Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


МЕЖЛУМЯН

     Фамилия Межлумян хранит память о личном имени родоначальника. Основу фамилии составляет  имя  Межлум - от древнего арабского слова «меджнун» -  «страстно влюблённый, потерявший голову от  любви».  Слово «меджнун» превратилось в имя собственное  благодаря  сказанию о  Меджнуне и Лейле. Легенда о любви юноши и девушки, принадлежавших к двум  враждующим   племенам, родилась в глубокой древности в странах арабского Востока.  История  Лейлы и Меджнуна послужила  сюжетом  поэм Низами, Джами, Хатифи,  Фузули. Имена Лейлы и Меджуна (по-армянски “Լեյլի և Մեջլում”) стали символом верной любви. Родоначальник семьи Межлумян носил старинное имя Межлум (по-армянски Մեջլում или Մեժլում). От этого имени  при помощи  патронимического суффикса –յան была образована фамилия Մեժլումյան (или Մեջլումյան), означающая «принадлежащий к роду  Межлума».

     Имя Межлум увековечено в армянской  литературе, например: «В 1804 году князь Цицианов осадил Эривань. Ученик тавризского оружейника  маленький  Межлум перешёл границу и примкнул к русским войскам.  В одном из боёв он  попал в плен и вновь очутился в Тавризе. Хотели казнить его - убежал и снова перебежал к русским. В Тавризе он появился вновь лишь спустя двадцать лет в составе дипломатического корпуса русского посла Александра Грибоедова» - Агаси Айвазян,  «Негронк» (рассказ основан на подлинных  событиях).

     В прошлом  имя Межлум считалось преимущественно  аристократическим. Обладатели имени Межлум и  образованной от него фамилии  оставили след в истории Армении. Например, такое имя носил один из меликов Арцаха. В 1780 году Межлум стал правителем Джраберда, унаследовав княжество своего отца Атама Мелик- Исраеляна. Раффи  так охарактеризовал мелика Межлума: «этому юноше были присущи мужество и патриотизм его отца». Межлум Мелик-Исраелян погиб в 1796 году во время обороны крепости Гандзак. По словам историка, с гибелью Межлума «Карабах лишился своего верного патриота». Наследником Межлума стал его сын Атам,  известный как Атам II Мелик-Исраелян. Единственная дочь Атама II,  Саар-наз, была выдана замуж за Саи-бека, сына нахичеванского правителя. Впоследствии Саи-бек  унаследовал Джраберд и принял родовое имя жены. Его потомки вошли в историю  как род Мелик-Межлумян. Известно, например, что Арам Мелик-Межлумян, владетель  Джраберда, был в числе правителей Арцаха, подписавших в 1806 году письмо  российскому императору с просьбой принять их владения под протекторат России.

     В настоящее время в Армении фамилия Межлумян  не входит в число наиболее распространённых, но среди её  носителей – люди, уважаемые в своей стране и за её пределами. Так,  в сборнике «Кто есть кто в науке Армении» отмечены: Межлумян Гарник  Багратович, Межлумян Пайцар Гарушевна, Межлумян Рафаел Арташесович. Встречается эта фамилия и в России. Например, среди 1008744российских  ветеранов Великой Отечественной войны, встретивших 60-летие Победы, два обладателя этой фамилии: Александра Дорофеевна Межлумян (р. 1920, Калиниградская область) и Сулейман Апресович Межлумян (р. 1925, Ставропольский край).

Источники:  Кто есть кто в науке Армении. Сборник, посвящённый 1700-летию принятия Арменией христианства в качестве государственной религии. Ереван, 1999.  Раффи. Меликства Хамсы. Перевод с армянского Л. М. Казаряна. Ереван,1991. Программа «Российские династии» Международного института генеалогических исследований

 

Во Владикавказе вышла в свет «Генеалогия народов Кавказа»



На днях во Владикавказе, в издательстве Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (СОИГСИ им.Абаева) вышел в свет сборник «Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность». Это уже второй сборник по данной теме, подготовленный по инициативе председателя Северо-Осетинского историко-родословного общества кандидата исторических наук Ислам-Бека Марзоева.

Генеалогия - весьма интересная наука, она интересна всем. Ей занимаются как профессионалы, так и любители. Кому-то достаточно узнать историю своих предков, а кто-то пишет солидные, обширные работы по происхождению династий, родов, фамилий.

В данном сборнике опубликованы статьи как известных историков, так и школьников, дипломантов конкурса «Моя родословная. История моей семьи». Здесь представлена авторы из республик и краев Северного Кавказа, некоторых регионов России, а также Закавказья и дальнего зарубежья - Турции.

Читатели могут ознакомиться с вопросами генеалогии аристократии Киликийского Армянского королевства, узнать историю фамилий - Абаевы, Баскаевы, Фидаровы, Цагараевы, Ахундовы, о том кто такие Тагаурские алдары Мамсуровы. Кого-то заинтересует тема: «Ногайцы, награжденные серебряной медалью «Кавказ 1837 год» или «Военная служба карачаевской аристократии»...

В целом это нужный и полезный сборник, который может заинтересовать многих. Можно лишь сожалеть, что это - не регулярное издание.

Источник: http://osradio.ru/literatura/30071-vo-vladikavkaze-vyshla-v-svet-genealogija-narodov.html

 

Курские архивисты: у Казимира Малевича был не только сын, о котором никто не знал, но и дочь



Месяц назад «Комсомолка» писала о том, что сотрудники Курского госархива в тоненькой метрической книжке, пережившей революцию, гражданскую и Отечественную войну, нашли два уникальных документальных свидетельства из жизни художника с известным на весь мир именем - Казимира Малевича (читайте: "Необычная находка в Курске: у Казимира Малевича был сын, о котором никто не знал?"). Запись под номером 25 - о рождении и крещении сына Малевичей Георгия, о котором до сих пор ничего не было известно. Это стало настоящей сенсацией.

Оказалось, что на этом удивительные открытия сотрудников архива не закончились.

- Мы догадывались, что в переданных госархиву метрических книгах может быть еще что-то интересное. Стали подробнее изучать книги и выяснили, что Георгий не был единственным ребенком, а котором не было ничего известно, - рассказала Маргарита Литвинова, директор Курского госархива. – В одной из обветшавших метрических книг нашли запись о том, что спустя полтора года после появления на свет мальчика у Малевичей родилась дочь. Назвали ее Иванной.

Девочка родилась 25 февраля 1904 года. Вот что записано в первоисточнике: «Тысяча девятьсот четвертого года июня 29 дня в Курском римско-католическом приходском костеле окрещен младенец по имени

Иванна ксендзом Мотуззом с совершением все обрядов таинств». Восприемниками (или крестными) рожденного младенца стали Леонард Юревич с Софией Зглейцовной».

- Эти записи стали весомым документальным подтверждением того, что в начале XX века Казимир Малевич проживал с семьей в Курске. Нам еще предстоит найти ответы на многие вопросы, связанные с этим периодом жизни художника, - говорит Маргарита Литвинова.

СПРАВКА «КП»

Казимир Северинович Малевич ( 23 февраля 1878 года – 15 мая 1935 года) – художник-авангардист, основатель одного из направлений в абстрактном искусстве - суперматизма.

В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Здесь Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника.

С 1925 по 1926 годы Малевич руководил Ленинградским государственным институтом художественной культуры, возглавил в нем формально-теоретический отдел.

Самая известная картина Малевича – «Черный квадрат». Художник написал ее в 1915 году.

Источник: http://kp.ru/daily/24575.4/746577/

 

Расписались Екатерина II и Павел I

 

Век XVIII в представлении обывателя – эпоха романтическая. Дворцовые перевороты, императрицы во главе государства, Пугачевский бунт и Семилетняя война, которую знают по фильмам о гардемаринах. Блистательная эпоха, после которой царская власть уже не была никогда такой роскошной и безрассудной.

Но это в столицах – Москве и свежеотстроенном Петербурге. Российская провинция жила лишь отголосками столичных реформ, побед и утех. Хотя были и исключения, в число которых попал и наш Симбирск, именовавшийся еще Синбирском. Город императорской волей именно в эту эпоху получил статус крупного административного центра, встретил первого губернатора и проводил на эшафот последнего крестьянского бунтаря. А началось все с елки О том, какие следы оставил XVIII век, рассказывает выставка в читальном зале областного госархива в Мемцентре. На ней представлены самые интересные документы века, хранящиеся в Ульяновске.

Открывает экспозицию соответствующий эпохе документ – верительная грамота, выданная посольству, отправленному Петром I в Османскую империю в декабре 1700 года. Начинают грамоту золоченые буквы, складывающиеся в перечисление регалий государя Российского и султана Турецкого. Грамота была выдана Петром князю Дмитрию Голицыну, возглавившему посольство. Целью посольства было закрепление мира с турками, чтобы страна, не отвлекаясь на юг, могла бороться за Балтику со шведами на севере.

Кроме Голицына, копии государевой грамоты были выданы двум другим членам посольства – стольнику Ивану Толстому и дьяку Макару Полянскому. Копии были неотличимы от оригинала, ведь, если б Голицын не добрался до цели путешествия, вручать султану нужно было запасную грамоту. К счастью, посольство прошло без зацепок. Голицын до Турции доехал жив-здоров, Османская империя, пока Россия воевала на севере, государство наше на юге не донимала, а копия императорской грамоты, выданная Ивану Толстому, осталась у него храниться и позже оказалась в областных архивах, ведь отправленный в Турцию стольник был дедом симбирского губернатора Александра Толстого.

Хотя вернее будет начинать историю XVIII века не с позолоченных грамот, а с елки. О ней говорится в представленном на выставке указе Петра от 22 декабря 1699 года о праздновании Нового года в России с первого января и необходимости украшать на праздник хвойные деревья. В соответствии с указом, первый зимний Новый год в стране отметили 1 января 1700го. До этого же год встречали 1 сентября. Так что 1699-й умудрился уложиться всего в четыре месяца.

За реформы – в холопы, а за «двойку» – в матросы Впрочем, от реформаторского правления Петра в области сохранилось не так много документов. А дошедшие подтверждают, что реформы в России всегда шли нелегко для простого народа. Так, согласно ссудной кабале от июня 1717 года, вольный человек Никита Алексеев пошел к синбирянину Неронову на вечное холопство за ссуду в 10 рублей, лошадь и корову. На шедшие в стране реформы, объясняет архивист Антон Шабалкин, требовалось немало денег и, чтобы наполнить казну, вводились все новые налоги. Простому мужичку было легче отдать себя в крепостное рабство–за десять рублей, чем возвращать все возраставший долг государству.

После Петра начались смена императриц и разгул нравов в Петербурге, но при этом, свидетельствуют документы, в целом в России продолжали насаждаться образование и культура.

В архиве хранится несколько рукописных гражданских и церковных книг этого времени.

В книгах – песнопения и любопытные для исследователей акварельные узоры. Возможно, книги старообрядческие, ведь у староверов были проблемы с выпуском печатной продукции.

А вот своеобразный травник явно принадлежал не простым людям. Крестьянам-то к чему знать про кипарис и его целебные свойства?

Сборником с описанием растений и способов их использования для поправки здоровья, похоже, зачитывались дворяне.

Пришедшая на трон после Екатерины I и Анны Иоанновны Елизавета, хоть и прославилась веселым нравом, для распространения культуры также сделала немало. Об уровне интересов тогдашнего офицерства свидетельствует рукописный том «История о Мелентесе и Паламедесе». Увесистую книгу, как указывается на последнем листе, переписывал служитель капитана лейб-гвардии. На досуге гвардейский офицер предпочитал беллетристику – «История» содержит рассказ о Нероне, приключения, любовные эпизоды и страшилки.

Впрочем, офицерству приходилось не только наслаждаться чтением. При Елизавете была выиграла Семилетняя война против Пруссии, та самая, о которой рассказывается в «Гардемаринах». В честь победы по тогдашней традиции императрице сочинялись оды. С содержанием одной из них можно познакомиться на выставке. Высокий слог не гарантируется, уточняет Антон Шабалкин: подобные сочинения получившие неплохое образование дворяне могли писать для души, зачастую они даже не публиковались, не говоря уж о том, чтобы быть доведенными до императрицы.

Кроме сочинения од, дворянам нередко приходилось составлять свои родословные. Но если сейчас генеалогию изучают больше для солидности, то три века назад сведения о родственных связях носили чисто практический характер и не имели пафосного сопровождения.

Так, в экспозицию вошла родословная Ивашевых. Выполненная на небольшом листке, схема родственных связей походит на детский рисунок, но предназначение ее более чем серьезное. Похоже, это приложение к какому-то прошению, возможно, заявка на открывшееся наследство, получить которое можно было, доказав свою принадлежность к роду умершего.

Если заучивание родословных считалось нужным, потому что могло сослужить дворянам пользу, то к получению образования их все-таки надо было принуждать. Меры для этого использовались самые жесткие, свидетельствует паспорт, выданный семилетнему недорослю из дворян. В документе указано, что ребенок должен на дому обучиться грамматике и арифметике и в положенный срок явиться на экзамен. Если проверку провалит – будет отправлен на флот матросом навечно без права повышения в чине. Стимул весьма серьезный.

За Пугачева вешали каждого сотого Правлению Екатерины II на выставке посвящено наибольшее количество документов. Всетаки руководила страной она 34 года – больше всех князей, генсеков и президентов. Ей же, видимо, было посвящено самое большое количество од. Причем самых пафосных. Чего стоит название представленной на выставке «Оды на вожделеннейший день преславного восшествия на Всероссийский императорский престол Ее Августейшего Императорского Величества, Всепресветлейшей и Державнейшей Великой Государыни Императрицы Екатерины Второй, Самодержицы Всероссийской и Матери Отечества, в изъявление истинной радости российских муз и верноподданного всех всехусердия, сочиненной Александром Перепечином».

Впрочем, о правлении Екатерины в Ульяновском архиве свидетельствуют не только посвященные ей стихи, но и документы, подписанные ее собственной рукой на пару с ближайшими родственниками. Так, грамота от 1765 года, выполненная на пергаменте, сообщает о произведении в капитаны первого ранга Саввы Назимова. Ниже императрицы на документе стоит подпись: «Павел, генерал-адмирал».

Так незатейливо подмахивал государственные бумаги десятилетний наследник трона Павел Петрович.

А через десять лет, в 1775 году, свидетельство об увольнении со службы в гвардии Александру Толстому, будущему симбирскому императору, Екатерина подписывает на пару с князем Григорием Потемкиным. Документ оказывается засвидетельствован сразу и государственными деятелями, и молодоженами. В тот год императрица пошла под венец с фаворитом Потемкиным, а позже родила ему дочь.

Но, кроме личных фронтов, Екатерине пришлось сражаться и с собственным народом. В ее правление вспыхнула последняя в России крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева. Симбирск не остался в стороне от бунта и, можно сказать, благодаря этому привлек внимание Александра Пушкина.

В конце «Истории Пугачевского бунта» он приводит сведения о жертвах восстания. Среди них указывается: «В Синбирском уезде убиты до смерти…». В числе убитых значится и подполковник Василий Языков, предок братьев Языковых. Поэтому-то к ним и приезжал с расспросами про бунт Пушкин.

Не менее интересные документальные свидетельства есть собственно и о самом восстании. На выставке представлена рукописная копия с печатного извещения главного карателя страны Петра Панина о разгроме и пленении Пугачева. Извещение дано на марше 25 сентября 1774 года, то есть уже по пути в Симбирск, куда ехал Панин, чтобы встретиться с плененным Пугачевым, которого под конвоем вез в наш город Александр Суворов. Среди прочих документов, подписанных Паниным в связи с бунтом, – указания, как казнить восставших, ставить виселицы у деревень, вешать их за шею или ребро, казнить каждого сотого, если выявить конкретных бунтовщиков в деревне не удается.

Селедка против законов природы Сам того не ведая, Емельян Пугачев заставил власти задуматься о новом территориальном устройстве России. Уж очень тяжело давались попытки погасить его бунт на огромной территории без четкой системы управления. И в 1780 году Екатериной было произведено новое деление территории страны на наместничества. Новый раздел страны позволил Симбирску, прежде относившемуся то к Казанской, то и вовсе к Астраханской губерниям, самому стать губернским городом. Согласно указу императрицы об учреждении Симбирского наместничества, вошли в новую территорию 13 уездов: Курмышский, Ардатовский на Алатыре, Буинский, Котяковский, Карсунский, Тагайский, Симбирский, Сенгилеевский, Канадейский, Сызранский и два заволжских – Ставропольский и Самарский.

Вместе с нарезанием территории страны на наместничества императрица принялась за сочинение гербов для городов, их прежде не имевших. Для этого собирались сведения об исторических событиях, природных явлениях и прочих признаках города. В итоге гербы часто составлялись с нарушением законов природы. К примеру, про герб Тагая дается объяснение: «Река в зеленом поле, по которому плывет рыба, именуемая Сельдь, ибо протекающая в сем городе река имеет сие имя». Река такая у нас действительно есть, но название ее к селедке отношения, увы, не имеет.

Кроме 230-летнего юбилея создания Симбирского наместничества, в этом году исполняется 225 лет топографическому описанию наместничества, выполненному Тимофеем Масленицким. Книга, к сожалению, в области имеется только в виде двух машинописных копий.

Разговоры о том, чтобы издать ее, ведутся много лет, но до дела пока не дошло.

Подкараулил губернатора Быть губернским городом 13 уездов Симбирску пришлось недолго. После смерти Екатерины Павел I, не дождавшись 40 дней с кончины матери, снова перекроил карту России.

12 декабря 1796 года вышел указ о новом разделении страны на губернии. Термин «наместничество» был убран, а из 13 подчиненных нам уездов осталось десять: Курмышский, Ардатовский, Алатырский, Буинский, Карсунский, Симбирский, Сенгилеевский, Сызранский, Ставропольский и Самарский.

Павел, долгое время наблюдавший за правлением матери и ее фаворитов, причастных к смерти его отца, принялся наводить порядок в жизни чиновничества и дворянства. Свидетельством этому – представленное на выставке предписание о четком стиле оформления документов и толковом изложении сути дел. «…И простым слогом, употребляя всю возможную точность, стараясь изъяснять лучше самое дело, а высокопарных выражений, смысл затемняющих, всегда избегать», – рекомендация двухвековой давности, которая пойдет впрок и нынешним руководителям.

Хотя доставалось от императора чиновникам порой и зря. Так, от его поспешного решения пострадал один из первых симбирских губернаторов Матвей Кромин. Его назначением на должность в 1799 году оказался недоволен комендант города Василий фон Гессен. Он занялся доносами. Возле съемной квартиры, где остановился губернатор, был выставлен караул, на что комендант написал жалобу о том, что чиновник позволяет себе слишком большие почести. Губернатора уволили, но вскоре после разбирательства выехавшей на место комиссии поста лишился и фон Гессен. Кромин же стал губернатором с самым коротким стажем – правил он нашей местностью всего два месяца.

Этим решением императора и закончился XVIII век для Симбирской губернии, но, чтобы завершить картину, стоит прихватить и немного века следующего. 11 марта 1801 года Павел подписал указ в ответ на ходатайство, пришедшее из Карсуна. В уездном Карсуне проходила тогда крупная ярмарка, но пользы городу она приносила мало – доход от аренды торговых мест и прочего уходил не в город, а в центральные органы. В ответ на обращение местного купечества император разрешил перераспределять эти средства.

Днем он подписал карсунский указ, а ночью был задушен. Возможно, последний документ, подписанный Павлом, долгое время хранился в Карсуне, но после революции пропал.

В областном архиве имеется его более поздняя рукописная копия.

Источник: http://sim-k.ru/2010/10/14/raspisalis-ekaterina-ii-i-pavel-i/

 

Герб Архангельска отмечает юбилей

 

230 лет назад, 13 октября (по новому стилю) 1780 года императрица Екатерина Вторая своим указом утвердила нынешнюю официальную эмблему Архангельска - на золотом фоне изображён летящий в лазоревом одеянии Архангел Михаил, вооружённый мечом и щитом, ниспровергал поверженного дьявола. До этого у города был другой символ...

Появление герба Архангельска связано с деятельностью Петра I по созданию русской регулярной армии. Войска для обеспечения их продовольствием размещали по губерниям и провинциям. При этом полки получали в основном наименования по городам, и на полковых знаменах велено было помещать гербы соответствующих городов. Так как большинство городов в это время гербов еще не имело, то появилась необходимость их составить. Полковые знамена с гербами изготовлялись централизованно в Москве в Оружейной палате, начиная с 1712 года, и оттуда рассылались в полки.

Первый герб Архангельска – Архангел Михаил на коне, поражающий дьявола, - появился впервые на знамени Архангелогородского полка в 1712 году, но уже в 1730 году в гербовнике армейских и гарнизонных полков вид его изменился - Архангел был изображен без коня. В записной книжке Петра I, относящейся к 1701 году, есть сделанный карандашом эскизный рисунок знамени. В центре знамени государственный герб, а вокруг - парные изображения четырех гербов: астраханского, сибирского, архангельского и еще одного герба, принадлежность которого не ясна. Это самый ранний по времени рисунок архангельского герба. И возможно, идея эмблемы этого герба принадлежит самому Петру.

Автором окончательной композиции архангельского герба, сохранившейся без изменений до 1917 года, считается граф Франциск Санти. Он был приглашен для сочинения гербов Петром I в 1722 году в учрежденную тогда геральдмейстерскую контору.

Екатерина II продолжила дело Петра Великого, и при проведении губернской реформы в 1775-1782 годах было предписано: «…каждому городу иметь герб, утвержденный рукою Императорского Величества, и оный герб употреблять во всех городовых делах».

Таким образом, уже существовавший герб Архангельска был официально утвержден императорским указом 2 октября 1780 года (старый стиль). На золотом фоне изображён летящий в лазоревом одеянии Архангел Михаил, вооружённый мечом и щитом и ниспровергающий поверженного дьявола, что символизирует победу сил добра над силами зла.

В советское время религиозные темы на официальных символах были не допустимы, поэтому был принят герб светского характера, на котором изображён корабль, так как Архангельск - крупный порт.

Возвращение к историческому гербу произошло 10 октября 1989 года, когда он был восстановлен в несколько измененном виде решением Архангельского городского совета народных депутатов.

Некоторые жители Архангельска считают, что герб необходимо изменить, поскольку он попирает православные каноны. Основной аргументацией является то, что сатана на нем изображен не смятенным и низвергнутым, как в старом гербе ( он был обращен там осознанно геральдически влево), а обернувшимся на Архистратига, то есть еще как бы противостоящим ему.

Эксперты в области геральдики предлагают провести конкурс на новое графическое изображение герба. По их мнению, вариант 1989 года по качеству уступает историческому прототипу и выполнен достаточно невежественно.

Источник: http://www.dvinainform.ru/news/2010/10/13/87426.shtml

 

Поисковики нашли останки воина, призванного на войну из Бийска



Сегодня, 18 октября, исследователь военной истории Евгений Платунов сообщил редакции ИА "Амител" о сведениях, полученных от Евгения Кожухова - руководителя поискового отряда "Гвардия" (Глинковский р-н Смоленской обл.).

"Лишь сейчас удалось полностью расшифровать записи найденного во время поисковой вахты этого года при останках у д. Ивонино медальона - "Солодовников Петр Илларионович, род. 1911, адрес - "г. Бийск, ул. Иркутская, д. 36".

В интернет-базе данных "ОБД-Мемориал" (obd-memorial.ru) Петр Илларионович представлен послевоенной анкетой розыска Бийского военкомата:

Фамилия Солодовников

Имя Петр

Отчество Илларионович

Дата рождения __.__.1911

Место рождения Алтайский край, г. Бийск

Дата и место призыва 23.06.1941 Бийский ГВК, Алтайский край, г. Бийск

Воинское звание красноармеец

Причина выбытия пропал без вести

Дата выбытия __.09.1941

Название источника информации ЦАМО

Номер фонда источника информации 58

Номер описи источника информации 18004

Номер дела источника информации 1252

"Искала в 1946 году воина через Бийский РВК жена - Зырянова Мария Степановна, проживавшая в тот период в Бийске на ул. Иркутская, 40. По имевшейся информации от солуживца Иванова Петр Илларионович Солодовников "убит в сентябре 1941", - поясняет Евгений Платунов.

По его словам, деревня Ивонино, где работали поисковики "Гвардии", находится сейчас на территории Глинковского района, а раньше относилась к Ельнинскому району Смоленской области. Ивонино расположено недалеко от деревни Ушаково, где в сентябре прошлого года были найдены останки еще двух воинов-земляков из алтайской 107-й стрелковой дивизии - Жуйко Василия Евтихеевича (Локтевский район) и Пильникова Николая Яковлевича (уроженец Тальменского района, жил в Барнауле).

В печатной Книге Памяти Алтайского края Солодовников Петр Илларионович записан как "пропавший без вести":

Фамилия СОЛОДОВНИКОВ

Имя ПЕТР

Отчество ИЛАРИОНОВИЧ

Дата рождения __.__.1911

Дата выбытия __.09.1941 ("Пропал без вести...")

Название источника информации Книга памяти. Алтайский край. Том 8 (стр. 303 - список г. Бийска) -

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=410951002

Источник: http://www.amic.ru/news/134628/

 

Построил крепость



Если пойти от храма Христа Спасителя вверх по Пречистенке, дома этого, под номером 1, не миновать 

Стоит, словно гренадер на смотру, выставив боевые награды на широкой груди, - уверенный в себе, непоколебимый... Это один из самых старых в Москве жилых домов. В конце XVII века построен.

Главный дом усадьбы князя Бориса Ивановича Прозоровского, главы Оружейного приказа Алексея Михайловича - батюшки нашего первого императора Петра Алексеевича, высоко ценившего Прозоровского - и не только за то, что происходил тот из рода Рюриковичей, а главным образом за то, что Оружейный приказ при нем обрел строгость разумную, не говоря уже о возросших доходах в государеву казну.

Удивительно, как перенес этот дом князя Прозоровского все московские пожары, потрясение множества разрушительных дней - стоит, как ни в чем не бывало, как неприступная крепость в крепости. И переходил из рук в руки, оставаясь в семье, пока не угас род вместе с последним из Прозоровских, Александром Александровичем - сенатором, генерал-фельдмаршалом и московским главнокомандующим.

Редкой отвагой обладал этот человек и весь свой бранный путь прошел сквозь дым и пламень сражений: даже будучи дважды ранен в Семилетнюю войну, возвращался в строй. Военным талантом он к тому же обладал ярко выраженным. Потому и развивалась его военная карьера, можно сказать, стремительно: начал войну поручиком, а в 1760 году вошел в Берлин уже подполковником, а главное - победителем.

Однако, кажется, вволю наглотался он дыма сражений, да и правое плечо после раны всю руку сковывало - попросился на отдых, и в 50 лет вышел в отставку, уехал в деревню и стал прилежно заниматься сельским хозяйством. Пока вдруг, совершенно для него неожиданно, не получил назначения на пост московского генерал-губернатора. Императрица писала ему: «Дошли здесь слухи, что все управление тамошнее, в том числе и полиция, пришли в слабость...» Так что некуда Прозоровскому было деваться. Пришлось московские дела поправлять.

Иными глазами посмотрел он теперь на Москву, по-хозяйски: «...рассмотреть потребно

переулки. Которые с такими непристойными изворотами, что стыдно видеть сию связь улиц древней столицы...» Ну, конечно, Петербург с его чертежной прямолинейностью куда как стройнее и проще... Только духа московского ему никогда не достигнуть. А переулки как раз тот дух и дают. Хотя далеко и не все, конечно.

По поручению Прозоровского Матвей Казаков спланировал новую Тверскую площадь перед домом главнокомандующего, достойную великого города, по настоянию же генерал-губернатора проложили улицу вдоль Китайгородской стены, во избежание разрушительных наводнений проложили укрепление берегов Москвы-реки диким камнем, и он же, Прозоровский, сделал все, чтобы деньги, отпущенные на строительство Голицынской больницы - городской, общедоступной, - не рассеялись по карманам чиновников. Пригляд тут особый был: матушка Александра Александровича была урожденной Голицыной.

Император Александр I произвел его в генерал-фельдмаршалы и направил командующим армией в Молдавию. А в помощь ему определил тогдашнего киевского военного губернатора Михаила Илларионовича Кутузова. До 1809 года они вместе служили, пока не ушел из жизни князь Прозоровский.

А дом, слава богу, стоит, напоминает о славной фамилии - о людях и их делах.

Источник: http://kp.ru/daily/24576.5/747529/

 

Родина-внучка

 

Сергей Шаргунов, писатель

Недавно я спросил у читателей моего блога: так ли это? - и получил ответы: да, так все и обстоит. Ответило не только младшее поколение. Немолодая женщина прислала довольно похожие фотографии - свою детскую и маленькой внучки - со словами: "Правда, на снимке как будто один и тот же ребенок?".

Дед важнее отца, а бабушка матери? Внук милее сына, внучка отраднее дочери? Странно, спорно и, пожалуй, страшновато звучит, но есть здесь нечто очень важное для понимания природы человека. Люблю родителей, а к дедам отношусь особенно - как к самому себе. В моем сознании они словно сросшиеся братья, и вместе они стали мной.

Я их не знал, оба погибли в войну. Уверен, если б застал, то был бы от них без ума. Разные, они складываются в один образ, из которого моя фантазия выхватывает главное - воинственную доблесть. Рассматриваю их офицерские снимки в фотоальбоме, и оба предка кажутся... ну ладно, не сиамскими близнецами... львом и тигром. Поссорившись с родителями, всякий раз представлял: а деды были бы за меня.

Бабушку застал только одну, простую, деревенскую, и обожал ее, как... ну, не знаю... как свою внучку. Все восхищало и ничто не раздражало. С родителями-то по-другому. И бабушка, между прочим, всегда была на моей стороне.

Моя мама сильнее всех любила свою бабушку - дворянку Анну Сергеевну Русанову, еще до революции исключенную из партии большевиков "как балласт" и умершую от тифа в Москве после войны. Папа мой любил с горячей нежностью дедушку Алексея Акимовича Рычкова, воевавшего в Первую мировую, рыбака, говорившего: "Стол - Божья ладонь".

Послушайте, все-таки есть некий закон психологии, возможно, замешенный на генетике: рифма через поколение.

Конечно, порой люди действуют назло и вопреки законам природы - бабушка не желает признавать внука, расфуфыренную внучку смешит и бесит зануда-дед. Однако смею утверждать: как правило, через поколение все же случается притяжение и продолжение.

Редко мы хорошо знаем свою генеалогию. Но до деда и бабушки близко, рукой подать, вот они, молоденькие, в альбоме. Вот оно, противоядие от тщеты - перед родителями были еще люди, улыбчивые, крепкие, яркие. Наши родители и наши дети воплощают тайну зачатия. Думаешь: как так вышло, что родился именно я? Зато с бабушками и дедушками (как с внуками и внучками) связано что-то другое - тайна рода, непрерывности человеческой истории. Деды и бабки стоят на границе, за которой густеет туман и все невнятнее проступают родные лица, уводящие в древнюю даль.

Мы постигаем предков через вещи, бумаги, иногда иконы. У меня на столе небольшая деревянная иконка зеленоглазого преподобного Сергия - подарок Анастасии Ивановны

Цветаевой. На обороте авторучкой выписано: "Милому Сереженьке, из дома моего деда, талицкого священника". "Из дома деда" - в этом знак, что икона была ей особенно дорога. Каждое утро я вижу себя в длинном старинном зеркале, кажется, вечном, как вода. На

фотографии в альбоме я вижу в этом зеркале свою бабушку, молодую статную женщину, прижавшую к груди кричащего младенца - мою маму.

Важно знать о существовании дедушек и бабушек, хоть бы их и не застал. Семья, где не помнят предков, подобна дикому колючему кусту: ссорятся грубее и чаще. И пусть со мной не согласятся, отношения отцов и сыновей, дочек и мам всегда немножко болезненны, имеют легкий оттенок соперничества. В подростковом возрасте начинается отталкивание от родителей, которые учат, наставляют, пилят. Но как смягчает раздор понимание того, что и родители тоже были юны! Они тоже упрямились, и их тоже отчитывали и наставляли. Это понимание делает тебя спокойнее, но и дает ясную уверенность в праве быть собой.

Когда твои родители превращаются в бабушку и деда, они, объединившись, затевают большой спор с тобой из-за твоего отпрыска. В нем они видят себя. Больше, чем в тебе. Потому что он понесет в туман будущего их кровь и их смысл. И еще - они хотят подарить ему то, что тебе не успели или не смогли. А вот народные присказки: "Внуки - враги наших врагов", "Дети - наши прокуроры, внуки - наши адвокаты".

Получается, что небезызвестную цикличность нашей истории (смена консервации потрясением, и наоборот) можно воспринимать чуть сложнее. Разложив перекликающиеся эпохи на психотипы, наигрывая простую мелодию: дед-отец-внук, дед-отец-внук, легко почувствовать разницу между схожими временами. Когда рождается "внук", говорят, что "история повторяется в виде фарса". "Внук" - звенит неловко клавиша, тут причина разговоров об исчерпанности идей, усталости общества от перемен и конце истории. "Дед" - клавиша рапортует гулко и грозно. Перестройка была нервным подражательным внуком по отношению к революции, распаду империи и гражданской войне. Сырой промежуток - "отец" - хрущевская "оттепель". "Внук" - это время стилистических заимствований. Внук, даже настойчивый и ретивый, непременно выглядит постмодернистом. Для сравнения: перестройку открыл призыв "вернуться к ленинским нормам", "нулевые" открыла новая версия гимна того же стародавнего автора.

Что впереди? Вдруг гроза? Хочется верить: люди добреют, и любое самое серьезное историческое событие уменьшается в размахе и свирепости.

Можно ли приблизиться к истории, перелистывая фотоальбомы, вглядываясь в выражения лиц, обнаруживая странные сближения через раз? А почему нет (ведь только ленивый не говорит, что народ - большая семья)?

Некоторое время назад бодрые острословы вместо "Родины-матери" предложили образ "Родина-дочь". А я бы пошел дальше, чтобы услышать, как и куда зовет нас Родина-внучка.

Может быть, надо мыслить большими эпохами? И тогда совершенно очевидно, что сегодняшняя Россия - дочка СССР и внучка царской России. Сколь подражает Российская Федерация монархическому укладу, назойливо домысливая некогда происходившее! Но подростковый конфликт с советской матерью поутих, как спало и романтическое желание буквально воспроизвести дореволюционный стиль. Значит, приходит зрелость. А кому наследовала советская Родина? Неужели языческой Руси? С идолами, ритуальными жертвами, шумными и многолюдными Первомаем и Ноябрем, культом силы и храброй бодрости, жаждой космоса. В одной ли России так? Не исключаю, что да, вопрос в характере, страстности, максимализме, а Европа гораздо ровнее.

На самом деле эти занятные упражнения в семейной трактовке истории дают надежду. На то, что нет никакого тупика истории, Россия продолжается, и обычный семейный альбом - одновременно машина времени и вечный двигатель.

Ну а если и не делать масштабные выводы, остается художественная правда жизни.

Недавно в купе со мной ехали трое - отец, сын, внук. Взрослые распили бутылку, за окном краснело закатное солнце юга, похожее на сочную половинку помидора в руке у мужика. Он начал браниться на старика, который проворонил сумку, украденную во время отдыха. Старик моргал, виновато причмокивал и вздыхал...

Неожиданно малыш с верхней полки с нервной яростью прозвенел:

- Не смей трогать моего деда!

Я посмотрел на него со своей полки: даже в полумгле, в мутном закатном отблеске ярко горели голубые глазки.

- Поговори у меня, - мужик угрожающе зашевелился, но тут дед, доселе смиренно мигавший, сжал ему плечо:

- Погоди, Костя... - сказал по-хозяйски.

Мужик поник и, будто бы посрамленный, сосредоточенно принялся за помидор. Сок стекал ему на подбородок. На заоконную степь ложились длинные тени близкой ночи.

"Дед-отец-внук, дед-отец-внук", - стучали колеса русской истории.

Источник: http://www.izvestia.ru/comment/article3147494/

 

На Северном Кавказе потомственные казаки являются самой коренной частью русского населения

 

Раскол в рядах казачества, вызванный изданием в 1995 году Борисом Ельциным указа «О государственном реестре казачьих обществ в РФ», давно является достоянием общественности. Но за прошедшее время противоречия не утихли, скорее даже разгорелись с новой силой. А после выхода в 2010 году ряда Указов Президента Российской Федерации по вопросам казачества, в частности по форме одежды, геральдике, некоторые реестровые атаманы начали публично заявлять, что «общественные казаки» не имеют права носить казачью форму и погоны». Доходит до того, что некоторые провокаторы призывают «срывать погоны с общественных казаков». Ситуацию, сложившуюся в искусственно созданном противостоянии казаков, комментирует Полковник Союза казаков Михаил Инкавцов:

Федеральная власть сегодня официально заявляет о том, что необходимо поддерживать казачьи организации, независимо от того, входят ли они в государственный реестр казачьих обществ или действуют в статусе общественных объединений. Тем не менее, мы видим, что среди власть имущих очень мало тех, кто на самом деле понимает, что из себя представляет казачество и как его надо «развивать».

На законодательном уровне реестровое казачество отделено от общественного и превращается то ли в новое сословие, то ли в некую «прокладку» между МЧС, МВД и другими государственными структурами. Реестровые казаки уже давно стали некоей альтернативой, противовесом исторически сложившемуся казачеству – потомственным казакам, ещё 20 лет назад объединившимся в Союз казаков.

Союз казаков России, созданный в июне 1990 года, ещё до развала СССР, и имевший статус единственной всесоюзной казачьей организации, с начала создания являлся независимой организацией, не всегда считавшейся с мнением властей, и фактически находился в оппозиции бывшему Президенту РФ Борису Ельцину. Это было связано с тем, что в 1990-е годы руководство страны проводило политику, враждебную национальным интересам России, русского и других её коренных народов. Казачество представлялось Ельцину и его окружению неуправляемой, непредсказуемой политической силой, ставящей под угрозу их нахождение у власти.

В 1995 году Борис Березовский «посоветовал» Ельцину накануне президентских выборов расколоть Союз казаков России, создав как бы «государственное», подконтрольное казачество, заманив казаков обещанием «государственной казачьей службы» и материальных благ. 9 августа 1995 года Ельцин издал Указ «О государственном реестре казачьих обществ в РФ», подписав его на спине казака в Новочеркасске. Тем самым было положено начало расколу: часть казаков перешла в созданное Ельциным «на пустом месте» новое, «реестровое казачество».

Союз казаков и так никогда не выступал против привлечения казаков к государственной службе, более того, предлагал оную возродить. Это было прописано даже в Уставах (Уложениях) многих структурных подразделений Союза казаков. Например, наше общественное движение «Терское Казачье Войско», согласно Уставу, ставит перед собой одну из задач: «Добиться воссоздания традиционного для казаков в прошлом института государственной казачьей службы, которая должна дополнять, но не подменять традиционный казачий порядок самоорганизации и самоуправления и органично вытекать из многогранной и самобытной народной природы и жизнедеятельности казачьей семьи и общины»

Если бы Ельцин и Березовский хотели действительно возродить государственную казачью службу, они бы это сделали внутри Союза казаков. Нет, им необходимо было накануне «выборов 1995-96» создать «новое» казачество, противопоставив его Союзу казаков. С того времени нас стали именовать «общественными казаками». Удивительно то, что некоторые казаки, в своё время изгнанные из Союза казаков за неблаговидные поступки, разжалованные, лишённые наград, были приняты в реестровом казачестве, получив там руководящие должности!

Эпоха Ельцина-Березовского давно прошла, и Союз казаков России давно уже не находится в оппозиции действующей власти, нацелен на конструктивное сотрудничество, однако процесс раскола и противостояния продолжается по инерции. Несмотря на клевету, провокации и мощное противодействие со стороны чиновников, Союз казаков выстоял, большинство казаков остались верны присяге и своим принципам. Одна из причин, по которой многие казаки не желают переходить в реестр – это нежелание казаков быть предателями и раскольниками. Но существуют и другие веские причины. Согласно Уставам реестровых войсковых казачьих обществ, их членом может стать любой гражданин, независимо от этнической принадлежности и вероисповедания – для настоящих, природных казаков это неприемлемо и оскорбительно.

Потомственные казаки – это субэтнос русского народа наряду с великороссами, малороссами, белорусами, русинами православного вероисповедания. Абсолютное большинство казаков нашей организации – русские, этнические славяне, но в казачестве есть и представители других этносов в качестве приписных казаков. Таким образом, Союз казаков – это организация, представляющая казаков как исторически сложившуюся культурно-этническую общность, мы действуем в интересах прежде всего Русского народа и Русской Православной Церкви.

Союз казаков является субъектом межэтнического общения, диалога культур. Форма терских казаков, которую мы носим, в корне отличается от формы реестровых, и не предполагает смешения с ними, так как мы носим национальную одежду наших предков – черкеску, к которой разрешено носить традиционное холодное оружие – кинжал, а наша геральдика, нашивки, эмблемы явно отличаются от тех, что утверждены Указом Президента РФ для членов реестровых казачьих обществ.

В национальных республиках Северного Кавказа потомственные казаки являются самой коренной частью русского населения и давно действуют в статусе самостоятельных организаций наряду с другими организациями и движениями народов Кавказа, занимая своё достойное место в общественно-политической палитре.

Потеря казачьими объединениями в национальных республиках статуса славянской православной организации в связи с переходом в реестр создаёт политический вакуум, лишит потомственных казаков права на свою общественную этническую организацию, в то время как свои этнические организации законно имеются у всех других этносов и этнических групп в России. Лишение казаков права на свою этническую общественную организацию – это не что иное, как дискриминация по этническому признаку. Ликвидация общественных казачьих объединений непременно дестабилизирует общественно-политическую обстановку в стране и может привести к самым непредсказуемым негативным последствиям.

Потомственные казаки всегда были патриотами своей страны, опорой Государства Российского, хотя Терское Казачество возникло самостоятельно, без вмешательства властей, и лишь потом пришло «под руку русского царя». За 20 лет в Союзе казаков России выросло, было воспитано не одно поколение казаков-патриотов, защитников Родины, хранителей лучших традиций своего народа. Казачество в XX веке неоднократно подвергалось репрессиям и геноциду. Общественное движение «Терское Казачье Войско», являющееся правопреемником исторического, разгромленного большевиками, Терского Казачьего Войска, намерено и впредь осуществлять свою законную уставную деятельность, защищать права и интересы своего народа, поддерживая все конструктивные решения властей в отношении казачества.

Источник: http://skfonews.ru/comments/3

 

На фоне Пушкина

 

150 зданий современной Москвы связаны с жизнью Пушкина. В некоторых поэт жил или бывал в гостях, танцевал на балах или читал новые стихи. Государственный музей А. С. Пушкина раз в полгода проводит экскурсию «День с Пушкиным в Москве», на которую билеты раскупаются за месяц. Вместе с другими экскурсантами журналист АП прогулялся по пушкинской Москве и узнал новые детали о жизни поэта.

Загадка рождения

Место рождения Пушкина весьма условно. Известно, что Александр Сергеевич родился в Немецкой слободе и был крещен в Елоховском соборе, в метрической книге которого была сделана соответствующая запись. Но в каком доме родился великий поэт? Семья Пушкиных не имела в Москве своего жилья, за первые 12 лет жизни будущего «солнца русской поэзии» его родители сменили 11 адресов, кочуя по съемным квартирам.

Поэтому достоверно найти дом, где родился Пушкин, будущим исследователям его жизни и творчества было трудно. Искать начали на территории прихода Елоховского собора. Выяснилось, что на подворье княгини Головкиной, как раз с видом на этот храм, семья Пушкиных одно время снимала флигель. В 19-м веке на этот флигель повесили мемориальную доску. В 1927 году ветхое строение снесли, а доску перевесили на соседнее здание. На месте головкинского подворья тем временем построили здание московской школы № 353, вернули на него доску с надписью, что здесь стоял дом, где родился Пушкин, присвоили школе имя поэта и задали ей соответствующую направленность. Сегодня это гуманитарная гимназия, где к творчеству Александра Сергеевича особое отношение. Возле школы поставили бюст юного Пушкина, рядом разбили детскую площадку с героями всех восьми пушкинских сказок.

А в 1980-е годы пушкиновед Сергей Романюк, целенаправленно поработав в архивах, выяснил, что появился на свет Пушкин не здесь, а в доме № 4 у Госпитального моста.

Сейчас на этом месте стоит фабрика-кухня, на которой нет никакой памятной доски.

12-летним мальчиком Александра Пушкина увезли в Царское Село, где он стал лицеистом. В Москву он вернется, уже став известным поэтом, будет жить здесь наездами — вращаться в среде литераторов, публиковать стихи, посещать салоны, кружить головы барышням. И в один из таких долгосрочных наездов произойдет важное событие в его жизни — женитьба.

Дурные приметы на венчании

В храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой.

Если Елоховский собор, где крестили поэта, уже не тот (в 1799 году этот огромный красавец был маленькой деревянной церквушкой), то Вознесенский храм — тот самый.

Каменные полы в Никольском приделе, на которых перед аналоем стояли Пушкины, с тех пор не меняли.

По просьбе жениха в тот день в храм никого, кроме приглашенных, не пускали — в Москве бушевала холера. Во время венчания случилось несколько неприятных событий.

— Когда Александр Сергеевич обходил аналой, на котором лежали Евангелие и крест, он нечаянно уронил крест, — рассказывает экскурсовод Ирина Коровкина. — Потом свеча у него в руке погасла. А когда они с Натальей Николаевной обменивались кольцами, из его руки выпало кольцо и зазвенело о каменный пол. И выходя из храма, Пушкин сказал одну только фразу на французском — о том, что все это дурные предзнаменования. Он сам не знал, насколько был прав.

Кстати, следование приметам Пушкину изменило всего один раз — перед смертельной дуэлью, когда он выходил из питерской квартиры на Мойке в бекеше и, почувствовав холод, вернулся. Он надел медвежью шубу, но не посмотрел в зеркало, как он это делал обычно, — так торопился на дуэль с Дантесом.

Арбат — счастливый адрес

В доме на Арбате, куда Пушкин привез молодую жену и где был счастлив, сегодня находится музей его памяти. В двухэтажном особнячке в 1831 году Пушкины снимали пять комнат — три большие парадные и две маленькие (там были личные покои Пушкина и Натали), а также подсобные помещения — кухню, конюшню, каретный сарай и подвал.

Сохранился подробный договор о найме, в котором указывалось, что квартира, снимаемая на полгода, обойдется в две тысячи рублей. Но в случае пожара или иной капитальной порчи дома арендатор обязан выплатить хозяину 50 тысяч целковых. Если же будет нанесен урон имуществу хозяев, то квартиросъемщик должен возместить его либо покупкой нового имущества, либо выплатой его стоимости.

Накануне свадьбы в этом доме Пушкин устраивает мальчишник, на который приглашает московских друзей, человек 10—12. И те, кто был, вспоминали, что было очень весело. Много пили, ели свежую осетрину, хозяйничал младший брат Пушкина Левушка, считающийся знатоком московской кухни. А на следующий день сразу после венчания Пушкин привез сюда молодую жену.

— Дом сняли на полгода, но прожили всего три месяца. Почему? Да теща надоела, — делится подробностями Ирина Коровкина. — Она бывала здесь ежедневно, смотрела, во что одета Наталья Николаевна, какие драгоценности покупает ей Александр Сергеевич. «Жить так, как хотят московские тетушки, я не желаю», — писал Пушкин. Поэтому 15 мая он оставляет этот дом, уезжает из Москвы.

Именно с Арбата, из этой квартиры, Пушкин пишет самое счастливое в своей жизни письмо, адресованное другу и издателю Плетневу. «Я женат и счастлив. Одно желание мое, чтобы ничего в жизни моей не изменялось; лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, и я переродился».

Отсюда Пушкин уезжает в Царское Село, где у него происходит роковая встреча с Николаем Первым, круто меняющая его жизнь и приведшая к дуэли с Дантесом.

Источник: http://www.ampravda.ru/2010/10/19/027755.html


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное