Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


БЕЗЛЕПКИН

Фамилия Безлепкиных хранит память о далёком предке, носившем славянское  языческое имя Безлепка. Это имя  зафиксировано в древних письменных источниках. Так, например, в писцовых книгах Новгородской земли за 1495 год отмечены Безлепко Тимохин, крестьянин Ручьёвского погоста, и Безлеп Иванов, староста в Вельском погосте. В смоленской летописи XV века упомянут Безлепка, ключник княжий. Московская летопись времён Ивана Грозного упоминает стрельца Безлепу Юрьева. По окладным книгам  Казани за 1632 год известен торговый человек Безлеп Оникеев.

На поверхностный взгляд  имя заключает в себе негативный смысл: Безлепка  – от старинного слова «безлепый», означавшего «нелепый, бессмысленный, несуразный». Однако в древности, когда на Руси распространены были языческие обычаи имянаречения, подобными именами называли горячо любимых детей. Безлепка был любимцем семьи, родители очень боялись потерять его. Главная угроза для жизни младенца исходила от злых духов. Их нельзя было ни задобрить, ни победить силой,  но можно было обмануть. Проверенный способ провести жестокое божество -  дать младенцу  обманное имя: Некрас – некрасивый, Нелюб – нелюбимый, Неждан и  Нечай – нежданные, нежеланные дети, а Безлепка – неразумный.  Злой дух отнимает самое дорогое, он не польстится на «ненужных» детишек - так считали язычники.  После  принятия христианства  славянский именослов пополнился именами древнегреческого и латинского происхождения. Новорожденных стали называть  в честь раннехристианских святых. Но  языческие верования сохранились в глубине народного сознания. Ребёнка, окрещённого в церкви каноническим православным именем, близкие именовали по-своему, по-домашнему, как велел древний обычай. Домашнее имя Безлепка приросло к родоначальнику на всю жизнь. Он  повзрослел, женился, обзавёлся детьми. Для соседей его домочадцы были «Безлепкина жена», «Безлепкин сын», «Безлепкины внуки». От внуков Безлепки семейное прозвище Безлепкины перешло к правнукам,  а они  передали его следующим поколениям. Так имя родоначальника превратилось в фамилию его потомков.

Фамилия Безлепкиных впервые документально зафиксирована в конце XVI века на Большой Засечной черте. В XVI-XVII веках по территории нынешних Орловской, Тульской,  Курской, Воронежской, Липецкой областей проходила Засека – линия оборонительных сооружений, защищавшая Русь от набегов крымских татар. На границе несли службу ратные люди, «повёрстанные» из  разных сословий (из крестьян, стрельцов, казаков) и «испомещенные землёй» - получавшие за службу земельный надел. В «Десятне детей боярских, которые верстаны из казаков» (1585 год, Одоевский уезд) значатся  Пахом Осипов сын Безлепкин и Спиридон Васильев сын Безлепкин. В 1623 году в «Таможенных книгах Курской земли» отмечен Савка Яковлев сын Безлепкин,  пожалованный поместьем у реки Оскол. Об этих людях нет сведений.  Судьба Пахома, Спиридона и Савки Безлепкиных неизвестна. Однако их фамилия не исчезла, не растворилась во времени – она увековечена в названии населённых мест. Недалеко от  города Одоева есть небольшая деревушка Безлепкино. Местные легенды утверждают, что своё название она получила от фамилии первого владельца. В XIX- начале XX века Безлепкино населяли однодворцы - свободные крестьяне, владевшие землёй на правах собственности. И ныне фамилия Безлепкиных, далеко не самая распространённая в России, считается  здесь привычной. Другое «фамильное гнездо» Безлепкиных - на берегах Оскола.  Безлепкино (ныне село Мантуровского района Курской области)  известно по документам с XVI века. В прошлом – сто лет назад и ранее -  фамилия Безлепкиных была в этих местах преобладающей, да и сейчас встречается часто. 

Возможно, не все Безлепкины связаны происхождением с Большой Засекой. В России несколько  династий с таким родовым именем, и у каждой – свой родоначальник, своя история. Их объединяет только одно – простая, старинная, исконно русская фамилия.

Источники: Благовещенский Н.А. Однодворцы Курской губернии. М., 1899. Никонов В.А. География фамилий. М., 1988.Списки населённых мест Тульской губернии. СПб., 1862. Списки населённых мест Курской губернии. СПб., 1862.

Программа "Российские Династии" МИГИ www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru

 

Кровные узы

 

«У многих жителей моей родной деревни были фамилии Власенко и Евсеенко. Что они означают?

Надежда Тулупова, Речицкий район».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Власенко — потомок Власа. Влас (церковное Власий) в переводе с греческого — «простой, немудреный». Некоторые исследователи соотносят это имя с греческим именем Власиос — «заика». В быту имя Влас произносится с приставными гласными: Авлас, Улас. Отсюда и фамилии Авласенко, Авласко, Уласевич, Уласик, Улащик, Уласень.

Евсеенко — потомок Евсея (церковное Евсевий), в переводе с греческого «благочестие».

«Прошу разъяснить происхождение следующих фамилий: Фетишев, Чикишев, Вылегжанин, Втюрин, Коростик, Тельных.

Л.Коростик, Мядельский район».

— Фамилия Фетишев образована от личного имени Фетиша при помощи суффикса —ев (сын или иной потомок Фетиша). Фетиша — разговорная форма официального имени Феоктист, в переводе с греческого «созданный богами».

Основой для фамилии Чикишев послужило прозвание Чикиша по действию, выражаемому глаголом «чикенить» — «чистить, начищать что–либо». В словаре В.Даля это слово подается с пометкой «белорусское, смоленское». Следовательно, Чикиша — это «человек аккуратный, содержащий в чистоте свою обувь и одежду».

Вылегжанин — выходец из города Вологды или проживавший в нем какое–то время. В письменной форме закрепилось устное произношение.

Фамилия Втюрин образована от прозвания Втюра по действию русского глагола «втюриться» — «попасть нечаянно в трудную ситуацию»; «влюбиться». Иными словами, Втюра — это человек неосмотрительный либо влюбчивый.

По мнению Н.В.Бирилы, фамилия Коростик происходит от прозвания Коростик — «человек, больной чесоткой». Белорусы называют эту болезнь коростой. Но поскольку в народе коростиком называют птенца птички коростель, то вполне возможно, что Коростик — это сын того, кого прозвали Коростель по какому–либо сходству с птицей.

Тельных — сын или иной потомок человека по прозванию Тельной. Фамилии с основой Тел– (Тельн–) наиболее характерны для русских: Теляков, Телятников, Телятев, Телок. В «Ономастике» С.Б.Веселовского прозвище Тельной подается под 1518 годом. Смысл здесь загадочный. Возможно, такое прозвание получил человек толстый, с большим животом.

«Рубрика не только познавательная, но и увлекательная. Увлекла она и меня, чтобы выяснить историю своей фамилии.

Е.Драгунова, Рогачев».

— Фамилия Драгунов происходит от слова «драгун». В царской и некоторых западных армиях драгунами называли солдат или офицеров кавалерийских частей, предназначенных для ведения конных и пеших сражений. Есть и другие фамилии, связанные с названиями воинских служб: Уланов (улан — «конный ратник в обтяжной одежде, с копьем, на котором прикреплен значок, флюгарка»), Гармаш — «артиллерист», Пушкарь — «артиллерист», Пехота — «пехотинец», Стрельцов (стрельцы — военные служилые люди в русском государстве XVI — XVII веков, вооруженные огнестрельным оружием) и другие.

«В нашем роду встречаются фамилии Кузьмич и Климовец. Объясните их происхождение.

Ксения Котович, Ивановский район».

— В основе фамилии Кузьмич личное имя Кузьма (в переводе с греческого «мир, порядок»). Суффикс —ич указывает на кровные родственные связи.

Основой для фамилии Климовец послужило личное имя Клим — сокращенный вариант церковного имени Климент (Климентий), в переводе с латинского «милостивый, снисходительный». Суффикс —ец, так же, как и —ов, —ич, —чук, —ен(я), —енок, является показателем кровных родственных связей первого носителя этой фамилии с человеком по имени Клим. В фамилиях от основы Клим– нашел отражение весь набор этих синонимических суффиксов: Климов, Климич, Климук, Климчук, Клименя, Клименок.

«Что скрывает в своем значении фамилия Хитро?

Людмила Петренко, Минск».

— Хитро — это первоначально прозвание человека хитрого, склонного ловчить, изворачиваться. У белорусов есть ряд других фамилий с основой Хитр–: Хитрый, Хитрин, Хитрик, Хитров, Хитрок, Хитрушка.

Жду ваших писем. До встречи! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/111783/

 

Свидетельство родства

 

«Я родом из Рогачева, живу и учусь в Бобруйске, ношу фамилию Гормаш (ударение на первый слог). Хотел бы узнать, что обозначает она, а также девичья фамилия моей бабушки — Плахетка, на мой взгляд, очень редкая и необычная по звучанию.

Евгений Гормаш, Бобруйск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Фамилия Гормаш восходит к украинскому слову «гармаш» — «артиллерист, пушкарь» (Словарь Б.Гринченко). Первоноситель фамилии Гормаш, вне всяких сомнений, имел отношение к этому виду воинской службы и по национальности был украинцем.

Плахетка — прозвание человека, в основу которого положено польское слово плахета — «кусок грубого полотна». Основанием для прозвания могла послужить одежда из такого полотна. От корня этого же слова образованы фамилии Плахотин, Плахоцкий.

«Наша фамилия Клевко. Несмотря на кажущуюся простоту, встречала ее довольно редко. Любопытно узнать, откуда ее корни.

Валентина Клевко, Минск».

— В основе фамилии Клевко прозвание Клевка (ударение на первом слоге) — «нос птицы» (Словарь В.Даля). Видимо, нос первоносителя фамилии чем–то напоминал птичий клюв.

«В нашей деревне встречаются фамилии, которые интересны и непонятны. Например, Вандич, Таруц, Чопко. Что они могут означать?

Елизавета Кивачук, Малоритский район».

— Вандич — сын или иной потомок Ванды. Ванда — женское личное имя, значение которого не выяснено. У болгар есть имя Вандо, которое является вариантом мужского имени Иван. Фамилия Вандич характерна для Украины, возможно, оттуда она и появилась в Беларуси.

Таруц — прозвание человека по действию украинского глагола «тороватицца» — «прикидываться щедрым, а на самом деле быть скупым».

Фамилия Чапко образована от прозвания Чапка. В переводе с польского языка чапка означает «шапка». От этой же основы образованы и другие белорусские фамилии: Чапчук, Чапкович, Чапкевич, Чапковский, Чапчиков. Несколько белорусских фамилий образовано и собственно от прозвания Шапка: Шапчиц, Шапкин, Шапочка, Шапочкин. Шапкой называли тех, кто изготовлял шапки, а их детей — Шапочка, Шапчиц.

«Моя девичья фамилия Витовец. В деревне было несколько семей однофамильцев. Когда–то отец рассказывал, что наши далекие предки из Прибалтики. Не могли ли они иметь какое–нибудь отношение к князю Витовту? Интересует и происхождение моей фамилии по мужу — Тулупова.

Надежда Тулупова, Речицкий район».

— Фамилии, оканчивающиеся на —ей (–овец), нередко образуются от названий населенных пунктов, в которых родились их первоносители: Горовец (из деревни Горовая), Волынец (из деревни Волынь или Волынцы). При помощи суффикса —ец (–овец) образуются также названия детей или иных потомков по отцовской линии: Иванец — потомок Ивана, Титовец — Тита, Федорец — Федора. На территории Беларуси есть несколько населенных пунктов, от которых могла быть образована ваша фамилия: Витовцы Вилейского района, Витовка Дзержинского района, поселок Витов Жлобинского района (ныне не существующий). Основу этих названий составляет личное имя Вит, происхождение которого связывают с латинским словом «вита» — «жизнь» или Витовт, которое соотносят с действием литовского глагола «вити» — «пуститься в погоню, гнаться, преследовать». Но нередко суффикс —ец (–овец) непосредственно присоединяется к именам. В этом случае Витовец — сын или иной потомок Вита или Витовта.

По одной лишь фамилии доказать связь ваших предков с родом князя Витовта невозможно, ведь князь был не единственным носителем этого имени. Оно было распространено далеко за пределами Великого княжества Литовского. А фамилий во времена Витовта вовсе не существовало ни у белорусов, ни у литовцев. Чтобы добыть на этот счет хоть какие–нибудь сведения, необходимо досконально изучить вашу родословную по архивам и устным свидетельствам родичей.

Тулупов — потомок человека по имени Тулуп. В нарицательной функции тулуп — это долгая, облегающая стан, шуба из овчин или меха лесных зверей. В переносном смысле Тулуп — это мастер по пошиву тулупов или тот, кто носит тулуп (Словарь В.Даля).

Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/111429/

 

Самый большой русский некрополь в Швейцарии

 

Недалеко от городка Веве, что на Женевском озере, находится старинное кладбище с многочисленными русскими могилами. Увы, время берет над ними власть

Если от русской церкви в Веве подняться метров пятьсот вверх, перейдя железнодорожные пути по дорожке, именуемой chemin de l’Espérance — дорогой Надежды, то за протестантским храмом святого Мартина с его квадратной башней-колокольней откроется вход на вевейское коммунальное кладбище Сен-Мартен — кладбище святого Мартина.

Сложилось так, что на сегодняшний день кладбище в Веве является самым значительным и самым "насыщенным" русским некрополем в Швейцарии. По приблизительным подсчетам, за полтора века там было погребено более 200 выходцев из России и их потомков.

Возможно, что, например, на главном женевском кладбище Сен-Жорж русских захоронений в абсолютном исчислении было и больше, но по сосредоточению в одном месте (в Женеве русские могилы разбросаны по всему кладбищу), по числу сохранившихся старых памятников, по значимости погребенных лиц и просто по "громкости" фамилий Веве, безусловно, находится на первом месте.

"Способствуют" этому и правила захоронения, которые практикуются как на женевских, так и на водуазских кладбищах. В отличие от России, где при любых режимах любая могила устанавливалась на веки вечные (правда, захоронение могло быть уничтожено произволом властей, стихийным бедствием или просто всепобеждающим временем, но это уже совсем другая история), в Швейцарии нет "вечных" захоронений, если только речь не идет о могиле знаменитости, которая берется под охрану государства.

Могила может быть простой, так называемой "могилой в линию" — на 20 или 30 лет, или же концессией, на большее число лет, в зависимости от оплаты, но опять же не более чем на век. По истечении положенного срока могила уничтожается.

На кладбище Сен-Мартен "русских" концессий было больше, чем на уже упоминавшемся женевском кладбище Сен-Жорж или же лозаннском Буа-де-Во, и поэтому там сохранилось гораздо больше старых могил.

Исключительный статус вевейского кладбища в швейцарском русском некрополе, конечно, во многом объясняется соседством кладбища с храмом Великомученицы Варвары, вторым по времени освящения (1879 г.) русским православным храмом в стране. И сто лет назад, и сейчас совершенно логичным было, что сразу после отпевания в храме погребение новопреставленного совершалось на соседнем кладбище.

Однако история кладбища куда длиннее, чем история храма. О захоронениях вокруг храма святого Мартина было известно со средних веков; первое упоминание о кладбище в вевейских архивах датировано 1490 годом, а современный вид оно приобрело после 1764 года. В это время, после перепланировки, кладбище было перенесено дальше к северу, поскольку могилы его старой части слишком близко примыкали ко входу в храм.

Но и "русская" история Веве и Сен-Мартена началась за несколько десятилетий до освящения православного храма. Леманская Ривьера привлекала состоятельных русских туристов с середины XIX века. Дома и квартиры снимались там многими семьями на долгие месяцы, книги записи постояльцев гостиниц изобиловали русскими фамилиями. Именно по прошениям постоянно проживавших в Веве и его окрестностях семей была в городе открыта сначала временная церковь, а затем сооружен и постоянный храм

Уже в 1850-е годы на близлежащие горные курорты приезжали лечиться туберкулезные больные. Первое известное по метрическим записям женевской церкви русское захоронение на Сен-Мартен датировано октябрем 1856 года — погребали девицу Анну Бабкину, дочь поручика лейб-гвардии егерского полка, скончавшуюся от чахотки в возрасте 24 лет.

Об истории умершей при родах Варвары Петровны Орловой, урожденной графини Шуваловой, в память о которой и была воздвигнута церковь Великомученицы Варвары, нам уже приходилось писать. Но мало кто знает, что ее отец, создатель храма граф Петр Павлович Шувалов, вместе с супругой были также похоронены на Сен-Мартен.

Срок концессии на эти захоронения закончился к осени 1949 года. При тогдашнем более чем скромном положении прихода ни у кого не нашлось тысячи франков, чтобы заплатить за продление концессии на могилы строителя храма и его супруги, и эти захоронения были уничтожены. Единственное, на что удалось получить разрешение у властей, — это перенесение останков раб Божиих Варвары и Марии к храму, которое было торжественно совершено в Фомино воскресенье 16 апреля 1950 г.

Сен-Мартен постепенно превратился в крупное русское кладбище. Здесь находили последнее пристанище русские люди всех сословий и званий, волею судеб оказавшиеся в Швейцарии. Со временем, как до, так и после революции, в семейные могилы стали хоронить и тех, кто скончался далеко от леманских берегов, вплоть до Америки.

Здесь были похоронены сразу два российских посланника в Швейцарии: в 1899 г. Андрей Федорович Гамбургер, и в 1916 г. — Василий Романович Бахерахт. Причем погребение В.Р.Бахерахта, который скончался при исполнении своих обязанностей, проходило в присутствии президента Конфедерации, высших гражданских и военных чинов Швейцарии и дипломатического корпуса.

В.Р.Бахерахт, чья могила сохранилась до нашего времени, но памятник требует серьезной реставрации, был, кстати, последним императорским российским посланником в Берне; его преемник представлял уже Временное правительство.

В Веве погребен вдохновитель сооружения Суворовского памятника на Чертовом мосту — князь Сергей Михайлович Голицын, первый староста храма Великомученицы Варвары князь Андрей Васильевич Трубецкой, долголетний настоятель храма протоиерей Игорь Троянов.

Здесь покоятся как крупные военные и гражданские сановники империи — генералы Я.Ф.Барабаш, Д.В.Крыжановский, гр. А.А.Стенбок-Фермор, гр. Л.Н.Игнатьев, кн. Н.А.Трубецкой, А.И.Бок, тайные советники П.К.Коцебу, П.М.Миклашевский, бывший посланник в Лиссабоне П.С.Боткин, — так и крестьяне, чиновники, купцы и мещане со всех концов России.

Два захоронения связаны с императорской фамилией. Графиня Нина Сергеевна Белевская-Жуковская, урожденная Боткина, принадлежала по браку к семье внебрачных потомков великого князя Алексея Александровича. А полковник в отставке лейб-гвардии конно-гренадерского полка Александр Васильевич Короченцов был женат на княжне императорской крови Татьяне Константиновне — той, что была многолетним председателем попечительства при Крестовоздвиженском храме в Женеве, а закончила свой земной путь игуменьей Тамарой, настоятельницей Елеонской обители в Иерусалиме.

Здесь находились или до сих пор находятся семейные могилы князей Трубецких, князей Барятинских, князей Кантакузенов, князей Ухтомских, князей Лобановых-Ростовских, князей Горчаковых, князей Ливенов, князей Кугушевых, графов Адлербергов, графов Бреверн де ла Гарди, графов Кутайсовых, графов Стенбок-Ферморов, графов Штакельбергов, Бибиковых, Боткиных, Коцебу, Герсдорфов, Горяиновых, Каменских, Маркевичей, Миклашевских, Чичериных, Шишковых… Одно только перечисление этих фамилий делает Сен-Мартен значительным местом русской истории.

Перечисляя имена, автор намеренно не упоминает, сохранилась или не сохранилась до нашего времени та или иная могила. Архивы кладбища и церкви, конечно, хранят все. Но вот время и административные правила — безжалостны. Уже на памяти автора, в 1990е и 2000е годы, были по истечении срока концессий уничтожены могилы жены отставного гвардии полковника Ольги Васильевны Волковой (скончалась в 1906 г.) и семейное захоронение князей Ливенов…

Но и с сохранившимися могилами не все так просто. Старинные памятники еще существуют, но камни покрываются плесенью, а металлические части ржавеют, имена стираются. Сроки действия многих концессий еще не истекли, но если посмотреть в архиве на крайние года — 2015-й, 2017-й, 2020-й, то станет понятно, что это время уже не за горами.

В последние десятилетия российские государственные, общественные или частные структуры стараются взять под свое покровительство сохранившиеся захоронения или целые мемориальные кладбища за границами России. Дай-то Бог, чтобы самое значительное русское кладбище в Швейцарии также не было забыто на исторической родине!

Источник: http://rus.ruvr.ru/2011/01/28/41711746.html

 

Фамилия влияет на поведение человека

 

Ученые из университета Джорджтауна, США, считают, что фамилия человека влияет на его поведение, как покупателя. В своих экспериментах они изучали реакцию людей на возможность совершить покупку и обнаружили, что люди с фамилиями, начинающимися на последние буквы алфавита, раздумывают над совершением покупки гораздо меньше. Это же относится и к женщинам, поменявшим фамилию после замужества: их поведение зависело от девичьей фамилии, а не от фамилии мужа. По всей видимости, склонность к принятию быстрых решений формируется у людей еще в детстве, когда их выстраивают в очередь в соответствии с заглавной буквой фамилии. Очень часто ученики с фамилией на Я и Ю оказываются в конце очереди или на задних партах в классе.

«Мы полагаем, что у детей вырабатывается определенная скорость реакции в зависимости от того, какой опыт они получают. Для того чтобы компенсировать несправедливость, дети, вынужденные в силу особенностей своей фамилии ждать дольше других, в ситуациях, не зависящих от фамилии, ведут себя быстрее», – объясняют исследователи. Те же, чья фамилия начинается на первые буквы алфавита, настолько привыкли быть первыми, что отдельные возможности проявить себя для них не имеют большого значения, и поэтому они не спешат принимать решения.

Касается ли это очереди за уцененными товарами или места в театре, люди, чья фамилия заканчивается на последние буквы алфавита, всегда хотят быть первыми, заключают ученые.

Источник: http://www.vsisumy.com/news/lyudi/familiya-vliyaet-na-povedenie-cheloveka

 

Сонька Золотая ручка - женщина или легенда?

 

На Ваганьковском кладбище в Москве стоит шикарный памятник итальянской работы. Он изображает изваянную из белого мрамора женскую фигуру под черными пальмами. Согласно преданию, здесь погребена не кто иная, как знаменитая воровка и мошенница Сонька Золотая Ручка, а памятник поставлен на деньги ее «коллег по ремеслу» со всех концов света… Но кто на самом деле лежит под надгробием – тайна, окутанная мраком…

Начало воровской «карьеры»

По одной из версий, родилась Сонька в 1859 г. в Бердичеве и была дочерью бедного еврея-цирюльника по фамилии Штендель. После ранней смерти матери отец ее снова женился, а когда он тоже умер, мачеха увезла детей в Одессу, где в возрасте 12 лет Сонька сбежала из дому. Будучи девчушкой смышленой и миловидной, она устроилась в услужение к известной цирковой артистке Юлии Пастране, «бородатой женщине».

В 17 лет она снова сбежала, на этот раз с сыном греческого лавочника, при этом прихватив из кассы грека немалую сумму денег. Но деньги быстро кончились, возлюбленный Соньки вернулся в отчий дом, а она вышла замуж за одесского шулера Михеля Блювштейна. Вскоре муж Соньки оказался в тюрьме из-за своего «ремесла», а сама Сонька продолжила преступную карьеру.

Однако из официальных документов следует несколько иная версия происхождения Софьи Ивановны Блювштейн (так звалась Сонька по метрикам). Мол, на свет она появилась в 1846 г. в местечке Повонзки Варшавского уезда. Отцом ее был мелкий еврейский торговец, и от рождения Сонька носила имя Шейндля-Сура Лейбова Соломониак.

Девушка обладала от природы редкостным обаянием: мужчины штабелями валились к ее ногам. В 1864 г. восемнадцатилетняя Шейндля вышла замуж за бакалейщика Исаака Розенбада и вскоре родила ему дочь. Но брак продержался всего полтора года: прихватив 500 руб. из лавки своего мужа, Софья (такое имя она дала себе сама) скрылась в неизвестном направлении.

«Дама из высшего общества»

Кстати, Сонька получила неплохое образование: молодая женщина знала шесть иностранных языков, была талантливой пианисткой… Существует легенда о том, что знаменитое прозвище Золотая Ручка было дано ей именно за музыкальные способности, а вовсе не за воровскую виртуозность. Все эти качества и умения здорово помогали в преступной деятельности: ей не составляло труда устроить спектакль, сыграв роль великосветской дамы.

Софья неоднократно побывала замужем, последовательно сменив фамилии с Розенбад на Школьник, Рубинштейн, Бренер и Блювштейн. Это затрудняло установление ее личности, что было ей только на руку.

Начинала Сонька как воровка «на доверии» - знакомилась с жертвой и крала у нее имущество. Крала в поездах, гостиницах, ювелирных магазинах. Преступница была чрезвычайно изобретательна. Например, она специально отращивала длинные ногти, чтобы прятать под них драгоценные камни, носила туфли с особыми каблуками, к которым прилипали ювелирные украшения, отправляясь в магазин, надевала платье-мешок, в которое прятала рулон ткани… Еще одним коронным номером воровки было брать с собой в ювелирный магазин обезьянку, наученную проглатывать камни, пока хозяйка отвлекала продавца, торгуясь. Потом камешки извлекали при помощи клизмы…

Как правило, никто не мог заподозрить преступницу в богато одетой даме. Трудно было и опознать Соньку, так как она постоянно пользовалась гримом, париками, накладными бровями. Если ее ловили с поличным (что случалось нечасто), она ловко притворялась, что ошиблась, приняв чужую вещь за свою или открыв дверь чужого номера. И ей почти всегда верили!

Переменчивая фортуна

В 1880 г. Соньку впервые судили за подделку алмаза, взятого под залог у одного одесского ювелира. Всю махинацию осуществил ее тогдашний любовник, шулер и налетчик Вольф Бромберг по прозванию Владимир Кочубчик, бывший много моложе ее. Когда его разоблачили, он, недолго думая, свалил всю вину на любовницу. К тому времени Софья Блювштейн уже давно числилась в розыске.

Суд над ней состоялся в Москве. Хотя Сонька так и не признала своей вины, ее приговорили к ссылке в Иркутскую губернию. Но она умудрилась сбежать из ссылки, и совершила еще немало громких преступлений.

Так, однажды, в августе 1885 г., она явилась в ювелирный магазин Хлебникова на Петровке под именем курляндской баронессы Софьи Буксгевден, в сопровождении «родственников», и заказала коллекцию украшений на 22300 руб. Когда драгоценности упаковали, «баронесса» вдруг «обнаружила», что забыла деньги. Никому не пришло в голову подозревать в чем-то такую важную даму. Ее отпустили вместе с бриллиантами домой за наличностью, удовлетворившись тем, что сопровождающие - убеленный сединами старик и бонна с младенцем – остаются в магазине. Прошло два часа, но покупательница так и не объявилась. Заявили в участок. И тут выяснилось, что люди, сопровождавшие «баронессу», не имели к ней никакого отношения, а были наняты на Хитровском рынке по газетному объявлению.

Но все же удача изменила Соньке. В том же году ее арестовали по обвинению в ограблениях нескольких крупных ювелирных магазинов и приговорили к трем годам каторжных работ и 40 ударам плетьми. Она бежала и с каторги, вступив в любовную связь с надзирателем острога - унтер-офицером Михайловым. Через четыре месяца ее опять арестовали и на этот раз отправили на Сахалин.

Где Сонькина могила?

Как окончила свои дни Сонька, доподлинно неизвестно. Рассказывали, что незадолго до смерти она, уже совсем больная, пыталась в очередной раз бежать с Сахалина, но по пути упала без сил и, подобранная конвойными, через несколько дней скончалась. По другой версии, она попала в Одессу, где пережила революцию, и хотя жила там под чужим именем, многие узнавали ее в лицо. Есть и третья версия: мол, Софья Блювштейн вернулась в Москву, где в Столешниковом переулке жили две ее дочери.

Сегодня существуют, по меньшей мере, две «Сонькины могилы». Одна из них – на острове Сахалин, в г. Александровск-Сахалинский, другая, как мы уже знаем, в Москве, на Ваганьковском…

Источник: http://www.myjane.ru/articles/text/?id=9259

 

Каждой деревне — свой флаг и герб

 

В числе «буржуазного мусора», сметенного революцией 1917 года, оказалась и геральдика. Тогда заодно с людьми — владельцами титулов и гербов — потеряли свою символику города, считалось, что для всех достаточно красного флага и звезды. Правда, в 60-х годах прошлого века вернулась мода на местную символику, но создавалась она часто наспех, необдуманно и прямолинейно. Скажем, есть в городе крупный завод — пусть и будет его изображение на гербе. Кто думал о том, что настанет время, когда предприятие исчезнет? Тогда считалось, что иметь герб могут лишь города. Но сейчас в Украине собственной символикой обзаводятся не только они, но и райцентры, поселки, села — большие и маленькие.

Не просто картинка

Герб Щелкино — два дельфина на голубом фоне, выпрыгнувшие к солнцу, между которыми красный треугольник с символом атома. Желтое поле герба села Яркое Поле (Кировский район) пересекает широкая синяя полоса с изображением яблока, колоса и виноградной грозди, в левом верхнем углу авиационные «крылышки», а в правом нижнем — морские волны. Зеленая гора с встающим солнцем и синим небом, в котором белый голубь несет сломанный меч, — это герб Лучистого, что у подножия Демерджи.

По словам члена совета Украинского геральдического общества, председателя комиссии по геральдике Крымского геральдического общества Олега Маскевича, герб населенного пункта не столько отражает его статус, сколько символизирует местное самоуправление, его независимость и данные законом полномочия.

Но это не просто красивая картинка, которая понравилась, например, председателю сельсовета и депутатам, герб должен создаваться по определенным геральдическим правилам. «В языке есть стилистика и грамматика, — пояснил Олег Маскевич. — Человек может выстраивать такие словесные конструкции, которые хочет, и к этому не придерешься — неважно, нравится нам это или нет. А вот если он слово «молоко» пишет через «а», это уже безграмотность. То же и в геральдике — сюжет герба может быть любым, но при этом правила непреложны. К примеру, используются всего пять цветов эмали и два металла (золото и серебро), изображения делаются в одной плоскости, и если элементов больше одного, то щит герба следует делить». Нередко и этими, и другими правилами местные советы, желающие обзавестись своей символикой, пренебрегают.

Символика должна пройти утверждение в Украинской геральдической комиссии, она вносится в каталоги и начинает свою официальную жизнь. На сегодняшний день, пояснил Олег Маскевич, статья 22 закона о местном самоуправлении просто позволяет иметь громадам свои гербы и флаги. Но комиссией по наградам и геральдике при президенте Украины уже предложены изменения к ней: «должны иметь свою символику». Если изменение пройдет, то именно местные гербы будут фигурировать на официальных печатях и документах.

Геральдические корни

В Крыму, рассказал Олег Маскевич, за последние годы была разработана символика для более чем 70 населенных пунктов полуострова. Практически все крымские города уже обзавелись гербами, флагами, а некоторые даже собственными наградными знаками. В Кировском районе все села имеют символику, и в Белогорском районе этот процесс идет активно. Для южнобережных городов, сел и поселков — а они тоже уже при гербах и флагах — собственная символика может стать и источником дохода, хотя бы при продаже сувениров. Почему с ЮБК отдыхающие увозят китайские поделки, которыми переполнены лотки торговцев? Наверняка нашли бы своего покупателя недорогие сувениры с местной символикой, от значков и флажков до кружек и шкатулок. Понятно, что где-нибудь в степном Крыму на туристов надежды мало, хотя сувениры с местной символикой могли бы быть подарками на официальных мероприятиях. Кроме того, закон позволяет органам местного самоуправления взимать сбор за использование их символики. На практике, к сожалению, его применяют редко.

Некоторые крымские города имеют собственные геральдические корни, и им проще всего — как это произошло, например, в Евпатории, просто вернувшей свой исторический герб: вертикально разделенный щит, на зеленом поле которого голова барана, на красном — змея, обвившая жезл. У Севастополя непростая и, видимо, еще незавершенная гербовая история. В середине 90-х город-герой возродил исторический герб — серебряный грифон на красном поле. Несколько лет спустя, когда большинство депутатов горсовета составляли коммунисты, снова вернули советскую символику: с Звездой Героя и памятником погибшим кораблям. И с тех пор вопрос о гербе Севастополя воспринимался очень болезненно: слишком много в нем политики, дорогих и значимых для каждого севастопольца символов. Впрочем, если когда-нибудь он снова будет обсуждаться, геральдисты смогут предложить еще один проект, в котором учтены и история, и героическое военное прошлое.

Но очень часто символику приходится создавать с нуля. Самое сложное, говорит Олег Маскевич, отыскать те особенности города, поселка, села, которые не изменятся со временем. Нужно обращаться к их истории — хорошо если находятся местные энтузиасты-краеведы, иначе данные приходится собирать по крохам. А вот процедуру утверждения местной символики сами геральдисты постарались упростить до минимума, разработав всю документацию и предоставляя ее на суд властей вместе с эскизами герба, флага, наградных листов.

Геральдисты надеются, что в Крыму войдет в традицию размещение гербов на стеллах или указателях перед въездом в села и города — как за границей.

Для дома, для семьи

Флаги создавать не менее сложно, чем гербы. Дело в том, что практически все комбинации цветов уже используются. Поэтому нередко на флаг просто переносят местный герб. «Меня часто спрашивают: ну зачем сельскому совету в Богом забытой глуши собственный флаг? — рассказывает Олег Маскевич. — В западных странах крошечные деревушки, гордо именующие себя городами, украшены собственными флагами. Ими приветствуют приезжих, их берут на спортивные состязания — это символ принадлежности к громаде, люди гордятся местом, где живут. И у нас даже в эти трудные времена нужно воспитывать любовь и уважение к своей малой родине».

В Крыму уже немало городов и поселков вывешивают собственные флаги. В Гурзуфе, сообщил Олег Маскевич, флаг — а он очень красивый, с Аю-Дагом, солнцем и древнегреческим кораблем — даже несколько раз… воровали. Вот до чего он пришелся по вкусу то ли местным жителям, то ли приезжим.

Кстати, в наше время не только населенный пункт может стать гербовладельцем, но и… любой желающий. Олег Маскевич сообщил, что в стране уже около 700 граждан имеют разработанные по всем правилам геральдики гербы. Обзавестись семейным гербом можно за сравнительно небольшие деньги. Главное, чтобы этим занимался специалист, а не дилетант. Сейчас для этого необязательно принадлежать к привилегированному сословию, на такой герб возложены совсем другие задачи. Он олицетворяет принципы, по которым живет семья, демонстрирует, что для нее значимо и дорого, подчеркивает связь с предыдущими поколениями. И почему бы действительно не гордиться этим? Кстати, и семейная символика проходит экспертизу, вносится в базу данных, а затем публикуется в брошюрах, издаваемых Украинским геральдическим обществом. Кто знает, может, через десяток-другой лет в нашей стране люди собственные гербы будут считать не блажью, свойственной сливкам общества, а доступным способом сплотить родных и близких.

Источник: http://1k.com.ua/359/details/8/3

 

Колобка хотят прописать под Ульяновском

 

Родиной одного из самых знаменитых сказочных персонажей - Колобка - признана Ульяновская область. В ближайшее время там появится усадьба знаменитого фольклорного героя.

Земляки готовы построить ему хоромы. Стройплощадку ищут на самом высоком уровне, как под элитную застройку, сообщает Радио России. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов распорядился найти место для будущей усадьбы. Как рассказала заместитель председателя правительства Ульяновской области Тамара Девяткина, выбирать есть из чего.

Выбрать для каждого региона сказочный символ предложили в конце прошлого года в московской ассоциации землячеств, напоминает ИА REGNUM. На основе собранной информации должна быть создана "Сказочная карта России". На ней будет указано, где живут Дед Мороз, Снегурочка, Илья Муромец и многие другие любимые герои сказок.

Пока на предварительной версии карты указаны пенаты Деда Мороза, Кикиморы, Конька-Горбунка, бурятского героя Саган Убугуна, даже у Кащея Бессмертного нашлась родина, а вот Колобок числится в безродных. Но ульяновский краевед Сергей Петров проследил его генеалогию от колебятки - теста из квашни, какое приготовляли именно в Симбирской губернии. Так что область смело может строить усадьбу или штаб-квартиру - на что бюджета хватит, пишут "Известия".

Источник: http://www.city-n.ru/view/173460.html

 

Скончалась самая старая канадка, уроженка России

 

Елизавета Бухлер (девичья фамилия – Унгер) скончалась в городе Винклер, провинция Манитоба, в субботу. Эта женщина родилась в 1899 году в меннонитской немецкой деревне Григорьевка на юге России. В 1925 году ее семья эмигрировала в Канаду. Это случилось после многих потрясений, связанных с революцией. В частности, Григорьевка страдала от набегов банды Махно. Однажды бандиты пришли в дом семьи Унгер, велели мужчинам выстроиться в ряд и объявили, что убьют их. 20-летняя Лиза схватила гитару, выскочила на середину комнаты и стала петь и танцевать, чтобы у махновцев сменилось настроение, чтобы они пожалели семью. И получилось! Бандиты ушли, никого не тронув.

В Канаде Елизавета вышла замуж за Исаака Бухлера и у них родилось семеро детей, трое из которых живы. Всю жизнь супруги Бухлер, как большинство канадских немцев, работали на ферме. Семья, состоящая из детей, внуков, правнуков и праправнуков, разрослась до более, чем 140 человек, но, как рассказывает Лена, 80-летняя дочь долгожительницы, бабушка знала имена всех своих потомков.

Дома Елизавета Бухлер говорила на немецком и почти до самого конца сама о себе заботилась. Лишь пять лет назад она переехала в дом престарелых, где ей обеспечили круглосуточный медицинский уход.

С днями рождения старушку поздравляли все – от местных политиков, до королевы Елизаветы. И ей это очень нравилось, говорят родные. Она также была активна в общественной жизни, в 75 лет начала опекать душевнобольных людей. Очень любила смотреть аэробику с Джейн Фонда. Пытаясь повторить упражнения, даже ногу сломала. Участвовала в марафоне, пока ей не надоели бегущие рядом журналисты.

Источник: http://kp.ru/daily/25628.4/794394/

 

 Прославили малую родину

 

Есть несколько сёл в нашей республике, широко известные уроженцы которых принесли ей громкую славу. Два соседних села Онежье и Туръя в Княжпогостском районе дали миру выдающихся земляков – геолога Василия Сенюкова и этнографа, социолога Питирима Сорокина. Только из одного села Пыёлдино вышло 16(!) крупных учёных. Яркой плеядой знаменитостей отмечено и ближайшее к Сыктывкару село Выльгорт. Причём знаменитостей, имеющих и одну родословную. Все они из рода Худяевых.

Веет седой стариной

Историческая хроника свидетельствует, что первая семья Худяевых поселилась в Выльгорте аж... в XVI веке. Поначалу поселение именовалось – «деревня Матвеевская на суходоле». Впоследствии стало называться Худяево, от имени его первого священника Герасима Худяева.

Вначале Выльгортский погост относился к Шошкинскому приходу. И только после строительства в нём церкви был учреждён свой приход, куда и был переведён с повышением в должности пономарь шошкинской церкви Герасим Худяев (1689 г.р.) с женой Прасковьей и детьми Иваном, Петром и Алексеем. Позже старший сын стал служить пономарём в Сретенской церкви села Выльгорт, а младший – там же священником. А уже их дети и дети их детей столетие за столетием служили в церквях на разных должностях вплоть до 1920 года. Все заканчивали Усть-Сысольское или Яренское духовные училища, Вологодскую духовную семинарию.

Дети начала XX века

Широко известны имена потомков Ефима Герасимовича Худяева (1865 г.р.). Его сын Иван Ефимович (1902 г.р.) был преподавателем, геологом, писателем. Его исследования недр южных районов Коми края, геологии и палеонтологии мезозойских образований России и ныне не потеряли актуальности. Под псевдонимом Кос Кабыр он опубликовал в местной периодической печати лирические рассказы и научно-популярные очерки. Он автор учебников «Му выв тöдмалöм» («Познание земли») и «Ывлавыв тöдмалöм. Арся уджъяс» («Познание природы. Осенние работы») и один из авторов-составителей учебника «Выль туйöд» («По новому пути»).

Сестра Ивана Ефимовича Александра Мишарина (1900 г.р.) много лет проработала в областной больнице, получила звание «Заслуженный врач Коми АССР», избиралась депутатом Верховного Совета республики и СССР. Другая сестра – Анна Ефимовна Михеева (1904 г.р.) была заведующей областной библиотекой Усть-Сысольска и тоже избиралась депутатом Верховного Совета республики и РСФСР.

Потомки Ивана Герасимовича

В числе самых известных в республике потомков Ивана Герасимовича Худяева можно назвать Вячеслава Ивановича (1946 г.р.), бывшего первого секретаря Сыктывкарского горкома КПСС, с 1987 по 1994 годы возглавлявшего Совет Министров и правительство республики.

Из этого же рода вышел Владимир Алексеевич Кузиванов (1928 г.р.). В 1979 году он защитил докторскую диссертацию, преподавал в Московском энергетическом техникуме. Позже работал в ЦК КПСС, стал профессором.

Больших успехов в науке добился и Евгений Васильевич Власов (1949 г.р.), из рода Поликарпа Худяева. В 1964 году он окончил Выльгортскую среднюю школу, затем Московский физико-технический институт, кандидат технических наук. Сейчас работает в Институте проблем Управления Российской академии наук.

Педагоги, учёные, инженеры

Не менее знамениты потомки Карпа Худяева (1832 г.р.), который имел шестерых родных детей и двоих приёмных. Внук Ефима Карповича – Михаил Михайлович (1932 г.р.) – посвятил жизнь обучению детей, много лет руководил Выльгортской средней школой.

Внук Ивана Карповича – Владимир Иванович Худяев (1937 г.р.) – проявил себя в дорожной отрасли. Он возглавлял Сыктывкарское ДРСУ, стал заслуженным работником народного хозяйства Коми АССР и Почётным дорожником России.

Его брат Сергей Иванович (1934 г.р.) с золотой медалью окончил Выльгортскую среднюю школу, затем Московский государственный университет, стал доктором физико-математических наук. Он опубликовал свыше 150 научных работ, многими из которых как учебными пособиями пользуются не только в вузах нашей страны, но и мира. Пять лет в 90-х годах он руководил Сыктывкарским университетом, позже работал в Коми научном центре, был академиком общественных наук. Его сын Владимир Сергеевич тоже окончил МГУ, стал геофизиком.

«Звёзды» и «звёздочки»

Широко известны имена потомков Иринарха Худяева. Его правнучка Ия Васильевна Забоева (1924 г.р.) окончила Коми государственный пединститут, была первым директором Института биологии Коми научного центра РАН. Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный работник науки и культуры Коми АССР, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат премии им. В.Р. Вильямса – вот далеко не полный перечень достижений Ии Васильевны.

Достигли больших высот в науке и её дочери. Александра стала доктором географических наук, Татьяна – кандидатом медицинских наук. Высококлассным специалистом и организатором проявила себя двоюродная сестра Забоевой – Валентина Михайловна Пастерюк (1937 г.р.): 13 лет возглавляла Национальную библиотеку Республики Коми.

Немало в роду Худяевых кандидатов наук. Правнучка Иринарха Худяева – Елена Ивановна Овчинникова – кандидат педагогических наук. Лембит Степанович Гуляев – кандидат физико-математических наук. Одна из правнучек Карпа Худяева – Антонина Васильевна Слобода – кандидат сельскохозяйственных наук...

Пожалуй, нет в истории нашей республики другого такого уникального примера, чтобы столько «звёзд» и «звёздочек» дали представители одной фамилии, выходцы из одного села!

Источник: http://komikz.ru/news/history/?id=1700 Корни Владимира Высоцкого – в Бресте

 

25 января поклонники творчества В.С.Высоцкого отмечают его день рождения. Владимир Высоцкий имеет прямое отношение к Беларуси – у него брестские корни. Дед актера и певца родился в Бресте, и вполне возможно, что он передал внуку по наследству творческие гены.

По сообщению польских исследователей, сохранилась метрическая книга регистрации евреев, рожденных в 1889 году в Брест-Литовске. Там записан мальчик Вольф, появившийся на свет 13 апреля 1889 года от родителей - мещанина местечка Сельца Пружанского уезда Шлиома Высоцкого и Хаси-Фейги Бульковштейн, что засвидетельствовал раввин г.Бреста. Кстати, всю свою жизнь, по воспоминаниям племянницы Ирэны, он день рождения отмечал не по новому стилю - 25 апреля, а по старому - 13-го, пишет "Брестский курьер".

"Начальное образование получил в городской четырехклассной школе. По ее окончании был принят в коммерческое училище в Брест-Литовске, откуда по семейным обстоятельствам перешел в коммерческое училище купеческого общества г. Люблина, которое закончил, получив среднее образование, в 1911 г.", - так написал он в своей автобиографии. В Люблин Вольф Высоцкий поступил, будучи уже 20-летним, в 1909 году.

Интересные сведения о Вольфе Высоцком сообщил в "Газете по-киевски" ее автор Михаил Кальницкий. Приведем сокращенный вариант его публикации.

"В 1911 году в Киев приехал поступать в Коммерческий институт 22-летний уроженец Бреста, сын мастера-стеклодува Вольф Шлиомович Высоцкий. Вольф поступил на экономическое отделение института.

Проучившись два семестра, он решил поступить в армию вольноопределяющимся. Игра стоила свеч: в этом случае ему полагался лишь один год действительной службы. Отбыв его в 165-м пехотном Луцком полку и даже удостоившись юбилейной медали в честь 300-летия дома Романовых, Высоцкий вернулся в институт. В октябре 1917 года он получил диплом и звание кандидата экономических наук второго разряда.

Но этого показалось мало. И Вольф Высоцкий поступил на юридический факультет Киевского университета. Закончив и его, в 1919-м он поступил еще в Киевский институт народного хозяйства (КИНХ). Вероятно, "теоретические" специальности были в то сложное время недостаточно востребованы, а нужно было содержать семью - мать-старуху (отец умер), жену и двоих сыновей. Поэтому Владимир Семенович Высоцкий (так переписал свое имя-отчество бывший Вольф Шлиомович) стал студентом коммерческо-технического факультета по производственно-промышленному отделению. Он попробовал организовать кустарную мастерскую по производству театрального грима, а во время нэпа успешно работал на косметическом производстве. Кстати, в этой сфере с ним сотрудничал брат Леон - видный инженер-химик, тоже учившийся в Киевском коммерческом институте и КИНХе.

Но и предыдущей квалификации обладатель трех высших образований не забывал. Например, в Москве (куда переехал в 1926 году Владимир Высоцкий и где в 1938-м у него родился внук-тезка) он со знанием дела исполнял обязанности юрисконсульта, коммерческого директора и т.п."

Неслабая слабая половина

И деда Вольфа, и сына его Семена, и внука Владимира преследовал какой-то рок по части женщин.

Читаем дальше публикацию Михаила Кальницкого:

"Еще студентом, в 1915-м, Вольф Высоцкий женился. Его избранница родилась в семье состоятельного жителя Житомира Евсея Бронштейна. Любопытно, что у бабушки Володи Высоцкого по разным документам можно насчитать две даты рождения и целых пять имен! Метрическая запись о ее рождении относится к 1891 году, и оформлена она там как Дебора. Но в записи о браке с Вольфом Высоцким она фигурирует как Дора, и год ее рождения каким-то образом превращается в 1893-й. Дальше, ко времени революции, она пышно именуется Ирадиадой. А родственники и друзья чаще всего называли ее Ириной. Вот уже четыре имени. Пятое появилось позже.

Получив медицинское образование в акушерско-фельдшерской школе, Дебора-Дора-Ирадиада в конце концов освоила специальность, близкую к "бизнесу" мужа, и стала косметологом. Золотоволосая, живая, остроумная, она была очень яркой женщиной. Знала себе цену и не позволяла собою командовать. Ну а муж ее, надо признать, не считал себя тесно связанным узами супружеской верности. То и дело у него возникали увлечения на стороне. Может быть, больше всего законную жену разозлил его роман с Эльгой Аренс - популярнейшей в то время в Киеве эстрадной певицей. И хотя в Москву супруги все же переехали вместе, этот брак был обречен. Владимир Семенович остался в Москве, где завел новую семью. А Ирадиада Евсеевна вернулась в Киев.

Когда Киев оккупировали немцы, она продолжала жить здесь. Это грозило ей, еврейке, гибелью. И в 1942-м она оформила церковный брак с Георгием Лукичом Семененко и записалась как православная. С тех пор бывшая Дора Евсеевна Высоцкая стала Дарьей Алексеевной Семененко. Именно это имя начертано на ее могиле на Байковом кладбище.

До самой своей смерти в 1970-м она жила в коммунальной квартире в старом доме на ул.Ивана Франко, 20. Этот адрес хорошо знал Володя Высоцкий - ее первый внук, в котором она души не чаяла. В каждый свой приезд он не забывал посетить бабушку. К слову, Дарья Алексеевна обожала театр, не пропускала ни одной премьеры. И когда Володя, бросив инженерно-строительный институт, подался в актеры - она как никто другой из родни поняла и поддержала его".

Он не был ортодоксом

Людмила Яременко, племянница Вольфа, дочь его старшего брата Леона, вспоминает об отце и дядюшках так: "Когда мне было лет пять, он (отец Леон) и меня в синагогу водил на праздник Торы… Дядя Исаак был атеистом и коммунистом - полной противоположностью моему отцу. А дядя Володя - ни то ни се". Любопытная оценка, подтверждающая, что средний брат ни в чем не был ортодоксом, предпочитая быть "вольным художником". И при этом он был просто замечательно отзывчивым и чутким человеком.

Другая племянница - Шуля (Суламифь), родившаяся в Жабинке и чудом уцелевшая в Холокосте (уехала за два дня начала войны в Минск, а затем в Саратов), в 1944 г. отыскала в Москве дядю, привезя в столицу группу самодеятельных артистов. Ее рассказ об этом записала М.Рощина:

"Как её встретил дядя Володя (дедушка Владимира Высоцкого), равнодушно слушать невозможно. Ведь она - дочь единственной и любимой сестры Малки, Манички. Певуньи и сказочницы. Обнимались, плакали... Потом он убежал в магазин, накупил много всякого вкусного и фрукты, арбуз! Это - ей, уже давно одинокой и голодающей... И не отпустил - Шуля у него переночевала: "Он мне и деньги в карман сунул". Только утром отпустил к своим подопечным. "Каждый день я ему звонила и отчитывалась. Если забывала - выговор!", - Шуля улыбается. И с тех пор, каждые зимние каникулы Маничкина дочка проводит в Москве у дяди Володи…".

Умер Владимир Семенович-старший в 1962 г. в Москве.

Павел Леонидов (дядя поэта, точнее, племянник его бабушки Ириады Алексеевны, двоюродный брат Семёна Владимировича Высоцкого) в книге "Владимир Высоцкий и другие" так описывал Владимира Семёновича Высоцкого-старшего, деда поэта: "Он ничего не создал, но был очень талантливым, очень ярким человеком: большая голая голова, дьявольская нацеленность взгляда стариковских глаз, классический нос с горбинкой, саркастическая усмешка кривит губы и сверкает золото зубов".

Источник: http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&news=75532


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное