Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


http://ria.ru/spravka/20150310/1051693054.html

День архивов - скромный праздник

«Журналист Свойкировский.рф побывал в сердце одного из самых закрытых и таинственных учреждений города…». Так интригующе начинается сообщение на сайте http://kirov-portal.ru/news/podrobnosti/za-semyu-pechatyami-foto-3184/. Однако Свойкировский.рф – не агентурная кличка: это название кировского городского Интернет-портала. А «таинственное учреждение», о котором идёт речь – не секретная лаборатория, а Государственный архив Кировской области. 

Повышенному вниманию к архивам на этой неделе мы обязаны отмечаемому Дню архивов. В советское время, когда студентам МГИАИ (нынешнего РГГУ) читали курс «Ленин и архивы», профессиональным праздником архивистов считалось 1 июня – день принятия  в 1918 году декрета Совнаркома «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР». Теперь праздник приурочили к подписанию Петром I «Генерального регламента». Среди прочего этим актом во всех государственных органах было предписано учредить архивы. Введена была должность актуариуса, коему надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…». Император подписал «Генеральный регламент» 28 февраля 1720 года. Год был високосный, а разница между летоисчислением по старому и новому стилю составляла тогда 11 дней. Отсюда и современная датировка этого события – 10 марта.

Для полноты ощущений неплохо было бы объявить День архивов нерабочим. Пока же ограничимся частушкой, приводимой на сайте http://pozdravok.ru/:

В День архивов по секрету

Сообщаю нации —

Ничего на свету нету

Важнее информации!

 Впрочем, данная частушка подходит по смыслу и некоторым другим профессиональным праздникам.

 

http://infobank.by/infolineview/itemid/6137/default.aspx

На долгую, долгую память: завещание Веллингтона Бёрта

Миллионер Веллингтон Р. Бёрт (Wellington R. Burt) из городка Сагино в штате Мичиган, США, на рубеже XIX-XX веков входил в число восьми богатейших американцев. К моменту смерти в 1919 году его состояние насчитывало, по разным оценкам, от 40 до 90 млн долларов; а тогдашний доллар стоил примерно 14 раз дороже нынешнего. Мистер Бёрт имел многочисленную родню – и собственную, и со стороны жён (он был женат несколько раз). В 1917 году, за два года до смерти, Бёрт составил длинное завещание. В нём он перечислил тех, кто его чем-либо обидел или оскорбил, и вознаградил наиболее порядочных родственников и близких, включая повара, шофёра и дворецкого. Но бóльшую часть состояния мультимиллионер положил в банк под минимальный процент с условием, что деньги будут поделены между потомками родственников через 21 год после смерти последнего из тех, кого он упомянул в «чёрном списке». Таковой оказалась Мэрион Стоун Бёрт Лансилл, внучка Веллингтона Р. Бёрта, скончавшаяся в 1989 году в возрасте 84 лет. А в 2010 году состояние Веллингтона Бёрта поделили наконец 12 правнуков и праправнуков, многие из которых не были знакомы друг с другом и понятия не имели о существовании Веллингтона Р. Бёрта.

 

 

http://ria.ru/science/20150311/1051950187.html

Родину индоевропейского праязыка определят лингвисты?

Французский лингвист Жан-Пьер Леве высказался в том смысле, что генетико-биологические методы не помогут понять, где сформировался индоевропейский праязык – в российско-казахских степях или в турецкой Анатолии. Народы, которые сегодня говорят на языках этой семьи, возникли в результате интенсивных миграций и межплеменного скрещивания. Языковые аспекты этих процессов должны выяснять лингвисты, а не генетики или историки. Генетика, по мнению Леве, больше подходит для поисков общих корней крупных языковых макросемей (Напомним, что индоевропейские языки предположительно входят в ностратическую макросемью).

 

http://polit.ru/article/2015/03/07/klejn_balanovskaya_1/

Как трудно быть этносом

Взаимосвязь энтогенетики, этногеномики, геногеографии и популяционной генетики, а также смысл понятий «народ», «этнос» и «примордиализм» обсуждают историк, археолог и филолог Лев Клейн с биологом, генетиком и антропологом Еленой Балановской.

Народ – это и генетическая популяция, и совокупность людей, говорящих на одном языке. Отсюда возникают сложности в определении, поскольку гены и язык распространяются разными путями. Например, у народов северокавказской языковой семьи язык и популяция развивались синхронно. У тюркоязычных народов смена языка сопровождалась заменой небольшой части генофонда, характерной для социальной элиты. А ареал распространения балто-славянских языков стремительно расширялся, в то время как генофонд в разных частях этого ареала менялся незначительно.

По Клейну, этнос – категория скорее социальной психологии. То есть люди в силу определённых причин начинают ощущать себя одним народом, а уж к этому ощущению подвёрстываются сходство (реальное или мнимое) религии, внешности, характера и т. п.  Балановская же подчёркивает, что если такая социально-психологическая общность существует на протяжении ряда поколений, она превращается в популяцию с определёнными особенностями генофонда.

До недавнего времени хронологию развития этноса отслеживали по скорости изменения языка.  Теперь можно пользоваться методом генетической датировки. С 2013 года генетики научились полностью «прочитывать» Y-хромосому, что позволяет по скорости мутаций достаточно точно измерять глубину исторического потока.

Изучение истории этносов становится всё более комплексным, объединяя усилия историков, лингвистов, археологов, генетиков, антропологов. Однако для воссоздания хронологии развития конкретного этноса требуется сопоставимость результатов исследований, а это возможно далеко не всегда. Если генетики используют одну и ту же систему понятий, то в антропологии понятийный аппарат разных школ значительно различается, а в археологии подходы могут сильно расходиться даже в рамках изучения одного отдельного фрагмента времени и пространства.

 

http://www.ng.ru/nauka/2015-03-11/9_gerb.html

Почём гербы для народа

Главный редактор альманаха «Гербоведение», доктор исторических наук, профессор Московского государственного областного университета, действительный член Международной академии генеалогии (Франция) Олег Наумов поделился мыслями о судьбах российской геральдики.

В Европе человек имел право сам составить себе герб и пользоваться им, лишь бы тот не совпадал с чужим гербом. Использование герба на протяжении трёх поколений автоматически закрепляло его за родом. Во многих странах Западной Европы гербы наряду с благородными сословиями имели бюргеры, ремесленники и даже крестьяне.

В России же крестьяне до начала XX века зачастую не имели не только гербов, но и фамилий. Геральдическая культура у нас была исключительно элитарной: даже не все дворяне имели гербы. После Февральской революции Гербовое отделение Департамента герольдии ещё продолжало функционировать, а Сенат продолжал утверждать новые дворянские гербы. Конец этой форме социального неравенства положила Октябрьская революция 1917 года, ликвидировавшая наряду с титулами и сословиями и родовые гербы. Сохранились гербы лишь в качестве государственной символики. Двуглавый орёл оставался в российском гербе до июля 1918 года, хотя после Февральской революции был лишён царских атрибутов – короны, скипетра и державы. Большевики заменили орла советскими символами – «на красном фоне в лучах солнца золотые серп и молот, помещённые крест-накрест рукоятками книзу, окружённые венцом из колосьев и с надписью “Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика” и “Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ”». В 1923 году появился герб Союза Советских Социалистических Республик. Он был примерно таким же, что и у РСФСР, только серп и молот помещались не просто на красном фоне, а на фоне изображения земного шара – символ грядущей мировой революции.

В современном мире родовые гербы широко распространены во многих республиканских странах, например в Канаде. Единственным отличием дворянского герба от недворянского является корона: в дворянских она указывает на титул – княжеский, графский, баронский и др., а у недворян заменяется бурелетом – особым жгутиком из ткани.

Во Франции герб считается имуществом. Он наследуется через нотариуса, в законодательстве есть норма о запрете пользования чужим гербом. В РФ закон запрещает лишь использование государственного и московского гербов в коммерческих целях. Существование родовых гербов у нас юридически не регламентировано. Поэтому никто не мешает самозванцам причислять себя к дворянским и княжеским родам и пользоваться их старыми гербами, а всевозможным шарлатанам – составлять и утверждать новые гербы. Геральдический совет при президенте РФ признавал целесообразным официально возродить родовые гербы, но дело не сдвинулось с мертвой точки, хотя в некоторых регионах (например, в Республике Марий Эл) личные гербы существуют официально.


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное