Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Марко Вовчок: поиски, находки

Учитель ООШ с. Казаки Галина Терехова вместе с учениками проделала большую краеведческую работу. Результат ее — новые факты биографии писательницы Марко Вовчок. Сегодня мы публикуем эту работу на страницах газеты.

«Мария Александровна Вилинская (псевдоним — Марко Вовчок) — одна из самых популярных писательниц середины XIX века. В свое время она была не менее известна, чем Иван Тургенев и Федор Достоевский. Марко Вовчок перевела на русский язык пятнадцать романов Жюля Верна и целую библиотеку писателей разных стран. Сочиняла на трех, говорила на семи, читала на десяти языках. Блестящий талант, трудолюбие, широта интересов, сильный и цельный характер, чуткость и отзывчивость к запросам времени – все это соединялось в образе необыкновенной женщины.

Т. Г. Шевченко считал ее лучшим украинским прозаиком и называл своей дочерью. А. И. Герцен и И. С. Тургенев восхваляли ее украинские рассказы. Н. Г. Чернышевский восхищался ее русскими произведениями. Н. А. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин дорожили сотрудничеством с ней в «Отечественных записках».

В нашем школьном музее, руководителем которого я являюсь, есть экспозиция, посвященная Марко Вовчок, имеется подборка книг в сельской библиотеке, которая носит ее имя. И все это не случайно: Марию Вилинскую крестили в церкви нашего села Казаки. Об этом говорят все опубликованные источники.

В краеведческой и литературной среде Липецкой области также бытует мнение о том, что будущая популярная украинская писательница родилась в деревне Екатериновке (ныне входит в состав Большеизвальского сельского поселения Елецкого района).

Деревню (село) Екатериновка (Екатерининское) «под Ельцом» называют биографы Марко Вовчок и советские литературоведы Е. Брандис, А. Засенко, А. Белецкий, липецкие краеведы А. Курков, А. Мартынов, Панюшкин, В. Шахов, елецкие краеведы Ф. Руднев, С. Краснова, многочисленные электронные ресурсы.

Елецкий краевед Ф. Руднев в 1959 году опубликовал статью в местной газете с красноречивым названием «У Задонского большака». Учебное пособие по литературному краеведению, изданное Елецким государственным педагогическим университетом, уточняет: «ныне село Екатериновка Елецкого района».

На сегодняшний день на территории Елецкого района есть только одна Екатериновка — деревня (не село), расположена в 10 км восточнее Ельца на автодороге Москва — Ростов (она же задонская, липецкая трасса). Те же самые краеведы утверждают, что крестили Марию в Вознесенско-Георгиевском храме нашего села Казаки, а это в 15 км в противоположную сторону от Ельца.

Мы усомнились в том, что для крещения родители повезли своего ребенка так далеко (за 30 км). Почему они проехали через старинный город Елец с его многочисленными церквами? Логичнее было бы совершить обряд крещения именно в Ельце.

Мы предположили, что Мария Вилинская (Марко Вовчок) родилась в деревне с похожим названием, и деревня находилась в окрестностях Казаков. Эта деревенька должна была приписываться к ближайшему приходу, т. е. к храму, находящемуся в Казаках. Тогда вполне объяснимо, почему ее крестили именно в этой церкви.

Большой интерес для нас представляют документы о Марко Вовчок и ее муже А. Марковиче, находящиеся на хранении в Государственном архиве Орловской области (Елецкий уезд входил в состав Орловской губернии). Много нового мы узнали в Елецком краеведческом музее, а также в экспедиции к предполагаемому месту рождения писательницы.

Биографические сведения, касающиеся места и даты рождения, а также правописания фамилии Марии Вилинской оказались настолько сбивчивы и противоречивы, что не могли дать ответа на наши вопросы: когда родилась? где родилась? как правильно писать ее фамилию?

Нам очень хотелось найти метрическую книгу Вознесенско-Георгиевской церкви Александровской слободы села Козаков. Есть ли такая книга в Государственном архиве Липецкой области? Мы позвонили в Государственный архив Липецкой области, и сотрудница сообщила нам, что Метрическая книга села Козаков есть, но в ней нет записей 1833 года.

Кроме того, метрическая запись показала, что деда Марии Александровны, помещика Петра Гавриловича Данилова, тогда уже не было в живых; что тетка ее, Екатерина Петровна, в замужестве Мордовина, являлась также ее крестной матерью и еще не была замужем. Липецкие краеведы С. Панюшкин и В. Шахов считают, что Даниловы — предки Марко Вовчок по материнской линии — состояли не только в родстве, но и в тесной дружбе с Писаревыми. Дело в том, что крестный отец Маши Вилинской — «елецкий помещик, полковник и кавалер» Дмитрий Гаврилович Данилов — был дедом Дмитрия Ивановича Писарева (Писарев и Мария Вилинская — троюродные брат и сестра).

Метрическая запись в церковной книге прояснила также один немаловажный факт. Усадьба, в которой родилась Мария Вилинская, была приписана к одному из приходов села Казаки — в пятнадцати верстах к западу от Ельца — и не имела, следовательно, своей церкви.

Мы выяснили, что никаких сколько-нибудь достоверных признаков местонахождения деревни Екатерининской в памяти старожилов не сохранилось. Значит, для подтверждения нашей версии необходимо найти карту Елецкого уезда начала XIX века.

Существует ли она? Где ее найти? Мы решили обратиться в краеведческий музей города Ельца.

Там мы увидели фрагмент карты Елецкого уезда Орловской губернии с пояснениями: «По карте 1915 года и изысканиям Б. Б. Лобач-Жученко — внука писательницы. Карта отпечатана в 1915 году по данным, собранным и систематизированным к 1869 году». На карте между Казаками (селение от 500 дворов с церковью) и Паженью (деревня от 3 до 10 дворов) значилась Екатерининская (господский двор, мыза, хутор).

Значит, наши предположения о местонахождении деревни Екатерининской (места рождения писательницы) рядом с Казаками, а не у трассы Елец — Задонск, как ошибочно считают многие исследователи, верны.

Следующим подтверждением нашей версии стали свидетельства елецкого краеведа А. В. Новосельцева. Он рассказал, что был в Москве и видел в РГАДА карту Елецкого уезда за 1798 год, а на карте — деревню Екатерининскую рядом с Казаками.

Для доказательства нашей версии нам необходимо было ехать в Москву, в Российский архив древних актов, и найти карту Елецкого уезда за 1798 год. Но, к сожалению, финансовой возможности у нас не было. Галина Николаевна Щепотьева, бывшая ученица нашей школы, ныне проживающая в Москве, посетив наш школьный музей, пообещала помочь разыскать в архиве эту карту. Свое обещание она выполнила. И вот копия этого документа теперь у нас.

На чертеже 1798 года местность хорошо узнается. Обозначены населенные пункты, которые существуют и сейчас. Узнаваемы балки и перелески. И вот она — деревня Екатерининская!

Казаки на карте носят несколько другое название: «Слобода Александровская, Козаки тож» (Александровская — от имени Александра Хотянцева, Елецкого казацкого сотника).

Теперь мы точно знали, что в Елецком уезде была и другая деревня с похожим названием — Екатерининская, относящаяся к Казакам. Но принадлежала ли эта деревня семье Марии Вилинской?

Нам пришла мысль попробовать отыскать в этом же архиве карту Казаков, возможно, она существует. Чувство огромной радости и благодарности испытали мы, когда узнали от Галины Николаевны Щепотьевой, что наши предположения верны — в РГАДА ей удалось отыскать карту Козаков за 1812 год — «Геометрический Специальный план Орловской Губернии Елецкого уезда Села Козаков с сельцом Яковлевским и деревнею Екатерининскою». Карта датирована 1812 годом, имеется гербовая печать. Это еще одно доказательство, что деревня Екатерининская входила в состав села Козаков.

Источник: http://www.elkrai.ru/?p=15483

 

Легко ли восстановить историю своего рода?

- В каждом человеке рано или поздно возникает потребность выяснить, кем были его предки, - уверена Наталья Пономарёва, председатель иркутского общества «Родословие».

Уже двенадцать с лишним лет энтузиасты этого коллектива не только составляют собственные генеалогические древа, но и помогают другим приоткрыть завесу истории.

Желающих сделать это с каждым годом становится всё больше: тысячи людей по всей стране объединяются на почве общего интереса. Наша гостья рассказала о том, какие тайны порой скрывает время, с чего нужно начинать составлять своё генеалогическое древо и какими качествами должен обладать начинающий «путешественник в прошлое».

Полцарства за… родословную

Иркутское «Родословие» «широко известно в узких кругах» даже за пределами в области. Активисты недавно создали группу общества в социальных сетях, в которую охотно вступают даже люди, не имеющие отношения к Иркутску. Исследователи (сегодня их около полусотни) больше 10 лет собираются в областной библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского, чтобы поделиться своими открытиями и методами поиска.

- Два-три раза в месяц на мою электронную почту приходят письма из соседних регионов и даже из-за рубежа. Люди просят помочь узнать об их родственниках, когда-то живших в Иркутске. Мы советуем, в какой архив им лучше обратиться, как организовать поиск, - рассказывает Наталья Сергеевна. Юридически организация носит статус клуба, поэтому его члены не оказывают платных услуг. Единственный источник существования «Родословия» - членские взносы (100-150 рублей в год).

В Иркутске коммерческим составлением родословных, как правило, занимаются историки-одиночки, а в Москве это - бизнес, поставленный на широкую ногу. Если верить информации в Интернете, стоимость таких исследований может составлять от 40-50 тысяч до нескольких миллионов рублей.

- Часто люди не представляют кропотливости, тщательности, объёма возможных исследований, - объясняет наша героиня. - Как правило, в архивах не так просто получить нужную информацию: чтобы сотрудники успели подготовить данные, нужно сделать заказ за 15 дней, взять можно одновременно не больше пяти документов… Многие фолианты уже трудно читаются, и требуется специальный навык, чтобы разобрать шрифт. Кроме того, сейчас в Иркутском госархиве выстроилась такая очередь, что заказ приходится делать почти за месяц вперёд. И порой при всём профессиональном опыте человек может месяцами работать с документами и ничего не найти, ведь какие-то записи и бумаги бывают просто утрачены.

Наша гостья, инженер по образованию, за 20 с лишним лет собирала историю 11 поколений её предков. Продолжать исследования, говорит она, уже нельзя по объективным причинам - последний найденный документ, так называемые ревизские сказки - перепись деревенских крестьян (вспомните «Мёртвые души». - Ред.), датируется 1710 годом.

Кстати - Как восстановить историю своего рода (советы иркутских исследователей): Начните с себя. Напишите собственную биографию, для ваших потомков она уже - ценность.

Запишите всё, что вам известно о ваших родителях, дедушках и бабушках.

Заведите досье на всех известных вам представителей вашего рода.

Напишите письма родственникам из других городов.

Выясните, к какому приходу сельской или городской церкви относились ваши предки, закажите в государственном областном архиве метрические книги этих церквей.

Если вы знаете, кем были ваши предки по профессии, подключайте ведомственные архивы.

Если вы ищете родственников в других городах, обратитесь в местную библиотеку. Часто именно там базируются общества по изучению родословных.

Чтобы стать «путешественником в прошлое» и прийти к своим истокам, главное - иметь аналитический склад ума, уверена Наталья Пономарёва. А вот историческое образование вовсе необязательно.

- Главное - это уметь сопоставлять факты и понимать, куда нужно двигаться, ведь готовых решений здесь нет. Первое правило для начинающих исследователей - двигаться от себя и истории своей семьи, а не искать известных однофамильцев. Человек по фамилии Калашников может решить, что «Песнь про удалого купца Калашникова» Михаила Лермонтова - о его предке; какой-нибудь Жуков считает, что у него есть кровные узы с легендарным маршалом, хотя чаще всего это далеко не так.

Как показывает опыт, к изучению собственной родословной приходят больше люди солидного возраста, которые задумываются над тем, что передать внукам. Однако в последнее время исследователи молодеют, и многим членам «Родословия» всего по 30-35 лет. При этом, уверена Наталья Пономарёва, среди иркутян и жителей области немало тех, кто годами ведёт самостоятельный поиск и порой лишь случайно узнаёт о существовании клуба.

Тяжёлая правда

Корреспондент: - Наталья Сергеевна, как меняет людей знание об истории семьи?

Н.П.: - Казалось бы, информация о своих корнях благотворна для человека. Но есть и обратная сторона, ведь история - не всегда розовые бантики и гусарские эполеты. Порой приходят люди, которые хотят во что бы то ни стало узнать о своих предках. По опыту знакомых и частично по собственному опыту, могу сказать: не всегда легко выдержать истинную правду. И я спрашиваю людей: готовы ли вы к тому, хватит ли у вас смелости? Была ведь и гражданская война, во время которой кровные родственники могли воевать по разные стороны. У одного из членов нашего общества есть такая история: один его предок в юнкерском, 19-летнем, возрасте погиб на стороне белых, а другой, его брат, сражался на стороне красных. И для человека, кстати известного в Иркутске, эта история стала трагедией всей жизни. Есть ситуации, когда люди хотят узнать, кем служил дед в системе КГБ, НКВД или МВД а это надо уметь выдержать… Порой история опускает пелену незнания перед потомками, и иногда, быть может, это и правильно.

Тем не менее, уверена наша собеседница (кстати, автор трёх книг об истории Иркутска), изучение истории своей семьи - потрясающе захватывающий процесс:

- Пройдя весь путь, я поняла: если бы мне принесли мою родословную в голубой обёртке с бантиком, это не дало бы такого удовлетворения, как сейчас. Именно поиск и открытие новых путей, когда, казалось бы, дальше идти некуда, приносит самую большую радость.

Источник: http://www.irk.aif.ru/culture/article/32857

 

Самые оригинальные музеи мира

Необыкновенные музеи – это не редкость, но иногда само название вызывает неподдельное удивление. Delfi предлагает ознакомиться с самыми странными музеями мира!

Музей лжи

Находится в Германии, в городе Кюриц. При входе в него, вас будут потчевать пластмассовым тортом, и эликсиром молодости, состоящим из обычного зеленого чая. Войдя в здание, услышите лозунг «Не верьте своим глазам». Тут вам расскажут, что экспонаты собирала некая Эмма, правнучка Барона Мюнхгаузена, но в припадке гнева выбросила их все на помойку, а там их разыскал Цыбко, будущий владелец музея. В музее лжи можно увидеть мочку уха Ван Гога, метлы ведьм, и вещи с затонувшего «Титаника». И туристов ни сколько не смущает, что все выставленные вещи не подлинные и все описания - вранье.

Музей средневековых пыток

Тут можно увидеть с помощью, каких инструментов, доставалась «правда» в Средневековье. Посетив пражский музей пыток, приблизительно, за 100 гривен, вы ознакомитесь с 60 инструментами применимыми во времена пыток. Экскурсия длится 45 минут.

Музей плохого искусства

В нем собраны более 400 работ, мягко говоря, безвкусных. Его основатель Скот Вилсон решил, что они не должны «кануть в лету». По какой причине он сделал столь опрометчивый шаг, неясно. Но оригинальности у музея не отнять. К тому же, вход в него бесплатный.

Музей абсурдных технологий

В Лос-Анджелесе, Калифорния, США собраны ненужные технологии, хотя сами по себе они достаточно забавны. Тут вы сможете полюбоваться «Эдемским садом на колесах», картинами на булавочных иголках и многим другим.

Музей волос

Он отмечен Книгой рекордов Гиннеса. В нем нет комнат, только коридоры, в них и развешены экспонаты – пряди волос. Если посчитать количество разнообразных шиньонов, то можно предположить, что в музее собралось более 16 000 женщин.

Музей растворимой лапши

Любите «питательные» завтраки-обеды-ужины из растворимой лапши? Тогда можно отправиться в Японию, в город Осаке, ведь там располагается музей сего блюда. Тут нн-ное количество упаковок этой лапши. В рамках экскурсии состоится и дегустация продукта, вам покажут, как делают лапшу. И вы сможете поучаствовать в процессе приготовления, и забрать с собой стаканчик самостоятельно сделанной вермишели.

Музей несчастной любви

Всем, наверное, известно это чувство «разбитого сердца», а вот хорваты решили открыть в честь него музей. Тут собраны письма, смс, плюшевые игрушки, одним словом, все атрибуты «сладких чувств». Чтобы посетить этот музей придется отправиться в Загребе, в Хорватии.

Музей туалетов

Можно найти в Индии, в Нью-Дели а там разыскать международный музей туалетов Сулабх. Тут собрана коллекция отхожих мест датированных еще 2500 г до н.е. Экспонаты представлены из 90 стран мира. И уборных тут ни много, ни мало, а около нескольких тысяч. Если вам интересно посмотреть на средневековые переносные унитазы, в виде сундука с драгоценностями, или туалет королевы Виктории, который сделан из золота, то вам определенно нужно побывать в Индии.

Источник: http://www.delfi.ua/news/daily/foreign/samye-originalnye-muzei-mira.d?id=1786728

 

Музеи любви в Украине

Любовь и секс воспевают не только в литературных и музыкальных произведениях, в живописных полотнах и скульптурах, но и посвящают им целые музеи.

Сегодня во многих странах мира работают музеи эротических скульптур. В частности, в Берлине располагается самый большой «храм эротики». Музей имени Беати Узе, в котором собрана богатая коллекция «предметов любви», эротических скульптур. В Амстердаме действует один из самых больших Музеев секса. А в Хорватии, к примеру, открыли Музей Несчастной любви, где можно лицезреть уникальные экспонаты, подаренные музею людьми с разбитыми сердцами со всех уголков мира.

Как выяснилось, в Украине также есть подобные неординарные объекты, в том числе Музей любви в Ялте и Музей сексуальных культур мира в Харькове.

В преддверии Дня Влюбленных DELFI составил список музеев Украины, так или иначе связанных с темой любви.

Музей любви в Ялте

Единственный в Украине Музей любви появился относительно недавно – в 2012 году. Однако таметика музея связана скорее не с любовью между мужчиной и женщиной, а с любовью к своему городу.

В музее представлено свыше 7 тысяч экспонатов о Ялте. Среди них открытки, значки, календари, чеканки, афиши, вазы, скульптуры, картины, фотографии и многое другое.Эту коллекцию на протяжении более 30 лет собирал местный коллекционер Александр Матвиенко.

«Уверен, что в ближайшее время это будет не просто музей, а нечто большее. Здесь будет собрано воедино все новое и необычное под знаком "Сделано в Ялте", "Для Ялты", и "О Ялте"», — рассказал коллекционер.

Музей сексуальных культур мира в Харькове

Первый в Украине музей, посвященный сексу и сексуальным отношениям, появился в 1999 году в Харькове. Он был открыт по инициативе кафедры сексологии Харьковской медицинской академии.

Здесь представлена уникальная экспозиция, посвященная различным сексуальным культурам многих народов мира.

Музей занимает 12 залов. В каждом из них представлена сексуальная культура той или иной страны мира: Индии, Японии, Китая, Африки, Америки, стран Европы.

В частности, здесь можно лицезреть скульптуры, картины, фотографии, керамику, а также специализированную литературу, связанную с сексом.

Главная миссия музея повысить сексуальную культуру населения и за счет этого снизить количество разводов в Украине.

Музей свадьбы в Полтаве

В 2008 году в Доме культуры села Великие Будища под Полтавой открылся еще один уникальный музей – Музей украинской свадьбы.

Экспозиция пропитана национальным колоритом.

В музее представлено свадебное убранство разных времен, предметы быта, вышитые сорочки и рушники, различные свадебные атрибуты, а также музыка и тексты обрядовых песен, связанных со свадьбой. В частности, здесь можно увидеть один из самых старинных свадебных нарядов Украины 1926 года.

Помимо осмотра экспозиции, посетителям предлагают совершить обряд настоящей украинской свадьбы.

Экспонаты для музея собирали на протяжении пяти лет местные жители.

Будущий Музей семьи в Киеве

В столице Украины на базе Центра по делам семьи и женщин планируют создать первый в мире музей семьи.

Главная цель создания такого объекта — пропаганда семейных ценностей, повышение авторитета семьи в обществе.

Для организации экспозиции планируется подключить ученых, которые будут изучать вопросы трансформации современной семьи в Украине и мире.

Предполагается, что в экспозиции будут представлены старинные вещи киевских семей, в том числе фото, свадебные наряды и свадебные рушники, вещи из быта, письма, открытки, одним словом все, что касается истории рода и семьи.

В этой связи инициаторы создания музей призывают всех желающих поделиться своими семейными реликвиями с общественностью.

Источник: http://www.delfi.ua/news/daily/society/muzei-lyubvi-v-ukraine.d?id=1829730

 

Михаил Гнесин: гения признали после смерти

В субботу исполняется 130 лет со дня рождения композитора и педагога Михаила Гнесина, который основал Донскую консерваторию в Ростове, ставшую главной Российской академией музыки. Этот великий автор соединил дух еврейского народа с русской музыкальной культурой, прожил тяжелую жизнь и умер недооцененным. Наследие Гнесиных вышло из тени лишь в последние годы прошлого столетия, несмотря на то, что благодаря нему нашли свой творческий путь десятки знаменитых музыкантов.

2 февраля 1983 года в Ростове-на-Дону в семье казенного раввина появился на свет Михаил Фабианович Гнесин. Должность, которую занимал его отец, была в те годы весьма престижной. Казенный раввин считался духовным пастырем общины, вел метрические книги и проводил проповеди. Мать Михаила — Белла Исаевна Флетзингер была хорошей пианисткой и обладательницей прекрасно поставленного голоса. В детстве ей пророчили блестящую музыкальную карьеру, но она избрала другой путь. Белла стала матерью 12-ти очаровательных ребятишек, которым передала все свои навыки и умения.

Судьба дочерей Гнесина сложилась более успешно, чем у Михаила. Они одна за другой поступили в Московскую консерваторию, куда в 1900 году не смог попасть Михаил. Приемная комиссия даже не стала рассматривать его кандидатуру, дабы не нарушить режим "закрытых дверей", введенный для евреев. Но молодой человек не сдавался — он не собирался предавать свои идеалы и упорно продолжал изучать национальный фольклор. Значительный вклад в творческое образование юного композитора сделал дед со стороны матери, виленский бадхан, местный трубадур и тамада Шайке Файфер, а с синагогальными напевами Гнесина познакомил кантор, отвечавший за точность текста и отбор новых молитв, и автор литургической музыки Эли'эзер Герович.

Упорные занятия и творческий подход к музицированию в 1901 году открыли для Гнесина двери Петербургской консерватории в классы Н. А. Римского-Корсакова, а затем А. К. Лядова. Серьезный подход к обучению и необычная манера подачи материала сразу вывели Михаила в тройку лидеров курса, а бунтарский дух и участие в забастовке студентов в ответ на расстрел рабочей демонстрации 9 января 1905 года чуть не разлучили его с мечтой окончить образование.

Год спустя после восстановления на учебе Михаил начал принимать активное участие в педагогической и музыкально просветительской деятельности рабочих кружков и училищ Петербурга. Во времена студенчества Гнесин много путешествовал по миру, словно губка впитывая в себя мелодии разных стан. Одна из самых длительных его поездок заняла почти месяц и прошла по маршруту Венеция — Милан — Генуя — Рим — Неаполь — Капри — Сицилия с Палермо, Мессиной, Катаньей, затем Крит — Афины — Смирна — Хиос и Константинополь.

В то время бедный студент мог себе позволить путешествовать на корабле только четвертым классом, в трюме с матросами и женщинами легкого поведения, ехавшими на заработки, но даже это не испортило впечатлений Михаила, который буквально не мог надышаться свежим морским бризом и новыми впечатлениями. Новые звуки незнакомых инструментов, причудливые танцы далеких земель и ароматы праздной жизни — все это не вмещалось в дневник, который вел любознательный композитор. За свое путешествие он не прошел мимо ни одного кабака, из которого доносилась музыка и, вернувшись на родину, привез с собой бесценный опыт.

Уже в то время первые сочинения Гнесина получили признание критиков. Мелодичные романсы на стихи К. Д. Бальмонта, Ф. К. Сологуба, "Сонаты-баллады" для виолончели и фортепиано, дифирамб для голоса с оркестром "Врубель", а также музыка к трагедиям Софокла и Еврипида стали первыми шагами композитора на пути к славе.В ноябре 1908 года Гнесин со своими единомышленниками организовал Общество еврейской народной музыки, которое специализировалось на изучении национального мелоса и музыкального фольклора. В рамках расширения своих представлений Михаил отправился в очередную "командировку". На этот раз его путь лежал в Эрец-Исраэль — сокровищницу, хранящую тайны древних мелодий.

По возвращению он познакомил общество с музыкальным наследием ишува. Путешествие изменило его взгляд на музыку. Очарованный своей культурой, он начал смотреть на произведения изнутри, пытаясь познать психологию великих композиторов, глубину вложенного в ноты смысла и широту восприятия слушателей.

Н.А. Римский-Корсаков говорил: "Еврейская музыка существует, это замечательная музыка, и она ждет своего Глинку". В начале 1900-х годов эта фраза звучала как предсказание, но когда пророк появился, никто не увидел в нем пастыря.

В 1921 году Гнесин вновь оправился за границу на поиски вдохновения. Путешествие затянулось на год. За это время композитор посетил Грузию, Германию и Палестину, окончательно убедившись в своем предназначении. По возвращение в Россию он вернулся к любимому делу. В 1923 году из-под пера композитора вышли прекрасные мелодии — "Пляски галилейских рабочих", опера "Юность Авраама" и сюита из музыки к пьесе Н. Гоголя "Ревизор" — "Еврейский оркестр на балу у городничего".

В то время Михаил был буквально поглощен музыкой, но это не помешало его педагогической деятельности. По прибытию в Москву он принял активное участие в семейном подряде сестер, изначально став профессором музыкального техникума им. Гнесиных, а затем Московской и Ленинградской консерваторий.

Его творческий потенциал был неиссякаем, он писал, учил и культивировал почву для обучения приемников, но в стране настали времена, когда все чаще приходилось писать "в стол" и не выделяться. Борьба с космополитизмом охватила страну, друзья стали врагами, критики перешли на пренебрежительный тон в отношении патриотов, а идеологи всеми силами пропагандировали отказ от патриотических чувств, от национальной культуры и традиций во имя "единства человеческого рода".

Жизнь, вера и внутренняя сущность Михаила была слишком тесно переплетена с его корнями, и он не собирался отказываться от своих убеждений. На совещании в ЦК в 1948 году Гнесин произнес фразу, которая повлияла на его дальнейшую судьбу: "Я не порицаю многих людей, которые в эту минуту оказались слабыми. Время было жестокое. Я лично не сторонник спешной реакции в виде обязательного выступления с раскаянием". После такого заявления из созданного им института (ГМПИ) заслуженному деятелю искусств, лауреату Сталинской премии, композитору и дважды лауреату премии имени Глинки, педагогу с 45-летним стажем пришлось уйти.

Михаил Фабианович, дабы исправить ситуацию, писал Сталину: "В поход против меня двинута музыкальная общественность. В связи с этим на протяжении уже двух месяцев я не в состоянии сосредоточиться для продолжения моей творческой работы… И я решаюсь теперь обратиться к Вам, но не с просьбой содействовать прекращению преследования по моему адресу. Меня такого рода распоряжения не удовлетворили бы… Я все-таки передаю Вам на рассмотрение список вопросов, остро стоящих в музыкальной жизни, в настоящий момент требующих авторитетного разрешения. За постановку этих вопросов и попытку в них разобраться, я объявлен сейчас "классовым врагом". Если я не прав, то пусть меня продолжают "травить"; значит, я заслужил это. Но если хоть в части вопросов правда на моей стороне, то значит, музыкальное руководство нуждается в значительных переменах. И если мои мысли будут приняты во внимание… то это и будет величайшим для меня удовлетворением. К списку вопросов приложена пояснительная записка (по неизбежности подробная)".

К сожалению, обращение к вождю только усугубило ситуацию. "Группа сотрудников" института обратилась с ответной просьбой к Лаврентию Павловичу Берии "разобраться в пагубном влиянии М. Ф. Гнесина на сестру Елену Фабиановну в подборе кадров "по признаку сосредоточивания кадров еврейской национальности" и в сионистской, еврейско-националистической идеологии".

Так Гнесин потерял любимую работу, желание творить и веру в светлое будущее. В 1957 на 74 году жизни Михаил Фабианович скончался, так и не получив признания современников. К сожалению, его творения стали популярны много лет спустя, и он так и не получил заслуженной благодарности.

Источник: http://www.pravda.ru/culture/music/classical/03-02-2013/1143609-gnesin-0/

 

Бумажная революция

Мир после апокалипсиса, описанный в одном из романов Станислава Лема, когда человечество лишилось бумаги, для сотрудников Государственного архива Иркутской области не такая уж фантастика. Сегодня здесь хранится почти 1 млн. документов, в которых отражена вся история Восточной Сибири – от момента начала её освоения и до наших дней. Большинство из них существуют в одном экземпляре. В прошлом году в архиве появились первые цифровые копии особо ценных документов. Их делают вручную на современном сканере, страница за страницей перелистывая старинные книги и дела. Кому и зачем нужны цифровые копии документов и кто их создаёт, выясняла Яна ВАСИЛЬЕВА.

«Хочу найти, а где – не знаю»

Два современных сканера формата АО сегодня работают в здании Государственного архива Иркутской области (ГАИО). Первый приехал сюда из Германии осенью прошлого года, затем прибыл второй, а сейчас здесь ждут третий. Стоимость одной такой машины 4 млн. рублей. «Чудом техники» это оборудование назвать сложно: поражает разве что размер сканеров, а также объёмы обрабатываемой на них информации. С момента появления первого на нём уже успели отсканировать более 21 тыс. условных листов, или 85 единиц хранения. Заместитель директора архива Елена Щапова сразу объясняет, что такое «условные листы» и «единицы хранения», и говорит, что в архиве принята специальная система измерения объёмов информации.

– Одно дело, или «единица хранения», это в среднем 250 условных листов, – рассказывает она. – «Условных» потому, что листы тоже могут быть разными по формату – небольшими, близкими к стандартным, а порой и огромными.

И в качестве примера приводит географические карты, с которыми часто работают историки и другие исследователи. «Недавно была карта общим размером около пяти форматов А0, пришлось её сканировать по частям», – рассказывает начальник отдела обеспечения сохранности документов Дмитрий Пермяков, который вместе с коллегами как раз занимается переводом бумажных документов в цифровой формат.

Однако первым делом начали сканировать в архиве даже не карты, а метрические книги, в которые раньше вносились сведения о рождении, смерти, вступлении в брак. «Сегодня эти документы, пожалуй, одни из самых востребованных, хотя когда-то они даже не входили в число особо ценных, – рассказывает Елена Щапова. – А сейчас многие заинтересовались родословными. Приходят и говорят: «Хочу найти, а где – не знаю».

Впрочем, ограничиваться метрическими книгами здесь отнюдь не намерены. Сейчас перед сотрудниками архива стоит задача в течение этого года перевести в электронный вид 289 тыс. условных листов, что примерно равно двум терабайтам информации. В перспективе необходимо отсканировать все документы, которые носят статус «особо ценных» (сегодня таких в архиве 18 тысяч дел), а потом, возможно, дойдёт очередь и до остальных хранящихся здесь документов.

Правда, закончить эту работу в обозримом будущем вряд ли удастся. Для того чтобы прикинуть, сколько потребуется времени на перевод 1 млн. документов архива в электронный вид, Дмитрий Пермяков просит достать калькулятор и начинает вслух считать: «Смотрите, 1 миллион документов – это где-то около 250 миллионов условных листов, которые нужно отсканировать, – объясняет он. – С учётом того, что план на этот год – 289 тысяч листов, в общей сложности этот процесс займёт почти 900 лет». И говорит, что чтобы ускорить этот процесс, нужна либо небольшая фабрика сканеров, либо остаётся надеяться, что появятся какие-то новые технологии по переводу бумажных источников в цифровой формат.

На седьмом этаже истории

– Здесь у нас всё современное: культура, торговля, транспорт, здравоохранение, снабжение, – Елена Щапова стоит на самом верхнем, седьмом, этаже архива, окружённая рядами высоких полок, заставленных коробками. Любопытно, что в понятие «современное» в архиве вкладывают немного другой смысл: так, например, здесь собрана большая часть документов советского периода, начиная с 1920 года. Впрочем, понятие «современное» к этому месту применять всё же стоит, хотя бы потому, что сегодня это единственный этаж в архиве, оборудованный передвижными полками и который можно продолжать комплектовать (при вместимости 180 тыс. единиц он заполнен на 79%). Правда, есть у него и минусы: хранящиеся здесь документы находятся в спартанских условиях. Сейчас на этаже плюс 2 градуса, хотя по нормативам должно быть не меньше 17. «Летом здесь жарко, зимой холодно», – говорят работники архива про особенности местного климата.

В хранилищах, расположенных ниже, теплее, однако сегодня они укомплектованы почти на 100%. Там стоят трёхметровые полки от пола до потолка, плотно заставленные коробками с сотнями документов внутри. Вес одной такой коробки может достигать 10 килограммов. При этом сотрудники архива говорят, что, зная, где находится тот или иной документ, им потребуется не больше 10 минут, чтобы его найти. Однако уже через два года свободного пространства в здании ГАИО не останется. Сейчас архив заполнен больше чем на 98%.

– Исследователей, которые приезжают сюда не только со всей страны, но и со всего мира, чаще всего интересуют дореволюционные фонды, – рассказывает директор ГАИО Ольга Семёнова. – Это прежде всего документы канцелярии иркутского генерал-губернатора, в ведении которого когда-то находилось пространство от Енисея до Камчатки, Управления Восточной Сибири, а также фонды, относящиеся к периоду Русской Америки, и много других интересных дел.

Сохранность этих документов почти 100-процентная. Специалисты архива объясняют это в первую очередь качеством бумаги и чернил, а также тем, как наши предки относились к хранению важных бумаг, которые сегодня имеют особую историческую ценность. По словам Ольги Семёновой, продолжать жить эти документы могут веками. «Однако чем реже люди будут прикасаться к оригиналам, тем дольше их удастся сохранить», – говорит она.

Источник: http://www.vsp.ru/social/2013/02/04/528941

 

В Львовском архиве ищут родовую информацию основном иностранцы

Генеалогическое дело в Украине пока не так престижно и популярно, как за рубежом. Впрочем, теперь и украинцы все чаще ищут собственные корни. Ярые энтузиасты, чтобы составить дерево хотя бы до семи поколений, тратят десятки тысяч гривен или изучают старославянский, польский и латынь. С лупой месяцами просиживают в архивах. И признаются: поиски родословной становятся едва ли не важнейшим делом их жизни.

Как найти своих древнейших предков хорошо знает Наталья Киндратович. Она ищет истоки своего рода уже три года. Отыскала вероятно первого родственника – Кондрата, который, собственно, и дал начало ее фамилии. Знает, что жил он в XVII веке и прецедентно в то время выиграл суд с паном. Наталья убеждена: то, что находишь следы своего рода на страницах истории, очень вдохновляет. Ведь очень часто рядом с фамилиями своих дальних родственников можно увидеть имена людей, которые изменили ход истории. Одной из самых приятных находок, признается, была история о ее родственнике в четвертом поколении. Мужчина был мировым победителем в скачках.

О более чем сотне родственников женщина уже узнала столько, что написала книгу. Почти все исторические сведения Наталья вычитала в архивах. Впрочем, уже как опытный исследователь своего рода советует не пренебрегать никакими артефактами. Важной находкой для Натальи были письма ее отца.

«Это очень интересная работа. Она тяжелая: поезд «Львов-Киев», архивные записи, чтения латиницей или на польском языке, или староукраинском. Постоянно какие-то увеличительные стекла и тому подобное», – отметила Наталья Киндратович.

Все это ради собственного самоутверждения. Сейчас родовые поиски ни для чего, кроме духовной радости Натальи, скорее всего не понадобятся. А вот семь веков назад генеалогическое дерево было залогом успешной карьеры.

«Рыцарь, чтобы участвовать в турнире, должен был доказать свое благородство», – подчеркнул историк Роман Шуст.

В Украину генеалогические поиски, рассказал историк, в древние времена вели преимущественно в Галичине. В XVII веке, говорят историки, все так увлеклись генеалогией, что начали откровенно фантазировать. Чуть ли не каждый шляхтич происходил от самого Цезаря. Опровергнуть баснословные выдумки взялся некий Валериан трепку, он издал «Книгу хамов», в которой якобы разоблачал самозванцев. Сегодня же начать поиски собственного истинного родословной очень просто.

«Если вы хотите знать свою родословную, то сначала вы должны опросить родителей, дедов, откуда они родом. Сделать себе генеалогические карты на каждого члена рода. После этого нужно идти в архив «, – сообщил историк Роман Шуст.

Метрические книги, в которых священники еще с XVI века регистрировали всех новорожденных и фиксировали данные про их родителей, – прежде всего источник откуда можно почерпнуть информацию о человеке.

«Из 1500 тысячи запросов, которые поступают к нам в среднем в год, примерно на одну треть мы отвечаем положительно. Чем больше деталей вы нам дадите, тем больше шансов, что мы найдем», – отметила архивист Богдана Петришак.

Чтобы найти информацию о человеке, говорят архивисты, иногда приходится перебирать по несколько фолиантов наугад. Таким же делом занимаются и частные генеалогические детективы, историки, которые за деньги составят ваше родовое дерево. Однако о своей профессии они не рассказывают. Все же чаще родовые услуги в архивах заказывают иностранцы. Одна справка, а это информация об одном человеке, во Львовском архиве стоит 120 гривен.

Впрочем, зарубежные гости не скупятся и оставляют здесь десятки тысяч гривен. Лишь бы знать кто их предки. Украинские же энтузиасты, говорят в архиве, чаще охотятся за наследством, чем за памятью. Хотя историки уверены, только те, кто узнает хронологию своего рода, сможет по-настоящему гордиться и любить историю своей страны.

Источник: http://zik.ua/ru/news/2013/02/04/391951


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное