Сегодня
поговорим о емкости рынка, его потенциале и доле, которую может занять компания
на конкурентном рынке.Если вы
занимаетесь планированием маркетинга в компании или аналитикой, вам придется
научиться рассчитывать эти показатели. Во-первых, многие руководители сейчас
уже сами просят маркетологов проанализировать рынок и просчитать его долю.
Наверно, потому что они слышали от кого-то, что это очень важный показатель
развития компании и знать, как он изменяется – очень важно. К тому же, даже,
если ваш руководитель полный профан в маркетинге, вам то эти показатели высчитывать
очень важно, особенно, если планируете выходы на новые рынки сбыта, чтобы не
ошибиться еще на планируемом этапе, о том, действительно ли рынок интересен для
развития и освоения.
Самый
первый показатель, который необходимо рассчитать для любого рынка - потенциал:
Q = nxqxp,
Q – потребительский потенциал
рынка, рассчитывается обычно в денежных или натуральных единицах за год. Это
совокупный потенциальный потребительский спрос конкретного рынка.
n – число покупателей
конкретного товара на конкретном рынке
q – среднее число покупок в
год
p – цена средней единицы
покупки
Емкость
рынка отражает фактический объем сбыта на рынке всех его участников в
деньгах или единицах продукта. Этот показатель характеризует потенциал с точки
зрения предложения и может рассчитываться несколькими способами:
n
1.Е = ∑ Аi
i=1
Ai – объем продаж i товара
n – количество
компаний-участников рынка
2.Е = П + Ов – Овв
П – объем поставок товара на рынок местными производителями
Ов – объем ввезенного товара на рынок
Овв – объем вывоза товара за пределы рынка
3.Е = А1 + А2 - А3 - А4
А1 – товарные запасы на начало периода (года)
А2 – все поступления товара на рынок за год
А3 – вывоз товара за пределы рынка за год
А4 – товарные запасы на конец периода
4.Х = Е х К1 х К2 х К3
Х –
емкость интересующего рынка
Е –
известная емкость другого рынка
К1,
К2, К3 – понижающие или повышающие коэффициенты, влияющие на приобретение
товара (численность населения, покупательская способность, пристрастия
покупателей и т.д.)
Вы
можете взять любую формулу, исходя из тех данных, которые у вас есть для
расчета.
Доля
рынка
Дi = Ai / E x 100%
Ai – объем предложения iпредприятия
Е –
емкость рынка
Также
при расчете и анализе рынка вам понадобится расчет темпов роста рынка, чтобы
оценитьего привлекательность для
инвестиций.
Темп
роста рынка
Tm = (Vm-Vm1) / Vm
* 12 / t + 1
Tm – темп роста
Vm – объем рынка в конце
базисного периода
Vm1 – объем рынка в конце
анализируемого периода
t – длительность периода
если
показатель темпа роста рынка > 1.4, то рынок находится в стадии ускоренного
роста; если между 0,7 и 1,4 – то рынок в состоянии стагнации; если меньше 0,7 –
ожидается кризис рынка.
На
сегодня – все.
В
следующем выпуске – «Портфельные подходы к анализу и планированию стратегии
маркетинга»
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна
кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в работе - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
Есть вопросы? Присылайте на адрес: info@planmarketing.ru