Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Блог по менеджменту Владимира Токарева


Из жизни начинающего препода 


1993–1997 гг. 

Так получилось, что моя переподготовка (бывшего прикладного физика) за партой проходила по рыночной экономике (подготовка и сдача кандидатских экзаменов по специальности в 1992 г. по истории экономических учений и экономикс). Но преподавать я стал сначала менеджмент (затем маркетинг и близкие к ним предметы). И только через год (после перехода в нижегородский иняз с трудовой книжкой) моя переподготовка мне пригодилась – для нагрузки дали вести практику по экономической теории. 

А поскольку в то время (думаю и сейчас также) преподы зарабатывали тем, что в основном еще и подрабатывали (в разных вузах), волею случая попал еще по совместительству в педагогический университет, где мне поручили (наряду с преподаванием менеджмента и маркетинга для спецфакультетов, у кого это было в программе) уже не только вести практику, но и читать лекции именно по экономической теории. Я уже знал – это не мое, но, думаю, делал свою работу не хуже других. 

Когда я рассказываю о своем опыте преподавания экономической теории, всегда возникает громкий смех. Дело в том, что мне поручили вести курс экономической теории старшекурсникам на факультете физической культуры (для спортсменов). И всегда задают вопрос – им зачем нужна экономика? Это отдельный вопрос. 

Но факт остается фактом – попал я на необычный факультет. И на необычный поток. 

Дело в том, что кто-то придумал нововведение – увеличить обучение этим студентам на целых полгода (не очень разбирался – почему и зачем, по моему, добавили вторую специальность). И поскольку я попал в первый год такого эксперимента, то деканат мне пояснил примерно так. «У нас у всех нагрузки хватает (а все кафедры всех вузов всегда ведут неустанную и непримиримую борьбу за нагрузку — ВТ), потому в первый год мы решили дать побольше экономической теории» (к сожалению, менеджмента там в программе не было, лучше бы его добавили — ВТ). 


Самим студентам факультета физической культуры (подготовка тренеров и учителей физкультуры) я рассказал всю правду: «В Нижнем экономическую теорию преподают везде (в соответствии с образовательными стандартами). Но если не брать экономические факультеты, то количество учебных часов на экономику у вас – самое большое из всего, что я встречал в городе (ровно в 2 раза больше). Будем готовить из вас еще и экономистов J». 


Сейчас можно сделать выводы. Кстати, сами студенты, по моей оценке, были нисколько не слабее студентов других факультетов – так что легенда о том, что спортсмены слабенькие – неправда. 


Для студентов. 

Несколько студентов (наверно много спорили на занятиях – я их запомнил, и они даже со мной немного подружились) затем встречал в качестве директоров (известной сети СпортМастер), т.е., пошли по пути «практической экономики», жаль, что читал им не менеджмент, но экономика им также была полезна – после нее легче изучать и менеджмент и маркетинг самостоятельно. 

Для меня (консультанта). 

При анализе рынка (при разработке стратегии) приходится много чего анализировать, И выполнять анализ макроэкономического состояния рынка, в котором находится фирма, приходится тоже. Так что, без сомнения, когда я уже стал консультантом, я нисколько не жалел, что на пару лет жизнь меня бросила в сторону «не совсем по специальности». 

Полезные выводы (обещал): если некоторое время вам придется заниматься «не совсем своим делом» — не беспокойтесь, увидите далее, что это окажется полезно именно для вашей основной профессии. 


В избранное