познакомить Барака со своей любимой женой Лю Зухуа, с которой он живет уже год. Они проживают в скромной двухкомнатной квартире в высотном доме в Шенжене близ Гонконга. Здесь обитают миллионы людей, приехавших сюда в поисках работы и лучшей жизни. Сам Марк покинул США после 11 сентября 2001 года. Там он работал в телекоммуникационной фирме и был уволен в связи с сокращением персонала.

Ндесанджо бегло говорит на китайском языке и грамотно пишет. А еще он – джазовый пианист, обучает игре на фортепиано местную детвору и жертвует 15 процентов своего скромного дохода детскому приюту. В Китае ему нравится любовь и внимание к семейным ценностям. «Если я увижусь с братом, я скажу ему о том, как много люди в Китае готовы работать ради благополучия своих семей,- говорит Марк Ндесанджо.

Источник: http://www.culturavrn.ru//page.php?id=370


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное