Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Измените Вашу Жизнь!

  Все выпуски  

ЛПБ (Ликвидация предпринимательской безграмотности)


Business Academy of New Technologies

 

Старт бизнеса. Выбираем способ оформления.

 

Заказать

Видео уроки «Самостоятельная регистрация ИП, ООО, ЗАО»

+

Бонус

 

 

Нужно ли вообще оформлять бизнес?

Как выбрать между ООО, ЗАО и индивидуальным предпринимателем?

Что нужно знать об упрощенной системе налогообложения?

 

 

Нужно ли вообще оформлять бизнес?

 

Из чего мы исходим в решении этого вопроса? Из того же, из чего мы исходим в решении всех вопросов данного курса. Нас интересует целесообразность тех или иных действий лично для нас. А поскольку налоговые и правовые аспекты ведения бизнеса в значительной степени создают нам неудобства, то на одну  чашу весов мы кладем необходимые действия или расходы на другую риск возникновения негативных последствий – так и приходим к верному информированному выбору.

 

Оформлять бизнес, а точнее регистрировать его, необходимо, если ваша деятельность подпадает под определение «предпринимательская деятельность».

 

Понятие предпринимательской деятельности дано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

 

Допустим, мы определили, что наша деятельность подпадает под это определение. Следующий вопрос, который возникает: а что будет, если я
не буду регистрировать
свою предпринимательскую деятельность?

 

Если правоохранительные органы смогут доказать, что вы вели предпринимательскую деятельность без регистрации, то последствия будут следующие.

 

Самое легкое – это штраф от 500 до 2000 рублей (ч. 1 ст. 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)).

 

Но если, вдруг, вы своей незарегистрированной предпринимательской деятельностью заработали более 1 500 000 рублей или причинили ущерб гражданам, организациям, государству на эту сумму, то вас ждет на выбор суда (ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ)):

 

       штраф до 300 000 рублей либо в размере зарплаты или иного дохода за период до 2 лет;

 

       обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;

 

       арест на срок до 6 месяцев.

 

И, наконец, если вы заработали на такой деятельности более 6 000 000 рублей, либо занимались такой деятельностью не один и причинили ущерб гражданам, организациям, государству в размере более 1 500 000 рублей или заработали более 1 500 000 рублей, то суд может (ч. 2 ст. 171 УК РФ):

 

Business Academy of New Technologies

       оштрафовать вас на сумму от 100 000 до 500 000 рублей либо в размере зарплаты или иного дохода за период от 1 года до 3 лет ИЛИ

       лишить свободы на срок до 5 лет ИЛИ

       лишить свободы на срок до 5 лет и взыскать штраф в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 месяцев.

 

 

Такая же уголовная ответственность предусмотрена за ведение предпринимательской деятельности без лицензии. Поэтому еще до регистрации нужно определить, нужно ли вам получать лицензию.

 

Для этого посмотрите статью 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (текст статьи смотрите в дополнительных материалах). Если ваша деятельность перечислена в этой статье, то лицензию получать надо. Если нет – то не надо.

 

Обратите внимание, что с 3 ноября 2011 г. будет применяться новый перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Этот перечень предусмотрен в ст. 12 нового Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (текст статьи также смотрите в дополнительных материалах) .

 

Последствия понятны. Но не забывайте - для того чтобы привлечь вас к ответственности, компетентные органы должны доказать в суде факт ведения предпринимательской деятельности без регистрации (и/или без лицензии).

 

А любые доказательства надо собирать - имейте это в виду.

 

Итак, с последствиями ведения предпринимательской деятельности без регистрации мы разобрались – теперь переходим к вопросу выбора наиболее оптимальной формы регистрации.

 

Заказать

Видео уроки «Самостоятельная регистрация ИП, ООО, ЗАО»

+

Бонус

 

Как выбрать между ООО, ЗАО и индивидуальным предпринимателем?

 

Основные формы для ведения коммерческой деятельности:

 

       Индивидуальный предприниматель

       ООО (общество с ограниченной ответственностью)

       ЗАО (закрытое акционерное общество)

 

Есть еще ОАО, но ее мы рассматривать не будем, т.к. эта форма подходит в большей степени для крупных компаний, которые планируют вести публичную деятельность, привлекать «биржевые» деньги (в том числе с помощью IPO).

 

Начнем с индивидуального предпринимателя (ИП). Эта форма подходит для небольшого бизнеса, который вы будете вести один, без партнеров, возможно, привлекая наемных сотрудников.

 

Что нужно знать предпринимателю про эту форму:

 

1.    ИП отвечает всем своим имуществом (нет ограничений, как в ООО, ЗАО и др. формах) – ст. 24 ГК РФ;

2.    ИП платит с доходов только 13% (а если на упрощенке, то может платить 6% или 15%), а организация - с прибыли 20% (а если на упрощенке, то может платить 6% или 15%);

3.    ИП вместо бухучета ведет учет доходов, расходов и хозяйственных операций.

 

ООО – подходит для небольшого бизнеса, который вы будете вести один или с партнерами, без привлечения инвестиционных денег (банковские кредиты к этому не относятся). Больше подходит для бизнесов, которые создаются для себя, а не для продажи.

 

Что нужно знать предпринимателю про ООО:

 

1.    По ряду вопросов требуется единогласное решение всех владельцев – при конфликте – может парализовать деятельность (список таких вопросов приведен в дополнительных материалах).

2.    В ООО можно запретить участникам продавать свои доли третьим лицам.

3.    Если ООО официально владеет дорогими активами (например, недвижимостью), то один из собственников ООО может шантажировать других своим выходом из ООО. При выходе из ООО собственник имеет право получить деньгами рыночную стоимость своей доли.

4.    При внесении в уставный капитал имущества (не денег) можно самостоятельно, без привлечения независимого оценщика, провести оценку такого имущества при условии, что его стоимость не более 20 000 рублей (п. 2 ст. 15 Федерального закона РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - ФЗ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ)).

5.    Необходимо вести список участников общества и обеспечивать соответствие его содержания сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ (ст. 31.1 ФЗ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ).

ЗАО – подходит для тех случаев, когда вы создаете бизнес на продажу или планируете в будущем привлекать инвестиционные деньги. Более «гибкая» форма по сравнению с ООО.

 

Что нужно знать предпринимателю про ЗАО:

 

1.    В ЗАО нельзя запретить акционеру продавать свои акции. У других акционеров есть преимущественное право покупки акций. Но никто не запрещает акционеру подарить акции третьему лицу и получить деньги за такую дарственную «неофициально».

2.    Дополнительная процедура при регистрации – проведение эмиссии акций

 

3.    При оплате акций имуществом требуется оценка независимого оценщика вне зависимости от стоимости имущества.

4.    Внимательно проверяйте документы после регистрации. Если генеральный директор избирается советом директоров, то должен быть протокол совета директоров, а не общего собрания акционеров.

5.    Чиновники высказывали предложения ликвидировать ЗАО «как класс» и оставить одну форму акционерных обществ – ОАО. Предложение пока не получило продолжение, но инициатива есть.

 

Что нужно знать об упрощенной системе налогообложения?

 

Следующий вопрос, который встает после выбора формы регистрации – это переходить или нет на упрощенную систему налогообложения (УСН).

 

Основной плюс «упрощенки» – это замена уплаты НДС*, налога на прибыль**, налога на имущество организаций – единым налогом по ставке 6% или 15% (в некоторых регионах от 5 - 15%) в зависимости от выбранного объекта налогообложения.

 

-------------------------

* НДС при УСН взимается только:

       при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, ст. 151 НК РФ);

       в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора доверительного управления имуществом или концессионного соглашения на территории РФ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, ст.174.1 НК РФ).

-------------------------

** Налог на прибыль при УСН взимается только с доходов:

       в виде дивидендов (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 3 ст. 284 НК РФ);

       по операциям с отдельными видами долговых обязательств (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 4, ст. 284 НК РФ).

-------------------------

Business Academy of New Technologies

 

Обратите внимание, до 2010 при «упрощенке» также не платили единый социальный налог (ЕСН) (один из так называемых «зарплатных налогов»). Но с 01.01.2010 г. ЕСН отменили и заменили его уплатой взносов во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Фонд медицинского страхования (ФОМС)).

 

После этого изменения с 2011 г. для организаций и ИП на «упрощенке» серьезно увеличилась налоговая нагрузка с любых выплат в пользу сотрудников (за исключением платежей по посредническим договорам и договорам аренды).

 

Сравните:

 

Пример

До 01.01.2011 г.

С 01.01.2011 г.

Организация (ИП) на «упрощенке».

 

Ежемесячный фонд оплаты труда – 500 000 руб. (совокупный размер выплат в пользу как штатных, так и внештатных сотрудников, а также разовых выплат физическим лицам за отдельные работы)

70 000 руб в ПФ РФ (14% от 500 000 руб.)

170 000 руб. в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС (34%* от 500 000 руб.)

Т.е. налоговая нагрузка на выплаты в пользу физических лиц
возросла с 2011 г. более чем в 2,4 раза.

 

* - для определенных видов деятельности установлены временно пониженные ставки (подробнее об этом в теме «Налоги»)

 

 

Очевидно, что режим УСН по налоговой нагрузке выгоден предпринимателю. Но законодатель ввел ряд ограничений на применение УСН.

 

1)   На «упрощенку» не могут перейти организации, перечисленные в п. 3 ст. 346.12 НК РФ (полный перечень см. в дополнительных материалах):

 

2)   Доходы организации за последние 9 месяцев не должны превышать 45 млн. рублей (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ).

-------------------------------------------

Обратите внимание, указанный выше предельный размер доходов в 45 млн. рублей действует до 30 сентября 2012 г. включительно.

 

С 01 октября 2012 г. по 31 декабря 2013 г. предельный размер доходов будет составлять 43 428 077 руб. Разъяснения расчета см. в дополнительных материалах.

-------------------------------------------

 

Обратите внимание, что предел доходов не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Т.е. предприниматель может перейти на УСН вне зависимости от размера доходов за предыдущие 9 месяцев.

 

Помимо ограничений на УСН существуют практические проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели и организации на УСН.

 

Заказать

Видео уроки «Самостоятельная регистрация ИП, ООО, ЗАО»

+

Бонус

1.    Проблема «входящего» НДС

 

Суть проблемы заключается в следующем. Организация (предприниматель) на УСН не платит НДС. Соответственно, выставляя счета на оплату своих товаров (услуг) в графе «НДС» пишет «без НДС».

 

Руководитель другой организации (покупатель), получая такой счет, понимает, что в сумме, которую он вам заплатит, не будет НДС, а значит - он не сможет уменьшить свой НДС.

 

Понятнее это выглядит на схеме

 

Схема 1

 

 

 

 

 

 


Схема 2

 









Стрелка вправо: 1180 рублей 
(в т.ч. НДС 180 руб.)

Покупатель


Уменьшит свой НДС
на 180 руб
.

 

 


Организация (предприниматель)
на общем режиме налогообложения

 

 

 

 

 

 

 


Вывод: если покупатель найдет другого поставщика, который продаст ему товары за такую же  сумму, что и вы, но с НДС – он уйдет от вас к нему.

 

Вы, конечно, можете снизить стоимость своих товаров на сумму НДС и объяснить это покупателю. Но, на практике, никто не любит снижать цены (скорее повышают). Во-вторых, проблема «входящего НДС» - это еще и психологическая проблема. Когда бухгалтер или руководитель видит счет без НДС – ему это не нравится.

 

Для тех, кто не очень хорошо понимает логику НДС и налоговых вычетов – потерпите до раздела «Налоги»: в нем я доступно и понятно разъясню основные налоговые понятия.

 

2.    В случае вынужденного «обратного» перехода с УСН на общий режим налогообложения вы должны будете доплатить государству налоги, сдать по ним отчетность, восстановить бухгалтерский учет.

 

Такая проблема возникнет, если вы:

 

       за год заработаете более 60 млн. рублей* (п. 4.1. ст. 346.13 НК РФ) И /ИЛИ

       попадете под запрещенный перечень организаций (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

 

-------------------

* - ограничение в 60 млн. руб. действует до 31 декабря 2012 г. включительно. С 1 января 2013 г. эта сумма уменьшится до 57 млн. 904 тыс. 102 руб. 94 коп. (оптимистичный подход) или до 30 млн. 760 тыс. руб. (пессимистичный подход). К сожалению, Минфин России придерживается пессимистичного подхода, но на стороне добра :о)) Высший Арбитражный Суда РФ.

-------------------

 

Это приведет к дополнительным денежным, временным и организационным затратам.

 

Чтобы избежать такой неприятной ситуации внимательно следите за размером доходов, а также избегайте действий, в результате которых вы попадете под перечень организаций, указанный в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

 

3.    Необходимость постоянного контроля за тем, чтобы организация (предприниматель) не попали под вынужденный «обратный» переход.

 

Про эти проблемы необходимо помнить перед тем, как вы примете решение о переходе на УСН.

 

Последний вопрос, который надо решить с УСН – это какой вид УСН (объект налогообложения) выбрать. Есть два варианта – либо платить 6% со всех доходов (фактически с оборота), либо 15% с прибыли (доходы минус расходы).

 

-------------------------------------------

Обратите внимание, с 1 января 2009 г. региональные власти получили право самостоятельно устанавливать ставку налога с объекта «доходы минус расходы» в пределах от 5 до 15%. Поэтому, до принятия решения о выборе объекта налогообложения посмотрите принят ли в Вашем регионе местный закон о размере ставки налога по объекту «доходы минус расходы». Такой закон может называться примерно так:

 

Закон «О налоговой ставке для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов».

 

-------------------------------------------

 

Основной критерий выбора следующий – если по вашим прогнозам доля расходов будет меньше 60% предполагаемых доходов, то лучше выбрать в качестве объекта «доходы», т.е. 6%. Если расходов более 60%, то лучше выбрать в качестве объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов», т.е. 15%.

 

 

Доход

Расход

Разница

Сумма единого налога (6%)

Сумма единого налога (15%)

Ситуация 1

1 000 000

900 000

100 000

60 000 (6% от 1 000 000)

15 000(15% от 100 000)

Ситуация 2

1 000 000

100 000

900 000

60 000 (6% от 1 000 000)

135 000 (15% от 900 000)

 

Как видно из таблицы. В ситуации 1 выгоднее использовать 15% УСН (т.е. объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).

 

В ситуации 2, когда расходы минимальны, выгоднее использовать 6% УСН (т.е. объект налогообложения «доходы»).

Первый нюанс. Когда будете считать свои расходы обратите внимание, что Налоговый кодекс РФ разрешает учитывать ТОЛЬКО те расходы, которые:

       указаны в ст. 346.16 (текст статьи приведен в дополнительных материалах);

       непосредственно связаны с вашей деятельности и способствуют получению дохода.

 

Если среди ваших расходов будут в том числе и те, которые НЕ УКАЗАНЫ в ст. 346.16 НК РФ, то подобные расходы надо оставить за скобками и не учитывать при расчете общей суммы расходов.

 

Второй нюанс. Допустим ваш доход – 1 000 000 руб. Вы посчитали свои расходы (с учетом ст. 346.16 НК РФ) и у вас получилась сумма 950 000 руб. Разница – 50 000 руб. Вы понимаете, что вам выгоднее использовать 15% УСН. Вы считаете сумму единого налога (15% от 50 000 руб.), получаете сумму 7 500 руб. и … оказывается вы ошиблись.

 

«Как так???» - спросите вы. В чем тут ошибка. Правила математики никто не отменял. 15% от 50 000 – это 7 500 и точка!!!

 

Да, совершенно верно, 15% от 50 000 – это 7500, но только в этой ситуации сумма налога будет 10 000 руб. (1% от вашего дохода в 1 000 000 руб.).

 

У 15% «упрощенки» есть такое неприятное правило – ограничение. Сумма налога не может быть меньше 1% от вашего дохода. Если вы посчитали все свои доходы, расходы и оказалось, что 15% от разницы будет меньше 1% от дохода, то в бюджет вы должны будете заплатить именно 1% от дохода. Такой налог называется «минимальный налог».

 

 

Доход

Расход

Разница

ОШИБОЧНАЯ
 сумма налога

ПРАВИЛЬНАЯ
сумма налога

Ситуация 3

1 000 000

950 000

50 000

7 500 (15% от 50 000)

10 000(1% от 1 000 000)

 

Из этого правила есть очень жесткий вывод. Если ваша прибыль 1% и менее от вашего дохода, то прямое использование УСН приведет к убыткам! В этой ситуации самый простой выход – это отказаться от использования УСН и работать на общем режиме налогообложения.  

 

Третий нюанс. Если вы решите перейти на 15% «упрощенку» и будете платить минимальный налог по ставке 1% от дохода (а не 15% от разницы между доходами и расходами), то в платежном поручении на перечисление суммы минимального налога необходимо правильно указать КБК.

 

Обратите внимание, что КБК единого налога и минимального налога РАЗНЫЕ (!). Те, кто впервые начинает работать на 15% «упрощенке», часто допускают такую ошибку – рассчитывают минимальный налог, а в платежке пишут «единый налог» и КБК единого налога – это неправильно. Если вы платите минимальный налог, то в платежке необходимо писать «минимальный налог» и указывать КБК минимального налога.

 

Заказать

Видео уроки «Самостоятельная регистрация ИП, ООО, ЗАО»

+

Бонус

В следующей рассылке мы поговорим о регистрации бизнеса, о форме заявления и где ее взять, о программе подготовки документов и о многом другом.

 

Есть вопросы? Пишите по адресу asmline@mail.ru 

 

 

Стоимость видео курса 490 рублей.

Оплата «Яндекс.Деньги» и «Webmoney».

 

С уважением, Александр Павлюков.
Основатель проекта 
«Бизнес Академия Новые Технологии».

www.nt-dv.ru

 

 

Business Academy of New Technologies

 

 


В избранное