Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Команда на взлет: Эффективное управление бизнесом. Как измерить эффективность?



Мы говорим: "Управляйте эффективно". Мы говорим: "Оптимизируйте свой бизнес". А в чем она заключается - эффективность управления? И каким образом можно что-то "оптимизировать"? Расхожие понятия, употребляемые направо и налево, смысл которых в действительности мало кто понимает. Еще более интересный вопрос - а как определить, насколько эффективен ваш бизнес? Какие показатели дадут вам реальную, не приукрашенную картинку?
Эффективный бизнес, или как прекратить сокращать и начать оптимизировать

С «оптимизацией» и «эффективностью» сталкиваются в своей работе управленцы любого уровня, начиная от руководителей малых предприятий со штатом из 3-4 сотрудников, и заканчивая гендиректорами транснациональных корпораций. Однако, как показывает практика, далеко не каждый менеджер понимает значение этих терминов и умеет применять их на практике. Непонимание, что есть «оптимизация» и «эффективность», влечет за собой принятие неверных управленческих решений и, как следствие, финансовые, временные и кадровые потери. Рассмотрение этих терминов по другим углом поможет избежать принятия неэффективных управленческих решений в будущем.Начнем с азов. Открываем словарь или Википедию и читаем: 

  • Оптимизация – выбор наилучшего варианта из возможных для достижения наибольшей эффективности процесса.
  • Эффективность – способность достигать необходимого результата с наименьшей затратой времени и усилий.
С этим понятно. Давайте теперь рассмотрим, что это значит на практике, и чем грозит недопонимание или искаженное понимание этих терминов вашему бизнесу. 

Оптимизация бизнес-процессов

Если фразы «оптимизировать затраты» и «оптимизировать персонал» вызывают у вас мысли о сокращении ставок и увольнениях сотрудников, то знайте – вы на «скользкой дорожке» и понимаете термин «оптимизация» неправильно. Оптимизация – это усовершенствование бизнес-процесса, повышение его производительности при снижении денежных и временных затрат на его осуществление. При оптимизированном процессе вы получаете больше и быстрее, при этом платите меньше.Предположим, ваш отдел продаж не выполняет план. Вы увольняете одних сотрудников и набираете других. Эффект тот же. С мыслями «совсем обленились, разучились работать» вы вновь «тасуете карты в колоде», и вновь безрезультатно. А дело-то может заключаться вовсе не в людях, а в недостаточной оптимизации возложенных на них функций, отсутствии у них необходимых инструментов, в недоработках смежных отделов – гарантии, доставки, например. Возможно, то время, которое менеджер мог бы потратить на встречу с клиентом, он вынужден тратит на заполнение ежедневных отчетов или сбор 3-4 подписей ответственных лиц? Если это так, то необходимо оптимизировать его работу, убрать лишние функции. Продажник должен продавать, а не «марать» бумагу в офисе. Или не называйте его «продажник».То же самое относится и к бизнесу в целом. Оптимизированный бизнес – это эффективный бизнес. Если бизнес не оптимизируется некоторое время, его развитие затормаживается, а затем и оборачивается вспять – продукты и услуги теряют в качестве, процессы становятся громоздкими и затратными, менеджеры работают не на успех компании, а «кто во что горазд», прибыль падает.Ваш бизнес оптимизирован, если:
  • Вы знаете, сколько времени занимает та или иная операция и сколько она стоит. Во что обходится простой.
  • Штат компании укомплектован на 90-98% от расчетного и необходимого. Не больше и не намного меньше.
  • Сотрудники не сидят в офисе 24 часа.
  • Рабочий процесс регламентирован. Сотрудники лучше работают, когда четко знают, что им делать, как, когда. Практика показывает, что 80% конфликтов между сослуживцами и отделами возникает из-за отсутствия понимания, кто за что отвечает.
  • Отсутствует избыточный контроль. Зачем вам при согласовании документов огромное количество подписей ответственных лиц? Не секрет, что каждый последующий менеджер подписывает «вслепую», убедившись, что на документе уже стоит подпись коллеги. А между тем, это удлиняет процедуру согласования, снижает эффективность процесса в целом.
  • Сотрудники делают свое дело, не отвлекаясь на работу, не входящую в их обязанности. HR-менеджер не должен помимо своей основной деятельности еще и составлять табели по нормированию труда – это дело инженера по нормированию. Дело HR – работать с персоналом и только.
  • Время, отведенное для работы, не превышает реальное время работы более чем на один день. Если на изготовление баннера, от момента принятия заказа, до отправки его на полиграфию, требуется один день, то сам баннер должен быть готов максимум через два дня. Если срок изготовления затянулся, значит на каком-то из этапов существует изъян, нуждающийся в оптимизации.
Таким образом, оптимизация бизнеса – это непрерывный процесс, направленный на повышение эффективности.  А что такое эффективность?

Эффективность и критерии ее оценки

Как было сказано выше, эффективность – способность достигать результата с наименьшими затратами времени и усилий. Напрашивается логичный вывод – эффективное действие всегда результативно и экономично. Это и есть критерии оценки эффективности. «Результативность» показывает способность достигать результата, а «экономичность» – какой ценой этот результат достигнут.Если сотрудник одновременно достигает результата и экономно расходует ресурсы – он эффективен. Для примера рассмотрим менеджера по продажам на «холодных» звонках. Его эффективность заключается вовсе не в общем количестве совершенных звонков, а в количестве «полезных» звонков, по итогам которых были назначены встречи. Чтобы понять, эффективен менеджер или нет, анализируем критерии оценки эффективности его деятельности:
  • Результативность – процент «полезных» звонков от общего их количества, по итогам которых были назначены встречи;
  • Экономичность – затраты времени и денег на рабочем телефоне для того, чтобы обойти секретаршу, выйти на ответственное лицо и т.д.
Если продажник эффективен, то процент «полезных» звонков и денежные потери для их совершения соответствуют желаемым показателям. Эффективность достигается путем оптимизации. Наш продажник на «холодных» звонках не сможет работать эффективно, если от звонков его будет отвлекать необходимость заполнять ежедневные отчеты, собирать несколько подписей на согласование использования служебного автомобиля, прорабатывать с юристом вариант договора и т.п.  Все эти действия необходимо максимально упростить, в идеале выдавать ему в готовых шаблонах.То же самое и с бизнесом в целом. Эффективный бизнес – это получение максимальных доходов при минимальных расходах. Эффективность работы компании – залог ее успеха, а в условиях кризиса, когда рынок сжимается, конкуренция ужесточается, а клиенты становятся более требовательными – еще и выживания. Поэтому вы должны в каждом процессе, будь то прием на работу нового сотрудника или тот же «холодный звонок», искать возможности для оптимизации.

Наиболее эффективные инструменты для оптимизации бизнеса

Эти инструменты нельзя назвать «ноу-хау». Они давно известны во всем мире, универсальны для любого бизнеса и отлично себя зарекомендовали при решении задач оптимизации:
  • Дробление процесса или "конвейер". Если все шаги операции исполняет один квалифицированный сотрудник – это затягивает процесс и снижает его эффективность. Разделите операцию на действия, доступные рядовому персоналу, и действия, которые будет исполнять специалист.
  • Объединение процессов по месту и времени. Если один мастер будет делать маникюр, педикюр и прическу, то это будет слишком долго. Гораздо эффективней, если это будут разные специалисты, работающие одновременно.
  • Бизнес-сопровождение. Вы можете обратиться в консалтинговую компанию, которая поможет внедрить комплекс мероприятий по оптимизации. Квалифицированные специалисты проанализируют «узкие места» вашего бизнеса,  подскажут и покажут, каким образом вы можете добиться большей эффективности работы вашей компании в целом и на отдельных участках, или даже внедрят для вас все необходимые мероприятия, чтобы ваш бизнес стал эффективным.
  • Внедрение системы KPI (Key Performance Indicators) - ключевых показателей эффективности. Представляет собой систему управления бизнесом, которая помогает оценить, насколько процессы оптимизированы и эффективны. Если что-то нельзя оцифровать, посчитать, то этим процессом или элементом нельзя управлять. Сложность заключается в том, что такая система должна быть разработана под ваш бизнес, в противном случае она принесет больше вреда, чем пользы. Нельзя взять готовую систему KPI для строительной компании и применить в рекламном агентстве. Во-первых, разные бизнес-процессы, а во-вторых, невозможно оценивать по одним и тем же критериям менеджера по продажам и строителя.
Это далеко не полный перечень инструментов для оптимизации, а только лишь наиболее распространенные и эффективные из них. Вы можете применить их самостоятельно, или воспользоваться нашей услугой бизнес-сопровождения. Наши специалисты быстро и эффективно настроят и оптимизируют ваш бизнес, что позволит вам сконцентрировать свое внимание на решении других, не менее важных задач.

Метрики в бизнесе: простые формулы вашего 100%-го успеха Иногда руководители так увлекаются новым проектом, что забывают на нем зарабатывать деньги. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке есть доля правды. Ведь бывает как? Запустили новый проект, анализируются его показатели (которые неуклонно растут), пилится продукт... И вдруг проект оказывается в глубоком убытке. Откуда взялась эта пропасть между красивыми цифрами на бумаге и реальностью?Проблема не взялась из ниоткуда. Просто ее вовремя не заметили, потому что не анализировали метрики проекта, или анализировали, но не те. Это проблема – не анализируем, или анализируем не то – одна из  часто встречающихся причин убыточности бизнеса или провала стартапа.Что такое метрики, и как ими пользоваться правильно? Читайте в статье.
С уважением,
команда Центра Деловых Инициатив
 +7 (495) 365-36-01, info@bgoal.ru, bgoal.ru
Будьте на расстоянии одного клика:


В избранное