Как получать прибыль от качественного сервиса Самоучитель по работе с претензиями
Есливы работаете в отделе сопровождения клиентов,
например, в call-центре,
справочной или технической поддержке, то периодически вам точно приходится
работать с негативом клиентов.
Работа с претензиями - это самая болезненная тема для сотрудников
сервиса.
Давайте рассмотрим, как эффективно
построить разговор с недовольными клиентами, на примере технической поддержки
Интернет-провайдера. Предложенные здесь правила работы с претензиями
универсальны. Они будут полезны в любой сфере бизнеса, где работа с клиентами
не ограничивается единичной продажей, а требует дальнейшего сопровождения и
взаимодействия с покупателем.
Каждый оператор или инженер
скажет, что, выбрав работу в техподдержке, вы периодически будете слышать в ответ
на свое приветствие недовольный, а иногда даже истеричный голос:
- Сколько можно? Опять интернет не работает!
- Где же Ваши инженеры? Уже двенадцать
часов!!! Я из-за Вас на работу не пошел!
- Вы что там, с ума посходили? Обещали
запустить интернет через два часа, а уже прошло пять!!!
Бывают и такое, правда, реже:
- Сегодня приходили работники вашей
компании, что-то там сверлили в подъезде и после этого у меня не работает
телефон. Я требую, чтобы мне сегодня же восстановили телефон!
Если обещания не выполнены, а
услуга предоставляется некачественно, конечно, клиенты имеют полное право на
недовольство и жалобы. Однако они зачастую «приправляют» свою речь
оскорблениями, грубыми словами и даже угрозами.
Когда технические неполадки
возникают сразу в нескольких домах, кварталах, микрорайонах, то подобные звонки
просто сыплются на вас. И вы рискуете утонуть в негативе, проблемах и эмоциях.
Чтобы избежать эмоционального выгорания и сохранить
способность работать с клиентами на позитиве, предлагаю несколько правил
поведения в подобных ситуациях.
Правило 1
Учитывайте, что претензии
обращены не лично к вам, а к компании, которую вы на данный момент
представляете. Поэтому следите за тем, чтобы не принимать оскорбления и негатив
на себя. Заботьтесь о своем эмоциональном состоянии, научитесь ставить образные
барьеры между собой и клиентом.
А если клиент криком кричит и
кроет вас матом? Во многих компаниях есть регламент, который позволяет
сотрудникам прекратить разговор, предварительно предупредив клиента, что будет
вынужден положить трубку, если тот не прекратит грубить.
Правило 2
Если претензии клиента адекватны
и компания, действительно, виновата, вам следует принести извинения. И лучше
сделать это сразу, несмотря на то, что вы можете услышать в ответ: «Не нужны
мне твои извинения».
Я знаю, что у многих операторов есть
психологический барьер перед извинениями. Мне кажется, что у нас часто
извинение означает унижение. Извинился – значит, прогнулся, проиграл.
Чтобы снять этот барьер,
достаточно осознать, что вы приносите извинения не от себя лично, а от лица
компании. Вы же не виноваты в том, что кабель поврежден или «интернета нет» по
техническим причинам. Вы лично несете ответственность за то, чтобы грамотно
проинформировать клиента о ситуации и успокоить. Бесперебойная работа
оборудования, как правило, входит в обязанности другого отдела.
Правило 3
Никогда не отзывайтесь плохо о
сотрудниках Вашей компании.
Иногда так и подмывает сказать:
«Я ничего не могу сделать - это ремонтная бригада во всем виновата» или «Я Вам
ничего такого не говорила! Это был другой оператор. Как ее звали? Света? Она у
нас новенькая».
Тем самым вы буквально разрушаете репутацию компании и
демонстрируете свою некомпетентность.
Можно сказать примерно следующее:
- Приношу извинения за то, что вам дали
неверную информацию. Давайте разберемся…
- Я приношу извинения за то, что наши
техники до сих пор к Вам не пришли. Возможно у них объективные причины. Я
сейчас узнаю и обязательно перезвоню.
Правило 4
Выполняйте обещания и не
заставляйте клиентов ждать. Если вы обещали перезвонить клиенту в течение
определенного времени, обязательно выполните обещание, даже если у вас нет
четкой информации.
Клиент должен знать, что вы
занимаетесь его вопросом. Ваша обязательность и заинтересованность в клиенте
повышают его лояльность компании.
Даже если Вы устали или не в
настроении, всегда сразу принимайте звонок клиента. Не заставляйте его висеть
на телефоне в ожидании ответа. Время ожидания дает возможность клиенту накрутить
себя, а это вам точно не нужно.
Правило 5
Никогда не говорите клиенту: «Я
не знаю».
Вы опять ставите под сомнение
компетентность компании и свою собственную. Всегда есть возможность уточнить
информацию у коллег, вашего руководителя, у сотрудников смежных подразделений.
Возьмите паузу, пусть клиент подождет немного (не более 1-2 минут) или
перезвоните ему через некоторое время, когда выясните ответ на его вопрос.
Правило 6
Если клиент разговаривает с Вами
эмоционально, задавайте вопросы по сути, переключайте на факты. Когда вы
спрашиваете что-либо, клиент начинает думать и переходит с эмоций на
конструктив.
Следует помнить, что если
задавать вопросы, на которые клиенту сложно ответить, это его может
раззадорить, и он снова переключиться на негатив.
Правило 7
Говорите на языке клиента!
Ваш язык специфичен. И для
большинства клиентов он сложен. Не надо заблуждаться, что клиент обязан знать
все технические термины. Он просто пользуется Интернетом. И если он вас не
понимает, то начинает нервничать, потому что чувствует себя некомфортно. Как
будто вы относитесь к нему свысока или надменно. А практически в 100% случаев -
свежий конфликт с накалом страстей.
В заключение скажу, что
существует целый ряд типовых претензий, с которыми приходится работать
сотрудникам в компаниях разного профиля. Моя задача как тренера и
консультанта- сформировать у
операторов, инженеров и менеджеров «привычку» управлять конфликтными ситуациями
и не провоцировать их. Для этого полезно прописать речевые модули иалгоритм поведения в случаях типовых и
нестандартных претензий со стороны разных клиентов.
Однако все эти способы будут
работать при одном условии – претензии клиента должны быть рассмотрены и
разрешены в кратчайшие сроки. Иначе никакие правильные слова и адекватные
действиясотрудников по сопровождению
клиентов не спасут репутацию компании, которой будет сложно избежать финансовых
убытков.