Существенная часть слов в языке имеет эмоциональную
окраску, которая диктует их употребление в речевых модулях и блоках.
Приведем пример. Наш коллега, бизнес-тренер,
поделился не самой удачной фразой, которую спонтанно «выдал» клиенту.На встрече, где он проводил презентацию своих
услуг, на вопрос клиента - «А темы тренинг будут рассматриваться именно в такой
последовательности, как вы указали в программе?» - наш знакомый ответил:
- Вообще, порядок тем может быть НАРУШЕН…
Услышав себя и осознав отрицательное впечатление,
которое создало слово «нарушен», тренер быстро поправился. Какое слово он
подобрал?
- Да, порядок может быть изменен. Это зависит
от…
Очевидно, что второй вариант фразы сохраняет общий
позитивный тон разговора, не вызывает сомнений или напряжения у клиента. В то
время как слово «нарушение» и все его синонимы «накрепко» закреплены за
отрицательными ассоциациями: сбой, поломка, наказание и т.д.
Итак, преимущества второй фразы очевидны. И вроде
бы что здесь страшного? Ведь «переговорщик» вовремя исправился. Дело в том, что
негативные слова, факты, ассоциации и ощущения гораздо ярче фиксируются в
оперативной памяти, чем позитивные. В итоге, когда тренер прощался с клиентом,
тот в размышлении повторил: «Все-таки значит, может быть нарушен…».
Продажа программы обучения, кстати, прошла успешно,
однако … Руководитель, с которым велись переговоры, попросился на тренинг в
качестве участника, сказав, что «покупает кота в мешке» и хочет убедиться в
том, что работа пойдет в соответствии с планом.
Грамотное составление речевых блоков учитывает ассоциации,
которые вызывают разные слова, наличие профессиональных искажений в их
употреблении и изменение значения или эмоциональной окраски слова в зависимости
от контекста.
Если ваши сотрудники или вы сами часто используете
в работе с клиентом ряд слов с негативным эмоциональным оттенком, то необходимо
сформировать корпоративный список STOP-фраз. Это позволит выявить и исключить из речи фразы, слова иречевые блоки, которые мешают установить
контакт с клиентом, «портят» имидж компании, провоцируют конфликты или просто
непонятны клиенту. Когда речь идет о работе с претензиями покупателей, то
ограничения накладываются на целый ряд слов и фраз с частицей «НЕ». Об этом мы
уже говорили в статье «Никогда не говорите клиенту «НЕТ».
А вот слова с позитивной эмоциональной окраской полезно
включать в приветствие, первые вопросы клиенту, в рассказ о продукте или
услуге, а также, безусловно, в работу с претензиями.
Ключевое правило разработки речевых модулей:
Слова с негативной эмоциональной
окраской
заменять на позитивную или нейтральную.