Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Оптимизация без переплат

  Все выпуски  

Оптимизация без переплат


Рассылка для руководителей
и владельцев компаний
«Оптимизация без переплат»
 

Письмо автору Официальный сайт Подписаться Архив рассылки


Не номинальные проблемы с номинальным директором или нескольких способов потерять все  (Часть 1)

У меня есть близкая приятельница с непростой женской судьбой, коих в России великое множество. Дважды была замужем за одним и тем же очень достойным мужчиной: офицер в прошлом, журналист, профессиональный пиарщик, ныне директор свечного завода. Одним словом, преуспевающий бизнесмен. Одна беда – алкоголик выходного дня. Все выходные пьет, в воскресенье вечером к нему приезжает врач, ставит капельницу, чтобы к утру понедельника он мог соображать. Понятно, что при таком образе жизни, отношения между супругами безоблачными не назовешь. Приятельница терпела, терпела (ради детей, как обычно говорят), пока в один из таких выходных он ей не выбил зубы. Дальше – очередной развод. Делить имущество она не стала. Благородство! «Мы прожили 20 лет. Он алкоголик, но не подлец» - говорила она мне, когда я намекала, что нужно позаботиться о своем будущем и будущем своих детей.

Бывший супруг купил ей малогабаритную квартиру на окраине Москвы. Благородство! Это после 200 метров на Кутузовском. Алименты в денежном виде не выдает, боится, что часть средств она может потратить на себя... Покупает детям горы ненужной дорогой одежды, берет их с собой отдыхать на фешенебельные курорты. Одним словом, папа-праздник. Одной с детьми сложно, нужно работать, чтобы покупать продукты и многое другое, жизненно необходимое. Дети болеют и не могут одни находиться дома. На няню, как раньше, денег нет. Поэтому приятельница попросила своих престарелых родителей ей помочь. Они с радостью приехали в столицу помогать дочери. Теперь в хрущевке их стало пятеро и расходы увеличились. Работать нужно еще больше, чтобы зарабатывать больше. Но где взять такую работу? А так хочется в отпуск, как раньше… А то все Египет и Египет.

Вот тут то на работе ей и сделали предложение, от которого нельзя отказаться. Ее вызвал владелец и рассказал о бедственном положении в одной из компаний группы, где она была главным бухгалтером. У этой компании есть долг, который невозможно погасить в силу реальных причин. А так как долг в валюте, то приходится начислять проценты и переоценивать валюту. Из-за этого начался образовываться огромный миллионный убыток. И руководство решило компанию обанкротить. Она прекрасно знала о ситуации внутри компании, лучше, чем кто-то другой. Поэтому владелец и предложил ей стать номинальным владельцем и номинальным директором на время прохождения процедуры за очень приличное ежемесячное вознаграждение. Которое ей выплачивали 2,5 года!!!

          Приятельницу отовсюду уволили, чтобы избежать аффилированности. Сочинили ей легенду, как она умудрилась купить убыточное предприятие за 1 рубль. Наняли адвоката и психолога на случай военных действий. Уверили, что форс-мажор практически невозможен, т.к. вся ситуация «слишком белая». По их версии, любой нормальный проверяющий легко во всем разберется, и не будет приставать.

 

 Тогда зачем номинал? Почему владельцу самому не возглавить банкротство своего предприятия? Ответ для главбуха нашелся очень простой: «Я много езжу по стране, часто уезжаю заграницу отдыхать. Процедур при банкротстве много, все время нужно что-то подписывать, являться лично. Вдруг меня в Москве не будет? Не хочется время терять».

Все логично. Законно. НО!!! Мы в России. А здесь бьют не по паспорту. Адвокат с психологом, отрабатывая свои гонорары,


сочинили тысячи вопросов, которые могут задать в правоохранительных или любых других органах, и ответы на них. В принципе, подход правильный. Я его одобряю. И сели с нашим горе-главбухом их заучивать. Вроде это лишнее, но народ дует на воду. Натренировали на все случаи жизни. Так спокойней.

Только в жизни все веселей. Когда убыток достиг 200 млн. руб., компанию вызвали на комиссию в налоговую. Приятельница-главбух, явилась туда, как полноправный владелец и четко и аргументировано объяснила членам комиссии происхождение убытка и невозможности пересдачи баланса. Предоставила все документы. Когда она мне это рассказывала, я просто не верила, что такое возможно! Невероятно, но теперь среди налоговиков появились грамотные специалисты, которые не гребут всех под одну гребенку. За ее походом вроде ничего не последовало. Прошло несколько месяцев. Тишина. Дальше  - обыск в 7 утра дома. Перепуганные дети, родители. Взволнованные соседи, приглашенные понятыми. Пережили и это. Ведь готовились долго, знаем, что отвечать. На работе в тот день ее встречали, как кинозвезду из светской хроники. Так прошел еще один квартал. А потом позвонили из налоговой и пригласили на беседу с начальником инспекции. Мозговой центр посовещался и решил, что номинал уже прошел огонь и воду и пойдет туда без адвоката, чтобы не вызывать лишние подозрения. Беседа, так беседа. Формат встречи не предполагает адвоката. Можно и не ходить. Но решили, что лучше ни с кем не ссориться. Да и лишняя информация не помешает. Мало ли что.

Я не устаю повторять, что дружить с налоговым инспектором – это все равно, что дружить с тигром. Большим коллективом всегда управляют люди неординарные, грамотные, обладающие навыками коммуникации. Без этого невозможно устоять на своем посту. Даже если тебя назначают на должность. И дело происходит в налоговой. Первое лицо по всем своим человеческим качествам всегда резко отличается от подчиненных. Она так сумела перевернуть беседу с бывшим главбухом, а ныне владельцем огромного убытка, что наша девушка решила, что настал тот самый форс-мажор, к которому они готовились, достала из сумочки вопросы и ответы в количестве 1000 штук и, перефразировав их на ходу, стала рассказывать свою страшную историю…

Такого никто не ожидал. Даже руководитель ИФНС. Она вызвала на беседу простую убыточную компанию, которую хотела просто в дружеской беседе попросить перейти в другую инспекцию, чтобы не портить ей показатели по инспекции в целом. А  тут такое! Можно влегкую и премию заработать, и орден на грудь. И стала она нашего номинала пугать и орать. И якобы звонить в полицию, чтобы те немедленно приехали. Арестовали опасную мошенницу и всех тех, кто за ней стоит. Видимо, от повышенного количества децибел к нашей девушке вернулся мозг, и она отпросилась в туалет. Это же налоговая, кто ее будет удерживать! Начальница предупредила, что с адвокатом связываться нельзя, т.к. он на стороне владельца и действует в его интересах. Из туалета приятельница позвонила мне. Шепотом пересказала эту страшную беседу. Я спрашиваю:

-Тебя кто-то сопровождает, ждет?

-Нет

-Тогда выйди из туалета и иди домой

-А так можно?

-Да

-И мне за это ничего не будет?

-Нет. Протокол ты не подписывала. На беседе вы были вдвоем. От своих слов откажешься. Все, что ты наболтала еще нужно доказать. Свяжись с адвокатом.

И она ушла домой. Ее никто не догонял, домой за ней никто не приехал. Просто дальше началась долгая мышиная возня за спасение владельца. Если раньше о нем никто не знал и знать не хотел, то теперь он стал известен как «человек, затевающий мошенничество».

Бюджет этой затеи вместо планируемых 50 тыс. $ по моим скромным подсчетам составил не менее 1 млн. $. Просто обычное банкротство превратилось в уголовное дело о мошенничестве. А это уже совсем другая история.

Как часто в своей предпринимательской деятельности мы руководствуемся мнимыми страхами. Нежеланием участвовать в каких-то обязательных процедурах. А есть вещи, которые просто нельзя ни на кого перекладывать. Проще поучаствовать самому, как бы не было жалко времени и напрасно потраченных отрицательных эмоций. Так дешевле во всех смыслах.

Я понимаю, что нам не дает покоя наше босоногое детство. Компаний, реально оставшихся на плаву, осталось после кризиса 2009 года много меньше. И это не моя статистика. Это статистика налоговиков! Те предприниматели, что еще остались в России (не уехали, не под следствием и т.п.), в большинстве случаев прошли огонь, воду и медные трубы. И это вполне естественно, что хочется избежать гипотетических напряженных ситуаций с кем бы то ни было и по поводу чего бы, то ни было. Но в 100% случаев проще участвовать самому. И не слушайте рассказы Васи, что у него за всю жизнь никогда не было проблем с номиналами. Так не бывает!

В моей практике 15 лет назад был случай, когда в качестве номинала клиент нашел парня 20 лет, сироту. С виду очень хороший парень. Проработал 2 недели. Мальчишка показался смышленым. Решили повысить ему зарплату и поручать реальные дела, не только номинантские. Выдали из кассы 6 000 руб. на покупку кассового аппарата. Больше его никто не видел. На это деньги он купил паленой водки, напился и умер тем же вечером. Клиент сам и хоронил. Больше же не кому. А что сделать с компанией, которая оформлена на безвременно почившего? На ней висело имущество в центре Москвы в несколько десятков миллионов долларов. И по закону должно было перейти в собственность города. Что пережил владелец, и как он спас свое имущество, это тема отдельной статьи. Сегодня такой подвиг повторить было бы практически невозможно.

Что движет предпринимателями, которые хотят прибегнуть к услугам номиналов? Как правило, когда нужно добиться одной из 3-х целей:

1.                  Скрыть аффилированность

2.                  Основная компания совершает с номинальной притворную сделку, чтобы минимизировать налоги

3.                  Операционная деятельность осуществляется от лица номинальной копании (по простому говоря, от лица «помойки»), чтобы уйти от ответственности и налогов.

Достижимы ли реально эти цели? Поверьте, если вами кто-то заинтересуется, то в очень короткий срок специально обученные люди раскрутят всю цепочку от начала до конца. Слышу, как вы мне возражаете: «Всеми не заинтересуются. Проскочим». Возможно и так. Но проскочить может и реальная компания, недоплачивающая налоги в бюджет, и компания, зарегистрированная на номиналов. Компании на номиналов не проскакивают в 1000 раз чаще! Так, зачем же прибегать к их услугам, увеличивая еще больше свои расходы, если количество попаданий от способа регистрации никак не зависит?

С трудом, но могу понять чиновников, которым запрещено по закону владеть чем бы то ни было. Им никак без номиналов не обойтись. Родственников у них тоже стали проверять. Да и имущества у них столько, что видимо вменяемых троюродных племянников в таком количестве нет.

Сейчас рынок номиналов совсем другой, нежели 20 лет назад. Уже не надо встречаться с предводителем номиналов в метро, на шумной станции. Все более цивилизованно. Сегодня номиналы состоят при адвокатских конторах, они умыты, одеты и не имеют судимостей. О времена, о нравы! Готовясь к написанию статьи, наткнулась вчера в Интернете на блог номинала! Директор-номинал описывает подробно, что он делает в течение дня, и какие муки совести он испытывает по отношению к закону. Люди пиарятся! Переживает, чем он будет заниматься по окончании проекта, где он сейчас работает "Фунтом". Фактически сам разыскивает потенциальных работодателей! 20 лет назад это были судимые, бомжи. А здесь человек явно с высшим образованием, правильный литературный слог. Невероятно…

Отвлеклась. Очень уж задело. Главное – в случае форс-мажора номинал ВСЕГДА отказывается от всего. Никто не собирается сидеть в тюрьме из-за 500-1000 $ в месяц. И это в лучшем случае. Поймите это, наконец!

Мне вспоминается еще одна интересная поучительная история. Один великий человек, имея в арсенале административный ресурс, приобретал имущество по цене ниже рынка. Его топ-менеджеры согласовали с ним схему владения через кипрские оффшоры на номиналов. Великий человек никогда номиналов в глаза не видел и никогда с ними не общался. Да и зачем светиться.


Но однажды в пятницу, которая стала для него роковой, его вызвали к руководству и сообщили, что в понедельник на него будет заведено уголовное дело. Без комментариев, додумывайте сами. Он все понял правильно, и, выйдя из больших кабинетов, не поехал домой. Он помчался в аэропорт в надежде, что на таможне еще нет запрета о его вылете.

В понедельник все СМИ написали, что он не явился на работу, не предоставил больничный, что заведено уголовное дело, и он объявлен в международный розыск. Я не моралист. Дело каждого – это дело каждого. У каждого своя история. Меня интересует только судьба имущества. Ведь это законно приобретенное имущество, купленное за деньги. Да, ниже рынка. Но за деньги, его деньги.

Топ-менеджеры, видя что у настоящего владельца нет возможности в ближайшее время вернуться на Родину, и у него нет законных механизмов для битвы за свои активы, перепродали все активы на других лиц. Оплатили перелет всех российских номиналов на Кипр. Реальный владелец больше года судился через адвокатов. Ничего не добился! Еще раз – легальных способов для защиты активов нет.

К чему я все это? Сегодня, когда налоговая нагрузка возрастает, и ответственность за содеянное в годах лишения свободы все увеличивается, есть соблазн быть страусом. И засунуть голову в песок. Обманчивое желание.

          Просто за последние полгода ко мне приехало большое количество моих стародавних клиентов, которые наслушались от «дружественных» консалтинговых и аудиторских  компаний, приятелей-бизнесменов, банкиров и т.п. о преимуществах работы с номиналами. Видимо, что-то витает в воздухе. Устала повторять – нет, нет и нет!

 

Успехов вам и процветания!


Милютина Алла Борисовна

Р.S. Если у вас остались вопросы по прочтении статьи, пишите –  BOSS@whaudit.ru.


 


Письмо автору Официальный сайт Подписаться Архив рассылки
 


Контактная информация
телефон 8(499) 238-10-80


 

В избранное