План маркетинга. Стратегический маркетинг Как провести фокус-группу?
Как провести
фокус-группу?
Привет!
Фокус-группа
– инструмент, позволяющий с небольшими затратами провести первичное
исследование реакции аудитории на ваш новый продукт, рекламную кампанию и т.д.
Бюджет, конечно, необходим, но он будет меньше, чем, если вы проводите
масштабное исследование рынка или/и потребителей. Конечно, придется мнение 10 человек
перевести на вашу целевую аудиторию, погрешности будут обязательно, но они
также присутствуют в любом масштабном исследовании. По крайне мере, хоть
какое-то мнение вашей ЦА вы получите.
Итак,
предлагаю вам типовой план проведения фокус-группы.
Любители
конструирования моделей самолетов и моделей самолетов марки «Варяг» (например
будем считать, что есть такой бренд)
Вступительная часть (15
мин.)
Общая информация о
фокус-группах, правила и формат проведения.
Демографическая информация
о респондентах: возраст, профессия, дети и их количество и т.д.
Информация о респондентах в
области конструирования моделей самолетов: как давно занимаются, просто
коллекционируют собранные модели или участвуют в каких-либо мероприятиях
по показу, выставках моделей? Какие исторические периоды выпуска самолетов
их интересуют, страны выпуска и т.д.?
Использование Интернет.
Используют ли какие-то сайты по конструированию и моделированию, какие
сайты нравятся, общаются ли на форумах и т.д.
Движущие силы, связанные
с преимуществами и ценностью конструирования для любителей? (30 мин.)
Как и когда впервые
занялись конструированием / коллекционированием моделей самолетов?
(Узнать, есть ли у респондентов система преимуществ и
ценностей более высокого порядка)
Почему респонденты продолжают
заниматься конструированием? Что это им дает?
Закончите следующие
предложения:
- конструирование / моделирование самолетов мне дает….
- самое приятное в самолетах – это….
8. Задание от «Варяг». Все ответы на вопросы должны быть
записаны респондентами до начала обсуждения. Обсуждать каждое чувство отдельно.
- я хочу, чтобы вы подумали о Варяге. Закройте глаза и
сделайте глубокий вдох – чем пахнет Варяг?
- с закрытыми глазами дотроньтесь до Варяга, что
чувствуете?
- не открывая глаз, подумайте о марке, что видите?
- не открывая глаз, оближите губы, что какой вкус
чувствуете?
- если бы Варяг был человеком, кем бы он был по-вашему
мнению и почему?
- опишите марку как стиль музыки.
3.Реакции на
слоганы (25 мин.)
9. Один из любителей конструирования самолетов сказал, что
«это действительно серьезноеи
увлекающее развлечение». Как вы думаете, что он имел в виду? Имеет ли смысл эта
фраза для вас и какой?
10.Насколько важными
эти концепции и значения являются для вас?
11. Какова была ваша первая внутренняя реакция на данное
выражение?
12. Проанализируем это высказывание:
- считаете ли вы, что в данной фразе содержится суть вашего
хобби?
- это меткая и точная фраза потому что….
- может быть это высказывание неверно? Почему?
Расспросите респондентов об ощущениях власти и ностальгии
по прошлому.
13.Является ли Варяг действительно серьезным
развлечением? Обсудите все «за» и «против» этого высказывания.
4. Визуальное исследование (45 мин.)
14. Сделайте паузу. Прекратим ненадолго обсуждение, я вам
кое-что покажу. Распределите все визуальные материалы среди респондентов,
дайте им посмотреть их 3-4 минуты, никак не комментируя.
15. Возьмите в руки блокнот, запишите номера 3-х изображений,
которые вам больше всего нравятся, и 3-х, которые вам больше всего не нравятся.
Действуйте по первому импульсу, самые первые ассоциации. Попросите их
зачитать выбранные номера и выпишите на доску. Разложите материалы по группам и
обсудите, почему негативное и позитивное отношение к ним.
16. Укажите в ваших блокнотах номера 2 или 3-х изображений,
которые наиболее точно передают ощущение «действительно серьезного развлечения»
и, которые совсем его не передают. Снова выпишите эти номера на доску и
обсудите.
17. А теперь давайте снова просмотрим материалы, и выпишем те
номера изображений, которые наиболее полно соответствуют Варягу именно по вашим
ощущениям и представлениям, и тех, которые далеки от этого. Снова выпишите
эти номера на доску и обсудите.
5. Завершающая часть (5 мин.)
18. если бы вам пришлось охарактеризовать Варяг одним словом,
что это было бы за слово?
Вы
можете взять этот план за основу и применить относительно своего продукта, или
цели проведения фокус-группы.
На
сегодня все. Успехов!
PS.
Все предыдущие выпуски рассылки можно найти на сайте: www.planmarketing.ru (Вкладка «Бесплатные
материалы» и «Архив рассылки»)
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна
кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в работе - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
Есть вопросы? Присылайте на адрес: info@planmarketing.ru