Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Trend.ru - Региональная реклама от А до Я 'Рекламодатели стреляют из пушки по воробьям'


"Рекламодатели стреляют из пушки по воробьям"

27.10.2011

Рубрика: Мнение экспертов

 


Руководитель отдела маркетинга «Видео Интернешнл Трэнд» Илья Джумаев и руководитель отдела региональных исследований Аналитического центра «Видео Интернешнл» Валерий Бузин в своем интервью журналу
«Городовой» рассказали о том, как изменяются предпочтения рекламодателей и телезрителей
.

 

 www.trend.ru

 


–Какие тенденции сегодня можно выделить на рынке телесмотрения?

Валерий Бузин: Первая тенденция характерна как для России, так и для всего мира. Мы наблюдаем фрагментацию телезрителей: общенациональные каналы уже не имеют такой доли телезрителей, как несколько лет назад. Ни один федеральный канал не может собрать у экрана даже и 50% аудитории, хотя они и остаются лидерами. Люди смотрят другие телеканалы - cетевые, массу специализированных и тематических каналов, среди которых, кстати, уже продолжительное время лидирует СТС.

–Многие, к тому же, уходят на нишевые каналы.

Илья Джумаев: Знаете, когда на Западе начали появляться нишевые каналы, общенациональным предсказывали смерть. Ничего подобного - доля нишевого телевидения очень мала. Да, телезрители «рассасываются» по другим каналам, но общенациональные как были лидерами, так ими и остаются. Телесмотрение – это чаще всего семейное занятие, а специализированные каналы зачастую требованиям семейного просмотра не удовлетворяют.
Можно привести в пример США, где без подключения дополнительных устройств телезрителю доступно 150 каналов. Но смотрит он всего восемь.

–А если говорить о времени, которое тратится на просмотр телевидения?

Илья Джумаев: В разных городах по-разному, но в общем как смотрели раньше телевизор около четырех часов в день, так и продолжают это делать. В прайм-тайм у телевизора сидит каждый восьмой.

Валерий Бузин: Вторая тенденция, которую я бы отметил, – глобализация. Если раньше мы смотрели федеральные новости, то сейчас нас интересует и информация с европейских каналов.

Илья Джумаев: Я бы отметил, что параллельно с этим процессом мы наблюдаем и противоположную тенденцию. В 1990-е годы города вымирали, когда начиналась «Санта-Барбара». Сейчас мы не наблюдаем такого даже в прайм. Одна из причин – людям интересен свой контент. Поэтому я считаю, что у региональных СМИ все-таки хорошее будущее, сегодня очевидно, что потребности людей в каждом регионе разные. Простой пример. В одном из узбекских городов практически любительской камерой снимался какой-то местный сериал. Доля телесмотрения у него при этом была 80%! Если брать федеральный уровень: доля сериалов «Доктор Хаус», «Обмани меня» и прочих падает, в то время как у «Глухаря» - сумасшедший успех.

Валерий Бузин: Да, у регионального телевидения большое будущее, но, к сожалению, тяжелое настоящее. Доля телесмотрения и число региональных каналов уменьшились за последние 10 лет на 30%, практически не осталось частных локальных телеканалов – их покупают сети. Сложно делать полноценный канал, так что выживают пока проекты администраций, местных олигархов, которые держат их как предвыборные ресурсы.

–Сейчас много говорят о такой проблеме, как старение аудитории.

Илья Джумаев: Это еще одна тенденция. С 2000 года средний возраст населения вырос на полтора года, а средний возраст телезрителей – на десять с половиной лет. Получается, телевизор стали больше смотреть те, кто, может быть, прозвучит цинично, но не совсем нужны рекламодателям.

–А молодежь, очевидно, предпочитает интернет. Это уже можно считать важным сигналом для рекламодателей?

Валерий Бузин: Здесь есть один нюанс. Неважно, как ты смотришь телеканалы, – по телевизору или через интернет. Способ доставки сигнала не важен. Если бы молодежь не интересовало телевидение, вряд ли такие гиганты, как Google и Apple, развивали бы свои телепроекты в сети. Более того, социологи выяснили, что аудитория, имеющая доступ ко Всемирной паутине, смотрит телевизор всего на 15-20% меньше.
Давайте посмотрим на долю интернета в общерекламном бюджете. Во всех странах по-разному. В Великобритании - 25% (но там запрещена реклама на двух ведущих телеканалах). В остальных странах (где доля проникновения интернета выше 20%) эта цифра не превышает 10-15%.

Илья Джумаев: Нельзя сказать, что рекламный интернет-рынок растет большими темпами. Тот же Яндекс собирает 85% на контекстной рекламе, а это не рекламодатели телевидения – это мелкие фирмы вроде оконщиков.
Одним словом, интернет, конечно, в рекламном отношении вырос, но даже в кризис именно телевидение потеряло меньше всего рекламодателей, бюджеты с каналов снимались в последнюю очередь.

–Продолжая тему стареющей аудитории. Можно ли с уверенностью говорить, что поколение «50+» действительно не заслуживает внимания со стороны бизнеса?

Валерий Бузин: Я читал интервью одного английского маркетолога, она задавалась вопросом, почему у них основная целевая аудитория – жители в возрасте 25-35 лет. Ведь по сути это люди, у которых денег в общем-то пока немного. А самая «золотая» аудитория – это как раз те, кто старше 50-ти. И маркетолог объясняет это тем, что распределением бюджетов в компаниях занимаются те, кому как раз 25-35 лет, - они и судят по себе. Посмотрите, кто едет к нам с Запада в качестве туристов, – бабульки и дедульки, вышедшие на пенсию, скопившие состояние и теперь имеющие возможность его тратить.

–Но это Запад, где у населения другие экономические возможности.

Илья Джумаев: А сколько сейчас лет тем россиянам, кто в 1990-х заработал свое состояние? Это как раз аудитория старше 40 лет. А их почему-то уже списывают со счетов. Хотя они и сами являются потребителями, и обеспечивают своих детей – ту самую молодежную аудиторию.

Валерий Бузин: Кстати, еще один плохой способ оценивать целевую аудиторию – ориентироваться на мнение родственников, друзей, знакомых. Мы часто сталкиваемся с маркетологами, которые вычеркивают из медиаплана те или иные программы и телеканалы потому, что их не смотрят бабушки, мамы и так далее. 
Проблема в том, что наши рекламодатели до сих пор не знают, кто их целевая аудитория. К примеру, многие считают, что целевая аудитория у производителей бытовой техники – женщины. На самом деле, решение о покупках товаров этого сегмента принимают мужчины. 

Илья Джумаев: Каков средний месячный бюджет омского рекламодателя?

–Около 150 тысяч рублей.

Илья Джумаев: То есть в год выходит в среднем чуть более миллиона. 3-5% от этой суммы должно тратиться на изучение своей целевой аудитории. Но кто согласится отдавать 70-80 тысяч рублей на исследование? Наверное, легче разговаривать с сотрудником компании Procter&Gamble, который оперирует миллионами долларов, чем уговорить человека, который тратит на рекламу 100 тысяч рублей. Он хочет получить эффект от рекламы, а  зачастую, наоборот, стреляет из пушки по воробьям. В общем, теорий медиапланирования много, и рекламодателям нужно стремиться их использовать.


В избранное