Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 7


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.

Услуги:

  • для обычных посетителей сайта - доступ к частям всех статей, демонстрационным страницам телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • для зарегистрированных посетителей - доступ к полному содержанию некоторых статей, 1/3 телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • VIP посетители  - имеют доступ к полному содержанию сайта (контактная информация по статьям, авторы статей, фирмы производители описываемых строительных материалов и фирмы, использующие описанные технологии, реальная телефонная база специалистов строительной индустрии, словарь строительных терминов с подробными объяснениями), а также профессиональную консультацию  в кратчайшее время.

Стройка - как много в этом звуке

Выпуск №7

1

 

Содержание:

  1. За небоскребами нужен особый надзор

  2. Установлена пошлина на импортный кирпич

  3. Федеральная программа «Технополигон»

************************************************************************

  1. Третьяковская галерея: история строительства и реконструкции

  2. Они были первыми

А это на общетрепещущие темы:

  1. Слухи о смерти БТИ сильно преувеличены   Юлия ИГНАТЬЕВА

 

За небоскребами нужен особый надзор

 

         В план Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы на 2004 год включено создание специального отдела по надзору за объектами высотного домостроения.
Начальник ИГАСН Анатолий Зайко отметил актуальность такого решения в связи с развернутыми в столице работами по сооружению высотных домов в рамках городской инвестиционной программы «Новое кольцо Москвы».

          Программа предусматривает строительство до 2015 года в срединно-периферийном поясе города нескольких десятков небоскребов, многие из которых поднимутся на полсотни этажей. Первенец программы — 44-этажное здание высотой 175м. Оно расположено в районе Фили-Давыдково Западного административного округа.
           Подчеркнув важность особого подхода к возведению высоток, где применяются отличные от строительства обычных домов решения и технологии, начальник ИГАСН указал на необходимость иметь в инспекции подразделение соответствующих специалистов более узкого профиля.
Анатолий Зайко также сообщил, что на 2004 год запланировано создание отделов по уникальным и экспериментальным объектам.
 


      вверх страницы

 

Установлена пошлина на импортный кирпич


             Правительство РФ отменило временную пошлину на ввоз строительного кирпича и установило ставку на постоянной основе — 20 евро за 1 тыс. штук. Соответствующее постановление премьер-министр РФ Михаил Касьянов подписал 31 декабря 200З года.
 

      вверх страницы

 

 

Федеральная программа «Технополигон»


            Программа «Технополигон» разработана НО «Стройиноцентр» и направлена на выявление технологий строительства, разработка и использование которых обеспечивают интересы России в сфере национальной безопасности, экономики и социального развития.
           Одна из приоритетных задач программы — решение жилищной проблемы в регионах России, в частности, строительство быстровозводимых домов, которые будут предоставлены социально незащищенным категориям граждан, а также тем, кто в силу каких-либо обстоятельств оказался без крова (беженцам, вынужденным переселенцам и т. д.).
           Первое экспериментальное здание построят в Московской области к весне 2004 года. В ходе строительства планируют проводить натурные испытания новых технологий, инженерного оборудования, материалов и механизмов, которые должны обеспечить надежность и экономичность сооружения. Срок службы такого дома — около 100 лет. Для строительства зданий в рамках проекта «Технополигон» будут использовать только качественные и безопасные материалы и технологии, адаптированные к природным и социальным условиям субъектов Российской Федерации.
            Материалы и услуги для возведения экспериментального дома предоставили около 80 компаний — экспертов в различных областях, информирует ROCKWOOL Russia — ЗАО «Минеральная Вата».
 

       вверх страницы

  

Третьяковская галерея: история строительства и реконструкции

             1872

          Жилой дом Третьяковых - двухэтажный корпус, в основе которого - палаты конца XVII века, вошедшие во второй половине XVIII века в каменный дом потомственных военных Кологривовых. Перестроен в 1835-1839 годах купцами Шестаковыми с добавлением третьего антресольного этажа (с окнами на север). В 1855 году отремонтирован.
         Северный флигель - каменный, постройки второй половины XVIII века. В нем располагались кухня, людская, прачечная, а в подвальном этаже - кладовая и жилые помещения кухарок, прачек, коровниц. Южный флигель - каменный, постройки 1835-1839 годов. Использовался под каретный сарай и конюшни. Дом маленьких Третьяковых - деревянный одноэтажный, построен в 1 868 году Павлом Михайловичем специально для четырех его двоюродных сестер. Дом приказчиков - двухэтажный (первый этаж каменный, второй - деревянный).
          Дворницкая - деревянный дом для кучеров и дворников. Деревянный навес - поджим стояли сани для перевоза товаров и конюшни для ломовых лошадей. Погреб - низкое обширное каменное одноэтажное здание с подвалами для запасов солений на зиму. Подсобные постройки - два небольших одноэтажных сооружения (каменное и деревянное).
         Каменный забор - между господским и задним дворами.
         Сад - доходил до восточной границы усадьбы по Малому Толмачевскому переулку и отделялся от него деревянным забором с двумя калитками на севере и юге. Вдоль ограды были высажены серебристые тополя, слева от главного дома росли грушевые деревья, позади дома - пихты. В саду - яблони, кусты сирени, жасмина, шиповника, разбиты клумбы с крокусами, тюльпанами, гиацинтами, розами разных сортов. Рядом с южной стеной дома - беседка, под тополями - скамейки.

1872-1874

         Первая пристройка под картинную галерею. Идею постройки специального помещения для коллекции Павлу Михайловичу подал его зять (муж сестры Софьи) Александр Степанович Каминский. Выбрали распространенный тогда стиль промышленной архитектуры (в кирпиче). Новый корпус примыкал к жилому дому (захватив одно окно по южной стороне) и был вытянут в глубь усадьбы, вдоль ограды храма Николы в Толмачах. Под него пришлось вырубить группу грушевых деревьев сада. Для посетителей галереи предусматривался отдельный вход в торце нового корпуса, к которому вела дорожка влево через парадный двор и сад. Гардероба и прихожей не было, и вешалка располагалась на перегородке, примыкавшей к левой стене и визуально отделявшей входящих от экспозиции. Для семьи вход был непосредственно из дома (из гостиной на втором этаже и кабинета Павла Михайловича - на первом).
         На каждом этаже было по одному залу. В дальнем от входа конце из нижнего этажа в верхний вела деревянная лестница. В нижнем этаже потолки значительно ниже, чем во втором, поскольку уровень полов соответствовал главному дому. Первый этаж получал свет только через окна в северной стене, между которыми стояли перегородки для экспозиции. Освещение верхнего зала осуществлялось сначала через окна, сделанные вверху стен под потолком, но как недостаточное было вскоре заменено на стеклянные крыши-фонари.
           Картины размещались по хронологии. На первом этаже на перегородках - портреты кисти Боровиковского, Кипренского, Варнека, Тропинина, Брюллова, работы Шебуева, Егорова, Басина, Венецианова и других художников. На левой глухой стене разместились пейзажи Щедриных, Матвеева, Штернберга, Лебедева, Воробьева. На втором этаже были представлены работы более молодых художников разных жанров. Однако в этом зале экспозиция менялась в течение нескольких лет при новых покупках Павла Михайловича вплоть до размещения там "Казни стрельцов" Сурикова.

1881-1882

           Вторая пристройка под галерею. Примыкала под прямым углом к заднему торцу первой очереди и располагалась вдоль Малого Толмачевского переулка на территории сада, но не доходила до северной границы усадьбы (хотя в проекте это было намечено). В пристройке на каждом этаже - по три зала. Новое расширение обусловливалось приобретением Туркестанской и Индийской коллекций Верещагина и возросшей посещаемостью галереи, перевалившей за восемь тысяч человек в год. Коллекции Верещагина размещались на первом этаже, в том числе и на перегородках. На втором этаже - работы Прянишникова, Маковского, Чистякова, Лагорио и "Утро стрелецкой казни" Сурикова... Во втором зале - Шишкина, Куинджи, Максимова, Бронникова, Мясоедова, Айвазовского... В третьем - Крамского и Васильева, которые остались там и при последней развеске, сделанной самим Третьяковым.
          Жилая пристройка. Была сделана к главному дому с севера (позже вошла в состав музея). Здесь в одной из комнат второго этажа в 1898 году скончался Павел Михайлович Третьяков.

1885

            Третья пристройка под галерею. Она продолжила вторую очередь вдоль Малого Толмачевского переулка и завернула теперь уже по северному краю владения в глубь усадьбы. В верхнем этаже - три зала, в нижнем - пять меньшего размера. Пристройку возвели менее чем за год для большой серии восточных этюдов Поленова.

1892-1898

          Четвертая пристройка под галерею. Была завершена в 1 892 году (в том же направлении, что и третья - по северной границе усадьбы) - с двумя залами наверху и тремя в нижнем этаже. Два зала в двух этажах соединяла лестница, сохранившаяся до наших дней. Еще одно маленькое помещение в верхнем этаже, замкнув шее каре всех пристроек, соорудили в том же году. Одновременно в той же стилистике промышленной архитектуры Каминским возведена фундаментальная ограда между территориями музея и храма и вдоль Малого Толмачевского переулка.) 1892 год ознаменовался передачей Третьяковым галереи городу Москве.
         Последняя прижизненная пристройка основателя галереи. Работы по ее сооружению начались весной 1897 года. Для нее пришлось пожертвовать остатками сада, так как она расположилась во внутреннем дворе, образованном предыдущими пристройками. Новое здание было одноэтажным двузальным и предназначалось для коллекции западной живописи С. М. Третьякова.

1899-1904

           Реконструкция галереи по проекту В. М. Васнецова и В. Н. Башкирова. В 1899-1900 годах жилой дом Третьяковых претерпел капитальный ремонт с заменой деревянных конструкций на металлические, переделкой главной лестницы и устройством парового отопления. Стеклянные крыши-фонари увеличились в размерах, их конфигурация сохранилась до нашего времени. Появилось шесть новых залов и вестибюли на первом этаже. Общее руководство реконструкцией галереи осуществлял архитектор С. У Соловьев.
          В 1902-1904 годы фасады главного дома и двух крыльев, обращенные к Лаврушинскому переулку, получили единое архитектурное решение по эскизному проекту художника В. М. Васнецова и архитектора В. Н. Башкирова. Неорусский романтический стиль определил национальный дух сооружения, соответствующий сущности музея. Над входом в виде трехчастного теремного крыльца - герб Москвы, Георгий Победоносец (скульптор Марков). Надпись на фризе, выполненная славянской вязью, сообщает о том, что галерея подарена городу ее основателем. Национальные мотивы прочитываются и в сочетании традиционных для русской архитектуры периода ее расцвета красного и белого цветов, поливных изразцов, бочек, колонок, наличников. Этот фасад стал символичным и узнаваемым. Он - визитная карточка Третьяковской галереи.

1927-1936

            Расширение галереи А. В. Щусевым и А. В. Снигаревым. В начале 1927 года расположенный к северо-западу от галереи дом (бывший Соколикова) был передан музею, а через год и соединен с ним (по проекту А. В. Щусева, тогда директора галереи)! Там разместилась и находится до сегодняшнего дня администрация музея. В то же время в галерее коренным образом переделали отопление и вентиляцию, электрифицировали ее.
            В 1932 году под хранилище экспонатов (запасник) передали соседний храм святителя Николая в Толмачах. Двухэтажной пристройкой его соединили с экспозиционными залами, но при этом церковь утратила уникальную колокольню и пятиглавие. Второй этаж пристройки предназначался для грандиозного полотна А. Иванова "Явление Христа народу".
          Первая фундаментальная пристройка к галерее после кончины П. М. Третьякова была осуществлена по проекту А. В. Щусева и А. В. Снигарева в 1933-1935 годах. В ее архитектуре очевидно продолжение стилистики предшественника - В. М. Васнецова. В это же время была возведена новая ограда по Лаврушинскому переулку в той же стилистике. В 195,5 году построили три зала во втором этаже над вспомогательными помещениями с севера для части экспозиции XIX века (вначале там открылась экспозиция скульптуры Ф. И. Шубина). В 1957 году был надстроен зал А. Иванова, что позволило наконец повесить гигантское полотно "Явление Христа народу" - до этого оно стояло на полу.

1985-1995

          Генеральная реконструкция музея. Проектные работы начались в 1981 году в Московском научно-исследовательском институте по проектированию объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения. Руководил авторским коллективом И. М. Виноградский.
          Депозитарий. Строительные работы начались в 1983 году. В 1985 году началась эксплуатация первого нового корпуса - депозитария, общей площадью 6300 м2, вместившего все собрание как из экспозиции в Лаврушинском, так и из храма-запасника. Главный архитектор проекта - Г. В. Астафьев. Работы по сооружению депозитария и его инженерному оснащению выполнялись в основном зарубежными фирмами. Здание построено с использованием современных строительных технологий: монолитный и сборный железобетон, снаружи - утеплитель и поверху декоративные панели из цветного железобетона. В депозитарии, как и в экспозиции, мощные установки искусственного климата стабилизируют температуру и влажность. Это одна из главных новаций в галерее после реконструкции. Новинками являются также система автоматического газового пожаротушения и электронная многоуровневая система охраны. Специальное оснащение создает практически идеальные условия хранения произведений и обеспечивает удобный доступ к ним, В этом же здании находятся современно оборудованные реставрационные мастерские для масляной и темперной живописи, графики и скульптуры. Депозитарий на уровне второго этажа соединен переходом с экспозицией, что позволяет оперативно перемещать экспонаты между корпусами музея, сохраняя стабильные климатические условия. Формирование выездных выставок также происходит здесь.
         Инженерный корпус. Был закончен в 1989 году тем же коллективом, который возвел депозитарий. Он вместил в себя экспозиционные залы для выставок на двух этажах площадью 1500 м2, многофункциональный конференц-зал на 400 мест, лекционный зал на 280 мест, детскую изостудию, технические службы и собственно инженерное оборудование музея. Название корпус получил от того, что предназначался для обеспечения технических потребностей всего комплекса галереи, на что и были выделены деньги. Однако по инициативе тогдашнего директора ПТ Ю. К. Королева архитекторам удалось компактное импортное оборудование разместить в подвалах и подфонарном пространстве, а сам корпус сделать многофункциональным. Объемно-планировочное и пластическое решение фасада Инженерного корпуса (как и депозитария) современно, но развивает традиции предшественников. Цветовые гаммы исторических и новых зданий выдержаны в едином стиле, но, по просьбе органов охраны памятников, отличаются по фактуре материала и оттенку, чтобы можно было выделить построенное Васнецовым и Щусевым.
          Авторам проекта удалось не только полностью сохранить храм Николы в Толмачах (что не предусматривалось в нереализованном проекте Щусева 1944 года), а сделать его органичным ядром всей композиции.
         Создание Инженерного корпуса позволило при организации выставок не нарушать постоянную экспозицию. В пяти его залах предусмотрена возможность многочисленных вариантов выгородок простым перемещением специальных панелей по направляющим в потолке. В самом начале 1991 года здесь открылась первая после реконструкции выставка "Шедевры Третьяковской галереи", не закрывавшаяся уже до ввода в эксплуатацию основного здания в 1995 году. На стене Инженерного корпуса, обращенной в Лаврушинский переулок, в 1999 году установлен бронзовый горельеф и мраморная доска в память Ю. К. Королева, директора галереи с 1980 по 1992 год (в основном по его инициативе осуществлялась реконструкция галереи).
         Основной корпус. В 1995 году последним из основных сооружений музея введен в эксплуатацию исторический корпус, реконструкция которого началась еще в 1986 году. Большую часть работ выполнили отечественные строители под руководством главного архитектора проекта Б. А. Климова. Снаружи можно заметить (если знаешь об этом) перенос левой части исторического фасада на пять метров вперед, в одну плоскость с правой частью. Самые существенные изменения связаны с застройкой двух внутренних дворов галереи, за счет которых и увеличена экспозиционная площадь. Перед началом этих работ были основательно укреплены фундаменты, заменены перекрытия. Над старыми и вновь построенными залами смонтированы новые стеклянные фонари внешнего света с увеличением модуля стекла.
           В одном из новых больших залов размещено полотно "Явление Христа народу", раньше находившееся в пристройке к храму, полностью разобранной при восстановлении его исторического облика. Второй внутренний двор использовали под сооружение самого большого зала галереи для 16-метрового полотна Врубеля "Принцесса Греза", экспонировавшегося ранее только на Нижегородской ярмарке в 1896 году. Застройка внутренних дворов позволила увеличить экспозиционную площадь в полтора раза, а число залов возросло на десять. К тому же перевод экспозиции советского искусства в здание на Крымском валу дал возможность широко развернуть произведения древнерусской живописи и рубежа веков.
           Изменились дизайн и оснащение залов старого здания. Была тщательно проработана расколеровка стен. В отделке порталов, дверей, витрин инофирмы использовали ценные породы дерева. Изменилось оформление потолков, тяжеловесные штанги для подвески картин заменили на изящные карнизы. Повеску с использованием современной фурнитуры выполнила западногерманская фирма. Над стеклянными потолками смонтированы лампы специальной подсветки, а от прямых солнечных лучей картины защищают жалюзи с автоматикой поворота. Для инвалидов на лестницах смонтированы специальные подъемники. И наконец, во всех залах обеспечен искусственный климат.
           Коренным образом изменилась инфраструктура для обслуживания посетителей: старый вестибюль на первом этаже, ставший просто небольшим фойе, не идет ни в какое сравнение с огромным новым подземным вестибюлем с несколькими кассами, стойкой администратора, вместительным гардеробом, камерой хранения и многочисленными книжными и сувенирными киосками. Полностью развязаны потоки посетителей на входе и выходе. А в подземном пространстве, на месте старого гардероба, создан целый комплекс общепита с рестораном, кафе, баром, столовой для сотрудников галереи.
            Административный корпус. Был надстроен двумя этажами по проекту архитектора А. А. Бернштейна и по высоте сравнялся со зданием для экспозиции по Малому Толмачевскому переулку. Застройка вдоль переулка обрела симметрию и законченность, а все административные и научные отделы наконец получили отдельные помещения. Этому способствовало и предоставление научной библиотеке галереи и отделу рукописей отдельных особняков.
             Службы охраны ГТГ (Лаврушинский переулок, 4, корпус 4). Двухэтажные палаты построены на территории усадьбы кадашевских ткачей, возникшей в начале XVII века. Первым владельцем усадьбы в 1630 годы значился Федор Гусятников, занимавшийся торговлей. Восстановленное здание сооружено в 1680-1690 годах (после разгрома стрелецких бунтов Петром I, когда многие дворы в Кадашах опустели). В середине XVIII века усадьбой владели первой гильдии купцы виноторговцы Андроновы. В 1760 годах при А. К. Андронове палаты увеличены более чем втрое и план получил нынешнюю форму глаголем. При реставрации был восстановлен первоначальный декор фасадов: наличники и пилястры. С 1994 года здание занимают службы охраны галереи.
             Пешеходная зона и мост через канал. К открытию галереи закончилось и благоустройство пешеходной зоны - это весь Лаврушинский переулок. Ее завершил пешеходный мост через Водоотводный канал (архитектор Г. В. Астафьев). Мост сооружен в рекордно короткие сроки: весна - начало осени 1994 года. Металлическая арка моста изготовлена на заводе в Воронеже и по частям доставлена в Москву, уникальный кран собранные на месте секции установил на береговые опоры. Личный контроль Мэра города Ю. М. Лужкова за строительством галереи (особенно на завершающей стадии) способствовал оперативности работ.
            Не случайно народ окрестил новое фортификационное сооружение Лужков мост, что отмечено даже в официальном атласе Москвы. Горбатый мост с множеством фонарей, больших и маленьких, массивными бронзовыми горельефами Георгия Победоносца на перилах, подаренными городу 3. Церетели, уже стал привычен взгляду. К сожалению, из-за спешки арка моста не была облицована гранитом, что предусматривалось проектом. Функционально мост задумывался как переход от Болотной набережной вдоль сквера (стоянка туристических автобусов) к зданиям галереи. Пока задумка не работает, возможно, потому, что еще не построена вторая очередь музея на Кадашевской набережной.
          Тем не менее мост как единое целое с Лаврушинским переулком стал одним из любимых мест прогулок москвичей. Оформление пешеходной зоны в целом отвечает стилистике зданий галереи. В красно-белой гамме выполнено мощение переулка и обрамление клумб над ней.

1996-1998

           Отдел рукописей ГТГ - Дом графики (Лаврушинский переулок, 4, корпус 1). Особняк выстроен в 1 822 году на территории усадьбы, перешедшей во владение от статского советника Ф. С. Голубцова жене купца П. Савельева. Дом поставлен на красной линии Лаврушинского так, чтобы не закрывать палаты в глубине двора. Декор фасада характерен для раннего ампира.
          Некоторую величественность компактному объему дома придает высокий первый этаж, массивность центрального ризалита с глубокими амбразурами окон и пластика поднятого на нем четырехколонного тосканского портика, прорывающего линию карниза. В 1832 году к южному ризалиту был пристроен двухэтажный корпус.
         Первоначальное назначение этого особняка в комплексе галереи - Дом графики, сейчас же в нем обосновался отдел рукописей ГТГ.
          Палаты конца XVII-XVIII века - Открытый запасник икон (Лаврушинский переулок, 6). Основу двухэтажного кирпичного дома составляют палаты конца XVII века. Части здания сначала с юга, а затем с севера и запада с гладкими, без наличников стенами были пристроены в 1760 годах его владелицей вдовой суконщика Е. К. Болотиной. При достройке северной части крайнее членение палат было переложено с закладкой Красного крыльца, от которого и сохранился столб с кубышкой. Планировка палат в своей основе сохранилась. Наружный декор XVII века полностью срублен. В 1 835 году при очередной перестройке выступ, включавший основную часть Красного крыльца, разобрали до основания и вновь оштукатурили фасады. В процессе реставрации раскрыт от наросшего культурного слоя первый этаж и восстановлен наружный декор.
          Первоначально здание предназначалось под открытый запасник икон, но после реконструкции его климатические параметры так и не были доведены до проектных. Сейчас здание занимает фирма, работающая в тесном контакте с отделом экспертизы галереи.
          Приют для вдов и сирот русских художников имени П. М. Третьякова. Был построен на средства и на участке, которые завещал П. М. Третьяков. Дом возведен в 1912 году архитектором Н. С. Курдюковым. Двухэтажное здание спроектировано в формах, напоминающих древнерусские палаты, а фасад украсили керамическим полихромным гербом Москвы и надписью, выполненной вязью: "Приют для вдов и сирот русских художников имени П. М. Третьякова". В 1931 году здание надстроено двумя этажами по проекту инженера И. Е. Курдюкова, при этом утрачены высокие щипцовые кровли и майоликовые украшения. Два нижних этажа принадлежат галерее, там размещаются научные отделы.
         Вторая очередь строительства Третьяковской галереи. 5 апреля 1995 года на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной установлен закладной камень второй очереди экспозиционных зданий Государственной Третьяковской галереи. Идея их строительства на набережной впервые предложена архитектором А. В. Щусевым еще в 1944 году. Новые корпуса будут возведены вдоль Кадашевской набережной и Малого Толмачевского переулка.
         Храм-музей святителя Николая в Толмачах. Храм во имя Сошествия Святого Духа, более известный как храм святителя Николая в Толмачах (по первоначальному названию 1625 года, а в настоящее время - по южному его приделу), был возведен в камне в 1697 году гостем (почетным гражданином) Лонгином Кондратьевичем Добрыниным.
          В 1834 году храм перестраивался архитектором Шестаковым: он обрел новую трапезную, Покровский и Никольский приделы и колокольню в стиле московского ампира. К 1 845 году трапезная расписана художником Малаховым (по причине почернения отделки из искусственного мрамора). В 1856 году обновлен четверик с алтарной частью. Обветшавший иконостас заменен новым - резным; вызолоченным (иконы оставлены прежние). Обновлялся храм на средства прихожан, в числе которых была и Александра Даниловна Третьякова с сыновьями Павлом и Сергеем.
         Храм закрыли в 1929 году и передали Третьяковской галерее. В 1936 году здесь разместилось хранилище живописи, а галерея соединена с ним пристройкой. В 1983 году, в начале реконструкции галереи, было принято решение о восстановлении храма с последующим устройством в нем зала для концертов духовной музыки. Сейчас в результате соглашения между Патриархией и дирекцией Третьяковской галереи храм стал домовой церковью при музее. Богослужения возобновлены в декабре 1 993 года.
           В 1997 году, к празднованию 300-летия храма, его восстановление было практически завершено. За время реконструкции заново воссозданы уникальная колокольня и пятиглавие четверика. Восстановлены все три иконостаса и шесть пристенных киотов. Заново на треть выполнена утраченная живопись на сводах и стенах. В иконостасах и киотах установлено 150 икон из фондов галереи, специально подготовленных реставраторами музея к юбилею храма.
         Особо отмечено место, где обычно стоял во время богослужения Павел Михайлович Третьяков (он и его семья участвовали в пожертвованиях на содержание храма).
          Сооружен новый подземный этаж: с кабинетом настоятеля, ризницей, крещальней с мраморной купелью и инженерным оснащением. 6 октября 1998 года храм стал функционировать и в режиме музейной экспозиции.

          В начале 2000 года из залов галереи в храм перенесена Владимирская икона Божией Матери, главная святыня России.

Е. М. Махалов, ведущий научный сотрудник

Государственной Третьяковской галереи

          вверх страницы

 

Они были первыми

 

           Не многим более двадцати лет прошло с тех времен, когда в проекты еще не включался раздел "Охрана окружающей среды"... Об экологии, конечно, думали и тогда. Действовали документы, регламентирующие загрязнения различных природных сред (воздуха, воды, почв): СН 245-721 "Санитарные нормы размещения и проектирования промышленных объектов", ОНД-86 "Методика расчета загрязнения атмосферного воздуха", целый ряд ГОСТов и прочее. В Ленинграде (ГГО имени Воейкова) уже была разработана программа для ЭВМ по расчету загрязнения атмосферного воздуха (У ПРЗА ГГО-1).
          Однако специальный экологический раздел или санитарно-защитная зона не были обязательными, на них обращали внимание только иногда по требованию органов Минздрава. Такие планировочные образования, как производственные зоны столицы, впервые были выявлены и ограничены, получили названия и номера в 1971 году в Генеральном плане Москвы. Ранее в генпланах промышленные территории изображались серыми пятнами, хотя в Москве, например, эти "серые пятна" занимают 20% территории города, а в некоторых индустриальных центрах России (Магнитогорск) - до 70% , делая жизнь жителей ближайших жилых домов и районов совершенно невыносимой. Но "виновников" химического и шумового загрязнения окружающей среды выявляли только в отдельных случаях, зачастую почти криминальных: по жалобам жителей или массовым заболеваниям.
        В 1982 году в Моспромпроекте мастерская № 7, занимающаяся производственными зонами Москвы, по собственной инициативе ввела в разработку к каждому проекту планировки и застройки промзон специальный раздел "Охрана окружающей среды". Руководитель мастерской Владимир Георгиевич Семенов пригласил на "грязное дело" архитектора Викторию Васильевну Алексашину, которая незадолго до этого имела неосторожность прочитать в ЦДА доклад "Промышленность в городе и ООС" (по плану секции МСА "Промышленные предприятия").
         Так почти любительский доклад положил начало становлению нового направления в проектировании. Алексашина набрала бригаду из сотрудников мастерской: экономиста-географа И. Н. Ильину, химика В. Л. Ефремцеву, инженера-строителя И. В. Юдина, техников-архитекторов И. Крашенинникову и А. Цыркунова. Конечно, такую масштабную дисциплину, как охрана окружающей среды, обеспечить названным минимумом специалистов было невозможно. Поэтому пришлось приобретать новые специальности - Юдина изучала акустический расчет (под руководством И. А. Шишкина из МИСИ), Алексашина считала на ЭВМ загрязнение атмосферного воздуха (с 12 часов ночи до 6 утра, по знакомству, так как своей ЭВМ в Моспромпроекте не было). Начальство порой удивлялось: "Зачем это вам? Ведь никто не требует".
         Единственная программа УПРЗА выдавала данные по загрязнению атмосферного воздуха различными ингредиентами в натуральных единицах - мг/м3, а распечатку - рулоном. Мастерская располагалась тогда в старинном трехэтажном здании на улице Огарева, с длиннющим полутемным коридором через весь этаж. После работы, раскатав по коридору рулон, бригада переводила натурные показатели по каждому веществу в относительные (к ПДК - предельно-допустимой концентрации). Пересечений координат - тысячи. С арифмометром "Феликс" ползая на коленях по коридору до полуночи, вручную делали то, с чем сегодня так просто справляется компьютер. Даже изолинии проводили цветными карандашами. И было это всего лет пятнадцать назад!
         Первый расчет - промзоны Коровино - поверг мастерскую в шок. Десятки предприятий, прежде всего ТЭЦ-21, "разукрасили" атмосферу в окрестностях промзоны: самые "густые" пятна загрязнений легли на площадку будущего жилищного строительства. А под высокими трубами ТЭЦ почти чисто - хоть детский сад размещай. Пришлось проектировщикам частично переделывать проект реконструкции промзоны.
          Постоянно консультировались (например, с крупнейшим специалистом по загрязнению атмосферного воздуха А. А. Беккером и другими). Экологов в Москве было мало, все знакомы друг с другом. Рыночная экономика еще не наступила, консультировали бесплатно. По ходу дела учились, состав раздела ООС постепенно оформлялся. С 1982 года в Моспромпроекте были разработаны разделы ООС к 26 промзонам, не считая отдельных предприятий.
          В 1988 году мастерскую расформировали. Одной из последних работ, когда в мастерской уже выросли "специалисты по экологии" (в вузах их еще в ту пору не готовили), была промзона № 1 - Павелецкая, ближайшая к центру Москвы (рис. 1). Раздел ООС для этой "любимой", самой разработанной зоны делали более года. Пригласили помощников "на добрых началах" из МИСИ, ЦНИИПромзданий, МАрхИ и других организаций. Существующую зону обслуживала почти полусотня ведомственных котельных на различном топливе, вплоть до угля. На рис. 2, 3, 4 показаны схемы загрязнения атмосферного воздуха некоторыми вредными примесями - окислами азота, пылью, суммацией окислов азота с сернистым ангидридом.
            Было предположено три варианта реконструкции, в которых учитывалась необходимость обеспечения теплом всех предприятий: предлагалось построить РТС мощностью 400 Гкал/час, а котельные, кроме трех небольших и еще одной мощностью 290 Гкал/час, ликвидировать; заново построить две РТС по 200 Гкал/час, сохранив 11 существующих котельных; построить две РТС по 500 и 200 Гкал/час, сохранив три небольшие котельные. Наиболее экологичным (по показателю выбросов окислов азота) оказался первый вариант, но экономически (протяженность и стоимость инженерных сетей и сооружений, эксплуатация) он (как и третий вариант) значительно проигрывал второму. Поэтому экологи рекомендовали к разработке второй вариант с наиболее оптимальной совокупностью экологических и экономических показателей. Все три варианта представлены на рис. 8, 9, 10, 11. Конечно, какие-то "вредности" остались, ведь жизнь выдвигает и экономические требования.
         Специалистов заинтересовал вопрос рассеивания атмосферных загрязнений в сложившейся жилой застройке, примыкающей к промзоне Павелецкая с северо-запада (район улиц Дубининская и Большая Пионерская). Концентрация вредных примесей в воздухе жилого массива зависела от плотности застройки, этажности и конфигурации зданий, их взаимного расположения, ширины и направления улиц по отношению к розе ветров. УПРЗА-ГГО-1 не учитывала этих факторов. Для определения взаимодействия воздушных потоков с застройкой (а также и перераспределения концентраций примесей в воздухе жилого квартала) выбрали модельные испытания в аэродинамической трубе. "На дружеских началах" НИИстройфизики по просьбе друзей из МИСИ "продул" специально сделанный макет квартала. В результате оказалось, что в тихих уголках, где в квартале были размещены лавочки для пенсионеров, детские и спортивные площадки, концентрации промышленных выбросов возрастают по сравнению со средним для микрорайона значением почти вдвое. На участках, где есть "проветривание", они уменьшаются. В самых "тихих" местах (около 20% территории квартала) и размещаются места отдыха и спорта, детские площадки. В настоящее время уже введены в действие соответствующие программы для ЭВМ ("Гарант-Универсал" и прочие), однако до сих пор не все факторы учитываются.
          Вот так все начиналось. Сейчас появилось множество экологических фирм, специалистов-экологов готовят в вузах, при строительстве требуются специальные лицензии природоохранных органов, есть даже целый институт, разрабатывающий разделы "Охрана окружающей среды" к большинству московских проектов, - НИИПИЭГ (Научно-исследовательский и проектный институт экологии города).

         вверх страницы

 

А это на общетрепещущие темы:

 

Слухи о смерти БТИ сильно преувеличены

           

         На вчерашнем заседании столичного правительства начальник МосгорБТИ Александр Сергунов рассказал о будущем своего ведомства. Как оказалось, слухи о приватизации столичного БТИ и о недействительности выдаваемых им справок сильно преувеличены.

          «За незаконные перепланировки — немедленно в прокуратуру»
Уже 76 лет столичное Бюро технической инвентаризации (БТИ) учитывает и рассчитывает московскую недвижимость. Без справок БТИ нельзя ни квартиру купить (продать), ни санузел совместить (разделить), а с недавних пор даже дверь железную нельзя поставить. Сбор дани за перепланировки -мода последних месяцев. В каждом уважающем себя БТИ появились отделы, которые так и называются: по аркам и перекрытиям.
           - Выявляете перепланировки по капитальным стенам - немедленно в прокуратуру, - напутствовал вчера сотрудников МосгарБТИ мэр Юрий Лужков. - За опасные действия, которые горе-хозяева совершают во имя ложно понятого комфорта, нужно не штрафовать, а серьезно наказывать.
           - Инвентаризация носит заявительный характер, - разводит руками Сергунов. - Конечно, время от времени мы проводим выборочную инвентаризацию. А так - только если к нам обратятся.
           Думается, что выборочная инвентаризация - нечто исключительное для БТИ. В городе расположена масса некогда секретных объектов, надземных и подземных, которые возводились Минобороны и спецслужбами. В отличие от арендаторов и частных владельцев МосгорБТИ не имеет доступа в подобные сооружения.
           - Все, что находится под землей, инвентаризирует Мосгоргеотрест, - уточнил Сергунов и пожаловался: - У нас некоторые бывшие режимные предприятия заказывали планы своих зданий. Мы эту работу выполняли, но ее результаты они забрали себе...
           Худо-бедно, но на сегодняшний день МосгорБТИ инвентаризировало и занесло в городской реестр 42 455 московских адресов - юридически проверенных, точных. До конца года прибавится еще 30 тысяч, что в сумме составит 60% всех адресов, подведомственных городским властям. 100% будет в 2006 году. Однако, по словам заместителя руководителя жилищного департамента Валентины Логуновой, в правительственных постановлениях о сносе домов частенько указываются неправильные адреса. Ошибки из постановлений кочуют в контракты, в списки на переселение. В результате у людей возникают проблемы с регистрацией прав собственности и пропиской.


«Если риэлтеров заставят открыть архивы, многие продавцы квартир окажутся под статьей об уклонении от уплаты налогов»


             Другая забота БТИ - оценка недвижимости. Идя в ногу со временем, ГУП «МосгорБТИ» занялся рыночной оценкой объектов - но это всего лишь побочный бизнес. Толпы народа осаждают БТИ не за рыночной, а за так называемой оценкой БТИ. Она составляется на основе госстроевских нормативов, где указано, как рассчитывать стоимость строительства того или иного сооружения, какие применять коэффициенты на «усушку, утруску» и так далее. Близкой к рыночной оценка БТИ бывает только у совсем новенького дома. Чем старше дом, тем больше разница, а это порождает трудности при сделках.
            - Маленькая квартира в новостройке по БТИ будет стоить дороже, чем трехкомнатная квартира в десятилетнем доме, - говорит риэлтер Павел Горовой. - А на рынке все наоборот. Допустим, семья, мать и ребенок, продают однушику в новом доме, которая по оценке БТИ стоит миллион рублей. И покупают трехкомнатную в старом доме, которую БТИ оценивает в 500 тысяч. Органы опеки требуют оценку БТИ. И замечают: в однокомнатной ребенку принадлежит полмиллиона. А ему покупают на 250 тысяч. И не дают разрешения на сделку. Нам приходится выдумывать всякие варианты. Например, на ребенка оформляем 4/5 будущей квартиры.
             Оценка БТИ нужна чиновникам, нужна банкам при заключении договора ипотеки, но зачем она тем, кто осуществляет обычную куплю-продажу, не отягощенную нюансами? Договор купли-продажи необязательно заверять у нотариуса. Но если вам нужна его подпись, придется побегать за оценкой БТИ: иначе нотариус не сможет рассчитать размер причитающейся ему пошлины. Даже для исчисления 13-процентного подоходного налога с проданной квартиры оценка БТИ не обязательна.
- 13% берется в том случае, если продавец владел квартирой меньше 5 лет и сумма сделки превышает миллион рублей, -говорит Павел Горовой. - Поэтому в большинстве договоров фигурируют суммы типа 999 тысяч рублей. Или оценка БТИ. В принципе, если риэлтеров заставят открыть архивы, все население, продававшее квартиры, окажется под статьей об уклонении от уплаты налогов. Но на самом деле это нереально. Соглашение о цене покупки, как правило, является дополнением к основному договору, составляется в одном экземпляре и остается в агентстве. Кроме того, риэлторы после завершения сделки стараются заполучить обратно оригиналы договоров.
              Оценка БТИ лежит в основе расчета ежегодного налога на имущество. Который год федеральные власти грозятся перейти к расчету исходя из рыночной стоимости жилья, а оценку БТИ ликвидировать как класс. Очевидно, население такого удара не вынесет, поэтому дальше разговоров дело не идет. Однако федеральным властям удалось подточить сук, на котором восседает БТИ. После того как в сентябре 2003 года вступил в силу федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», в прессе появились заявления госстроевцев о том, что справки БТИ, подчиненных местным властям, недействительны. А 1 апреля в Госдуму поступит законопроект «О техническом учете и технической инвентаризации», где, как обещается, статус БТИ будет радикально пересмотрен. Но глава МосгорБТИ считает, что опасаться нечего.

           - Посмотрим, что они там напишут, - улыбается Сергунов. -Ни в одном документе не сказано, что БТИ отменяются, а наши справки недействительны. Работа, которую мы сегодня выполняем, легитимна. И никакого отказа в регистрации прав не будет.

 

Юлия ИГНАТЬЕВА

 

вверх страницы

 

Все рисунки для статей доступны на сайте в разделе "Архив рассылки" - Выпуск 7.

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Март 4, 2004

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное