Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


«Другой» Достоевский

Нам с Николаем Коншиным – режиссёром спектакля «Никто другой не дал бы мне столько счастья» – хочется рассказать читателям «СГ» о необычном, «другом» Достоевском, и из довольно обширных и подробных воспоминаний Анны Григорьевны мы выбрали фрагменты, повествующие о чисто человеческих качествах Фёдора Михайловича: доброте, душевности, глубоком знании человеческого сердца, честности, неотразимом личном обаянии великого писателя.

О «невмешательстве» в душу гения, о любви, возвышающей до понимания великой и страстной души Достоевского, придающей силы охранять покой и здоровье Фёдора Михайловича, о «посвящении» жизни мужу и его делу, о любви Достоевского и о высшей награде за её чувство и самоотречение, о служении увековечению памяти мужа после его смерти – об этом мы хотели рассказать в нашем моноспектакле «Никто другой не дал бы мне столько счастья». С тех пор прошёл 31 год...

Сегодня, когда прошло столько лет со дня премьеры спектакля, вспоминаю рельефные отдельные эпизоды, встречи, обогатившие нас духовно.

Достоево

Более 70 исследователей из Беларуси, Украины, Польши, России приняли участие в международной научной конференции «Ф.М. Достоевский в современном поликультурном пространстве», которая прошла в Бресте и Достоеве Ивановского района Брестской области. В числе приглашённых были и мы с Н.С. Коншиным.

Самым главным для участников форума явилось посещение литературно-краеведческого музея им. Ф.М. Достоевского. Фонд музея насчитывает более 3000 экспонатов. Ежегодно его посещают свыше 2000 человек. В 2004 году литературно-краеведческий музей им. Ф.М. Достоевского получил звание «народный». В 1995 году на территории Достоевской средней школы установлен памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому.

Впервые Достоево упоминается в составе Пинского княжества в 1452 году. Название деревни произошло от слов «достойный», «достойник». В. Даль в своём словаре великорусского языка указывает, что достойник – это человек, имеющий достояние, определённое отличие, ремесло.

В XVIII веке имена Достоевских обнаруживаются на Волыни: в городе Брацлаве, в деревнях Секунь и Войтовцы, где жили прямые предки будущего писателя.

Таким образом, история рода Достоевских связывает воедино три братских народа: белорусов, украинцев и русских.

Мы всегда с радостью принимаем приглашения поехать туда, где бывал Ф.М. Достоевский или что-то связано с его именем. Эти впечатления обогащают судьбу спектакля, дают творческие силы и служат источником вдохновения. Мы ощутили то, что называется нечаянной радостью: исполнилась наша давняя мечта – показать свой моноспектакль о Ф.М. Достоевском в Достоеве, где жили почти три столетия, сменяя одно поколение другим, предки великого классика русской и мировой литературы.

Летние чтения в Даровом

«Летние чтения в Даровом» – так называлась международная научная конференция, проходившая в Зарайском районе Московской области в усадьбе, когда-то принадлежавшей родителям Ф.М. Достоевского. В 20-е годы XX века именно здесь был создан первый в мире музей Достоевского.

На протяжении семи лет (с 1831 года) семья будущего писателя оставляла Божедомку в Москве и на всё лето отправлялась в Зарайский край. Здесь провёл счастливые детские годы юный Федя Достоевский.

Вот как запечатлены воспоминания детства писателя в романе «Подросток»: «Я всю эту деревню как во сне теперь вижу... Помню около дома огромные деревья, липы, кажется, потом иногда сильный свет солнца в отворённых окнах, палисадник с цветами, дорожку, а вас, мама, помню ясно только в одном мгновении, когда меня в тамошней церкви раз причащали, и вы приподняли меня принять дары и поцеловать чашу; это летом было, и голубь пролетел насквозь через купол из окна в окно...».

Места там удивительные! В первозданном виде сохранилась 200-летняя липовая роща – «Федина роща» – уникальный памятник природы в Даровом; Моногаровская церковь Святого Духа (XVIII век) из кирпича и белого камня с двумя приделами – один в честь Покрова Пресвятой Богородицы, другой – во имя святого Димитрия Ростовского, а также колокольня сохранились, хотя, конечно, приходская церковь семьи Достоевских требует срочных аварийно-восстановительных работ. Сохранился деревянный флигель, где мне выпала честь сыграть свой моноспектакль. А на опушке рощи поставлен памятник Ф.М. Достоевскому работы скульптора Ю.Ф. Иванова.

Конференция «Летние чтения в Даровом» была посвящена 500-летию рода Достоевских. Организаторами конференции стали президент Международного фонда Достоевского, профессор МГУ, доктор филологических наук И.Л. Волгин и профессор Коломенского педагогического института В.А. Викторович, благодаря которому студенты и преподаватели из Коломны несколько лет подряд приезжают в Зарайск, чтобы вести работы по облагораживанию усадьбы Достоевских.

Судьба подарила мне ещё одну замечательную встречу – с Верой Алексеевной Торжковой-Ивановой, президентом Вольной академии духовной культуры из подмосковного Жуковского. Вера Алексеевна рассказала об отношениях писателя с любимой своей племянницей Софьей (Ивановой-Хмыровой). После смерти своего отца Софья помогала содержать семью: переводила романы Диккенса, зарабатывая иногда до 200 рублей в месяц. Фёдор Михайлович считал, что Сонечка унаследовала его литературный талант, посвятил ей свой роман «Идиот».

Софья часто писала Ф.М. Достоевскому. Однако после её замужества переписка оборвалась. Письма Достоевского к племяннице были сожжены... как порочащие род. А её письма к Фёдору Михайловичу хранятся в фондах музея «Зарайский кремль».

Оптина пустынь

Я очень люблю бывать в Оптиной пустыни, куда приезжал Фёдор Михайлович Достоевский. Надо сказать, мать писателя, Мария Фёдоровна, вела свою родословную от Нечаевых, посадских людей из города Боровска Калужской губернии. Стало быть, можно говорить о калужских корнях Достоевского.

Оптина пустынь, красивое богослужение, беседы с монахами, посещение Иоанно-Предтеченского скита, «домика Достоевского», где останавливался писатель, литературного музея «домик Н.В. Гоголя», светлые храмы на фоне синего неба, оптинские яблоки, крупные, ароматные и сладкие, обед в братской трапезной, конечно, сама конференция, люди, принимавшие в ней участие, – всё это запечатлелось в моём сердце, согрело и обогатило духовно. И я буду хранить эту память.

Южный Тироль

26 сентября 1999 года исполнилось 130 лет со дня рождения Любови Фёдоровны Достоевской – дочери Ф.М. и А.Г. Достоевских. Последние годы она провела в Италии, где и обрела вечный покой. Культурное общество «Русь» и его президент Бьянка Марабини-Цёггелер совместно с музеем писателя в Санкт-Петербурге организовали выставку, посвящённую жизни и творчеству Любови Фёдоровны (она была писательницей-мемуаристкой). В 2000 году, в год 100-летия Меранского театра «Пуччини» в рамках благотворительной акции от культурного общества «Русь» в «русской программе» прозвучали имена наших великих соотечественников Ф.М. Достоевского и С.В. Рахманинова – моноспектакль «Никто другой не дал бы мне столько счастья», И. Стравинского – балет «Петрушка» в исполнении тирольской труппы Ренаты Кокот.

Зрительный зал театра «Пуччини» очень уютный, многоярусный, рассчитан на 200 мест.

Но вот сказано вступительное слово. Зазвучал щемящий, до боли родной «Вокализ» Рахманинова, и я в чёрном платье и белой шали – медленно через зал – пошла к сцене.

Я отчётливо видела сквозь свет прожекторов, как люди, словно по команде подносили ладони к лицу, вытирая слёзы... Теперь я знала точно: меня понимают и сопереживают моей героине, А.Г. Достоевской, реально жившей в XIX веке.

По окончании спектакля аплодисменты, тёплые слова... Не скрывая слёз и чувств, вице-мэр поблагодарила за спектакль, сказала об объединении русской, итальянской и немецкой культур, о желании встречаться и общаться сегодня так же, как и встарь.

Весь следующий день по приглашению Бьянки Марабини-Цёггелер я провела в Больцано. Как рассказывается в книге «Любовь Достоевская», похоронили Любовь Фёдоровну по католическому обряду 12 ноября 1926 года.

В 1931 году по инициативе прессы начался сбор средств на памятник Любови Фёдоровне. 12 декабря 1931 года гранитный постамент с мраморной вазой с символами искусства, науки, христианского милосердия, горя и надежды, а также с гербом Больцано (скульптор Йозеф Эренхефер) был открыт. Во второй половине 50-х годов кладбище в Гриесе было упразднено, надгробие Любови Достоевской перенесли на центральное городское кладбище в Ольтризарко.

Мы поклонились могиле Л.Ф. Достоевской, положили жёлтые хризантемы к подножию надгробия.

Флоренция

Симпозиум с участием русских и итальянских учёных, а также учёных других стран, был организован Кабинетом литературы при поддержке Национального института исследований эпохи Возрождения, Флорентийского фонда культуры и Ассоциации культуры «Русь». Симпозиум проходил в Палаццо Строцци – дворце, построенном в XV веке в центре Флоренции.

В ходе работы симпозиума было много приятных моментов. Например, профессор из Пизанского университета просил передать поклон и самые добрые пожелания профессору Смоленского госуниверситета В.С. Баевскому, чьи труды знают во многих странах мира.

Во Флоренции меня прежде всего интересовало то, что связано с семьёй Достоевских. Прекрасным путеводителем оказались «Воспоминания» Анны Григорьевны: она точно описала все места во Флоренции, где любил бывать писатель. Он, например, каждый день приходил любоваться бронзовыми дверями капеллы дель Баттистеро.

Германия и Чехия

А в 2006 году я была приглашена в Германию. Этот год по праву можно назвать годом Достоевских: 185 лет со дня рождения и 125 лет со дня кончины писателя, 160 лет со дня рождения Анны Григорьевны, 80 лет со дня смерти Любови Фёдоровны Достоевской, наконец, 500-летие рода Достоевских.

Фёдор Михайлович любил Германию, он бывал здесь неоднократно в начале 60-х годов один (в Берлине, Дрездене, Висбадене, Баден-Бадене), а в 1867-1871 гг. с Анной Григорьевной. Они посетили тогда Дрезден, Франкфурт-на-Майне, Баден-Баден, Базель, Кёльн, Дюссельдорф...

Память о великом русском писателе бережно сохраняется в этой стране. В центрах русской культуры и искусства Мюнхена, Фельберта, Эссена, Мюльхайма, Кёльна, Дортмунда, Бремена, Бонна и других городов прошла благотворительная акция, посвящённая Достоевским. Организацией выступлений в Бонне занималась Наталья фон Фрейдорф, потомок Николая Васильевича Гоголя. Впоследствии её одиннадцатилетняя дочь София талантливо сыграла Любу в детстве в композиции «Я желала бы жить там, где побольше солнца».

Что касается Чехии, то мой спектакль проходил в рамках «Года русского языка», я играла в уютном Хрустальном зале Русского центра науки и культуры. Принимали очень тепло, ведь Достоевский так любил «злату Прагу».

Старая Русса. Чтения «Достоевский и дети»

Тихий и уютный городок Старая Русса, что под Великим Новгородом, связан с именем Ф.М. Достоевского. Здесь есть музей писателя, который был открыт 4 мая 1981 года в здании, которое Фёдор Михайлович купил для своей семьи, где он работал над «Бесами», «Подростком», «Братьями Карамазовыми»... Место действия последнего романа Ф.М. Достоевского – это во многом Старая Русса. «Дом братьев Карамазовых» и «дом Грушеньки», река Перерытица и речка Малашка, «Илюшечкин камень», торговая площадь, тихие улочки и переулки – здесь всё хранит память о писателе и его семье.

Ежегодно в Старой Руссе проводятся международные чтения «Достоевский и современность». Организатор чтений – Старорусский музей писателя. Также вместе с Новгородским отделением Союза театральных деятелей России музей проводит Международный театральный фестиваль камерных работ по произведениям Ф.М. Достоевского. Смоленский государственный драматический театр им. А.С. Грибоедова и Смоленское отделение Союза театральных деятелей неоднократно принимали в нём участие. Более того, поставленный 30 лет назад моноспектакль театра «Никто другой не дал бы мне столько счастья» (режиссёр – заслуженный артист РФ Н.С. Коншин) положил начало традиции – показу камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского в Старорусском музее писателя.

Старая Русса благословила нас на проведение чтений «Достоевский и дети». Впервые чтения прошли в 1996 году в Смоленской областной детской библиотеке имени И.С. Соколова-Микитова, Доме актёра и на малой сцене драматического театра. Подготовка к очередным чтениям велась в течение года: читались, обсуждались, анализировались произведения великого писателя. Потом дети иллюстрировали и инсценировали понравившиеся страницы романов, писали отзывы, рефераты, сочинения, стихотворения.

В библиотеке устраивались выставки, литературные часы, творческие встречи. Очень интересной получилась выставка детских рисунков «Мир Достоевского глазами наших читателей». Выставка экспонировалась и на традиционных чтениях в Старой Руссе, в Доме-музее писателя.

В чтениях принимали участие правнук и праправнук Ф.М. Достоевского Дмитрий Андреевич и Алексей Дмитриевич Достоевские. Они рассказывали о своих архивных поисках, о генеалогическом древе семьи Достоевских, об отношении писателя к детям – по документам и письмам, о съемках фильма «Мальчики».

Как напутствие прозвучали на чтениях слова правнука Достоевского Дмитрия Андреевича: «От личности моего прадеда постоянно изливается великая творческая сила, которая даёт людям возможность понимать Божественное участие в человеческой жизни и преображать эту жизнь». В ноябре 2011 года чтениям «Достоевский и дети» исполняется 15 лет. Это событие совпадает с юбилеем писателя – 190-летием со дня его рождения. И вновь детская библиотека имени И.С. Соколова-Микитова, Смоленская епархия, Дом актёра, музеи города будут «читать» Достоевского.

 Источник: http://www.smolgazeta.ru/culture/7863-drugoj-dostoevskij.html

 

Брать или не брать фамилию мужа?

Сегодня, спустя десятилетия после феминистской революции, никого не удивляет нежелание американок брать фамилию мужа. Удивительно другое: несмотря на отсутствие точной статистики, данные показывают, что современные замужние дамы охотно расстаются со своей девичьей фамилией. Более того, половина американцев выступают за то, чтобы юридически обязать женщин менять фамилию при вступлении в брак. И это – несмотря на все сложности, связанные с разводами, повторными браками, а также однополыми и интернациональными союзами.

Блогер Андреа Граймс объяснила свое решение сохранить оригинальную фамилию не только личными, но и политическими причинами. Ее глубоко возмущает действовавшая в Соединенных Штатах вплоть до конца XIX века доктрина о статусе замужней женщины, согласно которой, вступая в брак, женщина теряла право не только на любую собственность, но и на заключение каких-либо контрактов от своего имени. Носителем всех юридических прав семьи являлся муж.

Пережитки этой системы сохранялись в стране еще в 1960-70 годы. Так, в некоторых штатах женщинам долгое время запрещено было оформлять на свое имя банковский кредит. По мнению Граймс, обычай брать фамилию мужа символизирует это неравноправие.

Но многие женщины смотрят на эту проблему по-другому. Лора Уоттенберг заявила информагентству АР, что сменила фамилию не в угоду традиции, а по собственному осознанному выбору. И хотя сегодня каждая пара может решить вопрос о фамилии по-своему, большинство все же придерживаются традиции.

В 2009 году исследователи фирмы Pew изучили объявления о свадьбах в газете New York Times за период с 1971 по 2005 год. Они выяснили, что 70-х годах девичью фамилию оставляли около 1% невест, в 80-х – около 9%, в 90-х – уже целых 23%. Затем тенденция пошла вспять: в 2000-х их стало 18%. Причем, как и прежде, чаще всего сохраняют свою фамилию девушки с хорошим образованием и престижной профессией.

Мужчины при вступлении в брак вольны взять фамилию жены, или же супруги могут придумать для своей семьи новую «общую» фамилию, однако это по-прежнему происходит крайне редко.

 Источник: http://www.voanews.com/russian/news/US-Marridge-Surname-2011-11-14-133807068.html

 

Русское генеалогическое общество отмечает 20-летие после возрождения

Этой дате посвящена выставка «Избранные труды членов РГО по генеалогии и смежным дисциплинам», которая открывается сегодня в зале Корфа Российской национальной библиотеки. Среди экспонатов будут представлены первые периодические издания по генеалогии: «Известия», «Генеалогический вестник», серия брошюр «Свод поколенных росписей», посвященных конкретному роду, а также труды членов РГО, монографии, статьи, публикации документов, генеалогические схемы.

Напомним, Русское генеалогическое общество было создано в 1897 году по инициативе министра иностранных дел России князя А.Б. Лобанова-Ростовского. Он составил известный двухтомный справочник «Русская родословная книга». В первые годы советской власти общество прекратило свою деятельность, а его председатель великий князь Георгий Михайлович был расстрелян. Новые власти посчитали генеалогию наукой неуместной, на долгие годы занятия генеалогией стали небезопасны.

Лишь к концу 1980-х годов отношение власти к генеалогии изменилось. В 1987 году И.В. Сахаров, ставший впоследствии президентом РГО, организовал первый научный семинар «Генеалогия и история семей» в Российской национальной библиотеке. В 1991 году РГО начало работу как официальная организация. С воссозданием РГО появилась возможность публиковать труды по генеалогии, исследовать историю семей. Воссозданное Общество занимается исследованием не только дворянских родов, но и купеческих, крестьянских сословий, духовенства.

Благодаря ценнейшим фондам РНБ сегодня Русское генеалогическое общество при Российской национальной библиотеке – член Международной генеалогической и геральдической конфедерации, один из крупнейших в мире центров по изучению генеалогии.

 Источник: http://gatchinka.ru/news/tabid/114/ID/2051

 

Вышел в свет первый том книги «История России в семейных преданиях»

Общественный фонд «Центр национальной славы России» выпустил первый том книги «История России в семейных преданиях», сообщает пресс-служба программы «Святость материнства».

Книга стала очередным итогом творческих конкурсов Центра национальной славы. Первый том представляет собой истории родов и отдельных предков, предания о которых уходят во времена дореволюционной России. Самая длинная из них ведется от великого князя Симеона Гордого (середина XIV века) многодетной семьей священника Андрея Юревича из Подмосковья.

Семейные предания сопровождаются комментариями историков, священников, родологов.

Священники с позиции Православия дают ответы на вопросы, которые задавал себе, наверное, каждый: Почему наши предки были духовно сильнее нас? Как соотносятся христианская любовь и воинский долг? Что есть Родина в мире глобализма? За что любить Россию и откуда рождается патриотизм? почему Бог допускает смерть безвинных младенцев и молодых людей и почему этих смертей так много именно в России?

Последний вопрос авторы задали и родологам — представителям нового направления психогенетики. На примере почти двухсотлетней истории одного из крестьянских сибирских родов учёные из Екатеринбурга, основатели родологии супруги Докучаевы показали, как в результате социальных потрясений россияне становятся генетическими носителями виктимности — психологического состояния жертвы, и как она снова приводит к социальным катаклизмам и массовым смертям.

В книге представлены генеалогические методики: с чего начать изучение рода, адреса архивов по сословиям дореволюционной России и рекомендации по составлению запросов; как оформить семейный герб, домашний музей, генеалогическую и родословную таблицы, их отличие и задачи. А также генеалогические древа Ноя, Иисуса Христа, Авраама; сбор и проверка сведений на примере самой длинной родословной — монаха Игнатия (Римского-Корсакова), идущей от Адама и Евы; гербы и родословные таблицы Толстого, Пушкина, Лермонтова. В книгу вклеены пустые генеалогическая таблицы и родословная, которые можно заполнить данными любой семьи, полученными в результате родословных изысканий.

Центр национальной славы — неполитическая общественная организация. В нее входят учителя, врачи, ученые, священнослужители, деятели искусства и государственные служащие, объединенные желанием внести свой личный вклад в дело возрождения величия нашей страны, используя для этого свое время, силы и знания не только на рабочем месте, но и на общественном поприще.

Центр национальной славы — это частица гражданского общества, один из его институтов, не претендующий на какую-то исключительность, а вносящий свою скромную лепту в большую работу Русской Православной Церкови, многих общественных объединений для скорейшего достижения экономического процветания и политической стабильности нашей страны.

 Источник: http://pravkniga.ru/news.html?id=8759

 

Я - не я

Почему саратовцы меняют собственные имена?

Несколько лет назад смена имени была сложной и многомесячной процедурой. Сегодня это так же просто, как приобрести обновку в магазине, более того, менять имя можно столько раз, сколько захочется.

За один год более тысячи саратовцев меняют ФИО, примерно 10-12% из них выбирают себе новое имя.

Как вас величать?

Поводов, из-за которых саратовцы меняют имя, довольно много. Но, как говорят сотрудники загсов, одной из главных причин является приведение в соответствие документов, как в случае с именем Наталия и Наталья. Известно, что разные буквы в написании могут здорово подпортить человеку жизнь, чаще всего проблемы поджидают людей при оформлении прав на наследство, сделок с недвижимостью или при выходе на пенсию.

Нередко на прием в загс обращаются жители стран бывшего СССР, которые получили русское гражданство и теперь хотят обзавестись славянским именем. Шахрух становится Михаилом, Юсуф — Юрием, а Гюльджан — Галиной или Натальей.

— Иногда граждане меняют имена из-за окончания отчества — оглы, — разъясняет Татьяна Анисимова, заведующая Кировским отделом ЗАГС города Саратова. — И превращаются в Сергеев, Алексеев, Николаев.

Обратные варианты редко, но тоже встречаются. К примеру, саратовец Дмитрий, приняв ислам, подал заявление в загс на переименование в Арсена, а вышедшая замуж за мусульманина Татьяна решила стать Адилей. Тем не менее менять имя вслед за верой вовсе не обязательно.

— Исламские традиции не требуют от православных женщин, принявших мусульманство, смены имени, так же как и принятия фамилии мужа, — рассказывает Ахмед Махметов, заместитель муфтия по общественным отношениям Духовного управления мусульман Поволжья. — К смене имени ислам относится довольно спокойно, главное, чтобы оно не было неблагозвучным. Есть имена, которые с точки зрения ислама лучше всего подходят для мусульманина, они указаны в Коране. Или имена Пророка: Мухамед, Ильяс, Сулейман.

О причинах смены имени заместитель муфтия Духовного управления мусульман Поволжья знает не понаслышке. Большую часть жизни Ахмед Махметов носил имя Марлен, образованное из первых слогов фамилии Маркс и псевдонима Ленин. Такое имя было дано мальчику не из «политических соображений», а лишь потому, что у родителей был друг, носящий это необычное имя. Как рассказывает заместитель муфтия, с именем Марлен проблем никогда не возникало, благодаря своей оригинальности оно нравилось всем приятелям и знакомым. Но когда в 27 лет молодой человек стал соблюдающим мусульманином, понял, что данное при рождении имя не совсем уместно с точки зрения ислама и лучше взять другое — мусульманское. Так Марлен стал Ахмедом, выбрав одно из имен Пророка, к тому же созвучное своей фамилии.

Именной ребрендинг

Иногда в саратовские загсы приходят граждане, желающие сменить экзотическое имя, типа Мариэтты или Анжелики, на обычное, такое как Екатерина или Наталья. Но порой для перемен имеются другие причины. Человек сетует на то, что у него тяжелая жизнь, нелегкая судьба и полагает, что новое имя должно принести удачу.

— В моей практике были случаи, когда имя женщинам советовал сменить астролог, рассказывая о том, что после этого их жизнь изменится, — говорит Ольга Воронкова, заведующая отделением ЗАГС Ленинского района города Саратова. — И даже указывал, какие буквы должны быть в имени, сколько гласных и согласных.

А на многочисленных саратовских форумах можно прочитать советы по смене имени в качестве защиты от порчи, сглаза, приворотов и прочих вещей. Тридцатипятилетняя саратовчанка Мария КОВАЛЁВА проходила эту процедуру уже дважды. Первый раз изменила неприглядное, по ее мнению, имя Евгения на Наталью в 1998 году. Затем пять лет спустя, тяжело заболев, поехала к целительнице, которая поведала ей о порче и сглазе и посоветовала в очередной раз сменить не только имя, но и фамилию. Тогда-то Наталья и стала Марией, взяв девичью фамилию матери — Ковалёва. Болезнь лечили еще долго, уже традиционными методами, но новое имя понравилось и прижилось.

Однако православная церковь подобные «изменения» не поддерживает.

 Комментарий эксперта

Священник Сергий Штурбабин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии:

— Иногда бывает так, что человеку при рождении было дано неблагозвучное имя и, повзрослев, он решает его сменить. В этом нет ничего предосудительного. Однако Церковь относится отрицательно к тому, что человек меняет имя из каких-то суеверных убеждений, например чтобы избежать сглаза или порчи.

Если смена имени по документам вполне возможна и непредосудительна, то в Таинствах Церкви христианин участвует с тем именем, которое он получил при крещении. Поменять это имя, второй раз креститься и т.д. нельзя. Имя, данное во время крещения, меняют только при монашеском постриге.

Время перемен

Психологи иначе относятся к смене имени, нежели православная церковь. И объясняют это простым человеческим желанием изменить свою жизнь в лучшую сторону. В некоторых случаях такая потребность возникает, когда человек, пройдя сложный жизненный этап, меняет свою жизнь и прощается с прошлым. А иногда за желанием взять яркое, красивое имя стоит неуверенность в себе, низкая самооценка, дисбаланс собственного «я», которые человек пытается изменить. Ведь в отношении многих имен в нашем обществе сформировались стереотипы, часто заслоняющие истинное восприятие человека. И если Виолетта видится элегантной красоткой, Вероника — стильной интеллектуалкой, а Анжела — восточной принцессой, то Оля или Лида воспринимаются как обыкновенные, ничем не примечательные представительницы женского пола. Хотя на самом деле далеко не все Виолетты привлекательны, а Анжелы похожи на принцесс.

Впрочем, мужчины тоже склонны к переменам: в этом году саратовец Виктор стал Самсоном, а Василий — Константином. Иногда бывает так, что люди некомфортно чувствуют себя со своим «родным» именем, поскольку его носит родственник, с которым не сложились отношения. Такая ситуация произошла у жительницы Саратова Валентины, которая сменила имя на Елену, дабы не быть тезкой с собственной свекровью.

Психолог-аналитик Ольга Казакова признается, что в детстве не любила свое имя, потому что кратко оно звучало довольно просто — Оля, а хотелось чего-то более утонченного и красивого.

— Втайне от всех я подбирала длинные имена — Элеонора, Валерия, — рассказывает Ольга Владимировна. — Теперь-то я знаю, что, меняя имя, мы меняем свою судьбу, кто-то осознанно, а кто-то подсознательно. И это довольно сложный шаг, во-первых, потому, что мы отказываемся от того, что дали нам родители, а во-вторых, нас должны признать окружающие и как-то среагировать на то, что вместо Васи Пупкина теперь будет Виссарион Пурпуров.

 Комментарий специалиста

Ольга Казакова, психолог-аналитик, руководитель Центра самоперестройки:

— Смена имени может дать результаты только в том случае, когда будет логичным продолжением личностных изменений человека, ведь имя в паспорте — это только буквы, и чудесным образом изменить судьбу они не могут. Иногда бывает так, что человек пытается новым именем наспех замаскировать старые проблемы, в этом случае посещать загс можно ежегодно, только от этого не будет проку. Нужно не забывать о том, что не имя делает человека, а сам человек делает имя. Сменив имя, мы либо убегаем от себя, либо возвращаемся к себе.

К слову, несколько лет назад в саратовском загсе молодой человек поменял имя Дмитрий на Диму и взял новую фамилию — Волшебник. Видимо, с таким позитивным ФИО легче начинать новую жизнь.

Цена вопроса

Смена имени, отчества или фамилии происходит в соответствии с законом «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года. Право на перемену ФИО имеют все граждане, достигшие 14 лет (в возрасте от 14 до 18 нужно заручиться согласием родителей или опекунов). В загсе потребуется написать заявление, а также приложить квитанцию об оплате госпошлины, которая на сегодняшний день составляет 1 тысячу рублей (до 2010 года ее размер составлял 500 рублей).

Ограничение лишь одно: имя может быть любым, даже выдуманным, но обязано состоять только из букв. В нем не может быть никаких цифр, впрочем саратовцев, присваивающих себе номера, в последние десять лет замечено не было. Отказать «сменщику» могут в том случае, если в поданных документах (заявлении, паспорте, свидетельстве о рождении, браке или разводе) специалисты загса обнаружили ошибку.

Процедура перемены имени составляет один месяц. Раньше она занимала три месяца, два из которых уходило на проработку документов в милиции. Сегодня при смене ФИО запрос в органы внутренних дел не направляется, и для смены имени вполне достаточно одного желания заявителя.

Интересно, что в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Украина) каждое заявление о смене ФИО рассматривают юристы, и если человек представил убедительные доказательства для того, чтобы ему присвоили новое имя, органы юстиции обращаются в органы внутренних дел, которые должны дать свое разрешение. Известно, что в Белоруссии около 15% отказов идут именно от милиции.

 Но главная сложность, которую вызывает смена имени, это необходимость менять целый пакет документов. Загс меняет записи только в свидетельстве о рождении, браке и разводе, все остальные документы: паспорт, водительские права, пенсионное свидетельство, страховку, свидетельство на право собственности — придется менять самостоятельно. Также придется менять трудовую книжку, военный билет, а иногда даже документы об образовании — аттестат и диплом. Бюрократические процедуры часто затягиваются на полгода, но в саратовских загсах не помнят людей, которые захотели бы вернуть прежнее имя из-за волокиты с оформлением документов. Желающих избавиться от старого имени не останавливают ни очереди в различных инстанциях, ни приличные денежные пошлины, которые приходится платить за обновление всех необходимых документов (от 3 до 10 тысяч рублей).

СПРАВКА МК

В 2011 году саратовцы выбрали для своих детей имена Дарья, Полина, Анна, Виктория, Данила и Александр. В 2006 году список был несколько иным: самыми популярными именами для девочек были Анастасия и Дарья, для мальчиков — Артем и Никита. В 2007-2008 годах наибольшей популярностью пользовались мужские имена Александр, Егор, Артем, женские — Дарья, Мария и Алина.

 Источник: http://saratov.mk.ru/article/2011/11/22/645601-ya-ne-ya.html

 

Большинство россиян не заботятся о сохранении истории своей семьи

Исследовательская компания «Ромир» в ходе проведения очередного всероссийского опроса поинтересовалась у россиян, насколько они заботятся о сохранении исторической памяти страны, хотя бы на уровне своей семьи. В опросе приняли участие 1500 жителей городов России с населением от 100 тысяч человек и выше, из 8 федеральных округов, в возрасте 18—60 лет и старше. Выборка репрезентирует городское население России.

Как показали результаты опроса, лишь 28% россиян ведут семейный архив. В том числе 5% опрошенных занимаются пополнением архива целенаправленно, а 23% — от случая к случаю. Каждый пятый опрошенный (22%) утверждает, что в перспективе планирует заняться семейным архивом, но пока это сделать не удается.

Наиболее высок уровень интереса к своей семейной истории у россиян с высшим образованием, высоким социальным статусом, а также средним и высоким уровнем доходов. Кроме того, стремление к ведению семейного архива увеличивается с возрастом и сильнее всего выражено у респондентов 45—60 лет.

При этом половина россиян — 50% опрошенных пока не задумались о сохранении истории своей семьи для себя и своих потомков. В том числе 3%, которые принципиально отказываются от ведения архива — чаще всего это мужчины, респонденты в возрасте 18—24 лет и со средним уровнем образования.

Возможно, именно пренебрежение к хранению семейных исторических документов и сведений приводит к тому, что историческая память россиян оказывается довольно короткой. Только 7% респондентов могут назвать имена всех своих восьми прадедушек и прабабушек, 29% готовы назвать половину или больше половины, 51% опрошенных способны назвать по именам лишь менее половины своих совсем недальних родственников, а 13% россиян не знают ни одного имени своих прабабушек и прадедушек.

Комментирует Андрей Милехин, президент Холдинга Ромир, доктор социологических наук: «К сожалению, уже через два поколения связь времен обрывается. Своих дедушек и бабушек знают практически все, а вот поколение «пра-» для большинства россиян — уже почти незнакомцы, о которых зачастую не знают даже такой малости, как имя. Возможно, продолжает играть роль инерция советского времени, когда изучать историю вне официальных рамок было не принято, а углубляться в историю собственной семьи (а особенно рассказывать ее детям) было подчас просто опасно. Результат — мы живем как будто без сознания. С другой стороны, достаточно обнадеживающе выглядят 22% респондентов, которые планируют заняться своим семейным архивом. И то, что эта тема особенно востребована среди наиболее социально активной аудитории. «Прикладная генеалогия» сейчас становится все более популярной, в Интернете появляется все больше сайтов и сообществ, помогающих составить свое родословное древо, собрать архивную информацию о семье. Уверен, что это не краткосрочная мода на аристократизм, а искренний интерес, из которого формируется, в конечном счете, и интерес к истории страны в целом, и независимый взгляд на общество и политику».

 Источник: http://gtmarket.ru/news/culture/2011/11/22/3723

 

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ

На сайте проекта «The Genographic Project» опубликованы результаты анализа проб ДНК коренных жителей Прибайкалья и Забайкалья, которые собрали учёные ЗабГУ

Проект «Генография» - крупнейший в мире популяционно-генетический проект. Он посвящён изучению изменчивости митохондриальной ДНК и Y хромосомы в популяциях коренного населения регионов мира. Задача проекта «Генография» - выяснить генетические связи между различными популяциями людей на планете. Проект связан с расшифровкой генома человека. В последние годы, благодаря генетическим исследованиям, стало известно очень многое об истории человечества. Генетики научились читать эту летопись человечества и заглянули на десятки тысяч лет назад. Выяснилось, что человек современного типа - кроманьонец - возник в Восточной Африке около 200 тысяч лет назад. А около 60 тысяч лет назад он начал перебираться на другие континенты планеты. Кроманьонцы и стали основой человеческих популяций на всех континентах. Есть расчеты, которые показывают, что даже самые отдаленные по родству два человека на Земле - всего лишь четырнадцатиюродные родственники. Эту сложнейшую задачу в нашем регионе пытались решить забайкальские учёные вместе со своими московскими коллегами. Об этом пишет ЗабГУ.ru.

Работы по Прибайкалью и Забайкалью велись в рамках подпроекта «Генографик - Байкал», организованного одним из одиннадцати мировых исследовательских центров - центром «Северная Евразия». В ходе работы было организовано девять экспедиций. В них приняли участие сотрудники Лаборатории популяционной генетики медико-генетического научного центра РАМН (рук. д.б.н. Е. В. Балановская) и Международного научно-образовательного центра исследований в области этнологии и антропологии Забайкальского государственного университета (рук. к.ф.н. А. Г. Букин). Экспедиции состоялись в 2009-2010 годах и охватили обширную территорию от Усть-Ордынского до Агинского округов, от Чары и до Закаменска.

Экспедиции прошли более 15 тысяч километров по малым населённым пунктам, разыскивая коренных жителей этих регионов, собирая образцы ДНК. Было собрано беспрецедентное для нашего региона количество образцов - более 700. После сбора образцы были перемещены с Москву, где в лаборатории популяционной генетики началась их обработка.

Сейчас завершён первый этап - обработаны данные по Y хромосомам, то есть по отцовским линям родства. Данные о результатах анализа опубликованы, все участники проекта «Генография» могут зайти на сайт проекта и познакомиться с историей своего отцовского рода, откуда предки пришли, с какими культурами они роднились.

История каждого путешествия начинается примерно 60 тысяч лет тому назад и завершается уже в наше время здесь, в Прибайкалье и Забайкалье. ДНК-генеалогия позволяет расширить родословную любого человека до его доисторического прошлого, помогает проследить путь его предков.

На странице проекта на сайте «Старая Чита», в ближайшее время появится более подробная информация о наиболее частых в Забайкалье гаплогруппах.

Источник:http://zabinfo.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=83322&mode=thread&order=0&thold=0


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное