Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


В Рязани торжественно открыли выставку памяти узниц АЛЖИРа

Продолжаются мероприятия, посвящённые Дню Памяти жертв политических репрессий в России. Во вторник, 15 ноября, в центральном корпусе областной библиотеки им. Горького состоялось открытие художественно-документальной выставки об учреждении НКВД АЛЖИР. Выставка посвящена памяти узниц АЛЖИРа – Акмолинского Лагеря Жён Изменников Родины. Сама трагическая экспозиция была размещена в стенах библиотеки 30 октября, в День Памяти жертв политических репрессий, и продлится ровно месяц – до 30 ноября. Но торжественное открытие с участием авторов выставки – председателя Рязанского общества «Мемориал» Андрея Блинушова и активного члена этого же общества Николая Середы – прошло только вчера.

По приказу НКВД в 1937 году в Казахстане образован целый «куст» лагерей, в том числе в Караганде так называемый Карлаг – для членов семей изменников Родины (сокращённо ЧСИР). В этом лагере в начале 1938 г. на базе 26-го трудового посёлка создан АЛЖИР. В 1937 – 1938 гг. всего по стране было направлено в лагеря «на правах» ЧСИР более 18 тысяч женщин. Но эта цифра – количество известных приговоров. В обществе «Мемориал» уверены, что она неточна в сторону уменьшения – известно, что лагеря для женщин и детей из семей «врагов народа» открывались в годы большого террора перманентно: в Западной Сибири, в Казахстане, в Темникове (Мордовия). Опять же, по открытым архивным данным, в Карлаге содержалось порядка 6500 женщин, из них через АЛЖИР прошли 4500 женщин. Многие были арестованы вместе с детьми: в АЛЖИРе было так называемое «Мамочкино кладбище» для детей. Конец их сроков часто выпадал на годы Великой Отечественной войны, но, в связи с её началом, просто освободиться почти никому не удалось: в первый год войны политика в отношении заключённых стала строже, затем ограничение на выход из лагеря отменили, но освобождённые были обязаны направляться в различные учреждения по линии трудармии. Таким образом, немногие из узниц АЛЖИРа вернулись в родные края.

Историк Андрей Блинушов дал пояснения к идее создания выставки. Она родилась из инициативы неформальной общественной организации «Дочки АЛЖИРа» – ведь самих узниц в подавляющем большинстве уже нет в живых, да и детям их идёт восьмой десяток. Эти старики очень бы хотели ещё раз поклониться могилам матерей, увидеть места, где прошло их детство, но объективные обстоятельства и слабое здоровье мешают. Поэтому Международный «Мемориал» организовал международную же экспедицию в Казахстан – для сбора фактической информации и видеоряда. От Рязани в ней участвовал фотохудожник Николай Середа. Его работы и составили контент выставки под названием «Надо мной раскалённый шатёр Казахстана...» (строчка из стихотворения поэтессы Софьи Солуновой, отбывавшей наказание в АЛЖИРе). На фотографиях бросается в глаза противоречие вечно «летней» природы края и суровых лагерных пейзажей.

Основное содержание выставки существует уже три года, экспонировалось в Москве. Сейчас она прибыла в Рязань. В России нет города, которого не касалась бы эта тема. По данным Рязанского общества «Мемориал», в Акмолинском лагере содержалось не менее 67 уроженок Рязанской губернии. Список их фамилий открывал серию фотосюжетов. Всё это время «Мемориал» ведёт архивный поиск новых данных о претерпевших репрессии (хотя он сейчас и затруднён, после вступления в силу совместного приказа по МВД, ФСБ и министерству культуры о «защите частной жизни», с которым «Мемориал» ведёт судебную полемику). Буквально на днях в списке рязанок-узниц АЛЖИРа появилась фамилия Соломонии Акиньшиной, жительницы Данковского района Рязанской области, осуждённой в 1940 году за принадлежность к православной общине. След этой женщины терялся после заключения её в Данковскую тюрьму. Теперь выяснилось, что она была отправлена в АЛЖИР, где вскоре и скончалась. Андрей Блинушов поведал также о трёх женщинах, новых мученицах за веру: Наталии Карих (расстреляна в АЛЖИРе в 1942 году), Александре Смоляковой и Наталии Копытиной, отбывавших в этом лагере солидные срока за исповедание православия и несогласие с советской властью.

В день открытия выставки рязанский «Мемориал» получил приглашение из Томского музея «Следственная тюрьма» представить её в этом городе – и дал согласие. Руководство «Мемориала» обдумывает техническую возможность сделать выставку передвижной. По-хорошему, в каждом городе должны быть созданы специальные музеи, посвящённые эпохе тоталитаризма, или хотя бы полноценные экспозиции в краеведческих музеях. Таких «специализированных» музеев, как в Томске, в России всего три. Кстати, Казахстан заметно опережает Россию по увековечению памяти жертв политических репрессий, создавая на эту тему целые мемориальные комплексы. Но пока в нашем государстве музейной «сети» памяти «большого террора» не сложилось, такие передвижные выставки будут нужным просветительским актом.

 Источник: http://www.7info.ru/index.php?kn=1321428918

 

Все больше жителей республики хотят знать свою родословную

Весной в Саранске в рамках празднования Дня мордовских языков состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Родословная как источник сохранения культурных традиций народов Мордовии». Докладчики отмечали важность сохранения мордовских языков, необходимость изучения истории своего рода, ведь именно из родословных состоит история Мордовии и России в целом.

Интерес к родословной в Мордовии растет

Как отмечает главный археограф Центрального государственного архива РМ Н.Н. Терешина, в Мордовии за последние пять лет существенно возросло количество поступивших запросов генеалогического характера. Так, если в 2006 году их было 60, в 2007 году – 80, то за 2010 год поступило уже 118 подобных запросов.

С запросами по восстановлению своих родословных обращаются не только российские граждане, но и жители зарубежных стран: Бельгии, Германии, Австралии, Израиля ... В читальном зале также увеличилось количество исследователей, самостоятельно восстанавливающих родословные: если в 2005 году их было 15 человек, то в 2010 – уже 67.

Семья Урявиных из Москвы, которой сотрудники Госархива помогали восстанавливать родословную, прислала на память изданную книгу о своих предках, которая представляет целый исследовательский труд.

Республиканский конкурс «Моя родословная!»

В рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства в Мордовии в 2011 году проводится республиканский конкурс «Моя родословная!» Организаторы конкурса - Министерство культуры РМ, Министерство по национальной политике РМ и Поволжский центр культур финно-угорских народов. По словам руководителя проекта «Моя родословная!» - начальника отдела информационных библиотечных ресурсов и медиа-проектов Поволжского центра культур финно-угорских народов Татьяны Чекушовой, интерес к конкурсу «Моя родословная!» в нашей республике просто огромный. За несколько месяцев организаторы получили более 500 работ.

В конкурсе принимают участие и дошкольники, учащиеся, студенты, родители, рабочие, пенсионеры. Самой юной участнице Настеньке Козловой всего 5 лет, самому старшему - Ивану Николаевичу Кондрашкину – 86 лет. На конкурс свои работы присылают представители всех районов республики.

- Это очень важный и нужный проект, - считает Татьяна Чекушова, - через историю отдельной семьи мы узнаем, как развивалась наша республика.

Многие участники месяцами сидели в архивах и библиотеках, чтобы собрать наиболее точный и достоверный материал о своей семье. В отдельных работах есть даже выписки из так называемых «ревизских сказок», метрических книг.

Самые серьезные работы охватывают историю рода с XVIII века, как, например, конкурсный проект Дмитрия Позднякова, написанный на эрзянском языке. Работа включает в себя архивные выписки, уникальные старинные фотографии. Дмитрий Алексеевич представил даже родовой герб, который был особым у каждой семьи.

В ноябре состоится подведение итогов конкурса, и уже сейчас ясно, что жюри будет очень сложно выбрать лучших среди такого многообразия работ.

На конкурс «Моя родословная!» представлены работы об истории русских, эрзянских, мокшанских, татарских семей. Также свои работы представили армянские, узбекские, азербайджанские семьи, которые долгое время живут в нашей республике и считают Мордовию второй родиной.

Организаторы, отметив высокую активность жителей Мордовии, принявших участие в конкурсе, планируют сделать «Мою родословную!» ежегодным конкурсом и также пригласить к участию представителей мордовской диаспоры из - за пределов республики, так как они уже активно присылают свои работы на республиканский конкурс.

Составление родословной: поэтапная инструкция

По мнению старшего научного сотрудника отдела истории НИ гуманитарных наук при Правительстве РМ С.В. Видяйкина, всю работу по составлению родословной можно разбить на ряд основных этапов.

Первый этап можно начать со сбора предварительной информации, в ходе которого желательно провести опрос всех родственников, также знакомых для установления родственных связей, данных о жизни отдельных членов семьи, вплоть до сбора семейных легенд и преданий. Для систематизации информации создаются генеалогические карточки.

На втором этапе для уточнения информации о родственниках, относящейся к советскому периоду отечественной истории, можно обратиться в ЗАГС по месту проживания интересующего человека. Если кто-то из членов семьи в советское время был репрессирован, для уточнения информации о нем можно направить запрос в правоохранительные органы РФ. Кроме того, в каждом регионе России есть «Книга памяти жертв политических репрессий», которая со временем пополняется новой информацией.

Переходя к третьему этапу, нужно обратиться к дореволюционному периоду отечественной войны. К этому времени уже накоплена определенная информация по предкам на два-три поколения вниз, а также по населенным пунктам, в которых они проживали.

С этой информацией можно приступить к работе в местных региональных архивах. В связи с тем, что до революции он административно входил в состав нескольких губерний, необходимая информация может находиться помимо Центрального госархива Мордовии, в архивах соседних регионов (Пензенская, Нижегородская, Ульяновская, Тамбовская области).

Работать в архиве можно самостоятельно, кроме того, архивы предлагают платные услуги по поиску в своих фондах информации и составлению родословных.

Как отметил член союза краеведов России И.А. Радов, большое значение в поиске информации о предках имеют ревизские сказки, переписные листы, писцовые и переписные книги, метрические книги, исповедальные ведомости, рекрутские списки, списки призывников и переселенцев, формулярные и послужные списки, статейные списки, городовые, домовые, хозяйственные обывательские книги.

Закончив сбор информации, можно приступить к ее обработке и построению генеалогических таблиц и схем.

Помощь Интернета

Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного образования Мордовского республиканского института образования Ю.Г. Чиндяйкин отметил, что Интернет может стать серьезным подспорьем в работе над различными генеалогическими проектами. Всемирная паутина содержит значительное число теоретических пособий (http//familytree.ru; http//diderix.petergen.com). Здесь вы можете изучить необходимые пособия по составлению родословной.

Следующей стадией работы является сбор информации о живущих в наше время родственниках, в этом деле помогут многочисленные социальные сети, позволяющие осуществить поиск по фамилии. После сбора информации можно начать практическую работу по составлению собственного семейного древа. В этом помогут специальные компьютерные программы, среди которых наиболее известными являются GenoPro, Древо жизни, Famili Tree Builder.

Многие выступающие отмечали необходимость создания электронного банка данных. Для этого необходимо оцифровать все документы, которыми располагают архивы – это значительно упростит поиск необходимой информации не только в отдельно взятом регионе, но и по всей России, и поможет сохранить старинные обветшавшие документы.

Комментарий

Министр по национальной политике Александр Лузгин:

- Сегодня Мордовия – один из интереснейших самобытных центров национальной культуры в России, в республике сложилась уникальная среда, характеризующая атмосферу межнационального сотрудничества. В следующем году мы будем праздновать 1000-летие Единения мордовского народа с народами Российского государства. Все это впечатляет и создает широкий простор в поисково-исследовательской деятельности краеведов и всех энтузиастов, кому не безразличны прошлое, настоящее и будущее своей семьи, своего народа.

Источник: http://www.izvmor.ru/article_14216.html

 

В Екатеринбурге представители немецкой диаспоры провели фестиваль

В Екатеринбурге состоялся первый международный фестиваль культуры российских немцев, участниками которого стали около 200 представителей этнической диаспоры из Свердловской, Курганской, Оренбургской, Тюменской и Челябинской областей, Пермского края, Югры, Коми и Удмуртии.

Мероприятие было организовано в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы", его поддержали Минрегион, правительство Свердловской области, Федеральная национально-культурная автономия российских немцев, Ассоциация общественных объединений "Международный союз немецкой культуры", консульство ФРГ в Екатеринбурге.

Хотя самая многочисленная немецкая диаспора в России проживает на территории Сибири, Урал в качестве места проведения фестиваля был выбран неслучайно. Вся история этого края неразрывно связана с немецким этносом, в чем можно было убедиться в ходе научно-практического форума "Немцы на Урале - 300 лет службы России". Здесь выступили известные историки, социологи, инженеры и даже священнослужители. Они рассказали о вкладе российских немцев в становление горно-металлургической отрасли в России от времен Петра Первого до сегодняшних дней. Особого внимания удостоился сборник "Немцы на Урале в XVII-XXI веках", выпущенный лабораторией исторической информатики Нижнетагильской социально-педагогической академии, и четырехтомная энциклопедия "Немцы в России".

До конца XIX века каждый четвертый инженер и управленец на екатеринбургских заводах носили немецкие фамилии. Именно выходцы из Германии положили начало горному делу и металлургии на Урале, открыли первые горные школы и училища. Один из основателей Екатеринбурга - генерал де Генин - лично курировал строительство восьми заводов в регионе, недаром на гербе города до сих пор красуется саксонская лоза - символ поиска месторождений. В годы Великой Отечественной войны на Урал отправляли трудармейцев. К 1945 году их было почти 165 тысяч, в том числе в Тагиллаге - 6,5 тысячи, в Богословлаге - две тысячи. Силами этих людей строились Бакальский рудник, заводы в Каменске-Уральском и Красноуральске, бумажный комбинат в Соликамске и другие предприятия.

Именно эти трагические моменты в жизни немецкого этноса отразил в своем творчестве художник Михаил Дистергефт (1921-2005 годы). 37 его графических работ демонстрируются сейчас в Екатеринбургской галерее современного искусства. Выставка называется "Природа памяти. Память природы" и посвящена 70-летию депортации советских немцев. В экспозиции также представлены пейзажи и гравюры в технике офорта, аква- и меццо-тинты Льва Вейберта (1925-2006 годы). Оба художника молодость провели на Богословских рудниках Карпинска, а творческую деятельность связали с Екатеринбургом и Нижним Тагилом.

И таких, как они, было довольно много. Согласно переписи 1989 года, немецкая диаспора в Уральском регионе насчитывала 144 тысячи человек. Сегодня это чуть больше 100 тысяч (из 600 тысяч, проживающих в России), в том числе в Свердловской области - порядка 20 тысяч человек. Среди известных земляков - экс-губернатор региона Эдуард Россель и экс-министр спорта Владимир Вагенлейтнер, нынешний сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб.

Уже 20 лет регион имеет партнерские отношения с федеральной землей Баден-Вюртемберг, из ее столицы Штутгарта на фестиваль приехала делегация во главе с сопредседателем землячества немцев из России в ФРГ Лилли Бишофф.

Широкая душа, трезвый расчет и трудолюбие - так говорят о российских немцах. Конечно, насильственное переселение сыграло отрицательную роль в судьбе этого этноса. Лишившись мест компактного проживания и подвергшись насильственной ассимиляции, немцы потеряли часть своей самобытности. Но несмотря на это им удалось сохранить свои обычаи и традиции, язык, фольклор. В этом воочию смогли убедиться зрители, заглянувшие "на огонек" в областной дом народного творчества. Участниками гала-концерта стали танцевальные и вокально-инструментальные коллективы российских немцев из 12 регионов Большого Урала. Они исполняли традиционные песни и танцы, разыгрывали мини-сценки из свадебных, пасхальных и рождественских обрядов.

Прямая речь

Генрих Мартенс, президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев:

- В России сегодня примерно 450 общественных организаций российских немцев. Понятно, что координировать деятельность такого количества организаций из Москвы практически невозможно. Поэтому мы инициировали создание шести региональных координационных советов. Это вполне демократичная, децентрализованная система управления. Каждый региональный совет имеет определенные права и круг обязанностей. У каждого - свой бюджет, свои проекты и программы. В координационный совет немцев Урала входит примерно 100 организаций из 12 регионов.

Российская газета: Кем финансируются проекты общественных организаций российских немцев?

Мартенс: Существует межправительственная российско-германская комиссия. Она располагает определенным бюджетом на поддержку российских немцев. В текущем году сумма, к примеру, составила 14 миллионов рублей, или 387 тысяч евро. Ожидается, что в следующем году объемы финансирования вырастут примерно на 200 тысяч евро.

РГ: Все-таки чей бюджет щедрее: российский или германский?

Давид Кричкер, председатель Немецкой национальной-культурной автономии Свердловской области: Примерно 50 на 50. Просто РФ предпочитает вкладывать средства в инфраструктуру национальных округов в рамках ФЦП "Поддержка российских немцев". Есть немецкий национальный округ в Хабаровском крае, немецкий национальный район на территории Алтайского края и Омской области. А германская сторона выделяет деньги на языковые, культурные, молодежные программы, которые реализуются по всей территории России.

РГ: В Екатеринбурге очень активно работают еврейская диаспора, китайская, кавказские национальные объединения, общественные организации выходцев из азиатских стран СНГ. Их проекты регулярно освещаются в СМИ, их представители - постоянные участники разного рода мероприятий по проблемам миграции и культурной интеграции. Почему российских немцев не слышно и не видно?

Александр Граминский, руководитель городской национальной культурной автономии немцев Екатеринбурга: Я бы не сказал, что диаспора бездействует. У нас тоже проводится много культурных мероприятий. А вот то, что мы не мелькаем в прессе, правильное замечание.

Фридрих Эбель, член правления областной немецкой национальной культурной автономии: Это связано, во-первых, с объемами финансирования общественной деятельности. Надо признать, что у других национальных диаспор денежное подкрепление более мощное. Во-вторых, для организации массовых праздников нужна большая постоянно действующая площадка - синагога, мечеть, клуб, а у нас ее нет. К тому же большая часть диаспоры сосредоточена на севере Свердловской области - в Краснотурьинске, Нижнем Тагиле, Ивделе, Карпинске, а не в Екатеринбурге. В-третьих, довольно много семей сегодня смешанных, и немецкий язык для них не основной. Ну, и учтите особенности национального менталитета: привыкли держаться в тени. Такой фестиваль для нас - уже событие.

Я бы сказал, что слабое присутствие российских немцев в СМИ - это в значительной степени ошибка редакционной политики, очень немногие интересуются глубиной процессов, проходящих в национальных диаспорах. Из местных телеканалов, например, только "ОблТВ" освещает деятельность национальных меньшинств, "41 канал" к 70-летию депортации сделал репортаж. А в печати ничего не было.

РГ: Чем интересны подобные фестивали выходцам из СССР, эмигрировавшим в Германию?

Лилли Бишофф, член президиума Землячества немцев из России в ФРГ: Причин несколько: во-первых, у каждого из нас есть ностальгия по малой родине. Во-вторых, очень много разрозненных семей возникло в связи с выездом. Дети, например, остались здесь, родители живут в Германии. И третье - мы все-таки один народ, у нас одна ментальность. В ФРГ, кстати, о диаспоре из России тоже пишут очень мало, в отличие от других. Просто немцы привыкли не говорить, а делать. Очень многие выходцы из России добились успеха в Германии, например, певица Елена Фишер, но только сегодня она начала рассказывать, что родом из Сибири.

РГ: Нет опасений, что уйдет старшее поколение и связи прервутся, ведь молодежь устремлена в будущее, а не в прошлое?

Бишофф: Молодежь подтягивается. Да, они выучились в Германии, получили профессию, завели там семьи, полностью слились с немецким обществом, но при этом тянутся к своим корням. Я это вижу по своим внукам.

Кричкер: Если первое время переселенцы пытались спрятать свои корни, то сейчас они поняли, что это не недостаток, а преимущество. Человек, который свободно может говорить на двух языках, понимает и немецкую, и русскую культуру, более конкурентоспособен на рынке труда. Не жесткое "остался здесь - забудь все немецкое, уехал туда - забудь все русское", а взаимное поддержание и обогащение культур - вот основной принцип, по которому мы выстраиваем партнерские отношения с российскими немцами в Германии.

Мартенс: ЕС поддерживает идею трансграничного сотрудничества, и общественные организации должны стать частью этого сотрудничества. 2012 и 2013 годы объявлены годами Германии в России и России в Германии. По инициативе нашей автономии в следующем году в День России 12 июня в Москве будет проводиться большой культурно-спортивный праздник, на эти цели получен президентский грант. Место пока не выбрано, возможно, это будет в Лужниках.

 Источник: http://www.rg.ru/2011/11/13/reg-urfo/nemci.html

 

И белорусы бывают Уэльские

«Объясните, пожалуйста, происхождение моей фамилии Мельниченко.

Николай Федорович, г. Лоев».

Отвечает ведущая рубрики доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Фамилия Мельниченко образована от личного имени Мельник — разговорный вариант официального имени Емельян (церковное Емилиан, в переводе с латинского — «соперник, участник соревнования»). Суффикс —енк(а,о) обозначает кровные родственные связи: Мельниченк(а,о) — потомок Мельника.

«Очень хотелось бы узнать, откуда пошла моя фамилия Бездольная, она — от дедушки, родился под Воронежем.

Галина Сергеевна, г. Минск».

— Бездольный — это человек, который в XV — XVIII вв. не имел своей части (доли) в общинном или наследственном земельном наделе.

«Интересует происхождение моей девичьей фамилии Талалуева. Отец был родом с Могилевщины.

Лилия Козлова, г. Гомель».

— В основе фамилии Талалуев прозвание Талалуй «любитель поговорить (поталалаить, поталалуить)». Украинцы талалаем называют язык. Есть даже украинская загадка: «За бiлою березою талалай плеще» (Словарь Б.Гринченко).

«Помогите, пожалуйста, узнать происхождение фамилии Гмир. Она встречается только в д. Городная Столинского р–на Брестской области. А также прошу объяснить происхождение фамилий Корецкий и Бабий.

Гмир Д.К., Столинский р–н».

— Бабий — «поклонник женского пола» или «неженка, уподобляющийся женщине».

В основе фамилии Корецкий личное имя Карец. А.В.Суперанская рассматривает его как один из вариантов имени Карп (в переводе с греческого — «плод») или имени Карион (в переводе с греческого — «карийский»). Карийцы — жители страны Карии, расположенной на юго–западе Малой Азии. Отличались воинственностью.

Весьма сомнительно, что фамилия Гмир функционирует в правильной форме. Русские, белорусы, украинцы звук «м» произносят твердо и пишут с гласной «ы» (Гмырь, Гмыра, Гмыря, Гмырак). Возможно, первоначально запись фамилии была произведена по–украински Гмир (в украинском языке «и» звучит как «ы»). В белорусском языке Гмыр(а) — «человек сурового вида, хмурый, невеселый, а также человек, который прищуривает глаза» (Словарь И.Носовича). От этой основы известны и другие фамилии: Гмырев (у русских), Гмырак (у белорусов), Гмыря (у украинцев).

«У дедушки была фамилия Гицкий — помогите, пожалуйста, разобраться в ее истоках. Дед и прадед родом с Логойского района.

Ариадна Кореневская, Минск».

— Фамилия Гицкий образована от названия деревни Гичи (Дубровенский р–н Витебской обл.). Кто–то из ваших дальних родственников был ее уроженцем, основателем или владельцем. Название деревни образовано от прозвания Гича — «тесто на каравай». Такое прозвание мог получить человек, выпекавший вкусные караваи.

«Помогите разобраться с моей фамилией по отцу — Уэльский. Мой прадед проживал в д. Семеновичи Узденского района, где находилось одно из имений Радзивиллов. Свою фамилию я встречал в Копыльском районе и в Минске. Неужели она происходит от названия графства Уэльс в Великобритании?

Владимир Уэльский, г. Воложин».

— Фамилия Уэльский весьма загадочного происхождения. Не располагая никакими данными из биографии ваших дальних родственников, мне трудно судить о том, как она появилась на территории Беларуси. На мой взгляд, возможны две версии. Первая — от названия местности. Кто–то побывал в Уэльсе или пан назвал свое имение Уэльс (по типу Париж, Рим) и любимого работника наградил такой фамилией. Многие землевладельцы предпочитали называть свои имения на иностранный манер. Вторая версия — кто–то в роду имел англоязычное имя Уэльс или Уолис, которые у англоязычных народов означают «валиец».

До новых встреч!

 Источник: http://www.sb.by/post/123187/

 

Лицо Киева: ТОП-10 самых богатых горожан начала XX века

Киевские толстосумы сто лет назад сколачивали состояние на карточных играх и торговле сахаром

В конце года во многих СМИ начинают публиковать рейтинги самых богатых и успешных людей города, страны или даже целого мира. «Комментарии» решили собрать десятку киевских богачей, живших в конце XIX - начале XX столетий. В первую пятерку рейтинга, среди прочих, попали «кирпичный барон», «сахарный король» и отъявленный картежник.

Самый хитрый меценат

Яков Бернер вошел в историю Киева как «кирпичный барон». Владея заводами на Демеевке, Куреневке и Корчеватом, он был одним из ведущих поставщиков кирпича в городе во времена первой и второй «строительной лихорадки». Именно клеймо с его инициалами можно увидеть на кирпичах многих городских зданий конца XIX - начала XX столетий. Не забывал Бернер и об общественном мнении: он считался одним из крупнейших меценатов того времени. Фамилия «кирпичного барона» стояла во многих списках лиц, жертвовавших деньги на различные городские сооружения. Причем против нее всегда стояла самая большая цифра, поскольку жертвовал Бернер не деньгами, а кирпичами собственного производства.

Картежник и отец террориста

Гершко Богров, сын известного еврейского литератора Григория Исааковича Богрова, был присяжным поверенным и единственным евреем среди действительных членов местного дворянского клуба. Одновременно весь город знал его как заядлого картежника. Богров был председателем совета старейшин общественного собрания «Конкордия», которое представляло из себя ни что иное, как казино для богатых евреев. И надо же было такому случиться, что именно его сын, – Дмитрий Богров, – «прославился» на всю Европу, убив председателя совета министров Российской империи Петра Столыпина. После казни своего сына, которого повесили на Лысой горе, Гершко Богров с женой переехал в Германию, где и жил до начала Мировой войны. Позже судьба занесла его в Петроград, где он и скончался в годы Гражданской войны.

Сахарные короли

Лев Бродский всегда славился своей любовью к женскому обществу и азартным играм. Именно он организовал уже упоминаемое казино для состоятельных евреев «Конкордия». Находясь все время в тени своего известнейшего брата Лазаря Бродского, он постоянно с ним соревновался в меценатстве: участвовал в основании, опекал, финансировал строительство и содержание десятка учреждений. Однако несмотря на свои несомненные заслуги перед городом, в истории Бродские остались как инициаторы и основатели так называемого «Сахарного синдиката» – одного из первых в мире и единственного в Российской империи государственно-частного монополистического объединения. Создан он был для борьбы с кризисом перепроизводства сахара, но главной задачей создания синдиката было внедрение так называемой «сахарной нормировки». По ней в пределах империи разрешалось продавать лишь определенную норму сахара, а оставшийся предлагалось вывозить за границу. В этот синдикат вошли практически все сахарные заводы Южной России (206 из 226). Стоит ли говорить, какое влияние имели руководители синдиката на принятие любых решений в Киеве.

Крестьянин-миллионер

С самого рождения судьба Григория Пантелеймоновича Гладынюка не предвещала ничего хорошего – родился он на Волыни в семье крепостных крестьян. Освободившись в 1861 году из крепостных, переехал в Киев, где стал работать обычным подсобным рабочим на кухне гостиницы «Европейская». Со временем Григорий стал поваром, а позже – старшим поваром. Скопив постепенно немалые деньги, Гладынюк бросает свою работу и приобретает довольно запущенную гостиницу на Бессарабке с шикарным названием «Большая Национальная». Через пять лет успешной эксплуатации Гладынюк строит свою вторую гостиницу, которую нескромно называет «Гостиницей Гладынюка». Войдя благодаря гостиничному бизнесу в число самых богатых киевских людей, Гладынюк тоже занялся благотворительностью.

Строитель первой финансовой пирамиды

«Отцом» первой в городе финансовой аферы стал, по иронии судьбы, сын священника. В мир финансов Алексея Данилевского, отставного штабс-капитана, ввела его супруга. Именно она дала мужу начальный капитал на основание в Киеве «товарищества на вере» – трастовой компании «Торговый дом Данилевский и К». Компания имела контору на Крещатике и филиал в Одессе. Однако довольно скоро оказалась на грани банкротства из-за мошенничества одесского представителя фирмы. Единственным способом спасения было построение финансовой пирамиды, за которое и принялся Данилевский. Вкладчикам своей конторы он пообещал исключительно выгодные условия, которые заведомо не могли были быть выполнены для всех, зато привлекли в компанию крупные суммы. На эти деньги Данилевский построил знаменитые Троицкие бани и гостиницу «Орион». Расчет был на то, что доходы от недвижимости покроют все обязательства. Но войдя в новые долги, финансист предпринял новую аферу – объявил, что начинает бесплатный обмен облигаций государственного займа. Однако доверенные ему облигации банкир не менял на новые, а закладывал в других киевских банках, получая немалую выгоду. Когда же, несмотря на многочисленные отсрочки, настало время рассчитываться с вкладчиками, Данилевскому пришлось признать себя банкротом. В итоге супружескую пару приговорили к ссылке в Сибирь.

 Источник: http://life.comments.ua/way/2011/11/12/301926/litso-kieva-top10-samih-bogatih.html

 

Без срока давности.

Как найти в архиве информацию, с помощью которой можно узнать историю своей семьи.

Но не только секретами генеалогического поиска интересовались наши читатели у директора департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, кандидата исторических наук, доцента Владимира АДАМУШКО во время недавней прямой линии. Какие редкие документы имеются в белорусских архивах?

Как найти справку, подтверждающую, что человек работал в организации, которая затем была ликвидирована? Чем помогут архивисты в составлении летописи деревни? Телефонный разговор с читателями “НГ” получился предметным и заинтересованным.

Как ускорить поиск?

— Наша бабушка до сих пор не знает, где похоронен ее муж, погибший на фронте. Мы помогли ей написать письмо в архив в Подольск. Прошло несколько месяцев, но ответа нет. Боимся, что бабушка может не дождаться...

Анна, Полоцк

— Случается, что запросы исполняются долго. И мы с этим сталкивались. Что вам можно посоветовать? Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (142100, Московская область, г.Подольск, ул. Кирова, 74) разместил базу данных погибших, пропавших без вести на сайте www.obd-memorial.ru. На нем можно получить краткую информацию, где воевал, где погиб и похоронен ваш дедушка. А более подробные сведения все же придется ждать в письменном ответе специалистов архива.

Где найти документ?

— Хочу составить историю своего рода. Что для этого нужно?

Алина, Дятлово

— Такие запросы в наши архивы поступают довольно часто. Мы даже составили памятку “Что нужно знать для успешного генеалогического поиска”. Конечно же фамилию, имя, отчество отца. Девичью фамилию, имя, отчество матери, их годы рождения. Места рождения и их административно-территориальную принадлежность на сегодняшний день или на то время. Вероисповедание (к приходу какой церкви, костелу и т.д. они относились). Их социальное происхождение (дворяне, крестьяне, горожане и т.д.). То же и о дедах, бабках по отцовской и материнской линии. А также даты их рождения или смерти и возраст на то время. Хорошо, если у вас имеются какие-то сведения о прадедах и прабабках. Нередко в поиске помогают семейные предания о происхождении и истории рода.

— Но если человек это все знает, ему и в архив обращаться не стоит...

— Не соглашусь с вами, ведь вы наверняка хотите знать и более раннюю историю своего рода. А здесь без помощи специалиста трудно обойтись. Если не сохранились документы, то приходится пересмотреть десятки разных фондов. В основном это метрические книги и ревиз-

ские сказки (материалы переписи населения). Если в них нет сведений о человеке, то приходится перелопачивать и рекрутские, и призывные списки, списки выборщиков, инвентари помещичьих имений и др. Где только возможно ищем необходимые сведения. Это все не так просто. Иногда заявители говорят, что долго исполняется их запрос. Но это работа непростая. На нее можно потратить год и ничего не найти.

Обращайтесь по адресу

— Где хранятся документы со сведениями, которые позволяют установить историю людей, проживавших на территории Беларуси до 1917 года?

Раиса ЖУКОВА, Гродно

— В основном в фондах Национального исторического архива Беларуси (ул. Кропоткина, 55, 220002, г. Минск; niab@solo.by) и Национального исторического архива Беларуси в Гродно (пл. Тизенгауза, 2, 230023, г. Гродно; niab_grodno@tut.by).

Минский архив располагает документами, содержащими информацию генеалогического характера за ХVII — начало ХХ в. бывших Витебской, Минской и Могилевской губерний Российской империи. В Гродно находятся документы бывшей Гродненской губернии, охватывающие период конца XVIII — начало ХХ века.

А документы генеалогического характера относительно территории Республики Беларусь, входившей до 1917 года в состав бывшей Виленской губернии, находятся на хранении в Государственном историческом архиве Литвы (Gerosies Vilties g. 10, LT-2009 Vilnius, Lietuva).

— А что касается периода после Октябрьской революции?

— Эти генеалогические материалы хранятся в республиканских, областных и зональных государственных архивах, а также в архивах органов загс местных исполнительных органов власти и по месту жительства.

— Куда необходимо обращаться за справкой о подтверждении трудового стажа и размера заработной платы во время работы в организации, если она в настоящее время не существует?

Кирилл Иванович, Витебск

— Документы, содержащие сведения о подтверждении трудового стажа и размера заработной платы, на сегодняшний день являются наиболее востребованными. Значительную часть из них составляют запросы, касающиеся работы граждан в ликвидированных организациях.

При ликвидации государственной организации все ее документы передаются правопреемнику. В случае его отсутствия документы постоянного хранения направляются в государственный архив, источником комплектования которого является организация, а документы по личному составу, сроки ведомственного хранения которых не истекли, а это, напомню, 75 лет, — в архив вышестоящей организации или в территориальный (городской или районный) архив.

— Скажите, а государственные архивы исполняют запросы граждан и юридических лиц на платной или бесплатной основе?

Иван Павлович, Могилев

— Основная масса запросов исполняется на бесплатной основе. К их числу относятся запросы социально-правового характера (подтверждение места, стажа работы, размера заработной платы, запросы, связанные с преследованием граждан СССР в годы Второй мировой войны, участием в партизанском и подпольном движении, проживанием на оккупированной территории, пребыванием в эвакуации, награждением, получением образования и учебы, избранием на выборные должности и т.д.).

На платной основе исполняются поступающие от граждан тематические и генеалогические запросы, а также социально-правовые запросы, касающиеся имущественных и наследственных прав.

Любознательность приветствуется

— Моя дочь хочет создать летопись деревни, откуда наша семья родом. Может ли она самостоятельно работать в архиве?

Зинаида Федоровна, Гомель

— Если есть время, навыки работы с документами, пожалуйста, пусть ищет нужные сведения. У некоторых это хорошо получается даже без консультации архивиста. Вот, помню, мужчина, возглавлявший крупный стройтрест в Минске, после ухода на пенсию стал приходить к нам как на работу. Краевед сделал историю всех родов своей деревни Кореличского района. Затем за свой счет издал книгу по истории деревни. Так что похвально, что ваша дочь такая подвижница.

 Источник: http://ng.by/ru/issues?art_id=61464


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное